МАКАРИЙ
Том XLII, С. 521-525
опубликовано: 2 декабря 2020г.

МАКАРИЙ

Архим. Макарий (Сушкин). Фотография. Кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в.Архим. Макарий (Сушкин). Фотография. Кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. (Сушкин Михаил Иванович; 17.10.1820, Тула - 19.06. 1889, Афон), схиархим., игум. (1875-1889) Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне, один из главных его ктиторов. Род. в семье И. Д. Сушкина, купца 1-й гильдии, промышленника и предпринимателя, потомственного почетного гражданина г. Тулы. С нач. XVIII в. Сушкины жили в районе Павшинской слободы г. Тулы, где им принадлежало несколько домов. Сохранились остатки усадьбы Сушкиных (ул. Коминтерна, д. 4): 2-этажный с улицы и 3-этажный со двора дом (нач. XIX в.). Этот купеческий особняк признан памятником истории и культуры регионального значения. Вероятно, именно в этих стенах у Ивана Денисовича и Феодосии Петровны Сушкиных род. 3-й сын, Михаил. Члены семьи Сушкиных были прихожанами и благотворителями тульского храма Успения Пресв. Богородицы в Павшинской слободе (совр. ул. Мосина, д. 49). История этой церкви неразрывно связана с родом Сушкиных. Каменный храм на месте обветшавшего деревянного был построен в 1720-1733 гг., в нач. XIX в. он «возобновлен и распространен» при активном участии Сушкиных. На пожертвования семьи в 1811 г. был изменен придел свт. Николая Чудотворца, в 1812 г. построен придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1845 г. иждивением И. Д. Сушкина при храме открыли богадельню, в 1859 г. отлили большой колокол на обновленную ранее колокольню, приобретали драгоценную утварь, иконы. Щедрые благотворения церковного старосты И. Д. Сушкина и членов его семьи продолжались и в последующее время.

Согласно записи в книге, «данной из Тульской Духовной консистории епархиального города Тулы церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Павшинской слободе, священнослужителям для записи в приходе их родившихся, браком сочетавшихся и умерших», за 1820 г., «молитвословие родильнице читал и младенца имя рек» клирик (1816-1834) свящ. Василий Васильевич Баженов, который 18 окт. вместе с диак. Е. Гастевым, дьячком Т. Фёдоровым крестил младенца. «Восприемниками были мещанин Петр Петров Сушкин и мещанская вдова Авдотья Яковлева Сушкина» (ГА Тульской обл. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2820. Л. 173).

Торговый дом Сушкиных, основанный дедом будущего подвижника Д. О. Сушкиным, «производил весь тульский заграничный отпуск товаров, совершая сделок на 10 миллионов рублей в год», а «родственники, приказчики и комиссионеры Сушкина или постоянно живут, или временно бывают во всех городах и местах, замечательных по своей промышленности» (Линк И. В. Города Тульской губ. // Мат-лы для статистики Рос. империи. СПб., 1841. Т. 2. Отд. 3. С. 114). Впосл. И. Д. Сушкин и его сыновья Василий, Иван и Петр, братья М., стали крупнейшими благотворителями афонского Пантелеимонова мон-ря и его «корреспондентами», представлявшими интересы обители в России (История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря. 2015. С. 653).

Детство М. прошло в Туле и С.-Петербурге, где он получил образование в частной школе. Воспитывался родителями в благочестии, любил читать духовную литературу. Сушкины были постоянными прихожанами храма вмц. Екатерины на Кадетской линии Васильевского о-ва. С 14 лет помогал отцу в коммерческой деятельности, в 40-х гг. XIX в. самостоятельно вел торговые операции во многих городах. Совершал паломничества к святыням Киева, в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и др., что укрепляло в нем стремление к богоугодной жизни. Этому способствовало общение с благочестивой матерью, Ф. П. Сушкиной, оказавшей большое влияние на христианское воспитание сына в его ранние годы.

Иеросхим. Иероним (Соломенцов) и схиархим. Макарий (Сушкин). Фотография. 1-я пол. 80-х гг. XIX в.Иеросхим. Иероним (Соломенцов) и схиархим. Макарий (Сушкин). Фотография. 1-я пол. 80-х гг. XIX в.30 июля 1850 г. Сушкин выехал из Тулы в паломническую поездку по святым местам правосл. Востока. Посетив Киев, курскую Коренную в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, 23 янв. 1851 г. отплыл из Одессы в К-поль. Отправился на Св. землю и Синай, где больше месяца прожил в мон-ре вмц. Екатерины, неопустительно присутствовал на богослужениях. Посетив Александрию, через Смирну и Фессалоники отправился на Афон и 3 нояб. 1851 г. остановился в Русском Пантелеимоновом мон-ре (Русике). Аскетический строй монашеской жизни, а также личность старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцова), руководившего рус. братией Пантелеимоновой обители, произвели на Сушкина большое впечатление, вызвали в нем желание остаться в монастыре и в дальнейшем принять постриг. Совершая паломничество к святыням Афона, Сушкин заболел. Он находился в крайне тяжелом состоянии и в ночь на 27 нояб. 1851 г. в Пантелеимоновом монастыре был пострижен в великую схиму с именем Макарий. После пострига его состояние стало улучшаться. Выздоровев, М. трудился на общих послушаниях, а также был занят в б-ке и выполнял послушание канонарха. Стал духовным чадом и ближайшим учеником иеросхим. Иеронима; их отношения до кончины старца (1885) отличались «редким единомыслием» (История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря. 2015. С. 371). Рукоположен в сан диакона 22 февр. 1853 г., в сан иерея - 3 июня 1856 г. «архиепископом Никодимом» (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 25). 7 авг. 1857 г. назначен 2-м духовником русской братии и стал главным помощником старца Иеронима в деле «восстановления на Афоне русского иночества» (Леонтьев. 2009. С. 49), в возрождении Пантелеимонова монастыря и организации его внутренней жизни. Под руководством старца Иеронима М. сформировался как строгий подвижник, обладавший большими организаторскими и административными способностями и рассудительностью. Он отличался любовью к богослужению, скромностью и непритязательностью, добротой и милосердием к ближним; от старца Иеронима воспринял опыт духовничества и старчества.

27 июля 1868 г. М. был возведен в сан архимандрита бывш. Полтавским еп. Александром (Павловичем), совершавшим паломничество на Афон. Престарелый схиархим. Герасим, игум. Пантелеимонова монастыря, назначил М. своим преемником «как способнейшего в духовном и внешнем управлении». 15 окт. 1869 г. на собрании старшей братии М. был официально признан преемником игумена (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 1 об.).

В 1874-1875 гг. М. находился в К-поле как участник т. н. греко-русского пантелеимоновского процесса, в ходе которого «многие из греков, братий монастыря, заявили свои исключительные права на Русский монастырь» (Русский монастырь. 1886. С. 190). Выяснялись права и положение греческой и русской частей братства Пантелеимонова монастыря и условия дальнейшего их проживания и деятельности в обители. Разногласия и споры были вынесены на суд Протата и К-польского патриарха Иоакима II (Коккодиса). Они прекратились после кончины схиархим. Герасима († 10 мая 1875), после чего «нареченный преемник» М. был избран игуменом большинством голосов братии. Ввиду сложности ситуации голосование проводилось дважды; повторное голосование совершалось под наблюдением патриарших экзархов и уполномоченных Протата. Избрание М. подтверждено в сент. 1875 г. сигиллионом патриарха Иоакима II. 26 сент. 1875 г. М. был «произведен во игумена» в присутствии патриарших экзархов митрополитов Никейского Иоанникия (Константинидиса) и Деркского Иоакима (Крусулудиса), членов Протата и священноначалия афонских обителей.

При М. в Пантелеимоновом мон-ре велась разносторонняя созидательная деятельность. Продолжилась разработка земель метоха (имения) Крумица под виноградники и сады, велось строительство хозяйственных служб и помещений для братии, которая к сер. 80-х гг. XIX в. насчитывала до 100 чел. Сооружен большой храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1882 бывш. Пентапольским митр. Нилом), выстроен кладбищенский храм в честь икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской (1886).

На земле Крумицы в 1880 г. начато строительство отшельнических калив и основана пуст. Нов. Фиваида, где при материальной помощи и покровительстве Пантелеимонова мон-ря селились беднейшие афонские пустынники (сиромахи) и рус. афонцы-келлиоты. В 1884 г. в пустыни был введен устав внутренней жизни, разработанный старцем Иеронимом и подписанный М. К кон. 80-х гг. XIX в. насчитывалось до 220 иноков-фиваидцев, часть из них вела образ жизни отшельнический, часть - общежительный. В пустыни сооружены храм во имя всех преподобных Афонских (освящен в 1883 митр. Сербским Михаилом (Йовановичем) в сослужении М.), корпуса келий, в т. ч. корпус с параклисом в честь Вознесения Господня (освящен М. в 1882), больничный корпус с параклисом во имя святых Пантелеимона и Артемия (освящен в 1886 бывш. Пентапольским митр. Нилом), др. постройки и хозяйственные службы; земля разработана под огороды.

Пустынь Новая Фиваида. Фотография. 2009 г.Пустынь Новая Фиваида. Фотография. 2009 г.Продолжилось восстановление Ст. Русика, где были сооружены параклис во имя великомучениц Варвары, Екатерины, Александры, Параскевы и др. мучениц (освящен в 1878 бывш. Пентапольским митр. Нилом); на кладбище рядом с усыпальницей - храм в честь Почаевской иконы Божией Матери (освящен в 1883 бывшим Пентапольским митр. Нилом). В 80-х гг. XIX в. были значительно расширены постройки монастырских метохов (имений) каламарийского (близ Фессалоники) и касандрийского (на п-ове Касандра), снабжавших обитель продуктами питания.

На подворье Пантелеимонова монастыря в К-поле в 1879 г. освящен храм во имя вмч. Пантелеимона; основано подворье в Одессе. Оба подворья оказывали помощь паломникам по св. местам православного Востока. Активно развивалась книгоиздательская и просветительная деятельность подворья Пантелеимонова мон-ря в Москве, была выстроена новая часовня во имя вмч. Пантелеимона (освящена в 1883 Можайским еп. Мисаилом (Крыловым)), в 1879 г. за Пантелеимоновым мон-рем официально утвержден под подворье дом с земельным участком и постройками на нем на ул. Б. Полянка.

Новоафонский во имя святого апостола Симона Кананита монастырь, в 1875 г. основанный Пантелеимоновой обителью, в 1879 г. был официально утвержден как «отрасль» своей обители-матери; начались его интенсивное строительство, культурная разработка земельных владений и организация внутренней жизни в соответствии с афонской традицией. Открытие школы для абхаз. мальчиков, действовавшей при мон-ре с 1876 г. наряду с другими видами просветительной и культурной деятельности способствовало христианскому просвещению Абхазии. 2 марта 1885 г. «Высочайше утверждена» передача Новоафонскому монастырю храма в честь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде с большим земельным наделом, при церкви открыт Пицундский скит. В С.-Петербурге основано подворье Новоафонского мон-ря с храмом, главный престол которого - в честь Иверской иконы Божией Матери - освящен в 1888 г. митр. С.-Петербургским Исидором (Никольским) в сослужении еп. Ладожского Митрофана (Невского), новоафонского иеросхим. Иерона (Носова; с 1889 схиархимандрит) и др.

М. находился в постоянной переписке с братией, несшей послушание вне Афона; регулярно осматривал афонские владения мон-ря, в частности Крумицу, и совершал богослужения, лично контролировал все сферы внутренней жизни обители. Заботился об аскетическом воспитании братии в афонских общежительных традициях. Принимал участие в составлении «Устава Русского на Афоне св. вмч. и целителя Пантелеимона общежительного монастыря».

Для братии М. стал примером монашеской жизни. По свидетельству современников, ежедневное совершение литургии и причащение Св. Таин было потребностью его души. О нем отзывались как о «великом, истинном подвижнике, достойном древних времен монашества», «одном из величайших аскетов» своего времени (Леонтьев. 2009. С. 7, 9). Активную богослужебную жизнь и духовничество М. сочетал с пастырской и проповеднической деятельностью. Он обращался к братии с наставлениями, в частности с такими, как «Слово против празднословия и любопытства», «Слово о том, чтобы во время поминовения имен не выходить из церкви, при выходе из церкви не разговаривать и не в указанное время не садиться в церкви», и др.

В период игуменства М. обитель достигла полного всестороннего расцвета и высокого духовного преуспеяния братии. С. В. Керский отмечал в 1886 г.: «Руссик - лучший монастырь на Афоне по своему внутреннему строю» (История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. 2015. С. 376). Влияние Пантелеимонова мон-ря на афонскую жизнь было чрезвычайно велико. Старец-духовник Иероним и М. уделяли большое внимание состоянию всего русского афонского монашества, защищали интересы русских афонцев, способствовали решению возникавших у них вопросов (Дмитриевский. 1895. С. 378), неоднократно ходатайствовали о различных нуждах афонцев (как славян, так и греков) перед российским посольством в К-поле и гос. лицами (ГАРФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3027. Л. 49 об.; Д. 3359. Л. 49-49 об.), помогали советами и выступали посредниками при улаживании разногласий в среде рус. иноков (напр., в Андреевском скиту в 1878-1879), между рус. обителями и их кириархическими (господствующими) монастырями (т. н. дело Ильинского скита) и т. д. (см.: АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2269. Л. 99-106 об., 141-143 об.; Д. 1193 а. Л. 521-525 об.; Дмитриевский. 1895. С. 237-269). С деятельностью М. и о. Иеронима во многом связано значительное увеличение в кон. XIX - нач. XX в. числа афонских насельников - выходцев из России. Так, в сер. 80-х гг. XIX в. в обители насчитывалось ок. 800 чел.

При М. Пантелеимонов монастырь посетили: вел. кн. Константин Константинович Романов - в 1881 г., российский посол в К-поле А. И. Нелидов - в 1884 г., митр. Сербский Михаил (Йованович) - в 1883 г., еп. Люблинский Модест (Стрельбицкий) - в 1884 г. Вел. кнг. Александра Петровна останавливалась у берегов Афона в 1881 г.; ее духовник прот. Василий Лебедев посетил обитель. М. вел обширную и разностороннюю переписку, в т. ч. с духовными чадами и благотворителями, с офиц., государственными и церковными деятелями, напр. с Н. П. Игнатьевым, архим. Леонидом (Кавелиным) и др.

М. способствовал развитию широкой благотворительной деятельности Пантелеимонова мон-ря, начатой старцем Иеронимом. Значительная помощь была оказана при строительстве рус. больницы и при ней храма во имя свт. Николая Чудотворца в К-поле (освящен в 1876 митр. Деркийским Иоакимом (Крусулудисом)), храма-памятника на Шипке (Болгария). Мон-рь раздавал церковную утварь, иконы, лит-ру духовно-нравственного содержания, денежные пособия афонским обителям, российским, греч., серб., болг. храмам и мон-рям, благотворительным учреждениям и духовным учебным заведениям, русским духовным миссиям. Афонские келлиоты тоже получали церковную утварь, облачения и другие необходимые для богослужения предметы. При Новоафонском мон-ре оказывалась помощь местным жителям и паломникам, мн. нуждающиеся получали работу в обители. При Московском подворье в 1881 г. учрежден приют Николаевского попечительства для призрения увечных воинов - участников русско-тур. войны (1877-1878) на 8 чел. М. продолжил регулярную раздачу продуктов, одежды и денежных пособий малоимущим жителям соседних с Афоном селений и нуждающимся афонцам, которую ввел старец Иероним. В духовном завещании М. поставил в долг своим преемникам «не ограничивать милостыню для всех нуждающихся», «сохранять издревле установленный порядок общежития» и братское единомыслие, а также «усердное поминовение имен благодетельских» (Духовное завещание. 1889. С. 231-232).

