[Мауриций; лат. Mauritius, Mauricius] (кон. III - нач. IV в.?), мч. (пам. зап. 22 сент.), по преданию, пострадал в Агауне (Акавне, Агоне; ныне Сен-Морис, Швейцария) вместе с др. воинами Фиванского легиона.
Самое раннее агиографическое сказание, посвященное М.,- Мученичество Агаунских мучеников (Passio Acaunensium martyrum - CPL, N 490), составленное примерно в сер. V в. св. Евхерием, еп. Лугдунским (Лионским). По мнению Б. Круша, к автографу Евхерия восходит самая ранняя рукопись Мученичества (Paris. lat. 9950. Fol. 80v - 86r), созданная скорее всего во 2-й пол. VI в. В этой рукописи Мученичество помещено вместе с другими произведениями Евхерия (см.: Holtz. 2008). Впосл. сочинение Евхерия неоднократно подвергалось переработкам; известно более 10 редакций (BHL, N 5737-5749). Среди них выделяется анонимное Мученичество (BHL, N 5741-5747d), к-рое в ряде деталей отличается от Мученичества, написанного Евхерием. В IX в. сочинение Евхерия и анонимное Мученичество были положены в основу кратких сказаний о М. в «исторических» мартирологах. Поминовение М. и др. фиванских мучеников впервые приведено в мартирологе Флора Лионского, где указано место гибели святых, перечислены имена некоторых из 6666 воинов Фиванского легиона, принявших мученическую смерть. Более подробное сказание, основанное на сочинении Евхерия, включено в мартиролог Адона Вьеннского (BHL, N 5748). Среди многочисленных агиографических сочинений о М.- 3 проповеди в день памяти мученика, опубликованные Ф. Дольбо (Dolbeau F. Trois sermons latins en l'honneur de la Légion Thébaine // Mauritius. 2005. P. 377-421). Эти проповеди сохранились гл. обр. в средневек. рукописях, созданных во Франции; 2 текста скорее всего были составлены в X в., 3-й - в нач. XI в. в аббатстве Сен-Бенинь в Дижоне.
Известны стихотворные версии Мученичества, составленные Валафридом Страбоном (BHL, N 5750), Сигебертом из Жамблу (BHL, N 5754), Марбодом, еп. Ренским (BHL, N 5752-5753), и мон. Райнерием (BHL, N 5755), а также анонимное Мученичество, предположительно созданное в IX-X вв. (BHL, N 5751). Сочинение Райнерия, написанное гекзаметром, сохранилось в единственной рукописи кон. XV в. (Brux. 9786-9790. Fol. 62-66, миссал из мон-ря Мюнстербилзен). Ранее его приписывали богослову, историку и агиографу Райнерию (Ренье; † 1188), монаху из аббатства Сен-Лоран в Льеже, однако Дольбо пришел к выводу, что стихотворное Мученичество было создано в кон. XIII - XV в.; его автором мог быть Ренье из Синт-Трёйдена (кон. XIV в.) (Dolbeau F. Une passion de saint Maurice en hexamèters (BHL 5755) // Autour… 2011. P. 87-112). Сказания о М. содержатся в «Золотой легенде» блж. Иакова из Варацце и др. «больших легендариях» XIII-XV вв. Основные источники сказания Иакова - Мученичество Евхерия и анонимное Мученичество. Гибель М. и большинства воинов Фиванского легиона датирована 267 г. Согласно Иакову, позднее мученическую смерть приняли др. воины: Солутор, Адвентор и Октавий - в Таврине (ныне Турин), Александр - в Бергоме (ныне Бергамо, Италия), Секунд - в Альбинтимилии (ныне Вентимилья), Виктор и Урс - в Салодуре (ныне Золотурн, Швейцария) и т. д. (Iacopo da Varazze. Legenda Aurea / Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. 2. P. 965-970).
Некоторые исследователи датируют 443-450 гг., т. к. исповедание веры М., по-видимому, составлено под влиянием полемики с арианством, которое исповедовали бургунды, после основания Бургундского королевства со столицей в Лугдуне (443; см.: Dupraz. 1961. P. 62; Zufferey. 1983. P. 8). Авторство Евхерия подтверждается его письмом Сальвию, еп. Октодура (ныне Мартиньи, Швейцария) (BHL, N 5746-5747), которое в некоторых рукописях (в т. ч. Paris. lat. 9550) следует за текстом Мученичества. В письме Евхерий сообщил о причинах, побудивших его составить Мученичество, и об использованных им источниках. По словам автора, он хотел принести лит. сочинение в качестве дара мученикам и запечатлеть в памяти последующих поколений их славный подвиг. Сведения о святых Евхерию передали достойные люди, узнавшие о них от Исаака, еп. Генавы (ныне Женева), которому о подвиге мучеников рассказывал Феодор, еп. Октодура, живший в кон. IV в. Очевидно, Евхерий использовал не письменные источники, а лишь устные рассказы, бытовавшие по крайней мере через 100 лет после событий (Zufferey. 1983. P. 14).
Среди многочисленных переработок Мученичества Евхерия Круш выделил 3 редакции, созданные скорее всего в Агауне. В 1-й редакции (В) об Агауне упоминается как об «этом месте» (hic locus), при описании чудес настоящее время глаголов заменено прошедшим (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 22-26; Besson. 1913. P. 54-55; Theurillat. 1954. P. 1; Dupraz. 1961. P. 42). В этой редакции сообщается об обретении мощей мч. Иннокентия и о перенесении их в базилику, находившуюся в Агауне, при участии Домициана, еп. Генавы, св. Грата, еп. Августы Претории (ныне Аоста), и Протасия, еп. Октодура (Dupraz. 1961. P. 5). Упоминание этих епископов позволяет датировать создание текста 490-520 гг. (Chevalley. 1990. P. 40). В первоначальном тексте Мученичества, написанном Евхерием, и в 1-й редакции текста (В) говорится о том, как еп. Феодору было открыто место упокоения мучеников, и о возведении базилики в Агауне. Во 2-й редакции (С) описывается также перестройка базилики, предпринятая аббатом Амвросием (516-520), 2-м настоятелем Агаунского мон-ря (Besson. 1913. P. 54; Dupraz. 1961. P. 6). Поскольку автор редакции был современником строительства, текст принято датировать 20-ми гг. VI в. (Theurillat. 1954. P. 18; Dupraz. 1961. P. 42). В 3-й редакции (D) изменен порядок последних глав: об обретении мощей мч. Иннокентия сообщается после повествования о строительстве новой базилики; в тексте упоминается о круглосуточном богослужении («непрерывной хвале» - laus perennis) в Агаунском мон-ре, основанном 22 сент. 515 г. бургундским кор. св. Сигизмундом. Эта редакция Мученичества обычно датируется ок. 600 г. (Besson. 1913. P. 50-52; Theurillat. 1954. P. 18-19; Dupraz. 1961. P. 43).
Согласно Мученичеству, составленному Евхерием, имп. Диоклетиан и его соправитель Максимиан Геркулий начали жестокие гонения на христиан по всей Римской империи. В помощь Максимиану с Востока был призван т. н. Фиванский легион, в который входили 6600 воинов во главе с М., отличавшихся храбростью и благородством; они были верны как Христу, так и императору, отдавая «Кесарево кесарю, а Божие Богу». Войско Максимиана разбило лагерь около г. Октодур, а легион фиванцев расположился неподалеку в Агауне, в долине Альп, в 60 милях от Генавы и в 14 милях от впадения р. Родан (Рона) в оз. Леман (Женевское оз.). Место было труднодоступным из-за бурного потока реки и окружавших долину скалистых гор. Когда фиванцам, как и другим воинам, было поручено разыскивать для ареста христиан, они отказались. Узнав об этом, Максимиан велел казнить каждого 10-го воина, чтобы запугать остальных и заставить их выполнить приказ. Император повторил повеление фиванцам начать преследование единоверцев и после их вторичного отказа вновь приказал казнить каждого 10-го. М., военный инструктор (campidoctor) Эксуперий и штабной офицер (senator militum) Кандид укрепляли дух солдат. Они отправили Максимиану письмо, в к-ром объяснили, что не намерены устраивать мятеж, но, будучи христианами, не могут подчиниться указу. Поняв, что фиванцы не собираются менять решение, Максимиан приказал казнить весь легион. Воинов, которые, хотя и имели численное и военное преимущество, но не оказали сопротивления, закололи мечами. На месте казни оказался ветеран Виктор, который, узнав о причине гибели целого легиона, исповедал Христа и также был казнен. По преданию, в Фиванском легионе находились также воины Урс и Виктор, позднее пострадавшие в Салодуре. Впосл. имп. Максимиан был свергнут и казнен по указанию имп. Константина I Великого. Спустя много лет еп. Феодору было открыто место погребения мощей мучеников; там построили базилику, к-рая одной стеной примыкала к скале. Среди рабочих, строивших церковь, был язычник, который уверовал во Христа после того, как ему явились мученики. Парализованная жена некоего знатного человека Квинта получила исцеление, когда ее принесли в базилику мучеников.
(BHL, N 5741-5747d) долгое время считалось поздней и неумелой переработкой произведения Евхерия (ActaSS. Sept. T. 6. P. 345-349; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 27-29), однако впоследствии эта т. зр. была поставлена под сомнение. Круш, назвавший это Мученичество редакцией X, выделил 8 версий текста (Х1-Х8). При подготовке нового критического издания Э. Шевалле изучил 43 рукописи, в которых содержится текст Мученичества, и составил новую классификацию, отличную от предложенной Крушем. Издатель распределил рукописи по 2 основным ветвям, внутри которых выделил неск. «семей». Шевалле пришел к выводу, что анонимное Мученичество не зависит от сочинения Евхерия, несмотря на то что в некоторых списках добавлены заключительные главы из текста епископа Лугдунского (Chevalley. 1990. P. 37-120). Основной сюжет анонимного Мученичества почти не отличается от Мученичества Евхерия, но начало произведения аноним написал в соответствии с имевшимися у него сведениями о походах августа Максимиана в Галлию.
Датировка анонимного Мученичества вызывала полемику между исследователями: в качестве terminus ante quem предлагалась дата смерти Валафрида Страбона - 849 г. (в поэме о Фиванском легионе он упоминал об отказе мучеников принести жертву идолам - MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 28). Круш выделил среди источников редакции Х сочинение христианского историка Павла Орозия (Oros. Hist. adv. pag. VII 25. 2), который называл Максимиана цезарем до его походов против багаудов (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 27). М. Бессон и Ж. М. Тёрийа поддержали т. зр. Круша и на основе филологического анализа подтвердили, что эта редакция не могла появиться ранее IX в. (Besson. 1913. P. 47-50; Theurillat. 1954. P. 19). Л. Дюпра провел анализ редакций Х1 и Х2, которые он считал более ранними, и пришел к выводу, что автор анонимного Мученичества происходил из Агауна и привлек источники, отличные от тех, которыми пользовался Евхерий. Однако, поскольку заключительная часть анонимного Мученичества повторяет Мученичество Евхерия в редакции В, исследователь предложил датировать текст Х2 490-530 гг. (Dupraz. 1961. P. 61-68). Датировка, предложенная Дюпра, была принята др. исследователями (Zufferey. 1983. P. 10-11) с некоторыми уточнениями: П. Мюллер датировал текст 475-500 гг. (Müller. 1968), С. Ф. Джирджис - 470 г. (Girgis. 1985. P. 6). А. де Ридматтен опроверг теорию Дюпра о первоначальности редакции Х2 и предположил, что автор анонимного Мученичества использовал тот же источник, что и еп. Евхерий, однако более точно следовал ему (Riedmatten. 1962. P. 336-340). Шевалле досконально изучил историю вопроса и выдвинул предположение, что в анонимном Мученичестве представлена более ранняя версия легенды о М., чем в сочинении Евхерия; при этом исследователь датировал сохранившийся текст VI в. (Chevalley E., Faurod S., Ripart L. Eucher et l'Anonyme: Les deux Passions de saint Maurice // Mauritius. 2005. P. 424-425).
В анонимном Мученичестве сообщается, что имп. Диоклетиан послал своего соправителя Максимиана в Галлию для подавления восстания багаудов, во главе которых стояли Аманд и Эмилий. В качестве подкрепления к Максимиану направился Фиванский легион, состоявший из 6600 воинов-христиан. Остановившись близ Октодура, Максимиан велел всем воинам совершить жертвоприношение на языческих алтарях и дать клятву, что они будут храбро сражаться против багаудов. Узнав об этом, фиванцы покинули Октодур и отправились в Агаун, отстоявший от города на 12 миль. Максимиан послал к ним легатов с приказом вернуться в боевой строй. Воинов Фиванского легиона возглавляли примицерий М., знаменосец Эксуперий и сенатор Кандид. Далее в анонимном Мученичестве повествуется о гибели фиванцев (эти сведения в целом совпадают с рассказом Евхерия). Пришедшего на место казни ветерана Виктора пригласили принять участие в триумфальном пиршестве. Узнав о причинах торжества и о подвиге христиан, которые отказались принести жертву идолам, Виктор также исповедал Христа и был убит. В нек-рых рукописях Мученичества добавлено, что впосл. Виктор явился во сне еп. Феодору и открыл, где находятся мощи мучеников, а тот перенес их в построенную им базилику. Согласно др. версиям, 318 воинов из Фиванского легиона во главе с мч. Гереоном пострадали в Колонии (ныне Кёльн). Об этом упоминал также Григорий Турский, однако, по его словам, в Колонии погибли 50 легионеров (Greg. Turon. Glor. martyr. 61).
Историческая достоверность сведений о М. и пострадавших с ним мучениках оспаривалась мн. исследователями. По мнению П. Аллара, предание основано на достоверных сведениях о гибели воинов-христиан во время подавления восстания багаудов (Allard P. La persécution de Dioclétien et le triomphe de l'Église. P., 1890. T. 1. P. 25-35). Ф. Штолле признал историчность только 3 мучеников: М., Эксуперия и Кандида, к которым впоследствии были добавлены другие воины (Stolle. 1891. P. 47-52, 64-83). Э. Эгли и Круш полагали, что в предании о мучениках сохранилась память о галлах, погибших в сражении при Октодуре с легионерами римского военачальника Сервия Гальбы (56 г. до Р. Х.); их чтили как героев, павших в борьбе за независимость Галлии, а впоследствии ошибочно считали святыми. В кон. IV в., при еп. Феодоре, было обнаружено галло-римское кладбище, которое приняли за место погребения мучеников (Egli E. Kirchengeschichte der Schweiz bis auf Karl den Grossen. Zürich, 1893. S. 117-123, 133; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 21-22). А. Дюфурк (1907) и Ж. де Мантейе (1925) отрицали достоверность сведений об Агаунских мучениках, тогда как А. Леклерк (1932) высказал противоположную т. зр. (Leclercq H. Maurice d'Agaune // DACL. T. 10. Col. 2723). По мнению И. Делеэ, Мученичество М. относилось к жанру агиографического романа (Delehaye H. Légendes hagiographiques. Brux., 1955. P. 114, 205). Согласно Д. ван Бершему, в легенде о М. воспоминания о походе Максимиана против багаудов были совмещены с агиографическим преданием о мч. Маврикии (пам. 22 февр.), пострадавшем в Апамее (Сирия) (Berchem. 1968. P. 55-59). Однако предположение, что в кон. IV в. в Агаун могли быть доставлены частицы мощей или другие реликвии сирийского мученика, вызывает сомнения (Zufferey. 1983. P. 29-31). Д. Вудс предложил новую гипотезу: сведения о гибели легионеров были вымышлены еп. Феодором, который побуждал воинов из Фиванского отряда (Thebaei) выступить против узурпатора Евгения (392-394) (Woods. 1994). Т. о., большинство исследователей отрицают достоверность информации о мучениках, сохранившейся в агиографических сказаниях.
Хронологические указания в источниках противоречивы. Согласно Евхерию, мученики погибли во время всеобщего гонения на христиан, инициированного Максимианом, т. е. не ранее 303 г. (преследования христиан в армии начались уже в 299, когда Диоклетиан и его соправитель Галерий находились в Антиохии). В анонимном Мученичестве гибель мучеников связывается с подавлением мятежа багаудов. Поход цезаря Максимиана против багаудов состоялся в 285-286 гг.; войско скорее всего перешло Альпы по перевалу Сен-Бернар и достигло Октодура, после чего направилось в Сев. Галлию, где находились мятежники (Sánchez León J. C. Les sources de l'histoire des Bagaudes: Trad. et comment. P., 1996. P. 71-73). В источниках указано также разное количество мучеников, погибших с М.: согласно Мученичествам, в Фиванском легионе было 6600 воинов, однако в некоторых рукописях анонимного Мученичества, в Иеронимовом мартирологе (V-VI вв.) и в более поздних текстах говорится о 6666 воинах. При имп. Диоклетиане численность воинов в легионах рим. армии была существенно уменьшена: в I-II вв. легион состоял примерно из 6 тыс. пехотинцев, тогда как в IV в. подразделение могло насчитывать всего ок. 1 тыс. воинов (Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Oxf., 1964. Vol. 2. P. 680-683).
Почитание М. и его спутников впервые засвидетельствовано в Агауне (епископство Октодур) в кон. IV в. Евхерий Лугдунский и составитель анонимного Мученичества приписывали установление культа М. Феодору, 1-му известному епископу Октодура, современнику св. Амвросия Медиоланского, принимавшему участие в Соборе в Аквилее 381 г. и в Медиоланском Соборе 393 г. (Duchesne. Fastes. T. 1. P. 245). Возможно, при обретении мощей М. и других воинов Феодор действовал по примеру св. Амвросия, который в 386 г. открыл мощи мучеников Гервасия и Протасия (Roessli. 2003. P. 8-9). На рубеже V и VI вв. епископы Октодура, Генавы и Августы Претории возглавили перенесение мощей мч. Иннокентия в базилику, построенную Феодором на месте погребения мучеников. Бургундский кор. Сигизмунд воздвиг новый храм и основал при нем монашескую общину; торжественное открытие монастыря 22 сент. 515 г. возглавил св. Авит, еп. Вьеннский (MGH. AA. Т. 6. Pars. 2. P. 145-146). Вскоре базилика была разрушена в результате оползня и восстановлена аббатом Амвросием ок. 520 г. Сведения о древнейших храмах, возведенных на месте погребения мучеников, удалось уточнить благодаря археологическим раскопкам, к-рые проводятся в аббатстве Сен-Морис с 1896 г. до наст. времени. Во II-III вв. на левом берегу Роны, под отвесной скалой, находились священный источник и небольшое кладбище. Между сер. III в. и сер. IV в. над 3 могилами, к-рые, по-видимому, пользовались особым почитанием, был возведен мавзолей (7,6×6,5 м в интерьере). Примерно во 2-й четв. IV в. к нему с 3 сторон были сделаны пристройки (ок. 13×10,6 м), предназначенные, возможно, для размещения новых захоронений; по др. версии, это был христ. ораторий. К востоку находилось здание меньшего размера (вероятно, также мавзолей или помещение для поминальных трапез), к-рое неоднократно перестраивалось. В посл. четв. IV в. на месте большого мавзолея была построена 1-апсидная базилика с юж. галереей (в источниках возведение этого храма приписывается еп. Феодору). В нач. V в. базилика была перестроена, поблизости воздвигнут баптистерий, связанный с храмом галереями-портиками. Вскоре после основания мон-ря алтарную часть базилики расширили; к VI в. относится возведение зала для приемов, очевидно составлявшего часть покоев аббата, а также 2 церквей, служивших усыпальницами. В кон. VI в. на месте главной базилики, в которой находились гробницы мучеников, был возведен новый, более обширный храм (см.: Antonini A. Les origines de l'abbaye de Saint-Maurice d'Agaune: Un héritage à étudier et protéger // Mauritius. 2005. P. 331-337; eadem. 2012; eadem. Le site archéologique de l'abbaye // Archéothéma. 2014. P. 24-36; eadem. Archéologie du site abbatial (des origines au Xe siècle) // L'abbaye... 2015. Vol. 1. P. 59-109). В IX в. монашеская община Агона была преобразована в капитул секулярных каноников; к этому времени относится полная перестройка монастырских зданий. Сначала капитул возглавлял епископ Сьона (Зиттена), а с сер. IX в.- светский аббат. В 888 г. в Агоне состоялась коронация Рудольфа I, гр. В. Бургундии и аббата мон-ря, к-рый провозгласил себя кор. Бургундии. Преемники Рудольфа I также были светскими аббатами Агона, мон-рь служил одной из королевских резиденций. В 1128 г. по указанию Амедея III, гр. Савойи, аббатство было передано регулярным каноникам-августинцам, к-рым обитель принадлежит до наст. времени (с 1993 имеет статус территориального аббатства; подробнее см. ст. Сен-Морис-д'Агон).
В Галлии распространение почитания М. и пострадавших с ним мучеников относится к V-VI вв. Согласно Житию Юрских отцов (нач. VI в.), в сер. V в. св. Роман, основатель монастыря Кондат (ныне Сен-Клод), совершил паломничество в Агаун, чтобы поклониться мощам мучеников (Vie des Pères du Jura / Éd. F. Martine. P., 1968, 20042. Р. 286-288. (SC; 142)). Известно о реликвиях мучеников (частицы мощей, прах с могил или предметы, освященные на гробницах), хранившихся в различных церквах и мон-рях Галлии. Так, в кон. VI в. реликвия М. хранилась в Туронах (ныне Тур). По свидетельству Григория Турского, Агаунский мон-рь был известным местом паломничества, там совершались чудеса (Greg. Turon. Glor. martyr. 75). Некая женщина безутешно оплакивала кончину сына, которого она отдала на обучение в мон-рь в Агауне. Однажды в ночном видении ей явился М. и пообещал, что всякий раз, приходя на богослужение в мон-рь, женщина будет слышать голос сына среди голосов певчих. Кор. Гунтрамн попросил священника привезти ему реликвию из мон-ря в Агауне. На обратном пути корабль, на к-ром находился этот священник, попал в бурю на оз. Леман, но благодаря помощи святых благополучно достиг берега (MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars. 2. P. 87-89). Венанций Фортунат составил гимн в честь М. и пострадавших с ним мучеников (Venant. Fort. Carm. II 14 // MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 42-43). Во имя М. были освящены церкви в мон-ре Толай (земля Саар, Германия), построенном в VI-VII вв., и мон-ре Нидеральтайх (Бавария), основанном в 741 г. Одилоном, герц. Баварии. В «Деяниях короля Дагоберта» (30-е гг. IX в.) М. вместе со святыми Мартином Турским и Дионисием Парижским упоминается как покровитель королевства франков (Gesta Dagoberti I regis Francorum. 44 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 421).
К IX-X вв. относятся сведения о почитании М. как покровителя В. Бургундии и прежде всего г. Вьенна. Согласно более поздним источникам, еп. Эохальд (Эоальд, Эвальд), занимавший Вьеннскую кафедру в 1-й пол. VIII в., доставил в город мощи мучеников, в т. ч. главу М., и поместил их в построенную им крипту. По другой версии, он построил новый кафедральный собор во имя мучеников. В позднейшей Вьеннской хронике (1239) сообщается, что отсеченная голова М. и нек-рые останки других мучеников во время казни упали в воды Роны и чудесным образом через 35 дней достигли Вьенны. Еп. Пасхазий (1-я пол. V в.) обнаружил святыни и перенес их в ц. Маккавеев. Впосл. еп. Эохальд построил ц. во имя М. и поместил там реликвии, полученные от папы Константина (708-715) (MGH. SS. Т. 24. P. 812, 814). Неясно, насколько можно доверять этим противоречивым свидетельствам. По одной из версий, глава М. была доставлена во Вьенну еп. Вилихарием (сер. VIII в.), к-рый перенес в город мощи мч. Ферреола и главу мч. Иулиана, ранее хранившиеся в пригородной базилике; впосл. епископ удалился в Агонский мон-рь (PL. 123. Col. 122). На рубеже VIII и IX вв. кафедральный собор Вьенны был посвящен Христу Спасителю, Маккавеям, М. и другим мученикам Фиванского легиона; в нек-рых грамотах IX в. о соборе говорится как о «церкви св. мученика Маврикия». В 1251 г. новый кафедральный собор Вьенны был освящен во имя мученика.
Возможно, глава М. была перенесена во Вьенну при Бозоне (с 869 светский аббат Агонского монастыря; с 871 гр. Вьенны; в 879-882 кор. Бургундии со столицей во Вьенне). По его указанию святыню поместили в золотой бюст-реликварий, украшенный драгоценными камнями и увенчанный короной. Др. корону для реликвария выполнили между 936 и 938 гг. по указанию гр. Гуго Арльского (в 926-947 кор. Италии). Средневековый реликварий, от к-рого к тому времени сохранились только голова и короны, был уничтожен между 1625 и 1635 гг.; череп М. был утрачен во время Французской революции (Kovács. 1964; Nimmegeers N. Saint Maurice et l'Église de Vienne (VIe-XIIIe siècles) // Autour... 2011. P. 379-396).
В IX-X вв. особое почитание М. сложилось в Дижоне, где оно было связано с аббатством Сен-Бенинь. В грамоте 876 г. упоминается о том, что монастырская церковь была освящена в честь М., к-рый назван покровителем аббатства вместе с мч. Бенигном в дижонской гомилии нач. XI в. (Dolbeau F. Trois sermons... // Mauritius. 2005. P. 404-408). Впосл. в аббатстве хранились частицы мощей М., его рог из слоновой кости и глава мч. Иннокентия (Rauwel A. Le culte de saint Maurice en Bourgogne ducale // Autour... 2011. P. 397-404). Во имя М. освящены кафедральный собор в Анже, церкви в Безансоне, Реймсе, Эпинале и др. городах, храмы ряда бывш. мон-рей (Блазимон, Эберсмюнстер).
На герм. землях почитание М. получило распространение при поддержке имп. Оттона I, к-рый основал в Магдебурге бенедиктинский мон-рь во имя мученика (937), а затем - архиепископскую кафедру (968). При основании мон-ря из аббатства Агон в Магдебург были доставлены мощи мч. Иннокентия. В 961 г. Оттон I получил от Конрада I, кор. Бургундии, часть мощей М. По свидетельству Титмара Мерзебургского, святыню торжественно встретили в Регенсбурге и отправили в Магдебург, где она хранилась в мон-ре, а с 1004 г.- в кафедральном соборе. При Оттоне I и его преемниках были построены храмы и мон-ри во имя М. в Аугсбурге, Констанце, Миндене, Хильдесхайме и др. местах (подробнее см.: Brackmann. 1937; Beumann. 1974; Wagner A. Le culte des martyrs de la Légion thébaine dans l'Empire ottonien // Autour... 2011. P. 405-417).
Распространение культа М. способствовало тому, что мучеников, почитавшихся в различных городах, стали отождествлять с воинами Фиванского легиона, имена которых отсутствовали в агиографических сказаниях. Среди таких мучеников - Феликс и его сестра Регула, покровители Цюриха; Александр, почитавшийся в Бергамо; Верена - в Цурцахе (Швейцария); Виктор - в Женеве; Виктор и Маллоз (Маллузий) - в Ксантене; Гереон и его спутники - в Кёльне; Иннокентий и Виталий - в Ломбардии; Кассий и Флоренций - в Бонне; Октав, Солутор и Адвентор - в Турине и т. д. Начиная с XI в. в Трире указывали места захоронения мн. воинов Фиванского легиона, якобы принявших там мученическую смерть (Krönert K. Les martyrs de Trèves // Autour... 2011. P. 431-443).
В средние века было одной из важнейших инсигний герм. королей и императоров Свящ. Римской империи (см. также ст. Копье Святое). Первоначально оно хранилось в Бургундии, вероятно в Агонском мон-ре. В 926 г. Рудольф II, кор. Бургундии и Италии, передал его герм. кор. Генриху I Птицелову. По свидетельству Лиутпранда Кремонского, копье помогало владельцу одержать победу в бою; в 939 г. Оттон I использовал его в сражении против Гизельберта Лотарингского, Эберхарда Франконского и своего брата Генриха при Биртене (Liutprand de Crémone. Antapodosis / Ed. P. Chiesa. Turnhout, 1998. P. 111-113), в 955 г.- в битве с венграми на р. Лех (Widukind. Res Gestae Saxonicae. III 46 // MGH. SS. T. 3. P. 459). Копье, принадлежавшее герм. императору, связывалось не только с М.; иногда его считали копьем Лонгина, которым пронзили тело Христа во время распятия, или копьем имп. Константина. В 1008 г. св. Бруно Кверфуртский, упрекая кор. Генриха II в использовании священного копья (sacra lancea) в войне против христ. правителей, связывал эту реликвию с именем М. По свидетельству Галла Анонима, во время коронации Болеслава III в Гнезно (1000) имп. Оттон III вручил ему гвоздь из креста Христова и копье М. В 1004 г. копье М. и гвоздь находились в распоряжении Генриха II. Согласно Адемару Шабанскому и Гуго из Флавиньи, в 1032 г. кор. Бургундии Рудольф III передал копье как символ власти над Бургундией имп. Конраду II. Т. о., скорее всего речь шла о разных предметах, к-рые именовались копьем М. Авторы XI-XII вв., в т. ч. Сигеберт из Жамблу, считали копье М. не столько имп. инсигнией, сколько символом непобедимости государя на поле брани. Впоследствии реликвия находилась в распоряжении династии Габсбургов; в настоящее время она хранится в Венской сокровищнице. Известно и о других реликвиях, связанных с почитанием М. Так, в средние века и Новое время среди инсигний Савойского дома было кольцо М. (см.: Ripart. 1994; Demotz F. Saint Maurice et les rois de Bourgogne: Du lien identitaire à la sainteté symbolique // Autour... 2011. P. 147-160).
Наиболее раннее свидетельство о поминовении М. содержится в Иеронимовом мартирологе под 22 сент.: «В Галлии, в области Сидуна или Октодура Валийского (civitate Sidunis sive Octodero Valensi), в месте Агаун, память святых Маврикия, Эксуперия, Кандида, Виктора, Иннокентия, Виталия с их товарищами, 6666 мучеников». Под этим же числом память мучеников отмечена в «исторических» мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского). В мартирологе Флора Лионского память Виктора и Иннокентия с краткой заметкой помещена под 30 сент. Адон причислил к мученикам Фиванского легиона мч. Гереона и его товарищей, почитавшихся в Кёльне, память которых обозначена под 23 сент. В Римском Мартирологе под 22 сент. упоминаются мученики М., Эксуперий, Кандид, Виктор, Иннокентий и Виталий с др. воинами Фиванского легиона, пострадавшие в Агауне при имп. Максимиане. Под этим же числом поминовение мучеников (без Иннокентия и Виталия) содержится в совр. редакции Римского Мартиролога.
М. представляют молодым человеком или средовеком в воинском облачении зап. образца (шлем, латы, копье-хоругвь и щит). Святой почитался как покровитель воинов, правящих фамилий, городов и аббатств, особенно в Швейцарии и Германии. На ранних изображениях воинские доспехи закрывают лицо почти полностью, опознать М. можно по надписи или же по первоначальному местонахождению предмета с его образом. С 937 г. в Магдебурге существовало бенедиктинское аббатство, находившееся под покровительством М. и имп. Оттона I, позднее в аббатстве был построен каменный собор во имя М., ставший родовой усыпальницей правящей династии. В 968 г. Магдебург получил статус архиепископии, в связи с чем был сделан ряд вкладов, в т. ч. авориев - пластинок из слоновой кости с изображением императоров династии Оттонов и св. патронов. На одном из авориев (962-968, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) М. как св. покровитель города и кафедрального храма обнимает за плечи императора, подносящего модель собора Христу Вседержителю. М. облачен в светские одежды: на нем плащ, покрывающий правое плечо, платье с длинным рукавом; коротко подстриженные волосы лежат прядями, напоминающими локоны др. юных святых воинов, напр. вмч. Георгия Победоносца. На авории (980-983, Кастелло-Сфорцеско, Милан) с изображением коленопреклоненной перед Христом на престоле имп. четы, отождествляемой с имп. Оттоном III и его матерью, имп. Феофано, М. предстоит Спасителю рядом с императором и поднимает правую руку в жесте моления; справа от святого на ковчеге авория размещена подпись: «Scs Mauritius».
В эпоху зрелого средневековья тип иконографии М. изменился. С пальмовой ветвью, символом мученичества, М. изображен на миниатюре Зигбургского лекционария (Lond. Brit. Harl. 2289. Fol. 66v, XI - 2-я четв. XII в.), принадлежавшего аббатству Зигбург, одним из патронов к-рого он почитался. На М.- светская одежда (плащ, туника с короткими широкими рукавами, из-под к-рых видны расшитые поручи рубахи), на кудрявых коротких волосах округлая шапочка, отененная, как и платье, изумрудно-зеленым цветом, в то время как плащ и пояс - красным и розовым. Образ, возможно, восходит к традиции византинизирующих авориев; помимо мирских одежд (раннехрист. атрибута) об этом свидетельствуют форма миниатюры, напоминающая ковчег, и орнаментальные мотивы. М. изображали как всадника и воина в полном облачении, характерном для средневековья. Святой прикрыт длинным щитом с изображением креста, он в шлеме, со знаменем-хоругвью - на одной из торцевых пластин реликвария Гискальда и Гундобальда, сыновей св. Сигизмунда († 524), короля бургундов и основателя аббатства на месте гибели М. и воинов Фиванского легиона (1-я пол. XII в., сокровищница аббатства Сен-Морис-д'Агон). В тексте Мученичества (passio) М. в Штутгартском пассионале (Stuttg. 56. Fol. 217, 1125-1130 гг.) в заглавную буквицу D вписана его фигура: он сидит на коне в длинной кольчуге, в шлеме, полностью скрывающем лицо, с копьем наперевес; подобный образ представлен в тимпане портала на юж. стене церкви его имени в Сульс-О-Рен (Эльзас, XIV в.).
В средневек. гос-вах на территориях совр. Швейцарии, Франции, Германии, Сев. Италии, Сев. Испании, Чехии М. почитался как покровитель правящих фамилий прежде всего Свящ. Римской империи эпохи Оттонов и позже. В эпоху крестовых походов его щит и стяг на копье (хоругвь) украшали гербом, к-рый указывал на место его страданий или на покровительство корпорации или гос-ву. В Швейцарии были популярны изображения М. с трилистником (листом клевера) на гербе как покровителя аббатства Сен-Морис-д'Агон. На раннеготическом антепендиуме в церкви замка Тун (Швейцария) М. держит щит и хоругвь, на которых белое поле герба украшено 5 красными трилистниками. Крест на щите в руках М.- атрибут ростового образа, представленного на высоком алтаре (работы мастера П. Шпринга) в ц. во имя Маврикия во Фрайбурге, а также на процессионной статуе М. из ризницы церкви в Русвиле (кантон Люцерн). Крест на щите может быть дополнен 4 литерами А, размещенными между балками креста, как, напр., на гербе, украшающем знамя и щит статуи М. в ц. Санкт-Панталеон в Кёльне. С иерусалимским крестом на хоругви-знамени М. представлен на створке складня-ретабло Мастера св. Родни (heilige Sippe) (Музей Боде, Берлин).
М. являлся небесным покровителем кор. Рене Анжуйского (1409-1480). Миниатюра с фигурой святого включена в декорацию пергаменной рукописи «Страдание святого Маврикия и его соратников» (Paris. Bibl. de l'Arsenal. MS 940. Fol. 34 v, ок. 1453 г.), созданной в Венеции для подношения королю как основателю 2-го ордена Полумесяца (с 1448): святой - молодой безбородый воин, в изображении его доспехов, в духе раннего итал. Возрождения сочетаются детали как средневековые, так и антикизирующие, напр., шлем с накладками в виде крыльев. В качестве одного из покровителей кор. Рене М. фигурирует и на левой створке алтаря-складня «Неопалимая Купина», написанного для королевской капеллы-усыпальницы в кармелитской церкви в г. Экс-ан-Прованс (ок. 1476, мастер Н. Фроман, ныне в соборе Спасителя, г. Экс-ан-Прованс): средовек с темными усами и короткой окладистой бородой, полностью закован в доспехи самой драгоценной отделки и с фантастическими деталями (наплечники спиралевидной формы). Как личный, семейный покровитель М. представлен на фреске XIV-XV вв. рядом с капеллой семьи Моро в соборе Любека, а также на портрете Ф. де Шатобриана (1500, Ж. Эй, Музей и галерея искусств, Глазго).
Очевидно, под влиянием лингвистического фактора (старонем. «mor» переводится как «мавр») с XIII в. М. изображают с африкан. типом лица: темная кожа, толстые губы, короткий и сплющенный нос - статуя М. в воинских доспехах в соборе Магдебурга (40-50-е гг. XIII в.), на фреске С. Мартини в ц. Сан-Франческо в Ассизи (1322-1326), на иконе-портрете из убранства капеллы Св. Креста замка Карлштейн близ Праги (ок. 1357, мастер Теодорих); на знамени нем. ордена Всадников, захваченном поляками в 1410 г. как трофей в Грюнвальдской битве; во множестве скульптур и на алтарных картинах (скульптура на ратуше в Йютербоге (ок. 1507, ныне в городском музее); деревянный рельеф (ок. 1647) с фигурой святого в доспехах на фасаде церкви, посвященной св. Леодегарию и М., в Люцерне, на алтарной картине с встречей св. Эразма и св. Маврикия работы М. Грюневальда (1517-1523, Ст. Пинакотека, Мюнхен), на створках неск. алтарей работы Л. Кранаха Старшего и мастеров его круга (1520-1525, в Метрополитен-музее; алтарь Пфирша, 1524, Гос. галерея в замке Йоханнисбург в Ашаффенбурге)). Голова М. стала элементом геральдики - герб г. Кобурга, о-ва Корсики.
В богатом светском одеянии М. изображен вместе с избранными святыми на створке алтаря работы Спинелло Аретино (Спинелло ди Лука Спинелли) (XIV-XV вв., Ст. Пинакотека, Мюнхен); в бархатном берете и со знаменем - на алтарной картине в паре с первомч. архидиак. Стефаном (XVI в., мастер А. Вёнзам, там же). C иконографией вмч. Георгия Победоносца сближает изображения М., попирающего дракона, статуя высокого алтаря в ц. Санкт-Маурициус в Визентхайде (работы Я. ван дер Ауверы). В паре с вмч. Георгием М. изображен на алтаре Трех королей из городского собора Галле (ок. 1507, Х. Бальдунг Грин, Гос. музеи, Берлин), где он держит знамя с имперским орлом; на этого же святого он более всего походит в горельефе алтаря-складня из церкви дер. Вайсвайль близ Эммендингена (1515/25, сделан в Брайсгау, возможно в круге Бальдунга Грина, ныне в собрании Музея земли Баден, Карлсруэ). М. держит знамя и щит, украшенный 4 фигурами орлов; с таким же знаменем и в одеждах европ. знати в сочетании с воинскими латами того времени М. представлен на витраже Кёльнского собора (1507-1509). Как воин в средневековых доспехах, с мечом он изображен на многочисленных витражах XIX в. в стиле неоготики, исполненных Э. Виолле-ле-Дюком и А. Жерантом для капеллы его имени в базилике Сен-Дени, в церквах Швейцарии, напр. в новой церкви его имени в Сан-Морице (1925, А. Швери, Л. Хальтер), в Германии, во Франции.
Сцена казни Фиванского легиона во главе с М. привлекала внимание мастеров эпохи Возрождения в разных странах. Мученичество М. занимает оборотную сторону алтаря из Вайсвайля, створки алтаря из церкви в баварском г. Хайльсбронне (1515). Сцены обращения М. в христианство папой Римским, отречения от языческих обрядов и казни легионеров во главе с М. составили сюжет цикла из 3 шпалер для кафедрального собора во имя М. во Вьенне (XVI в.). Как античный воин М. представлен на картинах с изображением мученичества воинов Фиванского легиона кисти Понтормо (1529-1530, Палаццо-Питти, Флоренция) и Эль Греко, который посвятил этой теме неск. полотен; наиболее известное и сложное по композиции было написано для церкви в королевской резиденции и придворном мон-ре Эскориал в Мадриде (1580-1582; повторение - в Нац. музее искусств в Бухаресте, 80-е гг. XVI в.): М. молод, черноволос, с короткой бородкой, на нем синяя короткая туника и плащ. Его фигура заметна на дальнем плане среди нагих воинов, молящихся перед казнью. Похожий сюжет в антикизирующих драпировках и декорациях встречается на плафоне церкви бывш. мон-ря в Эберсмюнстере (1727, худож. Й. Ф. Зибер). К числу редких следует отнести изображение мощей М. (лежащий в стеклянной раке скелет в латах) на алтарном образе из приходской ц. св. Сигизмунда в Штробле, земля Зальцбурга (1760), где представлено поклонение святому короля бургундов в сопровождении 2 мальчиков-сыновей, убитых вместе с ним. Обращение античного воина М. в христианство стало темой алтарной картины для церкви его имени в Вильготтеме (Willgottheim, Эльзас; кисти франц. худож. Р. Кюдер; нач. XX в.).