КЫЛТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXIX, С. 521-522
опубликовано: 5 марта 2020г.

КЫЛТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Кылтовский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.Кылтовский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.(Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии РПЦ), расположен в пос. Кылтово Княжпогостского р-на Республики Коми. Основан в 1878 г. по инициативе еп. Великоустюжского и Тотемского Иоанникия (Казанского) архангелогородским купцом 1-й гильдии А. В. Булычёвым, владельцем Серёговского солеваренного завода. Место было выбрано в урочище Крестовый Стан, между реками Кылтовка и Б. Ель, где подвизался пустынник Василий Алексеевич Пестерев († 1832), уроженец соседнего сел. Ляли (Ляй). В 20-х гг. XIX в. рядом с избой он поставил деревянный крест, от которого, по утверждению местных жителей, исходил свет. Место на берегу р. Кылтовка получило название Крестовый Стан.

По благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского купец Булычёв обещал построить при мон-ре богадельню для престарелых, снабжать насельниц продуктами и ежегодно жертвовать сумму в размере 3 тыс. р. Он же открыл счет в Вологодском банке на 17,5 тыс. р., чтобы на проценты от ценных бумаг содержать монастырских священников. Купец И. Г. Калашников в свою очередь пожертвовал на основание обители ок. 3 тыс. га земли.

В К. м. из Варлаамиева Важского монастыря перевели неск. монахинь. Одна из них, Филарета, была возведена в сан игумении и стала 1-й настоятельницей обители. В богадельне получали уход и заботу 20 престарелых. На территории К. м. воспитывались ок. 50 девочек, которых обучали грамоте, рукоделию, домоводству. Нуждающимся ежегодно выдавалось более 10 тыс. благотворительных обедов.

Сестры мон-ря. Фотография. Нач. XX в.Сестры мон-ря. Фотография. Нач. XX в.

К 1894 г. в К. м. были выстроены ц. во имя свт. Стефана Пермского с колокольней, кирпичный сестринский корпус с 2 деревянными 2-этажными пристройками, 2 деревянных 2-этажных дома священников, гостиница, избы для рабочих, амбары, скотные дворы, конюшни, каретный сарай, мастерские, в т. ч. гончарная, скипидарная, ковровая, керамическая, деревообделочная, швейная, иконописная, золотошвейная. К. м. был обнесен кирпичной стеной. К 1912 г. в мон-ре был воздвигнут кирпичный 5-главый собор во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в визант. стиле с тепловым отоплением от калориферной печи. В соборе был поставлен 11-метровый резной дубовый иконостас, украшенный серебром, золотом и бриллиантами.

В 1918 г. К. м. был упразднен, но местные власти зарегистрировали сестер как сельхозобщину. Все материальные ценности были конфискованы. После кончины основательницы К. м. старицы игум. Филареты общину возглавила мон. Ермогена. В 1923 г. местным властям поступил донос, что насельницы продолжают совершать богослужения. Игум. Ермогена с 8 сестрами переселилась в с. Половники (ныне деревня Княжпогостского р-на Республики Коми). В 1932 г. большая часть кылтовских монахинь была арестована и сослана в лагерь принудительных работ, в т. ч. на Соловецкие о-ва. Так, мон. Анна (Шергина) в 1933 г. была лишена права проживания в 12 населенных пунктах Уральской обл. в течение 3 лет, монахини Анна (Байбородина), Анна (Дьячкова), Евфалия (Куракина), Евдокия (Екатерина (?) Ларионова), Наталия (Федюкова), Татиана (Мальцева) и др. в 1933 г. осуждены на 3 года ссылки в Северный край. Мон. Анастасия (Полуянова; † 1942) в сер. 30-х гг. XX в. проживала вместе с др. сестрами в Сыктывкаре, оказывала помощь ссыльным священникам и инокам, в 1937 г. была арестована, осуждена на 10 лет лишения свободы. Служивший в К. м. свящ. В. А. Дьяков проживал в Половинках, в 1933 г. был арестован и сослан в Северный край. В 1937 г. близ г. Сыктывкара была расстреляна бывш. послушница К. м. прмц. Елисавета (Ярыгина), канонизированная в 2001 г.

В 1923-1929 гг. на территории упраздненного К. м. находилась колония для беспризорных детей Кылтовский детский городок, с 1930 г.- 2 тюрьмы, мужская и женская. Близ тюрем был создан совхоз Ухтпечлага, а затем Севжелдорлага, ставший частью системы исправительно-трудовых лагерей. На кладбище К. м. хоронили заключенных кылтовских тюрем, среди них был похоронен и митр. Херсонский и Одесский св. Анатолий (Грисюк). После 1953 г. начались реформы ИТЛ, кылтовские тюрьмы были упразднены и на базе совхоза Севжелдорлага образован колхоз. Разрушавшийся собор использовали как клуб, столовую, склад цемента. Храм лишился куполов, водостоков, крыши. С 1971 г. сохранившиеся сооружения К. м. были взяты под охрану гос-ва как памятники архитектуры.

В нач. 90-х гг. XX в. постройки К. м. были переданы РПЦ. 16 июля 1995 г. мон-рь был вновь открыт, настоятельницей стала игум. Стефанида (Запорощенко). 15 июля 2009 г. с целью восстановления К. м. в его историческом виде создан фонд «Воздвижение Креста». К 2015 г. на территории мон-ря действовали 4 храма: во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, прп. Афанасия Афонского, свт. Николая Чудотворца и в честь Воскресения Христова. Планируется выстроить сестринские корпуса, богадельню для престарелых и инвалидов, гостиницы, иконописную и золотошвейную мастерские.

Среди чтимых святынь К. м.- деревянный крест (по преданию, его установил в 20-х гг. XIX в. пустынник Василий Пестерев; крест был утрачен после 1917 и обретен в 1996), иконы Божией Матери Казанская, «Целительница», Иерусалимская, Феодоровская, «Нерушимая Стена».

Лит.: Баталова Л. А. Крестовоздвиженский Кылтовский мон-рь // Русские мон-ри: Север и Северо-Запад России. Новомосковск, 2001. С. 502-505; Рогачёв М. Б. Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края: (Биогр. справ.). Сыктывкар, 2005. С. 32, 105, 108, 110, 114, 115, 117, 124, 128, 147; Есеева О. В. Правосл. мон-рь в религиозно-культурном пространстве Пинежья. Архангельск, 2007. С. 35.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также