М. был награжден золотым наперсным крестом «по ходатайству великого князя Алексея Александровича» (1868), орденом св. Анны 2-й степени (1889); являлся почетным членом Православного Палестинского об-ва. Пользовался уважением у тур. властей; в 1882 г. ему был «назначен орден Меджидие 4-й степени» (ГАРФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3027. Л. 33 об.).

Братия и др. очевидцы рассказывали о случаях исцелений по молитвам М., о его прозорливости и мн. благодатных дарованиях; неоднократно ему были «чудесные видения», о чем также есть свидетельства.

С большой скорбью пережил М. кончину старца Иеронима. Здоровье его ухудшилось, особенно в кон. 80-х гг. XIX в. (в т. ч. из-за печальных событий в мон-ре: стихийных бедствий и др. случаев). 30 янв. 1889 г. наместником игумена и его преемником посредством жребия был избран иеросхим. Андрей (Верёвкин; впосл. схиархимандрит и игумен Пантелеимонова мон-ря). 19 июня 1889 г. М. совершил Божественную литургию (по воспоминаниям, с особым благоговением) и через 6 часов скончался. 21 июня состоялось его соборное отпевание, к-рое возглавил еп. Агафангел (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 31). В Пантелеимонову обитель поступили многочисленные соболезнования, в т. ч. от российских гос. и церковных деятелей, в к-рых почивший игумен назван «духовным светильником» и «неустанным молитвенником за русскую землю» (Дмитриевский. 1895. С. 370-371).

18 июня 1892 г. по афонской традиции честные останки были извлечены из могилы. 19 июня заупокойные богослужения при этом возглавил бывший К-польский патриарх Иоаким III (Деведзис).

После кончины М. происходили его чудесные явления, сопровождавшиеся благодатной помощью, о чем сохранились свидетельства.

