ЛЕВКАДСКАЯ И ИТАКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XL, С. 337-338
опубликовано: 4 мая 2020г.

ЛЕВКАДСКАЯ И ИТАКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

Церковь Пресв. Богородицы Одигитрии в Аполпене. Сер. XV в. Фотография. Нач. XXI в.Церковь Пресв. Богородицы Одигитрии в Аполпене. Сер. XV в. Фотография. Нач. XXI в. [Греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Λευκάδος κα ᾿Ιθάκης], епархия Элладской Православной Церкви, включает Лефкаду с близлежащими небольшими островами и Итаку; кафедра находится в г. Лефкада, кафедральный собор посвящен Пресв. Богородице Евангелистрии. Распространителем христианства в этих краях считается ап. Акила, к-рый проповедовал в Эпире, Акарнании и на Лефкаде. Первым епископом Лефкады является Сосион, поставленный ап. Павлом во время его пребывания в Никополе (близ совр. Превезы). По местному преданию, из Никополя ап. Павел в сопровождении Акилы, Иродиона и Сосиона приплыл на Лефкаду. На том месте, где причалило его судно, впосл. была построена ц. св. Иоанна Предтечи «ту Андзуси». По др. преданию, ап. Акила назначил своим преемником ап. Иродиона, а тот - Сосиона. По молитве Сосиона обрушился храм Артемиды Левкадии; впосл. на его месте была построена ц. Пресв. Богородицы Фанеромени. В I Вселенском Соборе принял участие Левкадский еп. Агафарх. Согласно местной традиции, с ним на Лефкаду из Никеи прибыли еще 5 участников Собора. Двое из них поселились при ц. Пресв. Богородицы Фанеромени, а остальные - близ Никианы, где в наст. время находится исихастирий Св. отцов.

В поздней античности Лефкада входила в состав пров. Эпир. До 731/2 г. Левкадская епископия находилась в церковной юрисдикции Рима и подчинялась Никопольской митрополии, в 1-й пол. X в. она стала архиепископией. После захвата в 1204 г. К-поля крестоносцами и образования Эпирского деспотата большинство епархий, расположенных на его территории (в т. ч. и Левкадская), вышли из подчинения К-польского патриарха и перешли под главенство Охридского архиепископа. Поэтому двух Левкадских архиереев, избранных после 1204 г., К-польский Патриархат считал неканоническими. В 1293 г. эпирский деспот Никифор отдал Лефкаду в качестве приданого дочери, к-рая вступила в брак с гр. Кефалинии Иоанном I Орсини. В 1-й пол. XIV в. на короткое время Левкадская епархия получила статус митрополии. В 1331-1362 гг. Лефкадой владели представители Анжуйской династии, а в 1362-1479 гг.- итал. рода Токко. После изгнания православного архиепископа в 1365 г. управление Левкадской архиепископией было передано Янинскому митрополиту (Матфей Левкадский в 1367 был переведен на Навпактскую кафедру), а в 1394 г.- Коринфскому митрополиту.

Православная архиерейская кафедра была восстановлена при Токко (в 1429 упом. архиеп. Агапит). Положение православных улучшилось после брака Леонардо III Токко и серб. кнж. Милицы, дочери деспота Лазаря Бранковича и Елены Палеолог. Когда Елена отправилась к своей дочери, она попала в морскую бурю и в благодарность за чудесное спасение построила на Лефкаде ц. мц. Мавры, особо почитавшейся на острове, к-рый в ее честь назывался также Агия-Мавра (или Santa Maura). Елена Палеолог также построила украшенную фресками ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Аполпене - древнейшую из сохранившихся визант. храмов на острове. Елена скончалась в 1473 г. на Лефкаде, приняв постриг с именем Ипомона.

В 1479 г. остров захватили турки и удерживали его на протяжении 205 лет. Кафедра архиепископа в этот период находилась в монастыре Пресв. Богородицы Епископи в Спанохори. В 1684 г. Лефкада была завоевана венецианцами. Они постановили, что избрание Левкадского архиепископа должно осуществляться не К-польским патриархом, а местным клиром с последующим утверждением в К-поле. В соответствии с новыми правилами архиепископом в 1688 г. был избран Анфим Маринос, к-рый составил строгий церковный устав, утвержденный в 1693 г. главным инквизитором Востока. Он перенес кафедру в новое поселение Амаксики (ныне г. Лефкада), основанное венецианцами, к-рые переселили туда местных жителей из Хоры и беженцев с Крита. В 1777 г. на Лефкаде проповедовал равноап. Косма Этолийский.

В 1797 г. Лефкада вместе с другими Ионическими о-вами попала под власть французов. Они назначили временное демократическое правительство, первым членом должен был стать архиеп. Иоаким Маринос, но он сразу подал в отставку, протестуя против атеистической политики французов, которые превратили правосл. ц. мц. Мавры и католич. собор Пантократора в склады, разграбили мн. храмы в сельской местности и пытались вводить республиканские праздники. После изгнания в 1798 г. франц. гарнизона флотом адмирала Ф. Ф. Ушакова Левкадская архиепископия была возведена в ранг митрополии. Митр. Парфений Конидарис благословил флаг нового гос-ва - автономной Республики Семи Соединённых Островов, находившейся под двойным протекторатом - России и Турции. Она просуществовала до 1807 г., когда по условиям Тильзитского мира Ионические о-ва снова перешли к Франции. Митр. Парфений принял активное участие в обороне Лефкады во время осады армии Али-паши Янинского (1807). В 1810 г. Лефкада была захвачена англичанами, к-рые в 1815 г. основали на Ионических о-вах Ионическую республику под англ. протекторатом. Налоговая политика англичан вызвала в 1819 г. на Лефкаде восстание, среди руководителей которого были иером. Феоклит Стравоскиадис и свящ. Папа-Мелас.

В 1824 г. с санкции англ. властей Захария (Монтесантос), возглавлявший в 1819-1824 гг. епархию в качестве великого протопресвитера, был возведен в сан митрополита. Вскоре после присоединения в 1864 г. Ионических о-вов к Греческому королевству существовавшие на их территории митрополии перешли из юрисдикции К-польского Патриархата в ведение Элладской Православной Церкви. После смерти в 1886 г. Итакийского еп. Гавриила (Каравиаса) Итака была присоединена к Левкадской митрополии. Епархия получила название Левкадская и Итакийская епископия, в 1886-1899 гг. ее кафедра оставалась незамещенной. В визант. период Итака входила в состав Кефалинийской епархии, затем управлялась протопресвитерами и только после принятия Конституции 1817 г. получила своего епископа. В 1922 г. Левкадская и Итакийская епископия была возведена в ранг митрополии.

В 2014 г. в Л. и И. м. действовали 66 приходских храмов, 73 парекклисиона, 110 экзокклисионов, 35 кладбищенских храмов, 7 ктиторских церквей, 3 муж. мон-ря (Пресв. Богородицы Фанеромени, св. Иоанна Предтечи на Лефкаде и Пресв. Богородицы «тон Катарон» на Итаке) и 2 жен. мон-ря (свт. Николая Чудотворца и Св. отцов на Лефкаде). Организованы молодежные центры при митрополии и приходах, катехизаторские школы, службы поддержки семьи, школа визант. музыки, летние лагеря близ монастыря Пресв. Богородицы Фанеромени, дом престарелых в Лефкаде, генеральная благотворительная касса, касса взаимопомощи духовенства.

Левкадские архиереи

Сосион (I в.); Агафарх (упом. в 325); Захария (упом. в 381); Пелагий (упом. в 680/1); Герман (упом. в 879); Антоний (IX в.); Савва (IX-X вв.); Евник (упом. в 968); Иоанн (упом. в 997); Нафанаил; Алипий; Иаков (упом. в 1043); неизвестный по имени (упом. в 1058); неизвестный по имени (упом. в 1144); Андрей (упом. в 1185); неизвестный по имени (упом. в 1235); Матфей (ранее 1367, впосл. митрополит Навпактский); Агапит (упом. в 1429-1431); Иларион (1431-?); Амфилохий (1513-?); Тарасий (упом. в 1522); Епифаний (упом. в 1535); Анфим (упом. в 1544); Филофей; Мефодий; Митрофан (упом. в 1625); Анфим (упом. в 1640); Нафанаил (упом. в 1640/41); Иоанн или Иоасаф (Иоасафат) Спатас (упом. в 1653); Максим (упом. в 1654); Феоклит (упом. в 1662); Парфений (упом. в 1674); Анфим Маринос (1688-?); Феофан Даниас (упом. в 1704); Евгений Маринос (упом. в 1710 и 1720); Мелетий Сервос (1737); Дионисий Конидарис (1737 или 1738-1742); Хрисанф Псомас (1743-1766); Мелетий Конидарис (1766-?); Иоаким Маринос (1779-1799); Парфений Конидарис (1799-1818); Захария (Монтесантос; 1824-1831); Евгений (Фецис; 1831-1851); Григорий (Араванис; 1851 или 1852-1886); Евгений (Пердикарис; 1899-1903); Даниил (Сулидис; 1907-1917, 1923-1927); Димитрий (Евфимиу; 1931-1940); Дорофей (Палладинос; 1940-1968); Никифор (Дедусис; 1968-2008); Феофил (Манолатос; с 2008 по наст. время).

Лит.: ᾿Αβούρης Σ. Ν. Λευκάδος κα ᾿Ιθάκης, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 251-254; Darrouzès. Notitiae. P. 273, 294, 345, 351, 377, 385, 389, 408, 410, 420. N 7, 8, 11, 12, 14-16, 18, 21; Soustal P., Koder J. Nikopolis und Kephallenia. W., 1981. (TIB; 3). S. 81-87, 168-169, 195-196; Fedalto. Hierarchia. P. 481; Ζαμπέλης Γ., πρωτοπρεσβ. Ιστορία της Εκκλησίας της Λευκάδος. Λευκάδα, 2002-2005. 3 τ.; Δίπτυχα. 2014. Σ. 633-637; www.imli.gr [офиц. сайт Л. и И. м.].
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также