[Исламская Республика Мавритания; араб. ], гос-во на северо-западе Африки. Территория - 1030,7 тыс. кв. км. Граничит на востоке с Алжиром и Мали, на юге - с Сенегалом, на севере - с Марокко и Зап. Сахарой; на западе омывается Атлантическим океаном. Столица - Нуакшот (958,4 тыс. чел., перепись 2013 г.). Крупнейшие города: Нуадибу (118,2 тыс. чел.), Киффа (50,2 тыс. чел.), Каэди (45,5 тыс. чел.), Зуэрат (44,7 тыс. чел.), Росо (33,6 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 15 областей (вилай), 44 района (мукатаа); 216 городских и сельских коммун. Официальный язык - арабский; согласно конституции, статус национальных языков имеют также волоф, пулар-фульфульде, сонинке; как средство межэтнического общения наряду с французским распространен диалект арабского - хассанийя. М. является членом ООН (1961), АС (1963; до 2002 - ОАЕ), МБРР (1963), МВФ (1963), Орг-ции Исламского сотрудничества (1969; до 2011 - Орг-ции Исламской Конференции), ЛАГ (1973), Союза Арабского Магриба (1989), ВТО (1995). География. Бо́льшая часть территории М. покрыта каменистыми и песчаными пустынями запада Сахары, низменностями и невысокими плато (наивысшая точка - гора Кедиа-Иджиль, 915 м). На западе возвышенности и плоскогорья окружены дюнами, простирающимися преимущественно на северо-восток; на севере и северо-востоке - эргами Игиди, Шеш, Эль-Джуф, продолжающимися в Алжире. Крупнохолмистая возвышенность Адрар (гора Амоззага, 732 м) переходит на юге в песчаниковые плато Тагант, Асаба и др. (средние высоты 300-400 м), к-рые обрываются крутыми уступами высотой до 120 м, ограничивающими с севера и запада впадину Ход. Атлантическое побережье (протяженность - 754 км) низменное и ровное (за исключением сев. части) с множеством песчаных отмелей, баров и островов; далее, вглубь материка, идет полоса солончаков и временных соленых озер (себха). Единственная река с постоянным водотоком - Сенегал, к-рая формирует юго-зап. границу страны. Климат тропический, аридный. Бо́льшую часть года из Сахары к Гвинейскому зал. дуют иссушающие сев.-вост. ветры (харматтаны). Годовых осадков на территории М. выпадает не более 100 мм; в обл. Шеммама (на юге страны, в сахельской зоне, на правобережье р. Сенегал) - до 400 мм; на северо-востоке - менее 50 мм. Средняя температура янв. - 16-20°C, июля - 30-32°C (суточная амплитуда до 40°С, особенно зимой); максимальная температура - выше 45°С. Влияние океана проявляется лишь в юж. части узкой прибрежной полосы, где температура ниже и влажность воздуха повышена (часты туманы); на севере прибрежного региона среднее годовое количество осадков не более 37 мм (в районе Нуадибу). Прибрежные воды в районе Нуакшота богаты промысловой рыбой (сардина, тунец, мерлан и др.). Обл. Шеммама с характерными разливом Сенегала и коротким сезоном дождей (в кон. лета выпадает 300-500 мм осадков) благоприятна для сельского хозяйства. Низкие равнины Бракны и Трарзы (в среднем 250 мм осадков в год) покрыты малопродуктивными пастбищами, позволяющими только экстенсивное разведение крупного рогатого скота. В оазисных зонах население занимается выращиванием финиковых пальм. В сахарских Адраре и Таганте возможно исключительно разведение верблюдов и мелкого скота.
Население М. составляет 3,573 млн чел. (перепись 2013 г.). Ок. 70% - кочевники и полукочевники (на севере и в центре М.). Арабо-берберы («мавры»; говорят на западномагрибинском диалекте хассанийя) представлены в основном племенами трарза, бракна и адрар (в одноименных областях), регейбат (в обл. Тирис-Земмур). Они разделяются на 2 сословно-расовые группы - высокостатусные («белые мавры», ок. 30% населения М.) и низкостатусные («черные мавры», ок. 40% населения М.); промежуточное положение занимают бербероязычные зенага (1,5%), проживающие в южной обл. Горголь. Менее 30% - оседлое население юга (проживают гл. обр. в обл. Шеммама, долине верхнего Сенегала и его притока Каракоро) из числа нигеро-конголезских народов («негро-мавританцы»): ок. 20% - фульбе (в областях Горголь и Кудимага; представлены оседлой (тукулёр) и кочевой (пёль) группами; язык - пулар-фульфульде сев. группы западноатлантической семьи); 7% - сонинке и бамбара (на юге областей Асаба и Ход-эль-Гарби; языки - сонинке и бамана зап. группы семьи манде); 2% - волоф (на юге областей Трарза и Бракна; язык волоф сев. группы западноатлантической семьи). 1% населения составляют иностранцы: европейцы (французы и испанцы) и африканцы (сенегальцы и малийцы). По оценочным данным на 2015 г., естественный прирост населения составлял 2,2%; уровень рождаемости - 31,3 чел. на 1 тыс. жителей; уровень смертности - 8,2 чел. на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 4 ребенка на 1 женщину; младенческая смертность - 54,7 на 1 тыс. живорожденных. В возрастной структуре: 39,2% - дети до 14 лет, 57,1% - лица от 15 до 64 лет, 3,7% - лица 65 лет и старше. Средний возраст - 20,1 года; средняя продолжительность жизни - 62,7 года (мужчины - 60,4 года, женщины - 65 лет). Средняя плотность населения - ок. 3,2 чел. на 1 кв. км (2013), cвыше 4/5 размещается в юж. части страны (области Трарза, Бракна, Асаба, Горголь и Кудимага), из них 1/5 - на узкой полосе долины Сенегала (350 чел. на 1 кв. км). Грамотность: 52,1% (мужчины - 62,6%, женщины - 41,6%). Степень урбанизации - 59,9%.
