ЛАТКОВ
Том XL, С. 167-170
опубликовано: 13 апреля 2020г.

ЛАТКОВ

Александр Афанасиевич (1859 или 1863, Москва - 24.06. 1949, Загорск (ныне Сергиев Посад) (?)), архит., реставратор; работал в Москве и Подмосковье. Окончил архитектурное отд-ние Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества с большой серебряной медалью (за проект классической гимназии). В 1883 г. получил звание классного художника архитектуры. В 1892 г. работал архитектором С.-Петербургского об-ва страхования от огня имуществ, пожизненных доходов и денежных капиталов. В 1901 г. избран секретарем МАО, с 1914 г. член-корреспондент МАО.

Творческую карьеру начал в Москве с перестройки теплого придела во имя свт. Иоанна Златоуста ц. Покрова в Братцеве (1887) и с сооружения часовни «Проща» Спасо-Андроникова мон-ря на месте, где, по преданию, прп. Сергий Радонежский простился с прп. Андроником Московским, отправляясь в Н. Новгород (совр. ул. Сергия Радонежского, 25). Возведенное в 1889-1890 гг. на средства купца В. А. Александрова здание было построено на месте обветшавшей к тому времени старой деревянной часовни. Обе постройки демонстрируют стилистику, характерную для Л. на протяжении всей его творческой биографии. Они выполнены из неоштукатуренного кирпича, что было обычно для «кирпичного стиля», популярного в рус. эклектике прежде всего в 80-90-х гг. XIX в., а также ассоциировалось с церковной архитектурой Москвы XVI в., начиная с собора Покрова на Рву (св. Василия Блаженного), и Ярославля XVII в., ставших прототипами почти для всех храмовых сооружений Л. Чертежи придела (РГАДА. Ф. 54. Оп. 144. Д. 2. Л. 2) были одобрены МАО как соответствующие архитектуре храма XVII в. Придел завершен 3 ярусами кокошников вокруг центральной главы и декорирован полуколонками и ширинками, с востока завершен 3 апсидами. От древней архитектуры его отличает декор более мелкого масштаба и большие размеры окон. Фасад часовни также прорезан 3 большими полуциркульными проемами, соответствующими 3 пряслам, которые завершены килевидными кокошниками-киотами и луковичными главками на барабанах. Основной объем венчает невысокий 8-гранный шатер с аналогичной главкой.

Комплекс больницы-богадельни в Троице-Сергиевой лавре. 1893–1896 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Комплекс больницы-богадельни в Троице-Сергиевой лавре. 1893–1896 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.В 90-х гг. XIX в. Л. стал архитектором Троице-Сергиевой лавры и занимал эту должность до 1915 г. Первой его постройкой в Сергиевском посаде (ныне г. Сергиев Посад) стал 3-этажный странноприимный дом лавры (1892), возведенный к 500-летию кончины прп. Сергия Радонежского, со сдержанным декором в «кирпичном стиле». В 1893-1896 гг. к западу от лавры Л. выстроил комплекс больницы-богадельни для братии, живописно расположенный на участке с неровным рельефом местности. Он включает главное здание, соединенное с мон-рем переходным, или мастеровым, корпусом, длиной 147 м, 2-этажный корпус для инфекционных больных и ограду больничной территории. Главное здание богадельни (ныне семинарский корпус МДА) являлось огромным для своего времени (ок. 77×17 м); оно повторяет рельеф холма, на котором расположено: имеет 3 этажа с запада и 4 - с востока. Представляет собой симметричный объем с центральным ризалитом и боковыми крыльями. Юж. крыло занимала больница, северное - богадельня, на верхних этажах центральной части расположена двусветная ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Кубический одноглавый храм с единственной апсидой представляет собой самостоятельный объем, выступающий из плоскости вост. фасада. Поперечная ось здания выделена на зап. фасаде завершающей его композицией из 5 главок и шатровым крыльцом. Для декора постройки характерны мотивы рус. зодчества XVII в. (аркатура, кокошники, висячие гирьки, архивольты с перехватами). Иконостас для ц. прп. Иоанна Лествичника спроектировал Л., роспись выполнил иконописец Н. М. Сафонов (1901, утрачена). Под храмом размещались аптека и ц. во имя великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины (1901). С постройкой больницы-богадельни старцы и немощные иноки лавры получили удобное и спроектированное с учетом последних новшеств в больничном строительстве жилье, которое давало возможность посещать богослужения, не покидая здание. В длинном переходном корпусе (1895-1896) располагались монастырские службы, типография и мастерские. Здание стоит над оврагом и в зависимости от его глубины имеет разную этажность (1-3 этажа). Композиционным центром постройки стали ворота с башнями в восточной части, построенные в духе средневек. крепостных сооружений. Больничный комплекс с запада от лавры и странноприимный дом с юго-востока связала кирпичная ограда с 8-гранными шатровыми башенками (1898), охватывающая и монастырский Пафнутьев сад.

