КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том XXXVIII, С. 144-145
опубликовано: 18 сентября 2019г.

КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Коробейниковская Казанская икона Божией МатериКоробейниковская Казанская икона Божией МатериЧудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края (до 1917 Усть-Каменный Исток Бийского у. Томской губ.), главная святыня Барнаульско-Алтайской епархии. Прославление К. и. связано с историей ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, храмовым образом которой она являлась. В 1882 г. в селе был создан приход, окормляемый свящ. Михаилом Пенским (Справочная книга: Состав священно-церковнослужителей Томской еп. / Сост.: Г. Меншагин. Томск, 1886. С. 125). Тщанием прихожан в 1884 г. была построена ц. во имя арх. Михаила: «...зданием деревянная, на каменном фундаменте, с таковой же колокольней и обнесена деревянной оградой. Построена по Высочайше утвержденному для сельских церквей плану за номером 113, ветхая» (ГА Алтайского края. Ф. Ф-26. Оп. 1. Д. 1558-1569, 1916 г.). В приходе к 1890 г. числилось более 6 тыс. чел. В 1902-1904 гг. на средства прихожан была возведена каменная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, приписанная к ц. арх. Михаила. К строительству храма, к созданию его росписи и иконного убранства была привлечена мастерская А. А. Борзенкова из Бийска. К 1909 (?) г. работы были окончены. Большой по размерам храмовый образ датируется ок. 1906 г. и имеет в целом традиц. иконографию для икон, восходящих к явленной в Казани в 1579 г. чудотворной Казанской иконе Божией Матери. По рассказам местной жительницы схим. Георгии (Быковой; † 2004), в засушливую погоду икону крестным ходом обносили вокруг села, несли ее неск. человек.

В 1938 г. храм закрыли, к 1941 г. в нем устроили склад зерна (ГА Алтайского края. Ф. Р-1692. Оп. 1. Д. 1. Л. 316). Драгоценные ризы с образов содрали, иконы либо уничтожили, либо использовали для хозяйственных нужд, местным жителям удалось спрятать лишь нек-рые из них (Там же). Над храмовым образом надругались, положив его ликами вверх вместо половой доски у входа в оскверненную церковь.

История спасения К. и. известна благодаря сведениям, собранным в Барнауле, Бийске, в селах Коробейникове и Нижнеозёрном. Хранительницей иконы была праведная девица Ольга Гавриловна Перегудова, или Олюшка Тёмная (ослепла от оспы в 3 года). Она рано осталась на попечении старших сестер, поскольку родители умерли. Сестры научили девочку молитве, которая и стала смыслом ее жизни. Перегудова заслужила глубокое уважение односельчан за свое смирение, простоту, незлобие и набожность, к ней часто приходили с просьбами помолиться. Однажды в тонком сне девица услышала слова Пресв. Богородицы: «Оля, возьми Меня! Меня топчут!» О велении избавить икону от дальнейшего поругания она поведала местным жителям, которые вынесли К. и. из бывш. храма. Икона была настолько истерта ногами, что на ней просматривались лишь контуры ликов Пресв. Богородицы и Богомладенца. Икону омыли водой и поместили в комнате, где проживала Олюшка. Ок. 70-х гг. XX в. девица с сестрой переехала в Барнаул, взяв с собой икону. В пасхальную ночь 1972 г. икона обновилась: ее поверхность стала гладкой, изображения четкими, одеяния Пресв. Богородицы и Младенца засветились яркими красками. Накануне, в Страстную пятницу, К. и. была украшена венком из тканевых цветов, изготовленным ткачихой К. В. Бурачевской.

После кончины Перегудовой († 1982) икону хранила мон. Глафира (Г. В. Любицкая, в схиме Евлогия; † 10 нояб. 1996, с 1994 настоятельница барнаульского в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-ря). По словам мон. Глафиры, в 60-х гг. ХХ в. она видела у Олюшки К. и., но через 15-20 лет, когда приехала забирать ее, не узнала обновившуюся икону, предположив, что это др. образ. Бурачевская и Ф. Кривлев свидетельствовали, что др. иконы у Перегудовой не было.

До 1994 г. К. и. пребывала в кафедральном Покровском соборе г. Барнаула. К 1994 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Коробейникове была восстановлена, а 3 июля того же года освящена. За неск. дней до этого правосл. жители Барнаула простились с почитаемой ими К. и. 2 июля 1994 г. крестным ходом чудотворный образ был возвращен в родной храм (от первоначального убранства также сохранились иконы Спасителя, Рождества Христова, свт. Митрофана Воронежского).

Решением Свящ. Синода РПЦ от 20 июля 1994 г. при коробейниковской церкви был основан Казанской иконы Божией Матери муж. монастырь. В память о возвращении К. и. в обители установлены престольный праздник в честь перенесения иконы (в 1-е воскресенье июля) и 7-дневный крестный ход из г. Барнаула в с. Коробейниково. Он начинается за неделю до празднования совершаемой архиерейским чином ранней литургией в Покровском кафедральном соборе. Первый крестный ход состоялся в 1999 г. В 2005 г. празднование К. и. внесено в правосл. месяцеслов. Традиционными стали крестные ходы к иконе по маршрутам Бийск - Коробейниково, Белокуриха - Коробейниково.

Т. В. Скворцова, Э. В. Ш.
Рубрики
Ключевые слова
См.также