М. - унитарное гос-во, форма правления - исламская республика. Конституция принята 20 июля 1991 г., дополнена поправками в 2006 и 2012 гг. Главой гос-ва и исполнительной власти является президент, избираемый на основе всеобщих равных прямых выборов на 5 лет с правом одного переизбрания. Президент назначает и смещает министров, гражданских и военных должностных лиц, обнародует законы, принятые парламентом, издает ордонансы, имеющие силу закона, осуществляет право помилования, ратифицирует международные договоры, является главнокомандующим ВС. Законодательная власть представлена 2-палатным парламентом. В нижней палате - Национальном собрании - 146 членов, которых избирают прямым голосованием сроком на 5 лет (40 - по пропорциональному, 106 - по мажоритарному принципу). В верхней палате - сенате - 56 членов, избираемых сроком на 6 лет (3 избирают прямым голосованием мавританцы, проживающие за рубежом; остальных - главы местных органов власти путем непрямого и тайного голосования). Судебную власть представляют Верховный суд (разделен на уголовную и 2 гражданские палаты) и Конституционный совет.
По оценочным данным на сер. 10-х гг. XXI в., 99,5% (официально - 100%) жителей М. являются мусульманами, от 0,2 до 0,5% - христианами или приверженцами традиц. африкан. верований.
Исповедуют немногочисленные иностранцы. В июле 2010 г., по благословению Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II митрополит Карфагенский и экзарх Сев. Африки Алексий (Леондаритис) рукоположил в сан иерея диак. Лабро Кефаллино - 1-го правосл. священника, направленного на служение в М.
Представлена еп-ством Нуакшот, принадлежащим к Конференции епископов Сенегала, Мавритании, Кабо-Верде и Гвинеи-Бисау. Поставляемые епископы - французы по происхождению. Кафедральной является ц. св. Иосифа в Нуакшоте. По данным на 2013 г., в М. ок. 5,3 тыс. католиков в 6 приходах, в них служат 8 священников. Внелитургическое богослужение и проповеди проводятся на 2 языках: арабском (диалект хассанийя) и волоф. Католицизм исповедуют преимущественно иностранцы, гл. обр. французы, а также выходцы из Зап. Африки (Сенегала, Мали, Бенина и др.) и Юж. Америки. Католики из числа местных жителей (гл. обр. волоф, фульбе и сонинке) проживают помимо столицы в вилаях Трарза и Кудимага. Начало непрерывного присутствия католич. общины на территории М. датируется 1-й четв. XX в. В 1958 г. в страну прибыли священники из конгрегации Св. Духа, к-рые взяли на себя окормление немногочисленных верных, а также вели благотворительную деятельность для основной массы населения. В дек. 1965 г. папа Римский Павел VI буллой «Peramplum territorium» выделил из апостолической префектуры Сен-Луи-дю-Сенегал новое еп-ство Нуакшот, к-рому подчинялись ок. 20 священников и членов монашеских орденов (все - иностранные граждане). В нач. 60-х гг. XX в. в ведении католич. Церкви находилось более 150 учебных заведений разного уровня, расположенных на территории всей страны, включая Атар, Каэди и Аюн-эль-Атрус. К 1977 г. их количество сократилось до 7 миссионерских школ и уч-щ (почти исключительно на юго-западе и юге страны). В наст. время прозелитизм и открытие новых образовательных учреждений запрещены, хотя сама деятельность католич. Церкви носит легальный характер. Католики имеют в М. собственные культурные центры и руководят рядом детских дошкольных учреждений и б-к.
Протестант. миссионеры несколько раз предпринимали попытки вести прозелитическую деятельность в М., но без определенного успеха. Последняя группа миссионеров из орг-ции «Крестовый поход за всемирную евангелизацию» покинула страну в 1965 г. В наст. время в Нуакшоте действуют небольшие протестант. общины общей численностью до 2 тыс. чел. (гл. обр. иностранцы и трудовые мигранты, в т. ч. представители т. н. независимых африкан. церквей).
Ислам суннитского толка (преимущественно маликитского мазхаба) - гос. религия подавляющего большинства населения М. Особым влиянием пользуются мистические братства, имеющие важное значение для надплеменной и надсословной консолидации социума: ведущие суфийские тарикаты кадирийя (среди арабо-берберов севера) и тиджанийя (среди нигеро-конголезских этносов юга), а также миноритарные - шазилийя (среди горожан Таганта, с центром в Бумдейте) и гузфийя (представители разбросаны по вилаям Тагант, Адрар, Ход-эш-Шарки и Ход-эль-Гарби). Ислам. образование в рамках (нередко модернизированной) программы начальных (коранических) и высших (марабутских) школ остается для значительной части мавританцев единственным доступным видом обучения. Важнейший конфессиональный вуз - Национальный ин-т исламских исследований в Бутилимите (долгое время единственный вуз в стране) - тесно связан с кадирийей. Многочисленные средние уч-ща находятся помимо столицы в Киффе и Керне. Средоточием традиц. образования в суннитско-маликитском духе является г. Шингетти - важнейший центр мусульм. учености на всем западе Сахары. Гос-во контролирует деятельность различных учебных заведений, принадлежащих религ. организациям, и частично финансирует их.
С момента получения независимости М. объявлена ислам. республикой, а 1-я Конституция (1959-1961) провозгласила ислам гос. религией (ст. 10, гл. 11; соответственно статьи 5 и 23 Конституции 1991 г.), к-рой должен придерживаться президент. В то же время основной закон гарантирует свободу вероисповедания для сторонников др. конфессий, атеизм карается смертной казнью (может быть заменена на пожизненное заключение). Шариат наряду с франц. гражданским правом выступает как один из источников законодательства. Издание и распространение (но не хранение) немусульм. религ. литературы (в частности, Библии) запрещены.
