Древнейшая иллюстрированная рукопись с текстом кн. Бытие, сохранившаяся в виде нескольких обугленных фрагментов (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI). Известно, что в XIII в. ряд ее миниатюр был использован в качестве образцов мозаичистами, украшавшими атриум собора Сан-Марко в Венеции. Возможно, манускрипт был привезен туда одним из участников 4-го крестового похода. К 1575 г. рукопись оказалась в Англии; считается, что она в разное время принадлежала кор. Генриху VIII, кор. Елизавете I и сэру Дж. Фортескью (ум. в 1607); к 1611 г. находилась в коллекции сэра Р. Б. Коттона, потом - у сэра Г. Савила, после него - у Т. Говарда, гр. Арундела (ум. в 1646); в период до 1691 во время пожара была выкуплена у его наследников сэром Дж. Коттоном. В 1702 г., после смерти Коттона, манускрипт перешел в собственность гос-ва. В 1731 г. во время пожара в б-ке лорда Коттона в лондонском Ашбернемском доме рукопись сильно пострадала: мн. листы сгорели, у оставшихся потемнел и сжался пергамен, изменился цвет. Когда в 1753 г. открылся Британский музей, К. Г. был передан ему. Между 1842 и 1856 гг., при хранителе рукописей Британского музея сэре Ф. Маддене, поврежденные фрагменты манускрипта были отреставрированы и закреплены на новой основе. Десять листов рукописи, в 1784 г. оказавшиеся в Бристоле, также были переданы в Британский музей (с 1928 - на хранении, в 1962 выкуплены музеем). После создания Британской б-ки манускрипт вошел в ее собрание.
Первоначально рукопись была крупной. Ее размеры, согласно совр. реконструкциям,- 330×250 или даже 360×280 мм; количество листов - ок. 221 (Lowden. 1999. P. 14). Блок текста занимал ок. 275×200 мм, т. е. примерно 28 строк; листы были собраны в тетради по 10 (квинионы) листов в каждой. Рукопись содержала ок. 339 миниатюр, среди них были как полностраничные изображения, так и композиции, занимавшие только часть листа. Изображения служили букв. иллюстрациями к написанному рядом с ними тексту. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Лота (Быт 19). Хотя в К. Г. есть фрагменты текста без миниатюр, ни в одной из др. дошедших до нас рукописей кн. Бытие не была проиллюстрирована столь подробно.
Вопрос о месте и времени создания К. Г. до сих пор не решен. Г. Кесслер и К. Вайцман выдвинули предположение, что он был написан в кон. V - нач. VI в. в Египте (возможно, в Александрии или Антиное), на основании стилистического сходства его миниатюр с происходящими оттуда памятниками (тканями из музея Абегг-Штифтунг в Риггисберге, Швейцария; фресками из археологического музея в Трире, Германия и др.). Косвенным подтверждением также может служить особое внимание к изображениям, иллюстрирующим пребывание Иосифа в Египте. Независимо от происхождения миниатюристов изображения в К. Г. выполнены в соответствии с классическими художественными канонами, что нашло отражение в точной передаче пропорций человеческого тела, поз и движений, античных одеждах и иллюзионистических пейзажах. В то же время черные контуры и нек-рое уплощение фигур говорят о намечавшихся изменениях стиля, свидетельствующих о наступлении новой эпохи - средневековья. Истории библейских патриархов начинались со сцен их рождения; композиции на тему Сотворения мира сопровождали как 1-ю, так и 2-ю главы кн. Бытие; в иллюстрации к тексту о строительстве Вавилонской башни есть множество бытовых деталей, явно подсмотренных художниками в повседневной жизни (Picturing the Bible. 2007. P. 270). В цикле миниатюр из К. Г. мало общего с иллюстрациями Венского Генезиса (Vindob. Theol. gr. 31), созданного в VI в., возможно, в Вост. Средиземноморье, что говорит о существовании в раннехрист. период неск. иллюстративных циклов к кн. Бытие и, вероятно, к другим книгам Библии.
В 1621-1622 гг. художник-маньерист Д. Рабель по просьбе Н. К. Фабри де Переска должен был выполнить копию К. Г. Для этого «факсимильного издания» Рабель успел сделать 3 листа с текстом и 2 - с миниатюрами «Сотворение растений» и «Господь повелевает Аврааму покинуть Харан» (хранятся в Национальной б-ке в Париже).