Колокольня Гефсиманского Черниговского скита. 1895–1900 гг. Фотография. 2012 г.Колокольня Гефсиманского Черниговского скита. 1895–1900 гг. Фотография. 2012 г.В связи с тем что все сооружения благодаря тщательному надзору и разумным указаниям Л. «устроены в лучшем виде прочно и сравнительно недорого», в 1896 г. он был представлен Духовным собором лавры к присвоению звания потомственного почетного гражданина. Строительная деятельность Л. в значительной степени сформировала облик лаврской округи и Сергиевского посада, в застройке которого видное место занял русский «кирпичный стиль». В Сергиевском посаде Л. возвел каменные торговые ряды (1902-1903), завершенные башенками с шатрами, которые оформили с востока Красногорскую пл., 2-этажную кузницу для Конного двора (1895-1896), со скромным декором, напоминающим странноприимный дом лавры, и 2 нетипичных по своей архитектуре для Л. 4-этажных доходных дома на Переславской ул., по заказу лавры в стилистике модерна и неоклассицизма (1911-1916). На территории лавры Л. построил книжную палатку близ св. ворот (1895). В кон. XIX в. один из критиков назвал ее «неуместным придатком» к воротам монастыря, однако к достоинствам архитектурного метода Л. на примере этой постройки можно отнести тактичную работу с уже сформировавшейся средой - умелое сочетание малых и больших объемов (Успенский собор и надкладезная часовня, трапезная и Михеевская ц., колокольня и ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери) (Холодкова. 2011). На территории лавры Л. также возвел новую ограду вокруг кладбища при Смоленской ц. (1898) и надстроил 3-й этаж над Варваринским корпусом (1906-1907).

Л. много работал на подведомственных Троице-Сергиевой лавре территориях. В 1893 г. построил гостиницу и, возможно, ограду (ок. 1900) Спасо-Вифанского мон-ря. При устройстве нового отд-ния Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита Л. выстроил кирпичную ограду с 8-гранными шатровыми башнями (1894-1895), в 1897-1898 гг.- ограду, а также ворота и колокольню (утрачены) старой части. Наиболее внушительным строением новой части Гефсиманского скита является высокая, 5-ярусная надвратная колокольня (1895-1900) с 2 боковыми пристройками (где были освящены церкви во имя свт. Николая Чудотворца и равноапостольных Константина и Елены). Тип многоярусных колоколен, ярусы которых сужаются в высоту и богато декорированы в формах узорочья, был особенно характерен для Л. Объемно-пространственное их решение восходило к ярославскому зодчеству XVII в. Шатровое завершение центрального башенного объема с кокошниками в основании, со слухами на гранях и с луковичной главкой воспроизводит архитектуру колоколен ярославских церквей XVII в., таких, как церкви прор. Илии и свт. Иоанна Златоуста в Коровниках. С основной вертикалью постройки соотносятся сложные декоративные завершения симметричных церквей в пристройках. Кирпичный декор составляют колонки, арочки, ширинки, килевидные кокошники. Благодаря общему стилевому решению и нарядному кирпичному узорочью со вставками из белого камня колокольня составляет единый архитектурный ансамбль с храмом Черниговской иконы Божией Матери архит. Н. В. Султанова. Аналогичную колокольне Гефсиманского скита 3-частную пирамидальную композицию с 2 шатровыми палатками по бокам имеет колокольня Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой пустыни. Нельзя исключать, что Л. принимал участие и в создании др. монастырских построек, в т. ч. Смоленского собора (1894-1900), церквей Всех святых и прп. Сергия Радонежского, а также утраченной ныне надкладезной часовни.

Вариант 3-частной надвратной колокольни реализован Л. в Параклитовой пуст. (1896-1898): 3 квадратных в плане красно-кирпичных яруса завершены небольшим шатром, частично скрытым аттиком с кокошниками в основании; к нижнему ярусу примыкают одноэтажные жилые пристройки. Колокольня отличается от предыдущих приземистостью и упрощенным суховатым декором.

Надвратная колокольня в Параклитовой пуст. 1896–1898 гг. Фотография. 2014 г.Надвратная колокольня в Параклитовой пуст. 1896–1898 гг. Фотография. 2014 г.Никольский собор Хотьковского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря. 1895–1898 гг. Фотография. 2014 г.Никольский собор Хотьковского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря. 1895–1898 гг. Фотография. 2014 г.В русле визант. стиля Л. спроектировал 4-престольную ц. прп. Сергия Радонежского при благотворительных попечительских учреждениях им. митр. Сергия (Ляпидевского) у Московской заставы в Туле (1895-1898) и Никольский собор Хотьковского в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря, также отличающиеся открытой красно-кирпичной кладкой. Одноглавая Сергиевская ц. имеет план в виде лат. креста, к основному 2-ярусному объему примыкают боковые ризалиты с крыльцами, с запада - трапезная в 2 оси и небольшой притвор, увенчанный также одной шлемовидной главой. Такой же главкой завершена развитая алтарная часть. Никольский собор был заложен по инициативе игум. Филареты (Меркурьевой) в 1899 г. на месте разобранной Никольской ц. Главный алтарь, боковые приделы во имя апостолов Петра и Павла и в честь Воскресения Господня были освящены 26-27 сент. 1904 г. Пятиглавый 4-столпный безапсидный монументальный собор стал архитектурной доминантой мон-ря и его окрестностей. Он принадлежит к центрическому крестово-купольному типу, восходящему к ранневизантийской архитектуре. Над его основным объемом возвышается несущий центральную главу световой барабан. Боковые главы понижены и завершают угловые компартименты между ризалитами. На фасадах выделены ризалиты с 2 ярусами окон и большой полукруглой закомарой. В декоре Никольского собора (как и Сергиевской ц.) главенствует мотив колончатой аркатуры с использованием филенок и ленточного руста. Богатое убранство интерьера включало отделку из искусственного и натурального цветного мрамора, беломраморные иконостасы с бронзовыми позолоченными деталями. В 1911 г. артель под руководством братьев Сафоновых выполнила стенопись. Церковным и архитектурным сообществом постройка была принята благосклонно, собор характеризовали как «выдающийся» по архитектуре, отмечали его грандиозность; по словам архим. Троице-Сергиевой лавры Товии, храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Собор был закрыт в 1932 г. (интерьер не сохр.), возвращен Церкви в 1990 г., отреставрирован и вновь освящен 11 окт. 2012 г. Помимо собора Л. построил в Покровском мон-ре новый настоятельский корпус, келейный корпус (1900) и просфорную.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа при приюте им. А. И. Лямина в Москве. 1902–1903 гг. Фотография. 1910 г.Церковь Спаса Нерукотворного Образа при приюте им. А. И. Лямина в Москве. 1902–1903 гг. Фотография. 1910 г.В Москве Л. возвел ризницу собора Иоанновского мон-ря (1895), жилой корпус и трапезную (1898-1908, не сохр.), домовую ц. Нерукотворного образа Спасителя при приюте им. И. А. Лямина на Б. Ордынке, 24 (1902-1903, однокупольный храм, декорированный полуколонками и наличниками с разорванными фронтонами, не сохр.), реконструировал церкви св. Алексия, человека Божия, в Алексиевском мон-ре (1899, перестройка притвора и хор, создание ризницы и иконостаса), свт. Климента в Замоскворечье (1899-1900, реставрация) и Покрова Пресв. Богородицы в Красном Селе (1902-1904, капитальный ремонт с устройством приделов, архитектор сохранил классицистический стиль храма), перестроил часовню Знаменского монастыря (не сохр.), построил в 90-х гг. XX в. дом причта ц. Св. Троицы в Листах (ул. Сретенка, 27-29) и доходный дом по Трубной ул., 22. В последней по времени постройке Л.- 3-этажном на подвалах надвратном корпусе подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве (1913-1915) - впервые для зодчего элементы московско-ярославского стиля сочетаются с новой системой декора и деталями, выполненными в неорус. стиле (здание перестроено).

Ныне на территории Москвы находится 4-ярусная красно-кирпичная колокольня Казанского Головинского мон-ря (1911-1913), завершенная невысоким шатром с главкой и покрытая ковровым кирпичным декором. Остальные постройки монастыря утрачены преимущественно в 70-х гг. XX в. Среди них также спроектированные Л. больничный корпус с ц. мц. Акилины (перестройка, 1898), трапезная (1898-1908), 2-этажный келейный корпус (проект 1904 г.).

Л. работал в Московской губ.- построил 2-этажную Крестовоздвиженскую церковь-школу при Мишеронском стекольном заводе товарищества стеклянных заводов «Братья Н. и И. Костеревы» (1900-1902, перестроена) и деревянную одношатровую 3-частную Покровскую ц. в дер. Барвиха (1910-1911, не сохр., воссоздана на другом участке в 1996-2002), многоярусные надвратные колокольни в духе XVII в. для ц. Св. Троицы в с. Чашниково Московского у. (1895) и Покровской ц. в с. Кудинове Богородского у. (1900-1901), трапезную, ризницу и сторожку ц. Св. Троицы в с. Троицком Звенигородского у. (1894-1895), Васильевский корпус Крестовоздвиженского Иерусалимского мон-ря в с. Лукине (1898), дом уч-ща для мальчиков при часовне в дер. Рязанцы Дмитровского у. (1898).

В 1900-1904 гг. по проекту Л. была возведена Успенская ц. Князь-Владимирского мон-ря в с. Филимонки Подольского у. Единый объем здания включает храм с 2 симметричными одноярусными приделами и трапезную. Центральный 2-ярусный четверик церкви выделялся по высоте и завершался компактным пятиглавием (ныне утрачено). С зап. стороны к зданию примыкало 3-частное помещение с папертью и лестницей на хоры, с востока - 3 граненые апсиды. В оформлении фасадов доминируют мотивы арочек и кронштейнов.

Крупнейший храмовый проект Л.- собор во имя блгв. кн. Александра Невского на Миусской пл. в Москве - остался неосуществленным. Собор планировался грандиозным по размеру, круглым в плане, с обходной галереей, завершенным огромной луковичной главой. Однако проект, одобренный Московской духовной консисторией и Строительным отд-нием губернского комитета, не был принят Синодом из-за технического несовершенства. Храм был возведен акад. А. Н. Померанцевым. Была отвергнута и др. крупная работа Л.- Никольские торговые ряды в Москве, проектирование к-рых было передано Л. Н. Кекушеву, хотя Л. разработал 3 варианта проекта.

Л., как правило, проектировал постройки в русском стиле с мотивами ярославского и московского узорочья сер. XVII в., с обилием дробных декоративных архитектурных форм и с богатой орнаментикой (московско-ярославский, или романовский). Этот стиль зодчества, восходящий к начальной эпохе династии Романовых, применялся им не только для церковных зданий, но и для сооружений гражданского назначения (лавки, торговые ряды). Вместе с тем Л. использовал в качестве образцов для своих храмовых проектов идеи ведущих архитекторов-современников. Избрав для проекта Александро-Невского собора на Миусской пл. тип центрического храма с огромным высоким куполом, архитектор продолжал поиск решений, намеченных в проектах и осуществленных в постройках таких зодчих, как Р. Р. Марфельд (храм Христа Спасителя в Борках, 1891-1894) и В. А. Косяков (ц. Богоявления на Гутуевском о-ве в С.-Петербурге, 1892-1899). Наследие Л. как архитектора оценивалось неоднозначно. Критику вызывали как выбор места для построек (мн. здания закрыли или исказили исторический вид на Троице-Сергиеву лавру), так и характерное для стиля Л. сочетание упрощенных архитектурных объемов с суховатым и графичным декором. Несмотря на спорную оценку, очевидным является значение работ Л. в создании современного ансамбля Троице-Сергиевой лавры, Сергиева Посада и его окрестностей.

После Октябрьской революции Л. занимался реставрацией и не создал значительных построек. В 1918 г. он участвовал в реставрационных работах в Московском Кремле, в 20-х гг. XX в. в составе различных комиссий осуществлял техническое инспектирование зданий Троице-Сергиевой лавры во время создания музея.

Лит.: Балдин В. И. Загорск: История города и его планировки. М., 1981; Филимонов К. А. Черниговский скит: История архит. ансамбля. Серг. П., [1995]; Рогачёв А. В. Московские зодчие 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Биогр. справ. М., 1997. Т. 2. С. 8-9; ЗМВЭМН. 1998. С. 156-157; Памятники архитектуры Московской обл. / Общ. ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1999. Вып. 2, 3; Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Г., Скопин В. В. Храмы Северо-западного округа и Зеленограда. М., 2000. С. 144-153, 174-175. (Святыни правосл. Москвы); СПАМИР: Владимирская обл. М., 2004. Ч. 1. С 585-594; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: (2-я пол. XIX в.- нач. XX в.). СПб., 2005. С. 182, 220; Холодкова Н. В. Архитектор Троице-Сергиевой лавры А. Латков // Маковец: Газ. Серг. П., 2011. № 18(43). С. 3.
Прот. Александр Берташ,А. А. Климкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор
  • БАРАНОВСКИЙ Петр Дмитриевч (1892-1984), архитектор, реставратор
  • ДАЛЬ Лев Владимирович (1834 - 1878), архит., реставратор, историк архитектуры
  • МИЛЕЕВ Дмитрий Васильевич (1878-1914), архитектор-художник, археолог, реставратор
  • НИКИТИН Николай Васильевич (1828-1913), рус. архитектор и реставратор, исследователь древнерус. зодчества, общественный деятель, академик Имп. АХ, член Православного миссионерского об-ва.
  • ПОКРЫШКИН Петр Петрович (1870-1922), прот.; архитектор, реставратор, археолог; один из основателей научной реставрации памятников архитектуры, основоположник комплексного подхода к исследованию архитектуры в ее археологическом контексте