КОРОБОВ
Том XXXVIII, С. 145-147
опубликовано: 19 сентября 2019г.

КОРОБОВ

Иван Кузьмич (ок. 1700, Переславль-Залесский - 20.08. 1747, Москва), рус. архит. эпохи барокко. Происходил из боярского рода. С 1718 г. К.- воспитанник с.-петербургской Морской академии. По причине склонности К. к геометрии указом царя Петра I он был выбран для отправки в Италию изучать «архитектурную науку», но затем был определен в Голландию, где были сходные с С.-Петербургом природно-географические условия и имелся большой опыт проектирования инженерных и утилитарных сооружений. Сначала К. жил в Амстердаме, затем - в Антверпене, и учился у Я. П. ван Бауршайта-старшего. Сохранились выполненные К. 11 рисунков скульптур преимущественно из иезуитской ц. св. Карло Борромео в Антверпене (1614-1621; реконструирована архит. Бауршайтом после пожара в 1718) (БАН ОР. Собр. иностранных рукописей. Альбом F0 266), копия с рисунка Я. П. ван Бауршайта-младшего, на котором изображен погребальный катафалк имп. Элеоноры Магдалены Терезы (1720) (Архитектурная графика. 1981. С. 51), проект вазы на постаменте, с изображениями сатиров (1721, РГАДА). В вышеуказанный альбом, хранящийся в БАН, включены также 2 архитектурных проекта К., подписанные им по-голландски (Исторический очерк. 1961. С. 86, 89, 91, 238). К. не был доволен своим обучением, и в письмах графу А. Д. Меншикову, возглавлявшему Морскую академию (от 23 янв. 1723), и имп. Петру I (от 1 июля 1724) ходатайствовал о переезде в Италию. Однако Петр I не разрешил переезд.

К. вернулся в С.-Петербург летом 1727 г., сдал экзамен в Канцелярии от строений, по результатам которого ему было присвоено звание архитектора; по предписанию Меншикова был принят в Канцелярию. Первые задания К. были связаны с освидетельствованием проведенных работ, в частности на Назинских кожевенных заводах. В 1727 г. К. был назначен главным архитектором Адмиралтейств-коллегии (вместо архит. Г. Кьявери), однако вступил в должность только 9 апр. 1728 г., т. к. получил разрешение провести зиму дома в Переславле-Залесском. В обязанности К. как главного архитектора входило проектирование, строительство, содержание и реконструкция зданий (церквей, учебных зданий, госпиталей, аптек) и инженерных сооружений (верфей, гаваней, парусных, полотняных, канатных и прядильных фабрик, складов), необходимых военно-морскому флоту, и занятия с учениками. Первой работой К. стало строительство под рук. Д. А. Трезини деревянных сараев (с 1728) для укрытия гребных судов в Галерной гавани на Васильевском о-ве. После смерти Трезини (1734) К. продолжал работать самостоятельно до 1741 г.

19 июня 1728 г. К. было поручено составить чертежи и смету для постройки в Кронштадте, в центре новой площади, «деревянной на каменном фундаменте» ц. в честь Богоявления Господня (1732; не сохр.). По проекту К. к прямоугольному в плане основному объему с запада примыкала 52-метровая 7-ярусная колокольня. Два нижних четверика служили основанием для 5 прорезанных арками восьмериков. Нижний ярус был декорирован колоннадой и скульптурами в нишах. Колокольня завершалась малой луковичной главкой с крестом, вокруг к-рого вращалась золоченая фигура архангела. Богоявленская ц., первая самостоятельная постройка К., стала важнейшей градостроительной доминантой в застройке о-ва Кронштадт, кроме того, ее колокольня служила маяком. Ярусное построение и силуэт церкви напоминали аналогичные композиции московских колоколен и церквей XVII в. (Иогансен. 1997. С. 200) и указывали на связь творчества К. с национальными традициями.

Для рабочих Адмиралтейства К. построил деревянную ц. в честь Вознесения Господня (1728-1729) с приделом во имя мч. Иоанна Воина в «переведенских слободах» за Глухой речкой (ныне угол канала Грибоедова и Вознесенского проспекта; заменена каменным зданием, построенным в 1755-1769, разрушено в 1936); для камергера П. Ф. Балк-Полева - дом (1728; совр. Миллионная ул., 6), в котором в 1738 г. была освящена ц. во имя ап. Иоанна Богослова (закрыта после 1755). К. выполнил проект триумфальных ворот (1731; на пересечении совр. Невского проспекта и набережной р. Мойки), к-рые построили для встречи имп. Анны Иоанновны. В их строгом убранстве важная роль принадлежала колоннаде коринфского ордера и скульптуре в верхней части. По сторонам ворот были устроены тканевые «обвесы» из красного сукна.

30-е годы XVIII в. стали временем творческого расцвета К. Он реконструировал здания Адмиралтейства, самого обширного производственно-крепостного комплекса петровского времени: мазанковые корпуса были заменены каменными (1728-1732), создана башня со шпилем (1732-1738). В центре юж. фасада гигантского 3-этажного П-образного здания, обращенного в сторону Невы, находились главные ворота с ветхой деревянной башней со шпилем (1718-1719; архит. Хармен (Герман) ван Болес). К. перестроил старую башню, поместил на ней набатный колокол, а в 1732 г. по поручению Адмиралтейств-коллегии башню разобрали и возвели новую, каменную со шпилем. В утвержденном проекте К. высота башни - 72 м; для устойчивости шпиля нижняя деревянная часть его каркаса была опущена в верхние каменные объемы башни. Простой декор башни соответствовал облику др. построек Адмиралтейства. Стены 3 ее верхних объемов (двух четвериков и 8-гранного фонаря под шпилем) были обработаны пилястрами 3 ордеров: тосканского (внизу), ионического (во 2-м ярусе) и коринфского (на фонарике). Башню венчал золоченый шпиль с флюгером-парусником. В центральном объеме здания разместился зал Адмиралтейств-коллегии, где хранились трофеи морской славы России. Благодаря точно найденным пропорциям и высоте башня заняла выдающееся место в панораме центра С.-Петербурга: она подчеркивала значение здания Адмиралтейства, откуда по сути начинался отечественный военно-морской флот; на нее были ориентированы 3 главные магистрали левобережной части города. В проекте ныне существующего здания Адмиралтейства (1806-1823) архит. А. Д. Захаров использовал идеи К. и включил деревянную основу шпиля с часами и корабликом-флюгером в новую классицистическую композицию здания.

К. занимался приспособлением дома опального кн. В. Л. Долгорукова для размещения в нем Морской академии, аптеки и лаборатории (1732-1737; находился между 3-й и 4-й линиями на Васильевском о-ве; не сохр.), сооружением построек для канатной и прядильной фабрик, наблюдением за застройкой «партикулярной слободы» (1733), постройкой большого сев. флигеля для Морского госпиталя петровского времени на Выборгской стороне (1733-1737; не сохр.), участвовал в проектировании новых каменных зданий госпитального комплекса (c 1738) и проектировал деревянный Морской полковой двор и госпиталь на 1 тыс. чел. в Ораниенбауме (1736, не реализованы) (Иогансен. 1997. С. 204-210).

В одном из 2 проектов К. Морского полкового двора прослеживается влияние архитектурных форм голл. классицизма и фламанд. барокко. Трехчастная композиция здания напоминает проект загородного жилого дома кон. XVII в. в Голландии франц. архит. Д. Маро, а одноярусная надвратная церковь-башня со шпилем - голл. центрическую ц. св. Марии в Лейдене (1639-1649; архит. А. ван Гравенсанде) (Клименко. 2012. С. 10-11). Башня, украшенная декоративными вазами, стояла на высоком перекрытии сомкнутого свода. Главную ось композиции подчеркивал портик с парными пилястрами тосканского ордера, увенчанный фронтоном и скульптурами на скатах. Центральный объем должны были фланкировать 2-этажные корпуса. Общая протяженность главного фасада, согласно проекту, составляла 106 м. Другой, упрощенный вариант также предусматривал устройство надвратного храма по центральной оси здания. Завершением церкви должен был служить небольшой восьмерик с ярусами звона и куполом в виде «шпилевидной луковицы», декорированный только лопатками. На территории Морского полкового двора С. И. Чевакинский, ученик К., соорудил Николо-Богоявленский Морской собор (1753-1762).

Видимо, по причине того, что проект отдельного госпитального здания в Ораниенбауме не был реализован, К. вместе с архитекторами М. Г. Земцовым, П. М. Еропкиным и И. Селезнёвым провел реконструкцию дворца для размещения в нем Морского госпиталя (1737-1739). В 1738 г. К. участвовал в инженерно-строительных работах по укреплению холма, на к-ром стоит дворец в Ораниенбауме. В формах существующих парковых сооружений были выполнены террасы с подпорными стенками, укрепленные контрфорсами в нижнем ярусе и украшенные нишами со скульптурой - в верхнем, а также новая парадная лестница.

К. спроектировал крупные складские сооружения (1732-1736) для хранения и просушки корабельного леса. Они находились на территории верфи при впадении Охты в Неву, на месте нынешнего Конногвардейского бульвара и на Галерном дворе близ устья Мойки. Обширный комплекс, получивший название «Новая Голландия», было решено изолировать от др. построек. Для этого К. спроектировал канал (1733-1736; ныне Новоадмиралтейский), превращавший территорию комплекса в остров; также К. выполнил проект 9 сараев, длина самого длинного из которых 105 м. На их месте архит. Чевакинский (после смерти К. архитектор Адмиралтейств-коллегии) спроектировал ряд каменных складских зданий, сохранив основные планировочные идеи своего учителя. К. занимался укреплением берега Военной гавани в Кронштадте, инспектировал строения Сестрорецкого оружейного завода и Московской парусной фабрики.

Церковь вмч. Пантелеимона в С.-Петербурге. 1735–1739 гг. Фотография. 2010 г.Церковь вмч. Пантелеимона в С.-Петербурге. 1735–1739 гг. Фотография. 2010 г.

К. приписывается сооружение ц. во имя вмч. Пантелеимона на Партикулярной верфи Адмиралтейств-коллегии напротив Летнего сада, на левом берегу р. Фонтанки (совр. ул. Пестеля, д. 2а). Церковь построена в 1735-1739 гг. на месте мазанкового храма параллельно с реконструкцией корпусов верфи, в к-рой участвовал К. Однако документы, подтверждающие авторство К., не обнаружены (Иогансен. 1997. С. 213). Церковь посвящена святому, память к-рого совпала с днями побед рус. флота при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720). Как и построенный в том районе храм во имя святых Симеона и Анны (1731-1734; архит. Земцов), Пантелеимоновская ц. является купольной базиликой. По плану она приближается к традиционному 4-столпному храму с дополнительными зап. компартиментами и доминирующим центральным куполом. Восьмигранный барабан поставлен на вост. трансепт. Т. о., архитектор храма вернулся к распространенному в XVII в. 3-частному принципу построения церковного здания «кораблем»: колокольня над обширным притвором, протяженная трапезная и четверик с полуциркульной в плане алтарной апсидой. В общей композиции 2-ярусная колокольня уравновешена массивным барабаном основного объема. Оба они завершены куполами шлемовидной формы, увенчанными фонариками с яблоками, колокольня имеет невысокий шпиль. В сдержанном декоре выделяются пилястры тосканского ордера. Не исключено, что на облик храма оказали влияние здания московских бесстолпных церквей с трапезной (такого типа как ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке). Здание было расширено (1834-1835; архит. В. И. Беретти) и перестроено в формах ампира, добавлены приделы во имя вмц. Екатерины (южный, 1764) и во имя блгв. кн. Михаила и мч. Феодора Черниговских (северный, 1895-1896). Храм закрыт в 1936 г., внутреннее убранство утрачено; восстановлен, с 1994 г. в нем регулярно совершаются богослужения.

После пожаров в С.-Петербурге (1736 и 1737) К. вместе с др. городскими зодчими определял состояние уцелевших построек и возможности нового строительства на территории между Мойкой и Фонтанкой, поскольку особенно пострадали Морские слободы. После ареста Еропкина (апр. 1740), выступившего против бироновщины, К. привлекли к работе в «Комиссии о С.-Петербургском строении», а после казни Еропкина, главного архитектора комиссии, назначили ее руководителем. Однако из-за нехватки времени и слабого здоровья К. больше времени уделял работе по Морскому ведомству. Вместе с Земцовым К. закончил кодекс-трактат «Должность архитектурной экспедиции», начатый Еропкиным, в к-ром излагались правила строительства и общая теория архитектуры.

В нач. 1741 г. К. перевели в Москву на должность архитектора Губернской канцелярии; ему поручили надзор за всеми городскими казенными сооружениями, в первую очередь за стенами и башнями Кремля, Китай-города и Белого города. В Москве К. руководил починкой стен и башен Кремля, мостов, в т. ч. Каменного. В качестве архитектора «Комиссии о коммерции» К. строил Гостиный двор и перестраивал Головинский дворец. В 1742-1743 гг. Земцов привлек К. к праздничному оформлению Москвы по случаю коронации имп. Елизаветы Петровны. К. построил Тверские триумфальные ворота (сгорели в 1752). Возможно, одним из прототипов ворот, в частности решение проездной арки с гербом и венком в тимпане, оформленной по сторонам 2 парами колонн, с криволинейными в плане очертаниями боковых частей, стали триумфальные ворота в Антверпене (1717; архит. Бауршайт-старший с сыном).

По представлению Адмиралтейств-коллегии К. был пожалован чин полковника (1744). В том же году К. вернулся к своим основным обязанностям, но вскоре по болезни уехал в длительный отпуск в деревню в Дедиловском у. Московской губ. Исполняющим обязанности К. был назначен его ученик Д. В. Ухтомский. Последний проект К., видимо, выполнен в 1745 г.,- переделка пострадавшего от пожара каменного здания в Кремле для контор Берг- и Мануфактур-коллегии. В эти же годы К. сделал проект нижегородской Макариевской ярмарки (реализован после смерти К.). В помощь терявшему зрение К. был назначен А. Ф. Кокоринов. После смерти К. в архитектурную команду Сената были определены его сыновья Иван и Николай.

Большинство зданий, построенных К., были деревянными, имели утилитарное назначение и не сохранились. Однако планировочные решения Адмиралтейства и Новой Голландии были сохранены преемниками К.; они возвели эти здания, руководствуясь его принципами регулярного строительства в духе рационализма, т. е. стремились к ясности и логичности архитектурного образа. Учениками К. были: в С.-Петербурге - Чевакинский, в Москве - Ухтомский, Кокоринов, К. И. Бланк, П. Р. Никитин.

Лит.: Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., 1911. Т. 3. С. 165-172; он же. Обучение рус. мастеров за границей // Рус. архитектура 1-й пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы / Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1954. С. 167-180; Пилявский В. И. И. К. Коробов: Мат-лы к изучению творчества // Архит. наследство. М.; Л., 1953. Вып. 4. С. 42-62. Прил.: Карты и т. п. / М. Н. Мурзанова и др.; Исторический очерк и обзор фондов рукоп. отдела БАН. М.; Л., 1961; Архитектурная графика России (1-я пол. XVIII в.): Собр. Эрмитажа: Науч. кат. Л., 1981; Иогансен М. В. Иван Коробов // Зодчие С.-Петербурга, XVIII в. СПб., 1997. С. 191-216; Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Ораниенбаумский ист.-ландшафтный комплекс. СПб., 2001. С. 190-193, 295; Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004; Зодчие Москвы времени барокко и классицизма / Сост.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004. С. 129-130; Святыни С.-Петербурга / Авт.-сост.: В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб., 20103. С. 57, 68, 88, 109, 458; Клименко С. В. Иван Коробов и особенности формирования стиля барокко в архитектуре аннинского времени // Архитектура и совр. информационные технологии. 2012. [Спец. вып.]. С. 1-14 (отд. паг.). (Электр. ресурс: www.marhi.ru/AMIT/2012/special_12/klimenko/klimenko.pdf).
Свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор