Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЙ
Т. 42, С. 525-527 опубликовано: 2 декабря 2020г.


МАКАРИЙ

Макарий (Тиллиридис), митр. Найроби. Фотография. XXI в.
Макарий (Тиллиридис), митр. Найроби. Фотография. XXI в.

Макарий (Тиллиридис), митр. Найроби. Фотография. XXI в.
[Греч. Μακάριος] (Тиллиридис Андреас; род. 18.04.1945, Лимасол, Кипр), митр. Найроби. Получил начальное образование в 1-й городской школе Лимасола, среднее - в гимназии «Ланитион» в Лимасоле. В 1960-1961 гг. он вступил в Святогробское братство в Иерусалиме, где между ним и сщмч. Филуменом (Хасаписом) установилась тесная духовная связь. Во время обучения в гимназии А. Тиллиридис начал занятия музыкой в Национальной консерватории Лимасола под рук. композитора и автора песен Д. Иаковидиса. Он с детства полюбил церковную жизнь, посещал катехизаторские школы Лимасола. Одновременно был членом молодежной правосл. орг-ции «Радующиеся борьбе» и участником христ. лагерей в Сайтасе. В эти годы он начал сочинять небольшие очерки и стихи. Тиллиридис познакомился с посетившим Кипр молодым архим. Феодором (Нанкиямой; с 1972 епископ Навкратидский, с 1992 епископ Угандийский, с 1994 митрополит Кампальский). Это знакомство стало причиной того, что Тиллиридис начал переписку с одним из зачинателей миссионерской деятельности в Африке архим. Хризостомом (Папасарандопулосом; 1903-1972). Также он был знаком с архим. Харитоном (Пневматикакисом; 1908-1998) и вел с ним переписку, когда тот продолжил дело архим. Хризостома в Конго. Пример этих миссионеров вдохновил Тиллиридиса, благодаря им он увидел перспективы распространения Православия в Африке.

В 1964-1966 гг. А. Тиллиридис служил в национальной гвардии как связист пехоты, его военная служба проходила в тяжелых условиях в связи с обострением кипрской проблемы. В это время Пафосский митр. Геннадий рукоположил Тиллиридиса во чтеца. В 1966 г. он отправился в Лондон, чтобы продолжить образование в Музыкальном Тринити-колледже. Одновременно Тиллиридис работал санитаром. В Англии он стал духовным чадом архим. Софрония (Сахарова), настоятеля мон-ря св. Иоанна Предтечи в Эссексе. Общение со старцем изменило жизнь Тиллиридиса. По благословению архим. Софрония в 1967 г. он поступил в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже, по окончании к-рого в 1972 г. получил диплом лиценциата богословия с высшей оценкой. В 1970-1972 гг. Тиллиридис также изучал византинистику в Коллеж-де-Франс у проф. П. Лемерля и в Высшей практической школе у проф. Ж. Жуйара. Тиллиридис активно участвовал в ежегодных конференциях, а также др. видах деятельности рус. правосл. студентов. Он представлял Сергиевский богословский ин-т на генеральной ассамблее международной орг-ции правосл. молодежи «Синдесмос», проходившей в богословской школе Честного Креста в Бостоне (июль 1971). В эти годы Тиллиридис познакомился с рус. богословами П. Н. Евдокимовым, протопресвитерами А. Д. Шмеманом и И. Ф. Мейендорфом, а на генеральной ассамблее «Синдесмоса» - с иером. Кириллом (Гундяевым; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), еп. Димитрием (Тракателлисом; впосл. архиеп. Американский), греч. богословом П. Нелласом и др. Материальную поддержку Тиллиридису для завершения обучения оказал Кипрский архиеп. Макарий III. В сент. 1972 г. Тиллиридис поступил в Оксфордский ун-т, где под рук. свящ. Каллиста (Уэра; впосл. епископ Диоклийский) специализировался в области церковной истории и получил степень магистра философии. Когда в 1974 г., после вторжения тур. войск на Кипр, архиеп. Макарий III находился в Лондоне, он отправил А. Тиллиридиса представлять Кипрскую Церковь на заседании Центрального комитета ВСЦ в Зап. Берлине (авг. 1974). Там Тиллиридис встретился с церковными деятелями, к-рые впосл. играли значительную роль в его жизни, напр. с буд. Александрийским патриархом Парфением III. Во время этого заседания он установил тесные контакты со многими представителями Поместных Церквей, в т. ч. с РПЦ, и по приглашению архим. Кирилла (Гундяева), с благословения Ленинградского митр. Никодима (Ротова), Тиллиридис в 1-й раз посетил СССР. В период обучения в аспирантуре в Оксфорде он вел исследовательскую работу в б-ках и архивах Греции, Великобритании, Франции, СССР, Италии и США.

Митр. Макарий с православными из племени масаев. Фотография. 2009 г.
Митр. Макарий с православными из племени масаев. Фотография. 2009 г.