На обширной полосе прибрежных пустынь и материковых саванн между Сев. (средиземноморской) и Зап. (тропической) Африкой тысячелетиями встречались и взаимодействовали берберо-ливийская (позднее арабо-берберская) и нигеро-конголезская (сенегамбийская и манде) культуры Магриба и Зап. Судана (Сахеля и бассейна р. Нигер), но историко-географического единства они не представляли. Хороним «Мавритания» (от лат. Mauretania - обозначение сев.-зап. части Африки в лат. источниках) и этноним «мавры» (от лат. Mauri - имя жителей Мавритании у лат. авторов) произвольно перенесли на территорию совр. М. и ее население французские колонизаторы (впервые Кс. Копполани в 1899 в виде определения «Западная Мавритания»), к-рые и сделали ее адм. целым с четкими границами. Самостоятельное политическое значение территория совр. М. обрела только в кон. 50-х гг. XX в. с созданием автономии, а затем - с достижением независимости.
Находки каменных орудий подтверждают появление гоминидов на землях совр. М. уже в палеолите. Присутствие людей современного вида впервые отмечено в верхнем палеолите в бухте Нуадибу. С X-IX тыс. до Р. Х. в приозерных и приречных районах появились 1-е постоянные поселения мезолитических охотников и рыболовов, антропологически принадлежавших к негрской расе.
В неолите (III-II тыс. до Р. Х.) в ряде зон повышается плотность заселения: в Дхар-Тишите (обл. Тагант) обнаружены остатки ок. 250 поселков, многие просуществовали более тысячи лет. Датируемые сер. II тыс. до Р. Х. пещерные росписи и наскальные изображения быков и повозок демонстрируют образование хозяйственно-культурного типа с развитым скотоводством, высокоорганизованной охотой и примитивным гончарным делом (Адрар, Тагант, Ход-эль-Гарби и Ход-эш-Шарки). Очагом энеолитической индустрии меди был Акжужт (обл. Иншири). В приморье (Дахлет-Нуадибу и Нуакшот) сформировалась культура рыболовов, общая с культурой побережья совр. Зап. Сахары и Марокко. Она получила продолжение через тысячелетия до настоящего времени среди реликтовой этносоциальной группы имраген (в Бан-д'Аргене), первоначально говорившей на одном из языков манде. В ту же языковую общность, видимо, входили наречия древнейших земледельцев, упоминаемых в арабо-берберском фольклоре как бафур,- гипотетических предков совр. сонинке. К ним подселялись пастушеские племена с востока, чьи языки принадлежали к «сенегамбийской ветви» западноатлантической семьи, - предки современных фульбе и волоф.
В III-II вв. до Р. Х., по мере того как преобладающим типом ландшафта становилась засушливая саванна, негроидные автохтоны отступали к р. Сенегал под давлением европеоидных носителей берберо-ливийских диалектов, двигавшихся с севера в поисках пастбищ. Последние, будучи знакомы с выплавкой меди и железа, сочетали коневодство с охотой на газелей, страусов и др. животных. Об имевшихся у них примитивных навыках письма свидетельствуют эпиграфические фрагменты, выполненные ливийской графикой.
Отдельные экспедиции рим. легионов в имперский период могли достигать территории совр. М.: напр., Гай Светоний Паулин в 41-42 гг. по Р. Х. первым из римлян совершил переход через Атласские горы, предположительно до Адрара. В тот период был налажен товарообмен между античным миром и автохтонами, на что указывают находки монет и фибул эллинистического происхождения в Акжужте и Тамкаркарте (обл. Адрар). До I в. до Р. Х. берберо-ливийцы использовали в хозяйстве почти исключительно лошадей, с III-IV вв. по Р. Х. стали широко использовать верблюдов во время вооруженной экспансии в южные территории. На крайнем юге совр. М. в VI-VII вв. на базе раннего протогос-ва зап. манде (сонинке) Вагаду сложилась империя Гана со столицей Кумби в обл. Аукар (ныне Ход-эль-Гарби и Ход-эш-Шарки в М. и обл. Каес в Мали).
С VII в. наплыв вост. берберов из Сев. Африки, отступавших под натиском халифата, усилил 2 берберские этические группы: на севере вокруг г. Сиджильмаса образовалось объединение коневодов - зената; на юге вокруг г. Аудагост сложилась конфедерация верблюдоводов - санхаджа. В IX в. берберы стали контролировать важнейшие перевалочные пункты транзита в зап. части Сахары.
Первые отряды арабов-мусульман проникли на земли совр. М. еще в нач. VIII в., но вторжение сюда омейядских войск произошло в 734 г. Тем не менее в VIII-IX вв. ислам оставался здесь по преимуществу религией иноземных купцов. Даже после того как в X в. в ислам обратилась правящая династия конфедерации санхаджа, основная масса населения сохранила верность домонотеистическим культам или ранним монотеистическим представлениям, которые проникали сюда через зенатские княжества Дальн. Магриба (совр. Марокко и Зап. Алжир) - Сиджильмаса, Бергвата, Накур и Агмат, где происходил синтез иудео-христиан. культов с архаичными верованиями сев. берберов.
К 990 г. империя Гана захватила укрепленные поселения Валата и Аудагост. Последний, расположенный на путях транссахарской торговли, превратился в крупный город с 5-6 тыс. жителей в центре процветающей сельскохозяйственной местности. В нем находились одна соборная и многочисленные квартальные мечети. К нач. XI в. поверхностно исламизированная конфедерация санхаджа распалась, а в долине Сенегала распространилось влияние Текрура - гос-ва фульбе, правители которого вскоре обратились в ислам (о мусульм. богословах по прозванию ат-Такрури в Египте известно уже с кон. X в.).
К сер. XI в. санхаджийскую конфедерацию сменило суннитское движение Альморавидов (араб. «аль-мурабитун» - «живущие в рибате»; рибат - пограничная крепость-обитель; отсюда европ. «марабут»). В 40-х гг. XI в. приглашенный берберским вождем Яхьей ибн Ибрахимом ислам. проповедник Абдаллах ибн Ясин основал в землях санхаджа 1-е рибаты, ставшие очагами нового учения. В 50-70-х гг. XI в. одно из санхаджийских племен лемтуна, среди которого проповедь Абдаллаха имела наибольший успех, под лозунгами джихада создало могущественную державу - гос-во Альморавидов, охватившее весь Дальн. Магриб и Андалусию. Его политическим центром стала обл. Адрар, где располагалась ставка альморавидских предводителей («эмиров мусульман») - Азуги. В 1076/77 г. «эмир мусульман» Абу Бакр ибн Умар овладел центром империи Гана - Кумби. К 1090 г. границы гос-ва Альморавидов установились по р. Сенегал, и в нач. XII в. его экспансия остановилась. С деятельностью 1-го кади в Азуги - Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Хасана аль-Муради («Хадрамаутского имама», ум. в 1095/96) - связывают успехи суннитской проповеди в Адраре.
С 1146/47 г. завоевания Альмохадов (выходцев из союза племен зената) теснее привязали сев. и центральные районы совр. М. к Дальн. Магрибу, а ее юж. часть после падения Ганы ок. 1240 г. последовательно входила в сферу влияния держав Сосо, Мали (до кон. XIV в.) и Сонгай (до кон. XV в.). На севере уже во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XIV в. расцвели оазисные города Тишит, Валата и Вадан, а к нач. XV в. главным культурно-религ. центром и местом встречи паломников со всего Зап. Судана стал г. Шингетти в Адраре. Название этого города распространилось и на весь край (Билад-Шанкит, в разговорной форме - Шингет). Обл. Ход, служившая ранее земледельческим центром региона, в эти века оказалась заброшена из-за иссякших водных источников.
Исламизацию и арабизацию региона ускорила постепенно нараставшая волна бедуинских миграций из В. Египта через Ближ. (Вост.) Магриб к берегам Атлантики, которая поощрялась Альмохадами и их преемниками в Дальн. (Зап.) Магрибе (позднее Марокко) - Маринидами. Взаимодействие между берберскими и араб. номадами не выходило за рамки межплеменных распрей до кон. XIV в., когда арабы начали претендовать на господствующее положение по отношению к берберам, а также к подвластным им крестьянам оазисов - берберизованным негроидам харратинам (пахарям). Местные жители из союза племен санхаджа, поддержавшие завоевателей, были уравнены по статусу с арабскими воинскими родами; тех, кто противились завоеванию, перевели в сословие данников (азнак); тех, кто не сопротивлялись, признали марабутами-зуайя, т. е. мирными жителями без права ношения оружия. Говор пришельцев хассанийя, вскоре принявший на себя функции лингва-франка, почти полностью вытеснил западноберберские языки, восприняв многие их черты как субстрат.
На XV в. приходится начало освоения атлантического побережья Африки Португальским королевством. После того как в 1434 г. Жил Эаниш обогнул мыс Бохадор, экспедиции Нуну Триштана и Антана Гонсалвиша в 1442-1445 гг. открыли о-ва Наар и Тидра, а также Аргенскую бухту, где в 1448 г. появилась 1-я фактория. Португ. негоцианты стремились разведать маршрут по пустыне через г. Вадан в Адраре к оазисам Тишита и внутренней части Зап. Судана. В 1461 г. к северу от устья Сенегала появилась еще одна португ. фактория - Пенья, к-рая приобрела особое значение в XVI в., когда на смену португальцам пришли испанцы. Во 2-й пол. XVI в. сюда проникли голландцы, англичане и французы, долго конкурировавшие за право вывоза черных рабов и золота, а также гуммиарабика - камеди, добывавшейся из сахельской акации. На месте фактории Пенья голландцы основали порт Портендик, к-рый до XIX в. оставался важным центром торговли гуммиарабиком.
В кон. XV в. в пустынной окраине Дальн. Магриба распространилась с востока мистическая проповедь шейха суфийского братства кадирийя Сиди Ахмада аль-Баккаи, чьи потомки - кунта - к сер. XVI в. превратили Валату в важнейший очаг мусульманской учености и суфизма. Только к XVII в. ислам в Билад-Шанките перестал быть религией меньшинств преимущественно иноземного происхождения и восторжествовал над анимистическими верованиями большинства населения (прежде всего среди оседлых групп (тукулёр) государства Текрур). В сер. XVII в. вспыхнул 30-летний конфликт (1644-1674) арабов-хассани и потомков берберов-санхаджа (т. н. война Шарр-Бабба), к-рые сплотились в долине р. Сенегал под предводительством имама Насира ад-Дина. Он провозгласил джихад с целью подчинить номинально исламизированных вождей на юге и восстановить суннитское благочестие на севере, но потерпел поражение. Конфликт сопровождался реисламизацией региона, в т. ч. в результате продвижения на север народов волоф, угрожавших в равной степени обеим противоборствующим сторонам.
Одержав верх, арабы-хассани образовали эмираты Трарза и Бракна. К кон. XVII в. был создан еще один эмират - Адрар. Гегемонию в регионе первоначально осуществляла Бракна, правители которой покорили земли от океана до левых притоков Нигера. Вскоре Трарза благодаря поддержке марокканского султана Мулая Исмаила освободилась от власти Бракны. Часть берберов-номадов, среди которой наиболее сильны были домонотеистические верования, в т. ч. ряд туарегских племен, не желая подчиняться арабо-мусульманской гегемонии, откочевали к востоку.
К сер. XVIII в. оформился единственный эмират марабутов-зуайя в Таганте. Свергнув хассанийское господство, они ненадолго утвердились в Адраре. В дальнейшем марабуты Таганта сохраняли свою независимость, но сменили традиции и язык на диалект хассанийя, араб. звания и титулы. Важными центрами исламской учености в этом эмирате стали незначительные до того городки Тиджикжа, Ксар-эль-Барка и Рашид.
В результате смешения арабов с зап. берберами образовалась особая этнорасовая группа, представители к-рой определяли себя как «белые» (бидан; у европ. наблюдателей - «белые мавры») и противопоставляли себя арабизированным берберо-негроидным «черным» (судан; у европейцев - «черные мавры»). Занятая эмиратами территория стала именоваться «Земля белых» (Траб-эль-Бидан), в к-рую входили пустынные области между долинами Сенегала и Дра, Атлантикой и непроходимой зоной песчаных дюн Маджабат эль-Кубра к северу от Нигера. Здесь сложилась особая иерархия, построенная не только на социальных, но и на этнорасовых различиях. «Белые», к которым относились воины из арабов-хассани и религ. авторитеты (улама) из берберов-зуайя, занимали господствующее положение, а «черные» - зависимое. Последние включали данников (азнак), земледельцев-харратинов (имевших статус рабов или вольноотпущенников), рыболовов, охотников, ремесленников, певцов, слуг и др. Сходная стратификация (свободные - рабы - ремесленники), но не основанная на расовых различиях, существовала и у соседних этносов волоф, тукулёр и сонинке.
Эмираты представляли собой классические вождества, главы которых, первоначально не имея постоянного местопребывания, кочевали со своим лагерем (халла) для взимания различных податей (хурма) с зависимого населения и осуществления грабительских налетов на оседлые общества Сенегамбии и Гвинеи, консолидировавшиеся к XVIII в. в «языческие» гос-ва Вало, Джолоф и Кайор (этнос волоф), а также имамат Фута-Торо (этнос тукулёр). Параллельно шли усобицы и между эмирами, в частности Трарзы и Бракны, из к-рых во 2-й пол. XVIII в. победителями вышли первые, сконцентрировав в своих руках работорговлю и проч. коммерческие контакты с европейцами.
В 1638 г. голландцы отбили у испанцев Арген, но в 1665 г. уступили его англичанам, а французы, которые в 1626 г. высадились у устья р. Сенегал, в 1659 г. основали форт Сен-Луи (на территории совр. Сенегала) и затем - целую сеть факторий в нижнем течении реки. Миссионерская активность Римско-католической Церкви способствовала распространению христианства, правда, почти исключительно среди бывш. «язычников» из сенегамбийских народностей. По Версальскому миру, заключенному в сент. 1783 г. между Великобританией, Францией и Испанией, побережье к югу от мыса Кап-Блан (Кабо-Бланко; ныне Рас-Нуадибу) признали франц. сферой влияния (к северу формально начинались марокканские владения). Эти договоренности после непродолжительной британской оккупации были подтверждены Парижским трактатом в 1814 г. и Венским конгрессом в 1815 г. В 1817 г. Франция разместила здесь свои воинские подразделения.
После того как могущество Бракны отошло в прошлое после кончины ее эмира Ахмада (1818-1841), с сер. XIX в. развернулась интенсивная колонизация. В 1854 г. губернатор Сенегала Л. Л. Федерб, аннексировав гос-во Вало по левому берегу р. Сенегал, изгнал поселившихся там «мавров», а в 1855-1858 гг. организовал череду походов против эмира Трарзы Мухаммада аль-Хабиба (1827-1860), к-рый претендовал на гегемонию среди «белых мавров», и силой навязал ему договоры о покровительстве и свободе торговли.
Хотя энергичные эмиры Адрара - Ахмад ульд Мухаммад (1872-1891) и Ахмад ульд Сиди Ахмад (1891-1899) - безуспешно пытались возродить транссахарскую торговлю, ее оскудение вкупе с успехами французов повлияло на социально-политическую ситуацию в эмиратах. Колониальная дипломатия трактовала их правителей - по преимуществу военных вождей - как полновластных государей, а заключавшиеся с ними договоры, гарантировавшие безопасность караванного сообщения, придавали их авторитету дополнительный престиж, что вызывало недовольство др. групп «белых мавров», прежде всего марабутов-зуайя.
В 1900 г. Франция и Испания договорились о разграничении сфер влияния на западе Сахары по линии мыса Кап-Блан (Кабо-Бланко). В 1901 г. под предлогом защиты колониальной коммерции франц. отряд под командованием Копполани занял территорию Шеммамы. Вскоре она была объявлена «протекторатом над мавританскими странами» (protectorat des pays maures), к-рый в 1902 г. распространился на Трарзу, а в 1904 г.- на Бракну. Как 1-й комиссар протектората Копполани в 1905 г. от имени генерал-губернатора Французской Зап. Африки (ФЗА) объединил Трарзу, Бракну и Тагант в «гражданскую территорию Мавритания», где сохранялась власть прежних вождей, но была запрещена работорговля. К 1912/13 г. Франция контролировала всю территорию совр. М., к-рая в 1920 г. особым декретом получила статус колонии в составе ФЗА (во главе с вице-губернатором).
Вооруженное сопротивление местного населения колонизаторам продолжалось до сер. 30-х гг. XX в., причем межплеменные распри и противоборство арабов и берберов, кочевников и оседлых нередко делали колонию практически неподконтрольной метрополии. Только в 1932-1934 гг. 3-я Республика ликвидировала эмираты Бракна и Адрар, причем если первый почти не оказал отпора, то второй покорился только после битвы при Ведьян-эль-Харруб, в к-рой погиб эмир Сид Ахмад ульд Ахмад Аида. В 1939 г. завершилось «собирание земель» М. присоединением к ней областей Валата и Нема, до того подведомственных администрации Французского Судана (позднее - Мали), но многие районы (напр., Эль-Джуф на востоке страны) успешно избегали европ. проникновения вплоть до 1955 г.
Присутствие Франции в М. являлось прямым следствием ее доминирования во всей Зап. Африке и не предполагало усилий по аграрному или промышленному освоению слабозаселенной и непригодной для интенсивного хозяйствования колонии, к-рая, не располагая аэродромами и портами, экономически и административно теснее всего была связана с Сенегалом, где располагался ее адм. центр - Сен-Луи. На все хозяйственные и военные посты назначались лишь европейцы, но по контрасту с системой прямого управления, введенной в большинстве составных частей ФЗА, в М. колонизаторы сохранили за традиционными вождями значительное влияние, допуская их в администрацию. При этом предпочтение перед непокорными хассани, которые лишились своих привилегий, отдавалось более лояльным марабутам. Тем не менее количество центров суннитской образованности на территории колонии постепенно уменьшалось.
