(Иванов Михаил Николаевич; 20.11.1788, с. Железники Калужского у. и губ. (ныне в черте Калуги) - 7.09.1860, Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пуст.), прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни. Происходил из дворян Дмитровского у. Орловской губ., крещен в честь блгв. кн. Тверского Михаила Ярославича. Прадед М. (в постриге мон. Иосиф) был насельником Одрина во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. Семья Ивановых проживала вблизи Лаврентиева калужского в честь Рождества Христова мужского монастыря. В связи с болезнью матери в 1793 г. семья переехала в Москву, в 1797 г., после ее кончины,- в с. Щепятино Дмитровского у., а затем - в г. Карачев. По окончании в 1801 г. Карачевского приходского уч-ща Михаил обучался у частного учителя в доме своей тетки Д. М. Передельской. В 1802 г. поступил на должность бухгалтера в уездное казначейство в г. Льгове Курской губ., в 1805 г. перемещен в Курскую казенную палату и получил 1-й классный чин офицера. В 1808 г. вышел в отставку, по единодушному решению младших братьев после смерти отца (1806) принял управление родительским имением. В течение 2 лет не вполне успешно управлял имением. Отличался щедростью и добрым отношением к работникам.
6 окт. 1810 г. выехал на богомолье в Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь. 16 нояб. указом Орловской духовной консистории определен в число послушников этой обители, 24 дек. строителем Иоанникием пострижен в рясофор с именем Мелхиседек. Находился под духовным руководством иером. Ионы. В 1814 г. совершил паломничество в Киев, посетил различные обители. 7 марта 1815 г. настоятелем Павлом (Крячковым) пострижен в мантию с именем в честь прп. Макария Великого, 15 марта еп. Орловский и Севский Досифей (Ильин) рукоположил его во диакона, 27 мая 1817 г.- во иерея. Первоначально занимался письмоводительством, с июня нес послушание ризничего.
В 1815 г. в Площанскую пуст. перешел ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Афанасий (Захаров), возродивший традиции монашеского делания. Он обучал братию молитве и принимал от учеников откровение помыслов. Схим. Афанасий привез из Нямецкого в честь Вознесения Господня монастыря списки всех трудов старца Паисия: переводов книг преподобных Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника, Варсонофия, Фалассия, Симеона Нового Богослова (12 слов), Максима Исповедника, свт. Григория Паламы, «Огласительных поучений» Феодора Студита и др. Впосл. списки паисиевской редакции легли в основу издательской деятельности насельников Оптиной пуст. Согласно писцовым записям, из Площанской пуст. происходили рукописи: «Лествица» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт-510), Патерики алфавитный (Там же. Опт-578) и скитский (Там же. Опт-576), Сборник статей о молитве, толкований и житий (Там же. Опт-599), «Словеса различна о заповедех великих, прещаниих и обетованиих, еще же и о помыслех, и страстех, и добродетелех, еще же и о безмолвии и молитве» прп. Григория Синаита (Там же. Опт-487) и др.
С 1817 г. М. по благословению площанского настоятеля стал келейником и ближайшим учеником схим. Афанасия, благодаря чему традиции прп. Паисия впоследстви были переданы старцам Оптиной пуст. В 1818 г. настоятелем Площанской пуст. стал иером. Серафим (Веденисов), ученик прп. Василия (Кишкина). 5 авг. 1818 г. по слабости здоровья М. был уволен от должности ризничего, занимался письмоводительством; как знаток церковного пения участвовал во введении в обители киевского распева. 8 июля 1819 г. награжден набедренником. В том же году совершил паломничество в Киев, служил литургию в Дальних пещерах. На обратном пути посетил Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, в 1824 г. в Ростове поклонился мощам свт. Димитрия (Савича (Туптало)), побывал также в Оптиной пуст. 10 июня 1826 г. М. был назначен благочинным Площанского мон-ря, 30 янв. 1827 г.- одновременно и духовником севского во имя Святой Троицы женского монастыря.
В 1827 г. в Площанскую пуст. перешел прп. Василий (Кишкин), у которого М. стал исповедоваться. 6 окт. 1828 г. по пути в Оптину пуст. Площанскую обитель посетил прп. Лев (Наголкин), ставший духовным руководителем М. после кончины 17 окт. 1825 г. его наставника схим. Афанасия. Лето 1831 г. М. провел в Севске как член комитета по постройке Севского училищного корпуса и духовник севского Свято-Троицкого монастыря. С окт. 1831 по 21 окт. 1832 г. в С.-Петербурге М. исполнял должность казначея и эконома при еп. Орловском Никодиме (Быстрицком), вызванном в Синод на чреду священнослужения. По пути в столицу побывал в Оптиной пуст. По благословению настоятеля прп. Моисея (Путилова) составил прошение «о перемещении в число братии Оптиной пустыни», которое в марте 1833 г. настоятель подал Калужскому еп. Никанору (Клементьевскому) (РГБ ОР. Опт-360. Л. 23а).
В дек. 1833 г. М. был уволен из Орловской епархии и 16 янв. 1834 г. определен в число братии Оптиной пуст. 5 февр. прибыл в Иоанно-Предтеченский скит, 14 окт. 1836 г. определен братским духовником. Насельники исповедовались у М., для откровения помыслов ходили к прп. Льву. С 1839 по 1860 г. М. «принял от пострига» 60 монахов. После перевода прп. Антония (Путилова) настоятелем малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря 30 нояб. 1839 г. М. был назначен оптинским скитоначальником. Активно привлекал благотворителей к пожертвованиям на скит, добился его финансовой самостоятельности. Также помогал прп. Льву в переписке. Мн. письма были составлены М., который, подписывая их, оставлял выше место для подписи прп. Льва. В последние годы жизни прп. Лев благословлял своих учеников обращаться также к М. «Когда спрашивали о чем-либо о. Макария, он без старца о. Леонида не давал никакого решения. Также и старец без о. Макария ничего не решал и в подобных случаях говаривал: «Подождем, придет о. Макарий, вместе поговорим»». Иногда прп. Лев прилюдно смирял и обличал его, однако ближайшим ученикам признавался: «Отец Моисей и отец Антоний - великие люди, а Макарий - свят» (Там же. С. 42, 47). После кончины прп. Льва многие его ученики перешли под руководство преподобного. М. проживал в корпусе скитоначальника, слева от скитских ворот; из-за косноязычия он служил мало, раз в месяц причащался в алтаре Св. Таин и при этом, по воспоминаниям современников, буквально обливался слезами. Сохранилось описание внешности подвижника: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую. Руки его отличались мягкостью и гибкостью, как и весь его стан - стройностью. Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное» (Там же. С. 67).
В 1847 г., после кончины настоятеля Оптина болховского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы монастыря архим. прп. Макария (Глухарёва), несмотря на ходатайство болховских граждан М. не был назначен настоятелем обители. 30 нояб. 1853 г. М. был освобожден от должностей скитоначальника и братского духовника. 26 февр. 1854 г. указом Синода по старости и из-за болезней М. был исключен из штата мон-ря. 1 июля того же года награжден наперсным крестом.
По плану М. в скиту была проведена роспись и вновь вызолочен иконостас Иоанно-Предтеченского храма, выстроена ограда на каменном фундаменте, в 1857 г. построены каменные св. ворота с колокольней (повешен большой колокол), новая братская трапезная; келейные корпуса, находившиеся по обе стороны от св. ворот, обложены снаружи кирпичом, оштукатурены и покрыты листовым железом. В 1860 г. колокольня и св. ворота были расписаны (М. занимался подбором изображений), а на вост. стороне скита заложен каменный фундамент для нового братского корпуса с кельями и мезонином для размещения скитской б-ки. Благодаря авторитету М. и по ходатайству митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) было принято определение Синода от 9 февр. 1857 г. об увеличении штата пустыни.
М. нек-рое время возглавлял переводческую и издательскую деятельность в Оптиной пуст. В обители были собраны списки переводов прп. Паисия (Величковского), сверены с греч. оригиналами и изданы с комментариями и пояснениями. Ближайшими помощниками М. в этой работе были прп. Амвросий (Гренков), прп. Леонид (Кавелин), иеромонахи Иувеналий (Половцев) и Климент (Зедергольм), а также И. В. Киреевский, С. П. Шевырёв, М. П. Погодин, М. А. Максимович, В. И. Аскоченский. Митр. Филарет (Дроздов) принимал непосредственное участие в издании книг.
Были подготовлены фундаментальные святоотеческие переводы, причем часть из них была издана в слав. и рус. редакциях. Выделяется неск. групп переводных сочинений. Во-первых, книги, содержащие паисиевскую редакцию переводов с необходимыми пояснениями издателей в постраничных сносках, ряд изданий снабжен предметным указателем: «Четыре слова огласительных к монахине на день, в который она облеклась в ангельский образ» архиеп. Никифора (Феотоки) (М., 1848); «Восторгнутые класы в пищу души, т. е. несколько переводов из св. отцов» (М., 1849); «Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников» (М., 1852); «Три слова» прп. Симеона Нового Богослова (М., 1852); «Огласительные поучения, перевод с греческого старцем Паисием Величковским» Феодора Студита (М., 1853); «Толкование на молитву «Отче наш»» прп. Максима Исповедника (М., 1853); «Слова духовно-подвижнические, перевод с греческого старцем Паисием Величковским» прп. Исаака Сирина (М., 1854); «Житие прп. отца нашего Симеона Нового Богослова» (М., 1856). Во-вторых, оптинская редакция паисиевского перевода. Как правило, книги были подготовлены на полуслав. наречии: «Лествица» (М., 1851). Третью группу составляют переводы на рус. язык, выполненные в Оптиной пуст.: «Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни» (М., 1855); «Душеполезные поучения и послания» прп. Дорофея Газского (М., 1856); «Нравственно-подвижнические слова» прп. Марка Подвижника (М., 1858); «Учение об устроении монашеского жительства» прп. Орсисия (М., 1858); «Духовно-нравственные слова» аввы Исаии (М., 1860). В кн. «Главы о любви, воздержании и духовной жизни, перевод с греческого на славянский старцем Паисием Величковским, с переложением на русский язык» аввы Фалассия (М., 1855) содержалось 2 варианта перевода: славянский, выполненный прп. Паисием, и русский, подготовленный в обители и значительно отредактированный митр. Филаретом (Дроздовым). Цензором мн. изданий Оптиной пуст. был проф. прот. Ф. А. Голубинский.
Много времени у М. занимала переписка. Обычно он просматривал все письма, откладывая «те, которые по важности содержания подлежали его личному ответу»; ответы на остальные письма доверял ученику. Почти все ответы на письма М. составлял между службами, «урывками». Лишь 2 раза в неделю по утрам он прекращал на несколько часов прием посетителей и «писал сам, прочитывал написанное помогавшими ему учениками, исправлял, подписывал, сказывал адреса и сам запечатывал» (Жизнеописание. 1997. С. 204-205). Адресатами М. были митр. Филарет (Дроздов), митр. Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров), свт. Игнатий (Брянчанинов), архиеп. Иувеналий (Половцев), митр. Сергий (Ляпидевский), архим. Аарон (Морякин), прп. Исаакий (Антимонов), прп. Моисей (Путилов), архимандриты Леонид (Кавелин), Никодим (Демутье), Моисей (Красильников), иером. Климент (Зедергольм), прот. Ф. А. Голубинский и др., насельницы жен. мон-рей: севского Троицкого, белёвского Крестовоздвиженского, Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыря, Аркадиевского вяземского, курского во имя Святой Троицы, орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, тульского в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. В севском Троицком мон-ре проживали двоюродная сестра преподобного мон. Порфирия (Маркова) и 2 племянницы - Афанасия (Глебова) и Мелания (Иванова), к-рым он писал особенно часто. М. также переписывался с Н. В. Гоголем, И. В. и Н. П. Киреевскими, Шевырёвым, А. Н. Муравьёвым, семьей Зедергольм, Н. В. Елагиным, Т. И. Филипповым, С. С. Урусовым и др.
Гоголь дважды встречался с М., во время 2-го и 3-го посещений Оптиной пуст. (2-3 июня и сент. 1851). Современники отмечали влияние М. «на образ мыслей» писателя, «в смысле утверждения и просвещения его ума и сердца истинами православной веры христовой» (Иосиф (Литовкин). 1898. С. 160).
В 1858 г. М. принял постриг в схиму. Он был похоронен 10 сент. 1860 г. напротив алтаря Николаевского придела Введенского собора, рядом с могилой прп. Льва. Ежегодно в день памяти М., 7 сент., единственный раз в год женщинам был разрешен вход в скит. 7 сент. 1864 г. в скитском Иоанно-Предтеченском храме в память о М. был освящен придел прп. Макария Египетского.
26 июля 1996 г. М. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых на Архиерейском юбилейном Соборе 13-16 авг. 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. обретены его мощи и перенесены в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В 1860 г. иером. Леонид (Кавелин) опубликовал заметку о М. (Последние дни оптинского старца иеросхим. Макария // ДомБ. 1860. Вып. 47-48; ркп.- РГБ ОР. Ф. 214. Опт-299-1), через год составил «Сказание о жизни и подвигах... иеросхим. Макария» (2-е изд. книги вышло в 1881), митр. Филарет внес исправления в этот текст. В «Сказании...» содержатся многочисленные выписки из скитской летописи, сноски с биографическими справками об упоминаемых лицах, один из разделов посвящен переписке по поводу издания книг. Во 2-й пол. XIX в. прп. Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) собрал «Сказания о старце Оптиной пустыни Макарии» (Там же. Опт-298), в к-рых содержались воспоминания учеников о М., а также описание случаев его посмертной помощи.
В 1900 г. скитоначальник прп. Иосиф (Литовкин) отправил письма в жен. и муж. мон-ри с просьбой собрать и сообщить в Оптину пуст. все имеющиеся сведения о М. (Там же. Опт-400-2). В ответ были получены различные материалы, в т. ч. воспоминания инокинь белёвского Крестовоздвиженского мон-ря (Там же. Опт-299-2; 299-4). По благословению прп. Иосифа в 1901 г. инок Павел (впосл. прп. Варсонофий (Плиханков)) собрал материалы для составления нового жизнеописания М. и 11 сент. 1901 г. передал их схиархим. Агапиту (Беловидову) (Там же. Опт-367. Л. 71-71 об.). 12 сент. была составлена «Опись материала для жизнеописания старца иеросхим. Макария, собранного в 1900 и 1901 гг.» (Там же. Опт-299-5). В предисловии к тексту схиархим. Агапит указывал источники, которые использовал в работе: жизнеописание (Леонид (Кавелин). 1861), письма преподобного, скитскую летопись, записки скитоначальника иеросхим. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)), ближайшего ученика М., монахинь белёвского Крестовоздвиженского и других монастырей, устные рассказы оптинских монахов-старожилов (Жизнеописание. 1997. С. 5). Жизнеописание М., составленное схиархим. Агапитом, было издано только в 1997 г. В ж. «Домашняя беседа» опубликованы «Воспоминания о старце Оптиной пустыни иеросхим. Макарии» (1862), сохранившиеся также в рукописном списке (РГБ ОР. Ф. 214. Опт-299-3). В поэме А. Н. Апухтина «Год в монастыре» (1885) в образе старца Михаила угадываются черты М.
Собрание писем М. было издано в 1862-1863 гг. в 6 томах при активном участии братьев Киреевских. По выходе первых 2 томов игум. Антоний (Бочков), хорошо знавший М., отметил, что старец редко «выставлял себя учителем, а только благим советником», осторожно сверялся с обстоятельствами жизни, «устроением» и «возрастом вопрошавших». Письма М. «могут быть названы часами, по которым и во утро, и в полдень, и нощию можно поверять жизнь всякому монаху и монахине» (Жизнеописание. 1997. С. 205-206). И хотя в 6-томное собрание писем не вошли мн. послания, это издание стало поистине памятником духовной эпистолярной лит-ры. В приложении ко 2-му тому были опубликованы 2 статьи старца - «Увещание к живущим в монастырях не уклоняться от монашеского образа и не искать оного» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 3) и «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву» ((Там же. Ед. хр. 4; Ф. 214. Опт-409); посвящено составленной иером. Арсением (Троепольским) «Памяти о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника сибирских лесов» (см.: Символ. П., 1994. № 32. С. 279-340)), а также выписки «О смирении. Собрано от Святого Писания: Сколь нужно для нас смирение» (Собр. писем. 1862. Ч. 2. С. 345-399). «Предостережение...» было издано отдельно в 1908 г.
Письма и тематические выдержки из писем М. печатались в ж. «Домашняя беседа» (1861. Вып. 30. С. 590-591; 1874. Вып. 11, 13-18, 20-24, 26, 29, 31-32, 35-37, 52). Во 2-й пол. XIX в. в обители готовилось переиздание собрания писем старца. В 1880 г. был переиздан 1-й том «Писем к мирским особам» с приложением алфавитного указателя.
О работе над письмами свидетельствуют архивные материалы. Сохранилась роспись 1-го тома - «Указатель мыслей и предметов, упоминаемых в письмах о. Макария к мирским особам, и указатели имен, книг и статей, упоминаемых в тех же письмах» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 45. Ед. хр. 7). В 1892 г. был составлен «Алфавитно-предметный указатель к 1-му тому собрания писем Макария (Иванова)» (Там же. К. 40. Ед. хр. 13, 61 л.). Позднее по тому же принципу был составлен «Алфавитный указатель ко 2-му тому собрания писем Макария (Иванова)» (Там же. К. 40. Ед. хр. 12, 130 л.).
В тексте «Ключ к рукописям 4-го и 5-го томов писем иеросхим. Макария (Иванова) к монахиням» (Там же. К. 43. Ед. хр. 9) имелась таблица с указанием адресатов, под какой буквой они вошли в сборник, времени написания писем, количества писем, листов издания и номеров писем.
В один экземпляр кн. «Собрания писем к монахиням» 1863 г. (Там же. К. 44. Ед. хр. 11) была внесена существенная редакторская правка, прежде всего по составу сборника: некоторые письма зачеркнуты полностью, нек-рые частично, над большинством сверху надписаны темы (см. пометы в: РГБ ОР. Ф. 213. К. 43. Ед. хр. 7, 8 и др., а также «Замечания к собранию писем старца Макария (Иванова)» (Там же. К. 44. Ед. хр. 4)).
В ходе работы по систематизации духовного наследия М. были составлены подробные указатели к письмам, в частности к «Наставлению по некоторым вопросам, относящимся до духовной жизни» [из т. 4 писем Макария (Иванова), изд. в 1863 (Там же. К. 45. Ед. хр. 4)]. Обширный тематический перечень содержится в «Указателе к наставлениям старцев Льва и Макария» в 2 ч. (Там же. К. 50. Ед. хр. 6, 9. Л. 379, 2155). Темы писем обозначены на каталожных карточках, основные разделы выделены фиолетовым карандашом, расположены по алфавитному принципу и имеют отсылку к номеру письма. Подробная тематическая роспись содержится в «Указателе к наставлениям старцев» в 2 ч., к-рый называется «Азбука монашеская» (Там же. Ед. хр. 7, 10. Л. 183 и 137). На каждом листе в алфавитном порядке указаны темы писем, ниже приведены краткие цитаты из писем с отсылкой к 6-томному собранию писем.
В 1993-1994 гг. были переизданы 1-3-й тома 6-томного собрания писем. В 1997 г. опубликованы «Душеполезные поучения прп. Макария Оптинского», составленные архим. Иоанном (Захарченко). В 2000 г. вышел двухтомник «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев», в котором использованы новые рукописные источники. В 2002 г. была опубликована переписка И. В. Киреевского со старцем. В 2003 г. подготовлена публикация «Писем великих оптинских старцев», преподобных Льва, Макария, Амвросия, Анатолия (Зерцалова). В 2010 г. в изд-ве Петрозаводского ун-та стало выходить Собрание писем прп. Макария, подготовленное в авторской орфографии на основе рукописных источников, с комментариями. Опубликовано 3 тома писем к мирским особам (2010-2014, 1608 писем), 2 тома - к монахам (2014, 901 письмо). Издание продолжается. В 2013 г. в изд-ве ПСТГУ опубликована «Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским» (1857-1859).
Известно несколько живописных и графических портретов М., соответствующих описанию его облика: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую… Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное, даже, по обыкновенным понятиям о красоте физической, вовсе некрасивое, притом с печатью постоянного самоуглубления, следовательно, на вид более строгое, чем ласковое» (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 67).
