[Латв. Latvijas Evange liski Luteriska Baznica], крупнейшая протестант. Церковь Латвии, одна из наиболее консервативных лютеран. церквей Европы.
Начало Реформации на территории совр. Латвии связано с деятельностью Андреаса Кнёпкена (ок. 1468-1539), принадлежавшего к кружку И. Бугенхагена при лат. школе в Трептове (Померания; ныне Тшебятув, Польша). Поселившись в Риге в 1517 г., Кнёпкен в 1519-1521 гг. посетил Трептов и Виттенберг, а после возвращения в Ригу 22 июня 1522 г. в ц. св. Петра провел успешный публичный диспут с католиками. В сент. 1522 г. в Риге начал проповедь радикальных реформационных идей сторонник А. Карлштадта Сильвестр Тегетмайер (ум. в 1552). 23 окт. 1522 г. Рижский магистрат назначил Кнёпкена архидиаконом ц. св. Петра, тем самым нарушив полномочия капитула Домского собора, к-рый в соответствии с каноническим порядком ведал такими назначениями. 30 нояб. 1522 г. Тегетмайер был назначен проповедником в ц. св. Иакова. Т. о. 2 прихода в Риге стали лютеранскими, что и считается началом Реформации в Латвии. М. Лютер в авг. 1523 г. отправил советам городов, принявших Реформацию - Риги, Ревеля (ныне Талллин) и Дерпта (ныне Тарту),- приветственные письма. В июле 1524 г. эти города заключили союз для защиты Реформации. В марте 1524 г. в Риге Братство черноголовых - объединение проживавших в городе иностранных купцов инициировало иконоборческое движение; подверглись разорению церкви св. Петра и св. Иакова, но вскоре умеренные реформаторы остановили действия радикалов.
Когда в 1525 г. Тевтонский орден в Пруссии был распущен, Ливонский орден и его великий магистр Вальтер фон Плеттенберг остались единственными носителями политической власти в Балтийском регионе. В том же году ландтаг Ливонии в Вольмаре (ныне Валмиера) утвердил соглашение вассалов Ливонского ордена с орденом и епископами об изгнании из Ливонии проповедников наиболее радикальных толков Реформации, в частности Мельхиора Гофмана (1495-1543). 21 сент. Плеттенберг получил от сословий Ливонии верховную власть над страной и гарантировал свободу лютеран. проповеди. В 1526 г. архиепископ Риги признал власть Плеттенберга как светского правителя, обеспечив католикам легальный статус религ. меньшинства. В 1527 г. Городской совет Риги пригласил д-ра Иоганна Брисмана, ученика Лютера, на должность проповедника кафедрального собора и поручил ему контролировать содержание проповедей, т. е. функции суперинтенданта. В 1529 г. Брисман и Кнёпкен составили лютеран. литургию на нем. языке (Kurze Ordnung des Kirchendienstes, 1530). После отъезда Брисмана в Германию в 1530 г. Городской совет Риги передал его функции мирянину И. Ломюллеру, назвав его должность «суперинтендант по духовным делам», затем назначил ему 3 помощников, а в янв. 1532 г. этот коллегиальный назначаемый орган получил название «консистория» (в Германии 1-я консистория была учреждена лишь в 1542 в Виттенберге). Власть Рижской консистории постепенно распространилась на всю Ливонию. В 1554 г. ландтаг в Вольмаре провозгласил свободу вероисповедания для лютеран по всей Ливонии. В 1555 г. представитель великого магистра Генриха фон Галена подписал Аугсбургский мир. К тому времени большинство населения приняло лютеранство, и только епископат и руководители ордена сохраняли верность католичеству.
Основная масса латыш. крестьянства отнеслась к событиям Реформации пассивно. Источники упоминают о 1-й лютеранской литургии на латыш. языке ок. 1560 г., однако текст ее не сохранился. Первый в Латвии случай сожжения «ведьмы» зафиксирован в Гробине в 1559 г., а в 1577-1590 гг. в Риге и ее окрестностях были преданы огню 12 «колдунов». Согласно Виленскому договору от 28 нояб. 1561 г., последний магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер (1517-1587) стал герцогом Курляндским и Земгальским и признал сюзеренитет кор. Польши Сигизмунда II Августа. Всем жителям была гарантирована свобода вероисповедания. Ливонский орден был формально упразднен 5 марта 1562 г. В 1565 г. во всей Курляндии было лишь 3 лютеранских прихода и 6 часовен. Кетлер, став лютеранином, в февр. 1567 г. представил курляндскому ландтагу в Риге план создания 70 приходов со школами и с домами призрения, для реализации своих намерений он предложил ввести постоянный церковный налог (kirchenkorn - «церковное зерно»). Суперинтендантом был назначен Александр Эйнхорн, к-рый составил закон об управлении лютеран. церковью, утвержденный Кетлером 18 сент. 1570 г. и действовавший до 1832 г. Тогда же Кетлер распорядился перевести важнейшие для богослужения тексты на латышский язык. К 1600 г. были построены 70 запланированных церквей и еще 38 дополнительно. По Закону 1570 г. Церковью и ее имуществом управляли совместно курляндское дворянство и герцог. В 1570 г. Кетлер превратил все владения, полученные дворянами Курляндии и Земгалии от ордена, в аллоды, т. е. в частную собственность, что ослабило лютеран. церковную дисциплину: на частных землях стали возводить домовые церкви, клир для к-рых назначали сами помещики, а не герцог; визитации превратились в формальность и порой прекращались совсем. После присоединения к Речи Посполитой по Кронеборгскому договору 10 апр. 1585 г. кор. Стефан Баторий потребовал от магистрата Риги, чтобы одна из рижских церквей (ц. св. Иакова) была возвращена католикам. К концу польского владычества католич. приходов в границах совр. Латвии стало больше, чем лютеранских.
В 1600 г. Швеция развернула военные действия против Речи Посполитой. Рига сдалась 15 сент. 1621 г. В 1626 г. шведы одержали решающую победу при Валльгофе и захватили всю Лифляндию. По Альтмаркскому перемирию 1629 г. Швеция получила Ригу и большую часть Видземе - до р. Айвиексте. Кор. Густав Адольф уже в 1621 г. объявил консисторию Риги высшим органом управления лютеран. церковью в швед. Лифляндии (куда вошли как латыш., так и эст. земли). В 1622 г. он назначил Германа Самсона, настоятеля ц. св. Петра в Риге, суперинтендантом «всей Ливонии к северу от Даугавы». Самсон совершил ординацию ок. 70 пасторов. Его действия постоянно и резко критиковал генерал-губернатор Ливонии Юхан Шютте. Он утверждал, что Самсон назначает на должности немцев, не знавших ни латыш., ни эст. языка. Усилиями Шютте был составлен альтернативный план устройства лютеран. церкви в швед. Лифляндии, к-рый 13 авг. 1634 г. утвердила кор. Кристина. Верховная консистория состояла из председателя и суперинтенданта; обоих назначал швед. король или по его поручению генерал-губернатор. Кроме того, в ее состав входили 6 асессоров: 3 клирика и 3 мирянина. Верховная консистория находилась в Дерпте и заседала ежегодно в июне или в июле или по мере необходимости. Верховной консистории подчинялись «низшие» консистории, в частности в Риге, Вендене (ныне Цесис) и Кокенгаузене (ныне Кокнесе), ведавшие церковными делами в прилегавших областях. Существовали городские консистории, подчинявшиеся только светским властям и ведавшие хозяйственной стороной жизни приходов. После этой реформы литургии стали служить намного чаще: не раз в месяц, а раз в неделю. В 1644 г. были установлены дни постов, обязательной исповеди и общей молитвы. Шведы учредили в Риге гимназию, а в 1632 г. основали в Дерпте ун-т. В 1660 г. уже вся Ливония перешла под власть Швеции.
За 1660-1710 гг. балт. лютеранство приобрело нек-рые черты, более характерные для скандинавской, чем для нем. традиции. В 1664 г. суперинтендант И. Г. Гезелиус заявил на синоде о необходимости полного перевода Библии на латышский язык. Перевод выполнил немецкий пастор Иоганн Эрнст Глюк (1652-1705) из Мариенбурга (ныне Алуксне). НЗ был впервые издан в Риге в 1685 г., ВЗ - в 1689 г. В Риге были открыты школы для латышских детей в Яновском и Гертрудинском приходах, а также в предместьях Торнякалнсе, Ильгюциемсе, Агенскалнсе. Всего во 2-й пол. XVII в. действовали 8 школ, где учили грамоте, Закону Божию и церковному пению. В 1687 г. генерал-губернатор на ландтаге предложил каждому приходу выделить участок земли кистеру для постройки школы (решение было принято и вступило в силу в 1694). В правление Карла XI, 19 марта 1667 г., был издан закон, запрещавший гражданам Швеции принадлежать к к.-л. др. Церкви, кроме лютеранской. В 1668 г. король учредил должность «верховный хранитель церкви Ливонии». В 1675 г. был издан ордонанс о пасторских привилегиях. Если до 1675 г. единственным вероучительным стандартом было Аугсбургское исповедание 1530 г., то теперь в качестве такового была утверждена вся «Книга согласия», содержащая и «Формулу согласия» 1577 г., со значительно более детально разработанной догматикой. 3 сент. 1686 г. был утвержден новый закон об устройстве Церкви. Король стал «верховным епископом» церкви, архиепископ Упсальский ему подчинялся. Закон предусматривал подробную и жесткую регламентацию богослужений, обязательную катехизацию, исповедь и причастие не реже, чем раз в год, а также систему штрафов и наказаний за такие проступки, как пьянство, колдовство и участие в языческих обрядах (штрафы, наказание плетьми, поражение в правах и др.). В 1693 г. этот закон вступил в силу и в Лифляндии. В 1694 г. «низовые» консистории, подчиненные Генеральной консистории в Дерпте, были упразднены. После распространения пиетизма на территории Лифляндии швед. власти с 1706 г. запретили своим подданным обучаться в Галле и др. пиетистских ун-тах Германии.
После заключения Ништадтского мира (30 авг. 1721) и вхождения герцогств Лифляндского и Курляндского в состав Российской империи остался в силе шведский церковный Закон 1686 г., кроме пункта о швед. короле как о главе церкви. В Лифляндии пиетистов стали назначать на вакантные пасторские должности, а в 1736 г. пиетист Я. Б. Фишер получил должность генерал-суперинтенданта Ливонии. В сер. XVIII в. Лифляндия стала одним из главных очагов гернгутерства. Однако в Курляндии суперинтендант сумел надолго обеспечить господство сторонников ортодоксального направления. В 1785 г. российское правительство, введя «Городовое положение», осуществило реформу городского самоуправления Риги, обеспечив участие в нем не только немцев, но и латышей и русских. После отречения Петра Бирона, последнего герцога Курляндского, 17 марта 1795 г. Курляндское герц-ство стало Курляндской губ. Российской империи. Во 2-й пол. XVIII в. было издано ок. 120 книг на латышском языке; почти все они были написаны нем. пасторами. В 1763 г. в Митаве (ныне Елгава) издан 1-й латыш. календарь. Готхард Фридрих Стендер Старший (1714-1796), пастор прихода Сунаксте (ныне в Яунелгавском крае), написал сам и перевел на латышский неск. книг для немецких пасторов, изучавших латыш. язык, составил латыш. грамматику (1761, позже переиздавалась), а в 1789 г.- немецко-латыш. словарь в 2 частях. Лифляндский публицист Г. Меркель в кн. «Латыши» (1797) призывал царское правительство вмешаться в отношения нем. помещиков с латыш. крестьянами и отменить крепостное право. Однако в правление Павла I привилегии немцев, отмененные Екатериной II, были частично восстановлены.
28 дек. 1832 г. имп. Николай I утвердил закон об организации лютеран. церкви в Российской Империи. Вся территория империи, кроме Финляндии и Царства Польского, была разделена на 8 консисториальных округов, 6 из которых располагались в остзейских провинциях, а 3 из этих 6 охватывали территорию совр. Латвии: Лифляндия (113 приходов), Курляндия (120 приходов, но часть из них в совр. Литве и Белоруссии) и Рига (11 приходов). В кон. 30-х гг. XIX в. среди крестьян остзейских провинций распространился слух, будто российское правительство предлагает им в случае перехода в Православие бесплатные земельные наделы в Херсонской губ., но что помещики это скрывают. 30 марта 1842 г. имп. Николай I утвердил «22 статьи» в ответ на недовольство крестьян. Однако после неурожая 1844 г. весной 1845 г. в Риге группа гернгутеров во главе с Дависом Баложу начала новое движение за переход в Православие. К нач. 1847 г. в Лифляндии перешли в Православие ок. 74 тыс. чел. (в Курляндии таких случаев не было). Не получив обещанной земли, мн. перешедшие в Православие латыши пожелали вернуться в лютеранство, но до 1905 г. такое действие рассматривалось как «отпадение от Православия» и каралось как уголовное преступление. Подвергались преследованиям не только они, но и пасторы, допускавшие их к причастию. 22 июля 1874 г. Александр II отправил Вениамину (Карелину), еп. Рижскому и Митавскому, распоряжение полностью прекратить преследование лютеран, принявших Православие и желавших вернуться в лютеран. церковь. Однако светские власти подобного распоряжения не получили, и в 1884-1894 гг. из 353 лютеран. пасторов, служивших тогда в остзейских провинциях, 178 привлекались к ответственности за нарушение закона о прозелитизме. Манифест 17 апр. 1905 г. позволил т. н. обращенным или их потомкам вернуться в лютеранство. Латыши, действительно переселившиеся из Латвии на свободные земли в Сибири, обычно сохраняли верность лютеранству. Так, Тобольский лютеран. приход в 1907 г. состоял из 6 тыс. чел., в т. ч. 2,4 тыс. латышей. Омский лютеран. приход в 1908 г. насчитывал 7 тыс. чел., в т. ч. 1 тыс. латышей.
К началу века доля латышей среди лютеран. пасторов составляла всего ок. 1/5, а пасторы-немцы часто плохо владели латыш. языком. Так, в 1902 г. в Мариенбурге барон Е. Э. Фитингоф, несмотря на возражения приходского совета, назначил пастором немца Вальтера, плохо говорившего по-латышски. Прихожане стали бойкотировать церковь, посылать Вальтеру и Фитингофу угрожающие письма, а осенью дело дошло до поджогов имущества барона и здания церкви. Поскольку в Лифляндии и Курляндии (но не в Латгалии) в условиях хуторского расселения церковь была единственным местом, где могли собраться жители, там вели свою агитацию и социал-демократы. В революционные дни 1905-1907 гг., особенно в мае 1905 г., во мн. приходах были т. н. церковные демонстрации, после к-рых по ходатайству пасторов и баронов консистория временно закрывала церкви. 18 нояб. 1918 г. была провозглашена независимость Латвии и Закон 1832 г. утратил силу. Декретом от 23 сент. 1919 г. правительство Латвии упразднило зависимость и все обязательства Церкви и отдельных ее приходов от сословных дворянских органов. 26 сент. 1919 г. правительство возродило Консисторию Лифляндии и Курляндии, в к-рой латыши должны были быть представлены 2 клириками и 2 мирянами, немцы - одним клириком и одним мирянином. Однако уже 1 окт. 1920 г. правительство упразднило консисторию и передало ее функции консистории г. Риги. В 1920 г. были созваны синоды Лифляндии и Курляндии. В то время в Латвии было 194 латыш. и 20 нем. приходов. 4-7 апр. 1921 г. в Риге состоялся 1-й совместный синод 2 исторических провинций. В условиях межнациональной напряженности латыш. большинство отказало нем. меньшинству в автономии, а немцы в знак протеста покинули синод. В конфликт вмешалось Правительство Латвии, и 5 янв. 1922 г. распоряжением МВД был созван синод из 6 латышей и 3 немцев, его председателем назначен Карлис Ирбе (1861-1934), ранее возглавлявший латыш. общину в московском соборе св. Петра и временную Латышскую консисторию в Москве. Апрельский синод 1921 г. избрал его председателем Организационной комиссии, а 21 февр. 1922 г. синод избрал Ирбе президентом, а Петера Гаральда Пёльхау (1870-1945) - вице-президентом Верховной консистории. Ирбе был также избран епископом Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии, а Пёльхау - епископом для ее нем. конгрегаций. Оба епископа были ординированы 16 июля 1922 г. при участии архиеп. Швеции Ларса Улофа Йонатана (Натана) Сёдерблома. Конституция Латвии 1922 г. провозгласила принцип отделения Церкви от гос-ва и от школы, однако признала роль лютеранства в духовной жизни страны. Для обучения пасторов 4 февр. 1920 г. был открыт теологический фак-т. 24 апр. 1923 г. правительство, руководствуясь намерением примирить всех латышей, лютеран и католиков, невзирая на протесты лютеран, передало католикам рижский кафедральный собор св. Иакова, бывший с 1620 г. резиденцией генерального суперинтенданта Лютеранской Церкви Ливонии (он поныне остается католическим).
28 нояб. 1928 г. был принят Закон о статусе Л. е.-л. Ц. Примирительная по отношению к немцам политика Ирбе была непопулярна в стране, он подвергался постоянным нападкам латыш. националистов и 10 нояб. 1931 г. ушел в отставку. Отдельная епархия для нем. приходов была упразднена, и в 1932 г. Л. е.-л. Ц. возглавил архиеп. Теодор Гринбергс. В 1934 г. в Латвии было 262 латыш. и 49 нем. приходов. После установления диктатуры К. Улманиса 20 сент. 1934 г. был принят закон, резко увеличивавший права архиепископа и консистории в ущерб правам синода и сокративший автономию приходов. 21 дек. Гринбергс назначил новый президиум Высшего церковного совета, в котором нем. приходы представительства не имели. Однако, когда правительство Улманиса отменило школьную автономию для национальных меньшинств, церковь сохраняла ее для немцев в своей системе образования до 1939 г. По статистическим данным 1935 г., 56% населения Латвии (1 094 787 чел.) были лютеранами, из них 93% - латыши, 6% - немцы. В 1939 г. 85% немцев откликнулись на призыв Германии репатриироваться из Балтийских гос-в и ок. 50 тыс. чел. покинули Латвию.
После вхождения Латвии в состав СССР вся церковная собственность была конфискована. 22 авг. 1940 г. было запрещено издание религ. литературы. Если в нач. 1940 г. в Латвии было 280 пасторов, то к июню 1941 г. их осталось 166; за год количество конгрегаций сократилось со 311 до 281. Мн. пасторы и прихожане стали жертвами репрессий и депортаций, в т. ч. самой масштабной депортации, осуществленной в ночь на 14 июня 1941 г., когда во внутренние области СССР было отправлено 14 693 чел., в т. ч. ок. 500 преподавателей религ. дисциплин и 2453 студента. После взятия Риги немцами 1 июля 1941 г. Латвия была включена в Рейхскомиссариат Остланд под упр. Генриха Лозе. В 1-й год оккупации немцы сняли все религ. ограничения советского периода, однако 19 июня 1942 г. Лозе издал декрет, согласно которому религ. организации, занимавшиеся чем-либо помимо чисто религ. деятельности, подлежали закрытию. Власти заявили о своем праве смещать и назначать членов консисторий, утверждать или не утверждать пасторов в должности. В 1943 г. был закрыт теологический фак-т. Во время своего отступления немцы вывезли в Германию архиеп. Т. Гринбергса, 134 пастора бежали или были депортированы в Германию, 14 - оказались в Швеции, 96 - остались в Латвии.
13 окт. 1944 г. Ригу заняли советские войска. К кон. 1945 г. в Латвии оставались 66 пасторов (10 были высланы советскими властями, 4 отбывали срок в тюрьме, 10 умерли, 6 пропали без вести). Бежавшие из Латвии в эмиграции начали создавать Евангелическую Церковь Латвии за рубежом. В 1945 г. Гринбергс возглавил латыш. церковь в амер. зоне оккупации Германии, пробст Эдгар Бергс - в брит. зоне, О. Сакарнис - в Швеции. В США латыш. приходы в 1955 г. образовали «Федерацию латышских евангелическо-лютеранских церквей в Америке», которая в 1975 г. была преобразована в Церковь.