Арх.: РГБ. Ф. 148. Карт. 7. Ед. хр. 9. Л. 1-131 об.; Ед. хр. 10. Л. 1-93 об.; Ед. хр. 11. Л. 1-95 об.; Ед. хр. 40. Л. 1-119 об.; Ф. 261/I. Карт. 17. Ед. хр. 21. Л. 1-20; Ф. 765. Карт. 9. Ед. хр. 75. Л. 1-59; РНБ. Ф. 253. Ед. хр. 185. Л. 3-4; Ед. хр. 204. Л. 1-20, 24-34, 65-70; Ед. хр. 207. Л. 1-1 об., 24-34; Ед. хр. 519. Л. 1-3; Ед. хр. 905. Л. 1-4 об.; РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1598. Л. 10-10 об., 27-28 об.; Д. 1600. Л. 44-45 об.; ГАРФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3027. Л. 1-96; Д. 3359. Л. 1-181 об.; РГАЛИ. Ф. 402. Оп. 1. Ед. хр. 184. Л. 1-73 об., 80-100 об.; АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 1193а. Л. 3-4, 43-51, 79-80, 131-132, 141-142 об., 192-200 об., 204-206 об., 476-480, 521-525 об.; Д. 1195. Л. 1-2 об., 34-35. Д. 2917. Л. 277-279 об., 283-286 об.; АРПМ (Арх. Рус. Пантелеимонова мон-ря). Оп. 23: Личный фонд схиархим. Макария (Сушкина). 1850-1889. Д. 1-65; ГА Тульской обл. Ф. 21. Оп. 4. Д. 15. Л. 30-30 об.; Ф. 156. Оп. 1. Д. 10. Л. 18.
Соч.: [Слово о том, чтобы не уклоняться от соборного богослужения и не искать ранних литургий и где поскорее отслужат] // РНБ. Ф. 253. Ед. хр. 207. Л. 45-46 об.; Дневник: (Афон), 1852-1854 гг. // АРПМ. Оп. 23. Д. 4. Док. 3962. Л. 1-34; Дневник путешествия в Палестину и на Синай. 1851 г. // Там же. Д. 3. Док. 3957. Л. 1-54; Дневник путешествия из России в К-поль. 1851 г. // Там же. Д. 2. Док. 3956. Л. 1-40; Слова и поучения // Там же. Д. 51. Док. 4016; Письмо с Афона об освящении в Старом нагорном Руссике возобновленного храма во имя св. Саввы Сербского и закладка соборного храма св. Пантелеимона на древнем основании // ДЧ. 1871. № 8. Отд. 2. С. 142-146; Слово в день освящения церкви св. Саввы в Старом Руссике // Там же. С. 146-149; Слово на празднование 900-летия Крещения Руси // ДC. 1888. Вып. 9. С. 133-136; Духовное завещание в Бозе почившего игумена Русского на Афоне св. вмч. Пантелеимона мон-ря священноархим. Макария // Там же. 1889. Вып. 9. С. 228-232 (То же // Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена Рус. Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 367-370; То же // К свету. М., 2000. Вып. 18. С. 124-125; То же // Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2013. С. 113-114); Слово после пожара в Покровском храме в 1887 г. // Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. 1895. С. 349-350; Из дневника // ДС. 1898. Вып. 10. С. 307-312; Воспоминания об о. Иерониме // Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 691-696; Слово, сказанное в конце 40-дневного поминовения старца Иеронима // Там же. С. 703-705.
Лит.: Русский мон-рь св. вмч. и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Кончина и погребение в Бозе почившего игумена Русского на Афоне Пантелеимонова мон-ря священноархим. Макария // ДС. 1889. Вып. 9. С. 222-228; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни... священноархим. Макария (Сушкина). СПб., 1895; К портретам архим. Макария и иеросхим. Иеронима // Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь / Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898. С. 316-338; Ковалевский А. Ф., прот. Иеросхим. Иероним, духовник Русского на Св. Афонской Горе Пантелеимонова мон-ря, и его присный ученик игумен священноархим. Макарий. М., 19083; История Рус. на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря / Сост.: иеросхим. Феодосий (Харитонов) // К свету. 2000. Вып. 18. С. 5-128; Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхим. Иеронима и схиархим. Макария / Авт.-сост.: иером. Иоаким (Сабельников). М., 2001. Кн. 1; Зайцев А. Г. Правосл. храмы и священники г. Тулы. Тула, 2008; Леонтьев К. Н. Восп. об архим. Макарии, игум. Русского мон-ря св. Пантелеимона на Горе Афонской. М., 2009; Схиархим. Макарий (Сушкин) // Рус. афонский отечник XIX-XX вв. 2012. С. 106-115; Схиархим. Макарий // Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. С. 11-12; Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним; История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Афон, 2015; Каталог рукописей, печатных книг и архивных мат-лов Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2015. Ч. 4: Каталог архивного фонда Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне.
Игум. Петр (Пиголь)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)
  • АРСЕНИЙ (Минин Александр Иванович; 1823(24)-1879), иером. Афонский
  • ГЕРАСИМ АФОНСКИЙ (ок. 1770-1772 – 1875), архим., игум. мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне
  • ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне
  • АВКСЕНТИЙ († 1857), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни
  • АВРААМИЙ игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса, прп.
  • АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)
  • АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ прп. (пам. 21 авг. и в Соборе Смоленских святых)