ЛЕВИЙ
Том XL, С. 316-317
опубликовано: 14 мая 2020г.

ЛЕВИЙ

Содержание

[Древнеевр.  ], 3-й сын патриарха Иакова от его старшей жены Лии. В ветхозаветной традиции Л. считается предком левитов и священников (см. Колена Израилевы). Имя Левий употреблено в ВЗ 58 раз (см.: BDB. P. 532), чаще всего - в перечнях и родословных списках (Быт 35. 23; 46. 11; Исх 1. 2; 6. 16; Числ 16. 1; 1 Пар 2. 1; 6. 1, 16, 38, 43, 47), а также в выражениях    - «потомок Левия» (букв.- сын/дочь Левия; Исх 2. 1; 32. 26, 28; Числ 3. 15, 17; 4. 2; 16. 7, 8, 10; 18. 21; 26. 59; Втор 21. 5; 31. 9; Нав 21. 10; 3 Цар 12. 31; Иез 40. 46; Мал 3. 3; 1 Езд 8. 15, 18; Неем 12. 23; 1 Пар 9. 18; 23. 24, 27; 24. 20; ср.: 1 Пар 23. 6),    - «колено Левия» (Числ 1. 49; 3. 6; 18. 2). Несмотря на исключительную роль, к-рую левиты и священники играют в ветхозаветном повествовании и особенно в нормативных текстах Пятикнижия Моисеева, о Л. не сообщается преданий, как-либо связывающих его с ветхозаветным культом. Сведения о Л. сводятся к 3 текстам.

Согласно Быт 29. 34, Лия назвала сына Левием, надеясь, что ее муж «прилепится» ( ) к ней, после того как она родила ему 3 сыновей. Данная этимология, возможно, вторична по отношению к Числ 18. 2, 4, где поставлены в соответствие те же слова: представители колена Л. (  ) будут находиться (  ) при Аароне.

Согласно Быт 34. 25-31, Л. и его брат Симеон напали на г. Сихем, «умертвили» в нем «весь мужеский пол» и разграбили его, отомстив за бесчестие, нанесенное их сестре Дине Сихемом, сыном местного правителя (Быт 34. 1-2). Поступок Л. и Симеона был осужден патриархом Иаковом (Быт 34. 30).

Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в.Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в.Данное предание получило отражение в составе т. н. благословений Иакова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт 49. 5-7). Ю. Велльгаузен рассматривал данный текст как отражение древнеевр. предания о гибели 2 израильских племен в эпоху Судей (Велльгаузен. 1909. С. 121-122). Соотнесение левитов с Л., по мнению Велльгаузена, вторично и связано с тем, что имя легендарного патриарха   совпало с названием культовых служителей (  ед. ч.  ). Слабым местом этой гипотезы остается отсутствие убедительной этимологии для слова   (это признавал и Велльгаузен; см.: Там же. С. 123). Кроме того, «завещание Иакова» в окончательной форме не может считаться памятником древнееврейской народной поэзии в том же смысле, что песнь Деворы. К. Вестерманн считает, что в данном тексте фольклорный материал - отдельные племенные предания, передававшиеся в поэтической форме (Вестерманн называет их «племенными пророчествами»), был сведен воедино и дополнен позднейшим редактором, знакомым с традициями лит-ры премудрости. Редактор связывает 2 традиции: повествовательную (Быт 34. 25-30) и законодательную, предписывающую левитам жить в специально отведенных для них городах на территории др. колен (ср.: Числ 35. 1-8). Согласно Быт 49. 5-7, потомки Л. будут рассеяны среди колен Израилевых в наказание за истребление жителей Сихема (город в этом тексте прямо не назван). Та же участь предрекается и потомкам Симеона, к-рые ассимилировались с коленом Иуды. Слова «в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя» - переработка топоса, хорошо известного из лит-ры премудрости (ср.: Пс 1. 1) (Westermann. 2004. P. 328).

Т. о., сообщения о Л. в ВЗ сводятся к 2 преданиям (о наречении имени и о нападении на Сихем), и ни одно из них не содержит к.-л. указания на сакральную роль потомков Л. Попытка восполнить данный пробел была предпринята в Юбилеев книге. Месть, совершённая Л. и Симеоном, описана здесь как религ. подвиг, смысл которого остается актуальным для всех последующих поколений евр. народа. Грех Сихема, согласно кн. Юбилеев, распространяется на евреев, отдающих своих дочерей или сестер замуж за язычников: «И пусть никогда не случится более в Израиле что-либо подобное тому, чтобы бесчестили израильскую девицу. И если муж в Израиле отдаст свою дочь или сестру какому-либо мужу от семени язычников, или отдал, то да умрет он смертию, и его должно побить камнями, ибо он совершил грех и бесчестие Израилю. И жену должно сожечь огнем, ибо она осквернила имя дома своего отца, и она должна быть истреблена из Израиля. И да не обретется мерзость и блуд во Израиле во все роды земли, ибо Израиль свят Господу». Поступок Л. не только оправдывается в кн. Юбилеев, но и объявляется главной причиной избрания его потомков в качестве священного колена. Симеон при этом соответственно не упоминается.

Подобная мысль выражена и в «Завещаниях двенадцати патриархов», однако акцент сделан не на ритуальной чистоте, а на мистике: Л. восходит до 3-го неба и помимо проч. откровений получает указание отомстить Сихему (Test. Lev. 2. 7 -5. 3). Как и в кн. Юбилеев, Л. отводится главная роль в этом поступке: именно Л. убивает Сихема, совершителя преступления, в то время как Симеон убивает Еммора (Ibid. 6. 4). Обетование священства также приводится в этом контексте (Ibid. 5. 2), однако в отличие от «Книги Юбилеев» здесь оно не рассматривается как награда за совершённое Л. воздаяние.

Лит.: Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909; Westermann C. Genesis. Minneapolis, 1985. Vol. 2. P. 532-545; 1986. Vol. 3. P. 252-255, 520-521; idem. Genesis. L.; N. Y., 2004; Fleishman J. Towards Understanding the Legal Significance of Jacob's Statement «I Will Divide Them in Jacob, I Will Scatter Them in Israel» (Gen 49,7b) // Studies in the Book of Genesis: Literature, Redaction and History / Ed. A. Wénin. Leuven, 2001. P. 541-560.
М. Г. Калинин

Иконография

В греч. «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) Л. в разд. «Двенадцать сынов Иакова и их потомки» описан как старец «с круглою бородою» (Ч. 2. § 129. № 28).

Изображение Л. представлено в праотеческом ряду нек-рых рус. высоких иконостасов, включающих иконы с образами сыновей Иакова. Принцип отбора таких икон носил свободный характер, и образ Л. в них не всегда присутствовал. В то же время упоминание о Л. может содержаться в надписи на свитке праотца Гада: «Поведе же и се чадом вашим, да почтут Иуду и Левгия, яко оттою вам господь спас Израеилев» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 602. Л. 103). Образ Л. на иконах из праотеческого ряда не обладает определенной устойчивостью. Так, напр., на иконе из главного иконостаса ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле (ок. 1654, ЯИАМЗ; см.: Иконы Ярославля. Ил. на с. 302) Л. имеет длинную окладистую бороду с небольшой проседью, из-под шапки, напоминающей митру, видны короткие вьющиеся волосы, состав одежд в целом напоминает богослужебные, пальцы правой руки сложены в жесте двуперстного благословения - тем самым подчеркнуто особое право «колена» Л. на священническое служение. В иконостасе (1683-1686) Смоленского собора Новодевичьего мон-ря Л.- старец в хитоне и гиматии, с тонкими чертами лица, высоким с большой залысиной лбом, длинными волосами, спускающимися на плечи, клиновидной бородой средней длины, его право священства также подчеркнуто перстосложением десницы, в левой руке - развернутый вниз свиток. Надпись на свитке - «Стяжите мудрость во страсе бжи аще…» - воспроизводит текст завещания этого праотца из апокрифического памятника «Заветы двенадцати патриархов» в рус. редакции XV в. Вариант этой же надписи приведен в иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) С. Т. Большакова, на свитке племянника Л. праотца Фареса, что можно трактовать как преемственность заветов от предка к потомку (см.: Сергеев. 1974. С. 316), причем описание облика самого Л. в этом подлиннике не дано.

Изображение Л. встречается и в росписи храмов, напр., между праотцами Иосифом и Рувимом он представлен в рост в барабане центральной главы Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор Спасского мон-ря в Ярославле. М., 2002. С. 99).

Лит.: Сергеев В. Н. Надписи на иконах праотеческого ряда иконостаса и апокрифические «Заветы двенадцати патриархов» // ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 306-320; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 2. Кат. № 176. С. 276, 279, 282, 287, ил. на с. 302.
Э. В. Ш.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
  • АВЕССАЛОМ 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура
  • АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
  • АДАМ первый человек
  • АМОС ветхозаветный пророк VIII в. до Р. Х. (пам. 15 июня)