А. П. Лебедев. Фотография. Нач. XX в.Алексей Петрович (2(14).03.1845, с. Очаково Московского у. и губ.- 14(27).07.1908, Москва), церковный историк. Род. в семье свящ. Петра Мефодьевича Лебедева. После ранней смерти отца мать Л., Александра Прокофьевна, отправила сына на обучение в Перервинское ДУ. Затем он учился в МДС, а в 1866-1870 гг.- в МДА, к-рую окончил с отличием. Учителями Л. были В. Д. Кудрявцев-Платонов по богословию и философии, А. В. Горский по церковной истории. По окончании курса Л. как выпускнику, проявившему выдающиеся способности, было предложено на выбор поступить на одну из 5 кафедр в МДА, а также на кафедру метафизики в КДА. Оставив свою прежнюю специализацию в сфере философии, Л. избрал кафедру церковной истории МДА, на к-рой прослужил до 1895 г. В февр. 1875 г. он был утвержден в звании экстраординарного профессора, победив в конкурсе доцента МДА В. О. Ключевского. После защиты докт. диссертации, к-рая состоялась 24 апр. 1879 г., Л. стал ординарным профессором. Уже в 70-х гг. XIX в. Л. опубликовал ряд крупных работ по истории Церкви, преимущественно интересуясь судьбами К-польской Православной Церкви средне- и поздневизант. эпох. Его диссертация «Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями Александрийской и Антиохийской школ» имела большой успех в научной среде и вместе с тем вызвала бурную полемику. Диссертация Л. была издана как монография и пользовалась признанием научного сообщества и публики. На протяжении жизни Л. неоднократно возвращался к исследованию истории Вселенских Соборов, создал большой 2-томный труд на эту тему, к-рый при жизни Л. издавался трижды (1876-1879, 1896, 1904). С наиболее последовательной критикой Л. выступил прот. А. М. Иванцов-Платонов; в 1881 г. он объединил свои суждения на эту тему в отдельной кн. «Религиозные движения на Востоке в IV и V вв.: Критико-исторические замечания». Полемика между Л. и Иванцовым-Платоновым продолжалась до смерти последнего в 1894 г. Дискуссия стала одним из важных событий в интеллектуальной жизни РПЦ 2-й пол. XIX в., существенно повлияла на процесс развития русской научной культуры, модернизацию языка и проблематики церковной науки. Вместе с тем споры вокруг работ Л. неоднократно осложняли его отношения как с влиятельными оппонентами, так и с цензорами. В 1885 г. он временно покидал стены МДА, читал лекции в Казанском ун-те, но вскоре вернулся в alma mater по ходатайству профессоров МДА. С сент. 1895 г. он окончательно покинул МДА и перешел на кафедру церковной истории Московского ун-та (ставшую вакантной после кончины Иванцова-Платонова). Много лет занимаясь преподаванием церковной истории, Л. по сути стал одним из основателей российской научной школы в этой сфере. Его непосредственными учениками были А. П. Доброклонский, Н. Н. Глубоковский, А. А. Спасский, А. В. Карташёв.
Сфера научных интересов Л. была чрезвычайно обширна. Занимаясь изначально историей древней Церкви в эпохи Римской и Византийской империй, он на протяжении жизни создал первый в России компендиум монографических исследований, охвативших всю историю вселенского (зарубежного) православия - от апостольского века до кон. XIX в., а также основные вехи развития церковно-исторической науки. Его работы убедительно демонстрировали рус. публике и мировой научной общественности многовековую преемственность правосл. традиции, ее развитие как существенного фактора в мировой истории, особенно для судеб античной цивилизации, Византии, стран Вост. Средиземноморья и России. В последние годы, отчасти под влиянием начавшихся революционных событий и активизации общественной жизни в России, Л. большое внимание старался уделять насущным проблемам церковной жизни, откликался публикациями на обсуждение планов буд. церковного Собора и реформы РПЦ. Л. скончался скоропостижно, после непродолжительной болезни, в расцвете своих научных и творческих сил; похоронен на кладбище Спасо-Андроникова мон-ря в Москве.
Соч.: Собр. церк.-ист. соч. М., 1898-1905. 10 т.; Опыт философско-богосл. и естественнонауч. истолкования библейского догмата о сотворении мира // ЧОЛДП. 1874. Т. 1. № 1. Отд. 1. С. 13-54; История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V вв.: Обзор их догматич. деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской; Ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII вв. М., 1876. СПб., 20044; Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв.: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г. М., 1878. СПб., 19983; Попытка Дарвина помирить свою теорию с религиозно-нравственным чувством христианина: К характеристике англичан // ДЧ. 1878. № 5. С. 103-107; Очерки развития протестантской церк.-ист. науки в Германии: XVI-XIX вв. М., 1881; Из истории Вселенских Соборов: Полемика А. П. Лебедева с прот. А. М. Иванцовым-Платоновым. М., 1882. СПб., 20042; О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о Церкви. СПб., 1887; Царствование визант. имп. Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963-969): Речь... на публ. акте МДА 1 окт. 1886 г. М., 1887; Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно Египетской Церкви // БВ. 1892. Т. 1. № 1. С. 233-258; Новые и старые источники первонач. монашества // Там же. Т. 2. № 4. С. 147-183; Неделя в Константинополе // Там же. № 5. С. 304-329; № 6. С. 517-549; Берлинский проф. церк. истории А. Гарнак и возбужденные им в настоящее время споры по поводу символа апостольского // БВ. 1893. Т. 4. № 11. С. 308-344; № 12. С. 481-520; Неожиданный спор между нем. учеными о составе евхаристических даров древнейшей Церкви // БВ. 1894. Т. 1. № 2. С. 282-305; Успенский кафедр. собор в Ярославле. Ярославль, 1896; Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. М., 1897. СПб., 20035; История разделения Церквей в IX, X и XI вв. М., 1900, 1905. СПб., 20012; Паломничество в Св. Землю во времена Древней Церкви. СПб., 1900; Сущность христианства по изображению церк. историка А. Гарнака: Из унив. лекций по истории Церкви // БВ. 1901. Т. 3. № 10. С. 305-330; № 11. С. 429-445; № 12. С. 650-671; Великая Церковь и Св. Гора: Мысли и впечатления двух путешественников-иноверцев. М., 1902; Взгляд гр. Л. Н. Толстого на ист. жизнь Церкви Божией: По поводу его книги «Разрушение ада и его восстановление» // БВ. 1903. Т. 3. № 11. С. 894-417; 1904. Т. 1. № 1. С. 42-74; Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до X в. М., 1905. СПб., 19972; Исторические очерки состояния византийско-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV вв. М., 1905. СПб., 19983; В защиту Филарета, митр. Московского, от нападок историка С. М. Соловьева. М., 1907; Взгляд на условия развития церк.-ист. науки у нас // БВ. 1907. Т. 1. № 4. С. 705-723; Два пионера церк.-ист. науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников: 1. Мефодий (Михаил) Смирнов. 2. Иннокентий (Иларион) Смирнов // БВ. 1907. Т. 2. № 5. С. 101-167; Зачем бы нам нужен патриарх?: Из унив. лекций 1906 г. // БВ. 1907. Т. 1. № 1. С. 1-59; К моей учено-лит. биографии и мат-лы для характеристики беспринципной критики // БВ. 1907. Т. 2. № 6. С. 401-425; Предстоящий Всероссийский Собор с т. зр. древних Соборов // ДЧ. 1907. № 3. С. 336-359; Слепые вожди: Четыре момента в ист. жизни Церкви. М., 1907; Уроки и примеры из истории древних Соборов - применительно к предстоящему Всерос. Собору с т. зр. древних Соборов // ДЧ. 1907. № 1. С. 21-62 (отд. отт. М., 1907); Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб.; М., 1998, 19932, 20013; История Константинопольских Соборов IX в. СПб., 20012; Братья Господни: Исслед. по истории Древней Церкви. СПб., 20042; История греко-восточной Церкви под властью турок. СПб., 20042, 2012. 2 т.; Споры об апостольском символе. История догматов: Церк.-ист. повествования. СПб., 2004; Церковно-исторические повествования из давних времен христ. Церкви. СПб., 20042; «Великий и в малом…»: Исслед. по истории Рус. Церкви. СПб., 2005, 2008; История Византии. М., 2005; История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневек. эпох: Исслед. по истории Церкви средних веков и Нового времени. СПб., 2005; К моей учено-лит. биографии и мат-лы для характеристики беспринципной критики. СПб., 2005; Христианский мир и эллино-римская цивилизация: Исслед. по истории древней Церкви. СПб., 2005; Церковная история в свете предания: Исслед. по истории древней Церкви. СПб., 2005; Греческие церк. историки IV, V, VI вв. СПб., 20092.
Лит.:
Елеонский Н. А. Отчет о докторском диспуте экстраординарного проф. МДА А. П. Лебедева // ЧОЛДП. 1879. Т. 2. № 6. Отд. 1. С. 679-708;
он же. А. П. Лебедев: Кр. биогр. очерк, список тр. М., 1909;
Корсунский И. Н. 25-летие учено-лит. деятельности проф. А. П. Лебедева (1870-1895). Список соч. проф. А. П. Лебедева с отзывами на них // БВ. 1895. № 11. С. 259-283; Лебедев // ЭС. 1896. Т. 17. С. 415;
Добронравов Н. П. A. M. Иванцов-Платонов и А. П. Лебедев. М., 1899;
Андреев И. Д. А. П. Лебедев: Некр. // ЖМНП. 1908. Вып. 9/10. С. 56-73;
Глубоковский Н. Н. Памяти покойного проф. А. П. Лебедева: Под первым впечатлением тяжелой утраты. СПб., 1908;
Покровский А. И. А. П. Лебедев: Некр. // БВ. 1908. № 7/8. С. 577-597;
Спасский А. А. Проф. А. П. Лебедев // Памяти почивших наставников: ...МДА ко дню ее 100-летнего юбилея (1814-1914). Серг. П., 1915. С. 357-374;
Морозов М. А. А. П. Лебедев (1845-1908): Его жизнь и науч. деятельность //
Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви. СПб., 1997. С. 5-21.