ЛЕВИЯ КНИГА
Том XL, С. 336-337
опубликовано: 4 мая 2020г.

ЛЕВИЯ КНИГА

Ветхозаветный апокриф эпохи Второго храма. Предшествует по времени создания соч. «Завещание Левия» и, возможно, является одним из его источников. Текст Л. к. сохранился во фрагментах на имперском арам., древнегреч. и классическом сир. языках. Наибольшее значение для датировки Л. К. имеют арамеоязычные фрагменты, обнаруженные среди кумран. рукописей: 1Q21, 4Q213 (4QLevia ar), 4Q213a (4QLevib ar), 4Q213b (4QLevic ar), 4Q214 (4QLevid ar), 4Q214a (4QLevie ar), 4Q214b (4QLevif ar) (подробное описание см.: Drawnel. 2004. P. 22-29). Другим источником арам. текста Л. К. служат 2 рукописи из Каирской генизы: Cantabr. Taylor-Schlechter. 16. 94 (главы 1c - 2, 3, 66-80, 81-96 Л. к.) и Bodl. Hebr. C 27. Fol. 56r-v (главы 4-32a Л. к.). Два больших фрагмента Л. к. сохранились в составе афонской рукописи Ath. Cult. 39, в разделе, содержащем «Завещание 12 патриархов» (Fol. 198r - 221r, 223r - 229r). Оба фрагмента являются вставками в текст «Завещания Левия» (это очевидно из того, что вставки разбивают предложение (в 1-м фрагменте) и логически связанные фразы (во 2-м фрагменте)); по ряду признаков можно сделать вывод, что переписчик воспринимал их как органичную часть «Завещания Левия», а не интерполировал эти фрагменты в др. текст (Drawnel. 2004. P. 31). Единственный фрагмент на классическом сир. языке представляет собой цитату из Л. к. в составе флорилегия (Bodl. Add. 17193) на листе 71r.

Л. к. начинается с молитвы Левия, он просит Бога удалить его от зла и дать ему разумение, чтобы принимать правильные судебные решения, и с описания его первого видения, в к-ром он созерцает высокую гору и небесные врата (гл. 1). Непосредственно за видением (в той мере, в какой позволяет об этом судить поврежденный текст) упоминается инцидент в Сихеме (Шхеме), когда братья Симеон и Левий, мстя за бесчестие, нанесенное их сестре Дине, напали на город и перебили всех его жителей-мужчин (главы 1-2). Вероятно, это событие в глазах автора должно было служить подтверждением того, что Левий получил дар судить, о к-ром он просил в молитве. Стремясь представить братьев ревнителями закона, автор Л. К. вопреки библейскому повествованию подчеркивает их отсутствие во время продажи Иосифа в рабство (гл. 3). В этом же контексте упоминается 2-е видение Левия: ему открывается противостояние священнического царства (главы 3-4) и царства меча (главы 4-5). Далее следует небесное прославление Левия и обетование ему и его роду буд. благ (главы 6-7). В присутствии всей семьи Иаков благословляет Левия (гл. 8), совершает его посвящение и выделяет ему 10-ю часть своего имущества (главы 9-10). Большую часть Л. К. (главы 14-61) занимает наставление Иакова о порядке совершения жертвоприношений, обращенное к Левию. В главах 62-81 описаны история женитьбы Левия, рождение его детей и внуков, перечислены важнейшие события его жизни. Завершается Л. К. пространной поэмой Левия, написанной в жанре лит-ры премудрости (главы 82-98), и поучением Левия детям, в котором говорится о буд. славе колена Левия и о его отступничестве (последнее, вероятно, подразумевает противостояние кумранитов хасмонейскому священству; главы 99-104).

Лит.: VanderKam J. C. Enoch Traditions in Jubilees and Other Second-Century Sources // SBL. SP. 1978. Vol. 3/1. P. 229-251; Stone M. E., Greenfield J. C. The Prayer of Levi // JBL. 1993. Vol. 112. N 2. P. 247-266; Tromp J. Two References to a Levi Document in an Epistle of Ammonas // NTIQ. 1997. Vol. 39. N 3. P. 235-247; Drawnel H. An Aramaic Wisdom Text from Qumran: A New Interpretation of the Levi Document. Leiden, 2004. (Suppl. to the JSJ; 86); Green J. C., Stone M. E., Eshel E. The Aramaic Levi Document: Edition, Translation, and Commentary. Leden, 2004. (SVTP; 19).
Рубрики
Ключевые слова
См.также