Наиболее ранний и значительный по размеру портрет датируется 1848 г. (в 70-х гг. XX в. передан из Патриарших покоев ТСЛ в ЦАК МДА, см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 326-327). Он был выполнен, очевидно, в Оптиной пуст., согласно надписи на обороте холста: «…15го феврал. С натуры писалъ Алексей Копье[в]». Преподобный изображен по пояс, вполоборота вправо, в черной монашеской мантии и клобуке; в правой, почти скрытой под мантией руке держит книгу, в левой - четки. Два креста на груди, по-видимому, дописаны позднее: наперсный золотой получен М. в 1854 г., наградной - в 1857 г. в память Крымской войны. Художник создал образ строгого, самоуглубленного подвижника; у М. крупные черты лица с морщинами на переносице, относительно небольшая борода со значительной проседью. Фон резко высветляется справа по контуру фигуры. Аналогичный по иконографии и колориту небольшой портрет старца сер. XIX в., где он изображен без крестов, находится в ЦИМ СДМ (Зеленина. 2002. Вкл. Ил. 3).
В собрании Оптиной пуст. сохранились 2 близких по исполнению живописных портрета М. кисти оптинского иером. Гавриила (Спасского), которые немного отличаются оттенками колорита (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 4, 5). Одно из изображений, 1854 г., имеет на обороте автограф живописца: «Сей Портретъ Почтеннѣйшаго Старца Iеромонаха Макарiя, писанный 1854го года Ноября 28го дня Усердствую я Многогрѣшный Iером. Гаврiилъ на память Достопочтеннѣйшему Батюшкѣ - Отцу Игумену Антонiю» (т. е. портрет был подарен прп. Антонию (Путилову)). Работы иером. Гавриила схожи с портретом худож. А. Копьева по композиции, иконографии и приемам исполнения (написание жеста руки с четками, лика и бороды, фона с падающей тенью), но на старце только один, недавно полученный золотой наперсный крест; правая рука не показана, взор обращен к зрителю.
К др. иконографическому типу принадлежит камерный портрет М. 3-й четв. XIX в. из оптинского собрания (Там же. Ед. хр. 7). Поясное изображение, исполненное маслом на картоне-паспарту, заключено в овал с золоченой рамкой из тисненой фольги. Святой представлен вполоборота влево на темном фоне, на груди - 2 креста, правая рука лежит на рукояти посоха, в левой - четки. В отличие от описанных портретов у него более худощавое лицо с полностью седой раздвоенной бородой, вьющиеся пряди волос спускаются на плечи (в сделанной карандашом подписи М. ошибочно назван схиархимандритом).
По сведениям жизнеописания, М. позволил сфотографировать себя только в 1858 г. Еще в 1842 г. просившим его о портрете он говорил, «что они получат оный за год до его кончины» (Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария / Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18812. С. 106-107). Эстампы, отпечатанные на основе фотоснимка, быстро распространились среди почитателей старца. На литографии, созданной, очевидно, между 1858 г. и сер. 60-х гг. XIX в. (ГИМ; РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 6), М. изображен вполоборота влево, в полном монашеском облачении, с 2 крестами на груди, правой рукой опирается на посох, левой перебирает четки. Профессионально исполненный рисунок отражает характерные особенности внешности М.: неправильные черты лица, крупный широкий нос, небольшие, слегка асимметрично посаженные глаза, густая окладистая борода с мелкими вьющимися прядями, отдельные волнистые локоны седых волос, ниспадающие по плечам на мантию (репродукции портрета подобной иконографии и изображения М. в очках за чтением книги опубл.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. Вкл.). В литографиях Троице-Сергиевой лавры в 1865 и 1868 гг. отпечатаны ростовой и поколенный тоновые варианты такого же по типу портрета (вплоть до сходства в рисунке складок мантии и прядей волос), четки преподобного спускаются до колен (экземпляры эстампа в РГБ).
На групповом литографированном портрете кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., изготовленном в мастерской П. Ж. Поля-Пети по рис. П. Ф. Бореля (опубл. в 1862 на фронтисписе кн.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622), М. показан вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Моисеем (Путиловым). Он сидит справа в рясе и клобуке, немного сдвинутом к затылку, на груди наперсный и наградной кресты, ладонь правой руки лежит на колене, в левой - четки. Лик подвижника изможденный, открытый лоб пронизан глубокими морщинами, седые волосы и борода средней длины. М. изображен в числе схимников на эстампе «Оптина пустынь - почившие настоятели и старцы» мастерской Е. И. Фесенко в Одессе с разрешением московской цензуры от 17 дек. 1915 г. (РГБ).
