[Евр. , греч. Λεία; лат. Lia], старшая дочь Лавана, жена прав. ветхозаветного патриарха Иакова (пам. в Неделю св. праотец). Несмотря на схожесть написания ее имени с евр. глаголом - быть утомленным, его точная этимология в совр. исследованиях признается неясной, обычно оно сопоставляется с аккад. - корова (ср. араб. - Wenham. 1994. P. 234; Yee. 1992. P. 268). Будучи дочерью брата матери Иакова, Л. приходилась ему двоюродной сестрой - такой близкородственный брак был призван оградить патриархов от вступления в союз с чуждыми народами, напр. хеттеями (см. предостережения матери Иакова: Быт 27. 46; 28. 2). В переводе LXX вместо «старшей» (πρεσβυτέρα) Л. именуется «большей» (μείζονι) дочерью Лавана (Быт 29. 16). Данный термин также употреблен по отношению к народу, символом к-рого был Исав в рассказе о борьбе братьев Иакова и Исава в утробе матери (Быт 25. 23), что, в свою очередь, служит смысловой параллелью противостояния Л. с ее младшей сестрой Рахилью (Brayford. 2007. P. 357).
Л. стала женой Иакова в результате хитрости Лавана, подменившего обещанную полюбившуюся тому младшую дочь на ее старшую сестру во время брачной ночи (Быт 29. 23-25). История противостояния Л. с младшей сестрой Рахилью - наиболее яркий в ВЗ пример борьбы 2 жен одного мужа за свой статус. Полигамно устроенное патриархальное общество ВЗ приводит к соперничеству и зависти между женами (ср., напр., противостояние Агари и Сарры - Быт 11. 30; 25. 21). В повествовании о соперничестве Л. и Рахили каждая из жен обладает чертами, к-рые отсутствуют у ее противницы: Л. стремится завоевать любовь Иакова, в то время как Рахиль приводит в отчаяние ее бездетность; обе способствуют близости своего мужа со служанками (Быт 30. 9). По контрасту к образу внешне привлекательной Рахили о Л. сказано, что она «была слаба глазами» (Быт 29. 17), что часто объясняли отсутствием у Л. блеска в глазах как отличительной черты вост. женщин. Такое истолкование было основано на одном из вторичных значений евр. глагола к-рый исходно означает «быть нежным, ласковым» (BDB. P. 939; ср.: Втор 28. 54, 56; Ис 47. 1). Подобное понимание нашло отражение в апокрифической «Книге Юбилеев», где сказано, что «глаза Лии были слабы, но лицом она была очень красива» (Юб 28). Между тем употребленное в отношении глаз Л. прилагательное может говорить о ее утонченности и нежности (Alter. 1996. P. 153). Т. о. внешне более привлекательная Рахиль противопоставляется нежной Л.
О Л. говорится также, что она была «нелюбима» Иаковом (в евр. и греч. оригиналах буквально сказано «ненавидима»: μισεῖται - Быт 29. 30-31). Тем не менее за приниженное положение Бог вознаградил Л. детьми раньше ее сестры. Рождение первенца у Л. было связано с особой милостью Бога, посетившего ее в несчастье: «Господь отверз утробу ее» (Быт 29. 31). После рождения первенца Л. восклицает: «Господь призрел на мое бедствие и дал мне сына: теперь будет любить меня муж мой» (Быт 29. 32, 34). Т. о., рождение ребенка для Л. было средством для достижения главной цели - завоевать любовь мужа. Л. смогла родить 6 сыновей, ставших родоначальниками колен израилевых: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона, и дочь Дину (Быт 29. 32-35; 30. 14-21). В лице ее сыновей Левия и Иуды к Л. восходят 2 основных наследственных национальных института Др. Израиля: священства и монархии. Имена, данные Л. своим детям, и их истолкование отражают обстоятельства ее семейной жизни, особенно ее стремление завоевать любовь мужа (Быт 29. 31-35; 30. 6, 8, 11, 13, 18, 20, 23-24).
Кульминацией противостояния Л. и Рахили является история с т. н. мандрагоровыми яблоками, к-рые нашел для своей матери сын Л. Рувим. Согласно народным поверьям, они повышали рождаемость (Быт 30. 14-20). Рахиль, к-рая не могла зачать, купила этот экзотический фрукт у Л. за право провести ночь с мужем. Однако Л., отдав плоды мандрагоры, сама забеременела, ибо Бог «услышал» ее (Быт 30. 17), и родила еще 2 сыновей, в то время как Рахиль оставалась бесплодной в течение последующих 3 лет. После рождения 6-го сына Иаков, вероятно, стал оказывать Л. больше внимания. В противостоянии Иакова и Лавана Л. активно выступала на стороне мужа (Быт 31. 1-18; 31. 33; 33. 1-7). Об обстоятельствах смерти Л. ничего не сказано; она была похоронена Иаковом в семейной гробнице патриархов в пещере Махпеле (Быт 49. 31). Позднейшее апокрифическое предание весьма эмоционально передает сцену прощания Иакова с Л.: «Ибо он скорбел об ней, так как любил ее еще более после того, как умерла сестра ее Рахиль. Ибо она была благочестива и праведна во всех путях своих и почитала Иакова. И в течение всего времени, как она жила с ним, он не слышал из уст ее никакого грубого слова; ибо она была кротка, и миролюбива, и праведна, и досточтима» (Юб 36).
Конфликт между сестрами нашел отражение и в истории с прав. Иосифом, любимым первенцем Иакова, к-рого притесняли дети Л. В Др. Израиле Л. наряду с Рахилью почиталась как одна из матерей народа, «которые… устроили дом Израилев»; к ее имени обращались во время брачного благословения (Руф 4. 11).
Согласно иудейской традиции, Л. была «слаба глазами» из-за обильно пролитых слез, когда она узнала, что будет выдана за Исава, старшего брата Иакова, о дурном нраве к-рого была наслышана (Танхума. Бэрешит. 152; Тора с комментариями Раши: Брейшит. М., 2009. С. 535). Когда Иаков упрекнул Л. в обмане во время брачной ночи, она в ответ напомнила об обмане им своего слепого отца Исаака (Бэрешит Рабба. 70. 19).
Наиболее пространное символическое восприятие образа Л. представлено у Филона Александрийского, полагавшего, что она символизирует добродетель, и в отличие от Рахили представляет собой красоту души (или ее разумную часть) (Philo. De sobr. 12; Idem. De cong. erud. 26), а ее имя аллегорически истолковывалось им как «уставшая» (κοπιῶσα). Это говорит о том, что она от тяжести природной жизни устремлялась к благу (Idem. De migr. Abr. 144), и в то же время символически указывает отвержение нами добродетели как тяжкого труда (Idem. De mut. nom. 252). То, что Л. была нелюбимой (Быт 29. 31), указывает на близкую к Богу душу, отвергнувшую смертное и находившуюся вне страстей и поэтому ненавидимую всеми, кто поглощены чувственным восприятием (Philo. De poster. Cain. 135).
В христ. экзегезе, начиная с истолкования св. Иустина Философа во II в., Л. символизирует евр. народ и синагогу, в то время как Рахиль - Церковь (Iust. Martyr. Dial. 134; Caes. Arel. Serm. 88. 2; Commod. Instruct. 39; Cypr. Carth. Test. adv. Jud. I 20). Слабость глаз Л. указывает на немощность и слепоту душевных очей иудеев (Iust. Martyr. Dial. 134; Ioan. Chrysost. Synopsis scripturae sacrae [Sp.] // PG. 56. Col. 321).