Гринбергс, покидая в 1944 г. Ригу, передал свои обязанности по управлению церковью Карлису Ирбе. В февр. 1946 г. Ирбе был арестован и выслан в Караганду, и лютеране Латвии остались без руководства. 14 марта 1948 г. латыш. лютеранам разрешили собрать в Риге 9-й Генеральный синод (2200 делегатов). Синод избрал Высший церковный совет, одобрил новый устав и избрал архиепископом лояльного к советской власти Густава Турса. В докладе синоду Турс заявил о существовании в Латвии 322 лютеран. приходов, в большинстве из которых не было пасторов. В 1954 г. возобновилось печатание церковной литературы, а после амнистии 1955 г. из ссылки вернулись многие пасторы, но и в 1956 г. их число не превышало 120 чел. В 1957 г. службы регулярно проводили в 270 церквах (из них 15 - в Риге). В 1959 г., по данным лютеран. церкви, ее прихожанами были 600 тыс. чел.. В 1962 г. в 250 приходах служили 110 клириков (пасторов, диаконов и алтарников). Подготовка служителей велась на вечерних курсах при консистории в Риге. Турс возглавлял церковь до 23 марта 1968 г. и добровольно ушел в отставку в возрасте 77 лет. Его преемник Петер Клеперис скончался месяц спустя, и 23 февр. 1969 г. архиепископом был избран Янис Матулис. Синод высказал пожелание вернуться к сканд. традиции ординирования епископов, имеющих непрерывную апостольскую преемственность, и 14 сент. 1969 г. Матулис был ординирован при участии швед. епископа. В том же году было получено разрешение открыть в Риге семинарию для обучения духовных лиц.
В 1975 г. Матулис провел пасторскую ординацию 6 женщин, что вызвало крайне негативную реакцию клира. В 1986-1989 гг. архиепископом Л. е.-л. Ц. был Эрик Местерс (1926-2009); по данным на 1987 г., в 202 приходах служили 84 пастора. В 1989 г. верующие требовали запретить в служении тех, кто могли активно сотрудничать с КГБ или КПСС; проверить обвинения было сложно, и Местерс вынужден был уйти в отставку; архиепископом был избран Карлис Гайлитис (1936-1992). Поскольку Л. е.-л. Ц. была самой многочисленной лютеран. церковью в СССР, нек-рые латыш. пасторы приняли активное участие в возрождении лютеранства (особенно немецкого) в пределах России, Украины и Казахстана; в частности, пастор Гаральд Калниньш (1911-1997) был 1-м архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви в России в 1988-1994 гг. В 1990-1991 гг. пасторы Л. е.-л. Ц. принимали активное участие в деятельности Народного фронта Латвии и в событиях, к-рые привели к восстановлению независимости страны. Архиеп. К. Гайлитис сочетал политический либерализм с религиозным и был решительным сторонником ординации женщин, лично проведя неск. ординаций. Это вызвало многочисленные протесты верующих. Нек-рые общины пригрозили выйти из церкви в случае, если преемник Гайлитиса продолжит подобные ординации. Л. е.-л. Ц. принимала участие в переговорах либеральных лютеран. церквей с англикан. Церковью, к-рые привели к заключению соглашения в Порво (1992); в документе отрицалось наличие существенных различий между англиканством и лютеранством. Однако Л. е.-л. Ц. присоединилась к соглашению лишь в качестве церкви-наблюдателя. 22 нояб. 1992 г. Гайлитис погиб в автокатастрофе. 29 авг. 1993 г. был ординирован ныне действующий архиеп. Янис Ванагс. Пасторская ординация женщин была прекращена, в Устав Л. е.-л. Ц. был внесен соответствующий запрет. Руководство церкви занимает резко отрицательную позицию в отношении пасторской ординации лиц нетрадиционной ориентации и венчания однополых пар. Пастор, демонстративно заявивший в 2002 г. о своей гомосексуальной ориентации, был уволен и лишен сана. В 1997 г. для подготовки священников в Риге было открыто специальное учебное заведение - Академия Лютера. В наст. время Л. е.-л. Ц. является одной из немногих лютеран. церквей в Европе, в к-рой увеличивается количество верующих. Она поддерживает деловые и дружественные отношения с Латвийской Православной Церковью МП. Деятельность Л. е.-л. Ц. направлена на смягчение напряженности в отношениях между латыш. и рус. населением Латвии, для чего нек-рые пасторы (Александр Бите, Юрис Рубенис) проповедуют и на рус. языке.
В 1932-2006 гг. Л. е.-л. Ц. представляла собой единую епархию, однако в нояб. 2006 г. была разделена на Рижскую, Лиепайскую и Даугавпилсскую; Рижскую епархию возглавляет архиепископ, Лиепайскую и Даугавпилсскую - подчиненные ему епископы. Л. е.-л. Ц. состоит во Всемирной лютеранской федерации с 1963 г., имеет единство кафедры и алтаря с Лютеранской Церковью Миссури-Синод.