В братской трапезной (построена в 1858) Оптиной пуст. на зап. стене между дверью и окном располагалось ростовое изображение М. вместе с его духовным наставником и другом прп. Львом Оптинским, выполненное живописцем В. П. Петровым (Он же. То же. М., 18763. С. 138). Стенопись, вероятно, появилась в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., после кончины М., восстановлена в 1990 г. (мастер Л. Н. Шархун) с использованием литографированного портрета старца. Оптинские преподобные представлены вполоборота влево, седобородый М.- на 1-м плане, темный колорит подчеркивает выразительность ликов обоих подвижников.
Тип иконописных образов М., созданных в Оптиной пуст. после его канонизации, восходит преимущественно к литографии. Святой изображается, как правило, в полный рост, прямолично или с небольшим поворотом и немного склоненной влево головой, в монашеском облачении (рясе, мантии) со схимой, голова покрыта клобуком, на груди - наперсный крест, в руках он держит закрытую или открытую книгу, иногда - свиток с цитатами из своих поучений, в редких случаях написан благословляющим. Варианты текстов следующие: «Всех зол причина гордость, а всех благ ходатай смирение», «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет», «Образ монашеский есть образ покаяния и смирения». Лик узнаваемый, с присущими ему особенностями: неправильные крупные черты лица, широкая окладистая борода, отдельные вьющиеся пряди волос, строгий и самоуглубленный взгляд.
Единоличные иконы М. были созданы к его местному прославлению в Соборе преподобных Оптинских старцев в 1996 г. Первая небольшая икона написана Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в Оптиной пуст. (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пуст.: [Буклет]. [Козельск, 2000]. С. 13). М. изображен фронтально, с легким наклоном головы влево (клобук овальной формы с воскрылиями), в монашеской мантии и схиме, в правой руке держит развернутый свиток с поучением, левой опирается на посох-палочку. После обретения мощей М. в 1998 г. выполнен большой ростовой образ на раку святого в ц. Владимирской иконы Божией Матери (2000, игум. Ипатий (Хвостенко); см.: Оптина пуст. [Козельск], 2006. С. 58). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи М. изображается обычно рядом со своим сотаинником прп. Львом и их учеником прп. Амвросием Оптинским в том же изводе, как и на единоличных образах.
Образ М. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери на юж. стене между окнами помещено его изображение в рост вместе с прп. Львом (2004, мон. Мария (Левестам)). Во Владимирской ц. в центральном алтаре М. написан с непокрытой головой вместе с другими оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, иером. Иларион (Ермолаев)). Над раками со св. мощами преподобных Льва и М. расположена композиция «Благословение старцев оптинских преподобных Льва и Макария их ученику прп. Амвросию»: святые изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита, М. с книгой в руках стоит за спиной прп. Льва, к-рый благословляет прп. Амвросия. Этот сюжет входит также в состав клейм житийных циклов прп. Амвросия Оптинского, напр. на житийной иконе-складне 1988-1989 гг. письма И. В. Ватагиной (братская трапезная Оптиной пуст.), на житийной иконе над ракой прп. Амвросия 90-х гг. XX в. работы мон. Евграфа (Николаева) (Введенский собор мон-ря). В алтаре придела прп. Амвросия во Введенском соборе находится поясной образ М. со свитком (2010, игум. Филипп (Перцев)). В ц. арх. Михаила в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на своде арки между столбами помещен фронтальный поясной образ М. (2010, А. А. Патраков). М. написан прямолично в рост вместе с др. преподобными старцами Оптиной пуст. на зап. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Ю. Н. Захаров) и на сев. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Захаров).
В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» М. изображен в 1-м ряду правой группы рядом с прп. Львом. Первый такой образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и передан в Оптину пуст. К прославлению Оптинских старцев в 1996 г. иконография разработана Мушкетовой (икона из Владимирской ц. мон-ря), в 1997 г.- игум. Ипатием вместе с Дмитрием (Ермолаевым; впосл. игум. Иларион) (Казанская ц. мон-ря). Неск. подобных образов создано в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писались также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Лука (Головков). Традициям верны. 2010. С. 65). На иконе, созданной для ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова), преподобные изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита.
Образ М. включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, иконописец Масюкова, храм Христа Спасителя), к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. Оптинскими преподобными М. изображается на совр. иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших», написанных, с дополнениями фигур новопрославленных святых, по образцам мон. Иулиании (Соколовой), напр. на иконе 2002 г. М. В. Пыжова (ц. Воскресения Христова в Сокольниках, Москва).