Общественно-политическая жизнь испытывала серьезные ограничения со стороны властей (вплоть до кон. 40-х гг. XX в. действовала военная администрация) и архаического социального строя. Если хассанийская и марабутская верхушка так или иначе находила общий язык с колониальными властями, то рядовые жители были обложены тяжелыми податями. На юге применялся принудительный труд, на севере - часто реквизировали скот и запрещали кочевым племенам менять места стоянок. Это вызывало у населения протест, к-рый вплоть до второй мировой войны выливался в вооруженные восстания и налеты на франц. форпосты. Мятежные кочевники объединялись и массово уходили в приграничные области, в частности в Вади-эд-Дахаб (Рио-де-Оро), где собирались и повстанцы из соседнего Марокко.
После второй мировой войны, несмотря на отсутствие в М. самобытного национального движения (в отличие от ее соседей по ФЗА), в окт. 1946 г. она получила статус заморской территории и право формирования собственной территориальной ассамблеи с отдельным от Сенегала представительством в Национальном собрании Франции. В 1946-1958 гг. в среднем каждые 1,5 года в М. проходили выборы в муниципальные органы, что способствовало развитию политической культуры местного населения.
Освободительное движение в Марокко в 1944-1946 гг. способствовало возникновению в М. первых политических партий. Партия мавританского согласия (ПМС, с 1946) призывала к объединению с Марокко, а Мавританский прогрессивный союз (МПС, с 1947) выступал за провозглашение суверенитета при тесных связях с Францией. В 1952 г. был законодательно отменен традиц. статус данников (азнак) и появились профсоюзы.
К обострению обстановки в регионе привели обретение Марокко независимости в 1956 г. и последующее выдвижение этой страной территориальных претензий к М. как к части своего исторического наследия (т. н. Вел. Марокко). В июне 1956 г. франц. правительство ввело в М. всеобщее избирательное право и учредило Правительственный совет, избиравшийся территориальной ассамблеей, но под председательством губернатора колонии. Выборы в ассамблею принесли победу МПС во главе с Моктаром ульд Даддой, первым адвокатом-мавританцем (по этнорасовому происхождению - марабут-зуайя). С 1957 г. центральные органы управления стали перемещать из Сен-Луи в Нуакшот, выстроенный на месте небольшого франц. форта с прилегающим поселением.
В мае 1958 г. большинство членов ПМС объединились с МПС в новую Партию мавританской перегруппировки (ПМП) под началом ульд Дадды. В сент. М. получила статус автономной республики в рамках Французского союза с правом формирования конституционных органов внутреннего управления; верховным комиссаром назначался француз, но на пост председателя территориальной ассамблеи допускали мавританцев. Главой гос-ва, ответственным за внешнюю политику, оборону и систему образования, считался председатель Французского сообщества (преемник Французского союза) Ш. де Голль.
Прошедшие в февр. 1960 г. выборы в территориальную ассамблею обеспечили победу ПМП, в июне ульд Дадда стал премьер-министром. При поддержке 5-й Республики он активно привлекал во власть племенную (хассанийскую и марабутскую) верхушку в целях консолидации различных этнических групп. Однако большинство населения проявляло безразличие к идее самостоятельности; даже среди приверженцев независимости от метрополии многие отстаивали лишь необходимость присоединения: на севере - к Марокко, на юге - к новорожденной Федерации Мали. В июле 1960 г. Франция дала согласие на независимость М., что в нояб. было закреплено 2-сторонним «соглашением о восстановлении суверенитета». 28 нояб. 1960 г. была провозглашена независимость Исламской Республики Мавритания со столицей в г. Нуакшот. Правительство возглавил ульд Дадда.
20 мая 1961 г. была ратифицирована конституция, согласно которой в М. установилось президентское правление. В авг. ульд Дадда был на безальтернативной основе избран президентом, а в окт. М. приняли в состав ООН. В дек. 1961 г. ПМП, вобравшая в себя к тому времени основные оппозиционные партии, была преобразована в Партию мавританского народа (ПМН) во главе с генеральным секретарем ульд Даддой.
Сильная зависимость М. от бывшей метрополии заставила ее в июне 1961 г. подписать неравноправные соглашения о сотрудничестве с Францией (контроль над ВС, торговлей и хозяйством, размещение на мавританской территории франц. контингента ВС). В июле 1964 г. М. установила дипломатические отношения с СССР, с к-рым в 1966 г. заключила соглашение о торговле, а в 1967 г.- о культурном и научном сотрудничестве. В нач. 1965 г. французские ВС (кроме инструкторов, оставшихся в национальной армии) покинули М. В Шестидневной войне 1967 г. Нуакшот заявил о солидарности с араб. гос-вами, а впосл. неоднократно выступал в поддержку антиколониальной борьбы в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау.
В 1963-1971 гг. съезды правящей партии определили в качестве основных задач внутриполитического развития «обеспечение единства нации», ликвидацию (по сути - трансформацию) института традиц. вождей, уравнивание женщин в правах. В 1968 г. административно-территориальная реформа заменила округа, воспроизводившие в своих границах прежние эмираты, на адм. районы. По примеру радикального режима соседней Гвинеи, поправкой к Конституции М. от нояб. 1964 г. оговаривался однопартийный характер гос. устройства. Оппозиционные партии оказались под запретом. На безальтернативных выборах 1966 и 1971 гг. ульд Дадда укрепил свое авторитарное правление, мотивировавшееся неготовностью мавританского общества к плюрализму.
Начавшаяся в 50-х гг. XX в. добыча медной и железной руды стимулировала формирование промышленного пролетариата, к которому в 1964 г. относилось ок. 20 тыс. чел. В 1963 г. запущена Мавританская железная дорога, связавшая рудники Зуэрата и главный порт Нуадибу. Однако 90% населения было по-прежнему занято в сельском хозяйстве: скотоводство носило кочевой и полукочевой характер (в 1963 номады составляли 83% населения), земледелие сводилось к возделыванию зерновых и пальмовых плантаций.
На севере и востоке М., где проживали хассани и марабуты, все чаще отождествлявшие себя с арабами, многовековое сословно-кастовое деление вместе с патриархальным рабовладением сохранялось почти неприкосновенным. Провозглашение независимости стимулировало возвращение на свои исконные территории многочисленных племен фульбе, сонинке и волоф, объединенных собирательным названием кеври, которые ранее были вытеснены «маврами» на юг от р. Сенегал. Более восприимчивые к франц. языку и культуре, они играли важную роль как в управленческих структурах ФЗА, так и в образовании бюрократии новой республики. Между арабоязычными северянами и сенегамбийцами-южанами сохранялась заметная прослойка низкостатусных харратинов («черных мавров»). Доминирующую роль в обществе по-прежнему играли «белые мавры». Этносоциальная дискриминация выражалась в неравномерном представительстве выходцев с «черного» Юга и с «белого» Севера в гражданской сфере и офицерском корпусе, распределении бюджетного финансирования соответствующих районов, провозглашении ислама гос. религией и проч. Система образования прогрессировала медленно: в 1961 г. был учрежден 1-й вуз - Ин-т исламских исследований в Бутилимите (родной город ульд Дадды), в 1966 г.- Высшая адм. школа, в 1970 г.- педагогический ин-т, в 1981 г.- ун-т в Нуакшоте.
В 1973 г. М., покинув зону франка, ввела собственную валюту - угию. В том же году М. заключила с СССР соглашение в области морского рыболовства, а с Францией - новые соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве, к-рые лишили бывш. метрополию прежних преимуществ. В дек. 1973 - янв. 1974 г. М. вступила в Лигу арабских гос-в (ЛАГ) и придала араб. языку статус государственного, что вызвало сопротивление со стороны южан-кеври, к-рые опасались упрочения доминирования северян (хассани и марабутов-зуайя).
По итогам Мадридских соглашений в февр.-нояб. 1975 г. Испанская Сахара перешла под временное управление Марокко и М., объединивших силы в войне против Фронта ПОЛИСАРИО - национально-освободительного движения Зап. Сахары. В нояб. 1975 г. по соглашению с Испанией и Марокко М. получила во временное управление Зап. Тирис (др. название - Рио-де-Оро (араб. Вади-эд-Дахаб); юж. треть территории Зап. Сахары). Авантюра, имевшая целью создание «Великой Мавритании» отчасти для упреждения экспансионистских замыслов Марокко, обернулась военными и хозяйственными потерями. Обессиленная М. первой испытала удары ПОЛИСАРИО, прежде всего по Мавританской железной дороге и Зуэрату. В 1976-1977 гг. боевики этого движения дважды атаковали Нуакшот, обстреляв правительственные здания.
Эпохальный пик аридизации в 60-70-х гг. XX в. (сокращение количества осадков в мавританском Сахеле и смещение Сахары к югу) значительно повлиял на социально-экономическое развитие М. Уменьшение стока воды прекратило паводки на Сенегале, превратив Шеммаму в зону рискованного земледелия, а остальные районы - в зону бедствия. Быстрое падение сельскохозяйственного производства заставляло сельских жителей и кочевников переселяться в города, что привело к кризису занятости и снабжения продовольствием.
В июле 1978 г. в результате бескровного переворота армия, недовольная растущей зависимостью М. от Марокко, свергла и арестовала «отца отечества» ульд Дадду, к-рого позднее отпустили на жительство во Францию. Военная хунта, состоящая из «белых мавров», сформировала Военный комитет национального возрождения (ВКНВ), руководитель к-рого - главнокомандующий ВС Мустафа ульд Мухаммад ас-Салек - занял пост президента. ПОЛИСАРИО объявил об одностороннем прекращении боевых действий против М. Последующие годы характеризовались чередой заговоров и путчей внутри ВКНВ, ростом напряженности в отношениях между дискриминируемыми кеври и монополизировавшими все властные позиции арабами.
В апр. 1979 г. ас-Салек был свергнут в результате очередного военного переворота. ВКНВ был заменен Военным комитетом национального спасения (ВКНС), из его состава были выведены все гражданские лица. Новое правительство вступило в переговоры с ПОЛИСАРИО и в авг. подписало соглашение об окончательном отказе М. от притязаний на Зап. Сахару, денонсировав тем самым договор о совместной обороне с Рабатом. К дек. Марокко заняло бывш. мавританскую зону Зап. Сахары вплоть до мыса Кап-Блан.
В июле 1980 г. ВКНС запретил рабство, легально просуществовавшее в М. дольше, чем в к.-л. др. стране. Однако на практике этот социальный институт сохранялся: в сер. 80-х гг. XX в. общее количество рабов оценивалось в 100 тыс., вольноотпущенников было ок. 300 тыс. Предпринятые ВКНС меры по мобилизации населения для национального строительства не смогли смягчить глубокий социально-экономический кризис, в к-ром оказалась М.: гос. долг стремительно рос с падением спроса на железную руду, сельское хозяйство не обеспечивало потребностей 4/5 населения, миграция сельских жителей в города резко снизила уровень жизни немногочисленных горожан. Офиц. кампании по интеграции граждан в национально-гос. единство в противовес родоплеменной, расовой или региональной идентичности не предотвратили обострения ситуации по мере развертывания панараб. агитации, с одной стороны, и движений против дискриминации харратинов и за права «черного» Юга - с другой. В марте 1983 г., опираясь на поддержку из Сенегала, под лозунгом независимости для земель Шеммамы радикально настроенные кеври образовали Фронт освобождения африканцев М. (ФОАМ), который провел неск. боевых акций. В июне 1983 г. была проведена национализация племенных пастбищ, что ускорило ломку устоявшегося веками социально-экономического уклада. Этому же способствовали и продолжительные засухи: к 1988 г. 90% мавританцев осело гл. обр. в неблагоустроенных лагерях и пригородных трущобах.
