[Греч. Μακάριος] (Тиллиридис Андреас; род. 18.04.1945, Лимасол, Кипр), митр. Найроби. Получил начальное образование в 1-й городской школе Лимасола, среднее - в гимназии «Ланитион» в Лимасоле. В 1960-1961 гг. он вступил в Святогробское братство в Иерусалиме, где между ним и сщмч. Филуменом (Хасаписом) установилась тесная духовная связь. Во время обучения в гимназии А. Тиллиридис начал занятия музыкой в Национальной консерватории Лимасола под рук. композитора и автора песен Д. Иаковидиса. Он с детства полюбил церковную жизнь, посещал катехизаторские школы Лимасола. Одновременно был членом молодежной правосл. орг-ции «Радующиеся борьбе» и участником христ. лагерей в Сайтасе. В эти годы он начал сочинять небольшие очерки и стихи. Тиллиридис познакомился с посетившим Кипр молодым архим. Феодором (Нанкиямой; с 1972 епископ Навкратидский, с 1992 епископ Угандийский, с 1994 митрополит Кампальский). Это знакомство стало причиной того, что Тиллиридис начал переписку с одним из зачинателей миссионерской деятельности в Африке архим. Хризостомом (Папасарандопулосом; 1903-1972). Также он был знаком с архим. Харитоном (Пневматикакисом; 1908-1998) и вел с ним переписку, когда тот продолжил дело архим. Хризостома в Конго. Пример этих миссионеров вдохновил Тиллиридиса, благодаря им он увидел перспективы распространения Православия в Африке.
В 1964-1966 гг. А. Тиллиридис служил в национальной гвардии как связист пехоты, его военная служба проходила в тяжелых условиях в связи с обострением кипрской проблемы. В это время Пафосский митр. Геннадий рукоположил Тиллиридиса во чтеца. В 1966 г. он отправился в Лондон, чтобы продолжить образование в Музыкальном Тринити-колледже. Одновременно Тиллиридис работал санитаром. В Англии он стал духовным чадом архим. Софрония (Сахарова), настоятеля мон-ря св. Иоанна Предтечи в Эссексе. Общение со старцем изменило жизнь Тиллиридиса. По благословению архим. Софрония в 1967 г. он поступил в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже, по окончании к-рого в 1972 г. получил диплом лиценциата богословия с высшей оценкой. В 1970-1972 гг. Тиллиридис также изучал византинистику в Коллеж-де-Франс у проф. П. Лемерля и в Высшей практической школе у проф. Ж. Жуйара. Тиллиридис активно участвовал в ежегодных конференциях, а также др. видах деятельности рус. правосл. студентов. Он представлял Сергиевский богословский ин-т на генеральной ассамблее международной орг-ции правосл. молодежи «Синдесмос», проходившей в богословской школе Честного Креста в Бостоне (июль 1971). В эти годы Тиллиридис познакомился с рус. богословами П. Н. Евдокимовым, протопресвитерами А. Д. Шмеманом и И. Ф. Мейендорфом, а на генеральной ассамблее «Синдесмоса» - с иером. Кириллом (Гундяевым; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), еп. Димитрием (Тракателлисом; впосл. архиеп. Американский), греч. богословом П. Нелласом и др. Материальную поддержку Тиллиридису для завершения обучения оказал Кипрский архиеп. Макарий III. В сент. 1972 г. Тиллиридис поступил в Оксфордский ун-т, где под рук. свящ. Каллиста (Уэра; впосл. епископ Диоклийский) специализировался в области церковной истории и получил степень магистра философии. Когда в 1974 г., после вторжения тур. войск на Кипр, архиеп. Макарий III находился в Лондоне, он отправил А. Тиллиридиса представлять Кипрскую Церковь на заседании Центрального комитета ВСЦ в Зап. Берлине (авг. 1974). Там Тиллиридис встретился с церковными деятелями, к-рые впосл. играли значительную роль в его жизни, напр. с буд. Александрийским патриархом Парфением III. Во время этого заседания он установил тесные контакты со многими представителями Поместных Церквей, в т. ч. с РПЦ, и по приглашению архим. Кирилла (Гундяева), с благословения Ленинградского митр. Никодима (Ротова), Тиллиридис в 1-й раз посетил СССР. В период обучения в аспирантуре в Оксфорде он вел исследовательскую работу в б-ках и архивах Греции, Великобритании, Франции, СССР, Италии и США.
Вернувшись на Кипр, А. Тиллиридис преподавал в семинарии «Апостол Варнава» в Никосии и в школах Лимасола, работал в б-ке Министерства образования в Никосии. В 1977 г. по настоянию архиеп. Макария III он отправился в Кению с целью подготовки к открытию Патриаршей церковной школы, основанной в Найроби на средства Кипрского архиепископа. В 1978-1981 гг. Тиллиридис получал стипендию на обучение в докторантуре ун-та Лувен-ла-Нёв (Бельгия) по специальности «Религиоведение и церковная история». В 1982 г. возвратился в Кению, где продолжил миссионерскую деятельность, будучи директором и преподавателем в Патриаршей церковной школе, катехизатором и проповедником в приходах Найроби и различных районов Кении.
В 1992 г. по решению Синода Александрийской Православной Церкви А. Тиллиридис вошел в состав клира. 19 июля он принял монашеский постриг с именем Макарий (в знак уважения и благодарности к архиеп. Макарию III) и был рукоположен во диакона, 20 июля - во иерея, а 25 июля - во епископа с титулом Рирутский. Хиротонию М. совершил экзарх Восточноафриканской и Иринупольской митрополии Петр (Папапетру; впосл. патриарх Александрийский Петр VII). Будучи епископом, М. продолжал возглавлять Патриаршую церковную школу, а также преподавал церковную историю, гомилетику, агиологию, литургику, патрологию и греч. язык. Под его духовным руководством Патриаршая церковная школа приступила к переводу на африкан. языки литургических текстов, духовной, в т. ч. святоотеческой, лит-ры. Много времени М. уделял работе с правосл. молодежью Кении, проводил семинары, конференции, фестивали, концерты, театральные представления и др. мероприятия, начал издание молодежного журнала Православного христианского союза Кении и ежегодника Year Book and Review (с 1998). Он поддерживал строительство храмов, больниц, детских садов, приютов и школ, к-рые действуют под эгидой правосл. Церкви.
В сент. 1997 г. Синод назначил М. директором Патриаршей б-ки в Александрии. 13 февр. 1998 г. он был избран митрополитом Зимбабвийским, а 22 февр. 2001 г.- митрополитом Кенийским и Иринупольским. С 2005 г. носит титул «митрополит Кенийский», с 24 нояб. 2015 г.- «митрополит Найроби». О деятельности М. на этом посту см. подробнее в ст. Кенийская митрополия.
В 2019 году, до 5 дек., также временно управлял Кисумской епархией.
Миссионерская и научная деятельность М. была отмечена наградами правосл. Церквей Кипра, Греции, Болгарии, Финляндии, а также ряда орг-ций и фондов. Благодаря своей переводческой деятельности Патриаршая церковная школа в Найроби стала лауреатом премии Международного фонда единства православных народов за 2007 г., М. был награжден тем же фондом за усилия в распространении Православия на африкан. континенте.
Начиная с 1973 г. М. представляет Александрийскую и Кипрскую Церкви на различных межправосл. и межхрист. мероприятиях. Особенно активное участие он принимал в богословском диалоге с англиканами. М. также является представителем Александрийского Патриархата в диалогах с Римско-католической Церковью, лютеранской и реформатскими церквами. Он непременный участник заседаний Совета Ближневосточных Церквей и встреч их предстоятелей. М.- член Центрального комитета ВСЦ и его комиссии «Вера и церковное устройство». Со студенческих лет до наст. времени он выступает с научными докладами на международных конгрессах, в т. ч. на патрологических конференциях Оксфордского ун-та.
Параллельно с пастырской деятельностью М. продолжает научные исследования и написание статей и книг, посвященных истории правосл. Церквей (Кипрской, Александрийской, К-польской, в т. ч. развитию церковных, культурных и политических связей России и Кипра), греч. эмиграции, церковным деятелям с IV в. до наст. времени, творчеству поэтов и литераторов, а также является автором исследований по истории и культуре африкан. племен. Описание опыта работы в Африке изложено в трехтомнике, озаглавленном по-гречески «Свидетельства жизни» (Μαρτυρίες ζωῆς), а по-английски «Приключения в невидимом мире» («Adventures in the Unseen»). Сочинения М. опубликованы на англ., греч., франц., итал., рус., араб., фламанд., фин., кикуйю, суахили и др. языках.
Кроме родного языка М. пишет и говорит на английском, французском, итальянском и русском. Совершает богослужение и проповедует в Кении на множестве африкан. диалектов.