(Головин) († не ранее 1684), прп. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Менюжский (Менюшский). По данным П. М. Строева, М. в 1668-1684 гг. был строителем Менюжского во имя Св. Троицы мон-ря (к юго-западу от Новгорода, впосл. в погосте Менюша Новгородского у. и губ., ныне деревня Шимского р-на Новгородской обл.). К кон. XIX в. относится известие, что М. был погребен в Менюжской обители (Никольский. 1895).
В «Переписи государевым царевым и великого князя Алексея Михайловича всея России Новгородским дворцовым делам судного приказного стола» 1670-1675 гг. сохранилось описание 2 тяжб между строителем старцем М. с братией и дворцовыми крестьянами дер. Колчева (Колшева) (Архив СПб ИИ РАН. Колл. 2. Оп. 1. Д. 2. Л. 205, 236, см.: Панченко. 2012. С. 23, 81).
Имя М. не упоминается в источниках, повествующих о праведных младенцах Иакове и Иоанне Менюжских. Составленное в XVIII в. Сказание о менюжских братьях сообщает о монахе, который шел из Пскова в Новгород и по дороге, около часовни, где лежали их мощи, был поражен тяжелой болезнью (см. последнее по времени изд. текста Сказания: Панченко. 2012. С. 322, 325). Помолившись Иоанну и Иакову, монах выздоровел и остался жить у часовни, собирая подаяние на строительство церкви. Впоследствии на месте часовни был основан Троицкий мон-рь. Мощи Иоанна и Иакова были освидетельствованы при царях Иоанне V и Петре I Алексеевичах и Новгородском и Великолуцком митр. Корнилии (1674-1695). Сказание в обеих известных редакциях не сохранило имени инока, исцелившегося по молитве, но указание имен царей и митрополита позволяет отнести это событие ко временно́му интервалу между 1682 и 1695 гг. Т. о., период настоятельства М. по времени частично совпадает с освидетельствованием мощей и строительством (возобновлением) Троицкого мон-ря, что делает гипотезу об отождествлении строителя М. и безымянного инока из Сказания, встречающуюся в совр. лит-ре (Минея (МП). М., 2011. Май. Т. 3. С. 458; Панченко. 2012. С. 25), вполне вероятной.
Сведения о почитании М. в Менюжском мон-ре в XVIII-XX вв. в письменных и фольклорных источниках отсутствуют. Канонизация подтверждена внесением имени М. в Собор Новгородских святых (известен с 1831), восстановление празднования которому произошло в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова).