КОРОСТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
Том XXXVIII, С. 148-149
опубликовано: 20 сентября 2019г.

КОРОСТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Волынской и Житомирской (1922-1930), Житомирской и Овручской (1992-1993) епархии (см. Житомирская и Новоград-Волынская епархия) с центром в г. Коростене (ныне Житомирской обл., Украина). 3 сент. 1922 г. архим. Леонтий (Матусевич) был хиротонисан в Киеве во епископа Коростенского, викария Волынской и Житомирской епархии, епископ возглавил Коростенское уездное церковное правление. Его кандидатура была утверждена Коростенским и Овручским уездными церковными съездами. Еп. Леонтий стал заместителем и ближайшим помощником Волынского еп. Аверкия (Кедрова; с 1928 архиепископ), к-рого начиная с 1922 г. неоднократно арестовывали и высылали из Житомира. С 15 нояб. 1922 по 23 авг. 1923 г., во время заключения еп. Аверкия в Житомирском доме принудительных работ, еп. Леонтий управлял Волынской епархией; большую часть времени викарный архиерей находился в Житомире, жил в Богоявленском мужском монастыре. Постановлением президиума Волынского губисполкома от 17 нояб. 1922 г. был ликвидирован Волынско-Житомирский епархиальный совет. Вместо него 26 нояб. была организована Волынская епархиальная канцелярия под рук. еп. Леонтия, секретарем которой стал мирянин Н. Лехницкий, канцелярию зарегистрировал губисполком. В янв. 1923 г. еп. Леонтий обратился в Житомирский горисполком за разрешением на проведение крестного хода в праздник Богоявления от собора к р. Тетерев, разрешение было получено.

Не позднее 30 апр. 1923 г. еп. Леонтий уклонился в обновленчество. С 30 апр. по 7 мая 1923 г. он участвовал во 2-м «поместном всероссийском соборе» обновленцев в Москве, где выступил против женатого епископата, за что был лишен слова «сибирским митрополитом» Петром Блиновым и покинул собор, не подписав его основных решений. (Прот. Стефан Недельский писал еп. Василию (Богдашевскому) о том, что еп. Леонтий, бывш. ученик прот. Стефана в Холмской ДС, случайно поддался общему течению среди значительной части волынского духовенства, примкнувшей к расколу; это произошло из-за «святой простоты» архиерея, приверженного аскетизму и мистицизму.) Фактически еп. Леонтий относился к колеблющейся части духовенства. В нач. 1924 г. он снова был в лоне канонической Церкви. 21 янв. 1924 г. по предложению Коростенского викария еп. Аверкий (Кедров) учредил Волынский епархиальный миссионерский совет.

6 февр. 1924 г. епископы Аверкий и Леонтий поставили подписи под постановлением пленума Волынского епархиального управления о признании обновленческого Всеукраинского синода в качестве высшей церковной власти до проведения Собора. Постановление пленума Волынского ЕУ было подтверждено Волынским епархиальным съездом духовенства и мирян, проходившим в Житомире 29-31 дек. 1924 г. под председательством управлявшего с 6 нояб. 1924 по 25 марта 1925 г. Волынской епархией еп. Полонского Максима (Руберовского); при этом последний вместе с еп. Леонтием, по их словам, присоединился к резолюции меньшинства участников съезда, отвергавшей обновленчество и не признававшей обновленческого Харьковского синода. Только один из волынских викариев, еп. Староконстантиновский Иаков (Немоловский), принял сторону обновленцев. В ряде уездов Вост. Волыни прошли съезды духовенства, выступившие против подчинения обновленцам. Утверждение отдельных исследователей о том, что в 1924 г. на территории Коростенского окр. было образовано Овручское викариатство под рук. Максима (Жижиленко), противостоявшего раскольникам, не соответствует действительности. В «журнальном постановлении» Волынского ЕУ от 20 марта 1924 г. об Овручском викариатстве указывалось, что «желательно иметь одну епископскую кафедру для всего Коростенского округа в г. Овруче с титулом епископа Овручско-Коростенского» (ЦГАВО Украины. Ф. 5. Оп. 2. Д. 196. Л. 98-98 об.). В апр.-мае 1924 г. это предложение Волынского ЕУ поддержали благочиннические церковные съезды Коростенского округа, а также уездный собор духовенства и мирян, представлявший приходы на территории бывш. Овручского у. Однако идея переноса центра вик-ства из Коростеня в Овруч не нашла поддержки еп. Аверкия. В дек. 1924 г. Овручский окружной собор духовенства и мирян ходатайствовал о создании на части территории К. в. отдельного Овручского вик-ства, но и это предложение не было удовлетворено.

С нояб. 1924 по апр. 1925 г. Волынский еп. Аверкий находился под домашним арестом в Москве. 25 марта 1925 г. еп. Леонтий в очередной раз стал временно управляющим Волынской епархией; он обратился к духовенству с циркулярным письмом, где сообщил, что полномочия по управлению епархией ему передал Полонский еп. Максим (Руберовский). 30 апр. 1925 г. в Житомир прибыл еп. Аверкий, к-рый временно свернул свои контакты с обновленцами. В окт. 1925 г. он официально отказался подчиняться обновленческому синоду в Харькове, после чего контролируемое обновленцами Волынское ЕУ во главе с Лехницким, а также назначенный 23 нояб. 1925 г. с временной кафедрой в Новограде-Волынском обновленческий «Волынский и Житомирский епископ» Павел Циприанович обвинили Аверкия и Леонтия в «уклонении в тихоновщину». С 19 окт. 1926 по окт. 1928 г., на время ареста архиеп. Аверкия, еп. Леонтий вновь управлял Волынской епархией. В июне 1926 г. Преображенский собор Житомира перешел к раскольникам, после чего правосл. кафедра переместилась в Богоявленский храм бывш. житомирского Богоявленского мон-ря. 22 дек. 1927 г. «епископ» Павел Циприанович отправил обращение к духовенству Коростенского округа с призывом переходить в обновленчество. В февр. 1928 г. в Коростень приезжал раскольнический «епископ Бердичевский» Александр Чекановский. Он совершил богослужение в одном из храмов, провел благочиннический собор, на к-ром часть духовенства К. в. объявила о переходе в обновленчество.

В февр. 1930 г. архиеп. Аверкий и еп. Леонтий были арестованы по «делу Дросси», связанному с распространением адресованного К-польскому патриарху письма о гонениях на правосл. Церковь в СССР. Автором письма был бывшший секретарь Иерусалимского Патриаршего подворья в Москве А. И. Дросси. В Житомире текст распространял грек К. А. Фотопулос, к-рый ознакомил с документом архиеп. Аверкия и еп. Леонтия, они одобрили письмо. Архиереев приговорили к ссылке в Северный край на 3 года.

К. в. было возобновлено 29 июля 1992 г. решением Синода УПЦ. 24 авг. 1992 г. во епископа Коростенского, викария Житомирской епархии, был хиротонисан архим. Виссарион (Стретович). 22 июня 1993 г. К. в. было преобразовано в самостоятельную Овручскую и Коростенскую епархию.

Арх.: ЦГИАК Украины. Ф. 2227. Оп. 1. Д. 392. Л. 64-64 об., 94-94 об.; Там же. Д. 396. Л. 43-44, 55-56 об., 57-60 об., 61-62 об., 63-67 об., 84-84 об., 85, 86-86 об.; Там же. Д. 406. Л. 20; ЦА ФСБ. Д. Н-44594. Л. 7, 27-37 об.; НБУВ ИР. Ф. 191, № 795. Л. 1-2 об.; ГА Житомирской обл. Ф. Р-1657. Оп. 1. Д. 156. Л. 31, 32, 33; Там же. Д. 233. Л. 7-8; Ф. Р-5013. Д. 30367-п. Т. 1. Л. 4 об.
Ист.: Житомир на Волыни // Украïнський правосл. благовiсник. 1926. № 8, 19 квiтня. С. 11; № 16, 16 авг. С. 10; Украïнський правосл. благовiсник. 1928. № 9. 1 травня. С. 114; Еп. Леонтий (Матусевич): [По восп. К. и Н.] // Вестн. РХД. 1985. № 145. С. 240-243.
Лит.: За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ. / Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 7-9, 289-290; Косик О. В. История сбора и распространения церк. документов (1920-1930-е гг.): (К постановке проблемы) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2010. Вып. 3(36). С. 48-66; она же. Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР: (1920-е - нач. 1930-х гг.). М., 2011.
Диак. Игорь Кучерук
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АЛЕКСИЙ (Громадский Александр Якубович; 1882–1943), митр. Волынский и Житомирский МП
  • АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
  • ВЕНЕДИКТ (Поляков Владимир Георгиевич; 1884 - 1963), архиеп. Житомирский и Овручский
  • ВЛАДИМИР (Кобец Константин Дамианович; 1884 - 1960), архиеп. бывш. Житомирский и Овручский