В дек. 1984 г. в результате бескровного переворота председателем ВКНС стал Муавия ульд Сиди Ахмад Тайя, занимавший с апр. 1981 г. пост премьер-министра. Он сумел восстановить внутреннюю стабильность, приступить к экономическим реформам и неск. демократизировать политическую систему: в частности, в дек. 1987 - янв. 1988 г. были проведены муниципальные выборы. Во внешней политике ульд Тайя заметно сблизился с режимом Саддама Хусейна, лояльность к которому после войны в Персидском зал. в 1991 г. привела к международной изоляции Нуакшота, продолжавшейся до сер. 90-х гг. XX в.
В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. межэтнические противоречия достигли кульминации на фоне дальнейших ассимиляторских мер со стороны руководства М. С окт. 1990 по февр. 1991 г. 5 тыс. чел. (в основном фульбе и сонинке) подверглись заключению, более 500 чел. из числа кеври были казнены или замучены без суда и следствия. В 1990-1991 гг. ок. 70 тыс. «черных» мавританцев и сенегальцев были депортированы и оказались в лагерях для беженцев на территории Сенегала и Мали, где агитационную работу среди них вела ФОАМ, постепенно трансформировавшаяся из боевой орг-ции в мирное объединение под демократическими лозунгами.
В апр. 1991 г. ульд Тайя объявил о переходе к гражданскому правлению. На общенациональном референдуме в июле была принята новая Конституция М., предусматривавшая введение многопартийной системы, но сохранившая за арабским статус единственного гос. языка страны. Для участия в конкурентной политике ульд Тайя создал собственную Республиканскую социал-демократическую партию (РСДП). Его победу на первых многопартийных президентских выборах в янв. 1992 г. омрачили беспорядки и обвинения в фальсификации результатов голосования. В 1995 г. М. вслед за Египтом и Иорданией установила дипломатические отношения с Израилем, а в окт. 1999 г. заключила с ним мирное соглашение. В дек. 1997 г. ульд Тайя был вновь переизбран президентом и распустил оппозиционные партии, к-рые, бойкотировав выборы, объединились в Народный фронт.
После неудачной попытки офицерского путча в июне 2003 г., сопровождавшегося кровопролитием в ходе уличных боев, победу в президентских выборах в нояб. вновь одержал ульд Тайя. Впосл. его главный соперник был обвинен властями в подготовке переворота и арестован. Основными задачами внутренней политики в обстановке усугублявшейся стагнации при почти полном провале реформ оставались оздоровление финансовой системы и решение продовольственной проблемы. В 2000-х гг. 40% граждан были за чертой бедности, а официально зарегистрированная безработица достигала 20%. С РФ, как с правопреемницей СССР, Нуакшот продолжал сотрудничать, в частности, в области геологоразведки: в российских вузах получили образование сотни мавританцев; в 2003 г. создана смешанная российско-мавританская комиссия по рыболовству.
В авг. 2005 г. армия и гвардейский батальон безопасности президента под рук. ген. Мухаммада ульд Абдель-Азиза, воспользовавшись поездкой президента на похороны короля Саудовской Аравии Фахда, совершили государственный переворот. Новый режим заявил о намерении в ближайшее время провести президентские и парламентские выборы и отказался от преследования бывшего лидера, его семьи и соратников. Политзаключенные получили свободу. Ульд Тайя переехал на постоянное жительство в Катар. В нояб. и дек. 2006 г. прошли соответственно парламентские и муниципальные выборы, на к-рых почти 1/2 мест завоевали независимые кандидаты (среди них члены бывш. правящей партии и исламисты, чьи орг-ции находились под запретом). Наблюдатели подтвердили свободный и законный характер выборов.
В марте 2007 г. впервые на альтернативной основе прошли президентские выборы с участием 20 кандидатов. Уверенную победу во 2-м туре одержал ставленник военных, бывш. министр финансов Сиди Мухаммад ульд Шейх Абдуллахи, к-рый стал 1-м всенародно избранным главой государства и 2-м (после ульд Дадды) гражданским президентом М. В авг. 2007 г. новый кабинет ввел уголовную ответственность за рабовладение, сохранявшееся, несмотря на неоднократные законодательные запреты в мавританском обществе (особенно в сельской местности).
В авг. 2008 г. в М. произошел очередной военный переворот под рук. ген. ульд Абдель-Азиза: президент ульд Абдуллахи, премьер-министр и министр внутренних дел были арестованы; путчисты сформировали свое правительство и объявили о готовности провести свободные и прямые выборы. Международное сообщество разделилось: США, большинство стран ЕС (в т. ч. Франция и Испания), РФ, Алжир и Сенегал по-прежнему считали ульд Абдуллахи законным президентом страны, а Марокко, Ливия, Иран и еще ряд гос-в признали власть путчистов.
Весной 2009 г. ульд Абдель-Азиз инициировал переход к гражданской форме правления, формально передав полномочия председателя Верховного госсовета спикеру сената - Ба Мамаду Мбаре (представителю кеври). За этим стоял компромисс с ключевыми фигурами оппозиции и международными игроками (прежде всего Францией и Алжиром), которые по сути отказали ульд Абдуллахи в реальной поддержке. В результате он подал в отставку после того, как за нее высказалось парламентское большинство. Снятие экономических и дипломатических санкций, наложенных на Нуакшот после путча, позволило ульд Абдель-Азизу в июле легитимировать свои позиции, одержав победу в ходе президентских выборов на альтернативной основе.
В марте 2010 г. МИД М. заявил о полном и окончательном разрыве отношений с Израилем, мотивируя это негативным общественным мнением об этой стране. В февр. 2011 г. М. захлестнула «арабская весна», выразившаяся здесь в беспрецедентной волне забастовок и многотысячных демонстраций под политическими лозунгами на улицах столицы. На президентских выборах в июне 2014 г. вновь победил ульд Абдель-Азиз. Хотя формально ему противостояли 3 кандидата, важнейшие оппозиционные партии призвали к бойкоту выборов.