Митр. Макарий с православными из племени масаев. Фотография. 2009 г.
Вернувшись на Кипр, А. Тиллиридис преподавал в семинарии «Апостол Варнава» в Никосии и в школах Лимасола, работал в б-ке Министерства образования в Никосии. В 1977 г. по настоянию архиеп. Макария III он отправился в Кению с целью подготовки к открытию Патриаршей церковной школы, основанной в Найроби на средства Кипрского архиепископа. В 1978-1981 гг. Тиллиридис получал стипендию на обучение в докторантуре ун-та Лувен-ла-Нёв (Бельгия) по специальности «Религиоведение и церковная история». В 1982 г. возвратился в Кению, где продолжил миссионерскую деятельность, будучи директором и преподавателем в Патриаршей церковной школе, катехизатором и проповедником в приходах Найроби и различных районов Кении.

В 1992 г. по решению Синода Александрийской Православной Церкви А. Тиллиридис вошел в состав клира. 19 июля он принял монашеский постриг с именем Макарий (в знак уважения и благодарности к архиеп. Макарию III) и был рукоположен во диакона, 20 июля - во иерея, а 25 июля - во епископа с титулом Рирутский. Хиротонию М. совершил экзарх Восточноафриканской и Иринупольской митрополии Петр (Папапетру; впосл. патриарх Александрийский Петр VII). Будучи епископом, М. продолжал возглавлять Патриаршую церковную школу, а также преподавал церковную историю, гомилетику, агиологию, литургику, патрологию и греч. язык. Под его духовным руководством Патриаршая церковная школа приступила к переводу на африкан. языки литургических текстов, духовной, в т. ч. святоотеческой, лит-ры. Много времени М. уделял работе с правосл. молодежью Кении, проводил семинары, конференции, фестивали, концерты, театральные представления и др. мероприятия, начал издание молодежного журнала Православного христианского союза Кении и ежегодника Year Book and Review (с 1998). Он поддерживал строительство храмов, больниц, детских садов, приютов и школ, к-рые действуют под эгидой правосл. Церкви.

В сент. 1997 г. Синод назначил М. директором Патриаршей б-ки в Александрии. 13 февр. 1998 г. он был избран митрополитом Зимбабвийским, а 22 февр. 2001 г.- митрополитом Кенийским и Иринупольским. С 2005 г. носит титул «митрополит Кенийский», с 24 нояб. 2015 г.- «митрополит Найроби». О деятельности М. на этом посту см. подробнее в ст. Кенийская митрополия.

В 2019 году, до 5 дек., также временно управлял Кисумской епархией.

Миссионерская и научная деятельность М. была отмечена наградами правосл. Церквей Кипра, Греции, Болгарии, Финляндии, а также ряда орг-ций и фондов. Благодаря своей переводческой деятельности Патриаршая церковная школа в Найроби стала лауреатом премии Международного фонда единства православных народов за 2007 г., М. был награжден тем же фондом за усилия в распространении Православия на африкан. континенте.

Начиная с 1973 г. М. представляет Александрийскую и Кипрскую Церкви на различных межправосл. и межхрист. мероприятиях. Особенно активное участие он принимал в богословском диалоге с англиканами. М. также является представителем Александрийского Патриархата в диалогах с Римско-католической Церковью, лютеранской и реформатскими церквами. Он непременный участник заседаний Совета Ближневосточных Церквей и встреч их предстоятелей. М.- член Центрального комитета ВСЦ и его комиссии «Вера и церковное устройство». Со студенческих лет до наст. времени он выступает с научными докладами на международных конгрессах, в т. ч. на патрологических конференциях Оксфордского ун-та.

Параллельно с пастырской деятельностью М. продолжает научные исследования и написание статей и книг, посвященных истории правосл. Церквей (Кипрской, Александрийской, К-польской, в т. ч. развитию церковных, культурных и политических связей России и Кипра), греч. эмиграции, церковным деятелям с IV в. до наст. времени, творчеству поэтов и литераторов, а также является автором исследований по истории и культуре африкан. племен. Описание опыта работы в Африке изложено в трехтомнике, озаглавленном по-гречески «Свидетельства жизни» (Μαρτυρίες ζωῆς), а по-английски «Приключения в невидимом мире» («Adventures in the Unseen»). Сочинения М. опубликованы на англ., греч., франц., итал., рус., араб., фламанд., фин., кикуйю, суахили и др. языках.

Кроме родного языка М. пишет и говорит на английском, французском, итальянском и русском. Совершает богослужение и проповедует в Кении на множестве африкан. диалектов.

Соч.: ᾿Ανέκδοτος ἐπιστολὴ μητροπολίτου Πάφου Μακαρίου // Κυπριακαὶ Σπουδαί. Λευκωσία, 1973. Τ. 37. Σ. 201-207; ᾿Ανέκδοτος ἀλληλογραφία ἐκ τῶν ἐν ᾿Αγγλίᾳ ἐπιδημησάντων λλήνων τινῶν τοῦ 17ου αἰῶνος // Θεολογία. ᾿Αθῆναι, 1974. Τ. 45. Ν 4. Σ. 659-709; ᾿Ανέκδοτος ἐπιστολὴ Σαμουὴλ Καπασούλη, πατριάρχου ᾿Αλεξανδρείας (1710-1723) // ΓΠ. 1974. Τ. 57. Σ. 293-299; Νεκτάριος ᾿Αχριδῶν // Ibid. Σ. 448-452; Συμβολαὶ καὶ διορθώσεις εἰς τὴν ἀλληλογραφία τοῦ Μητροφάνους Κριτόπουλου (1589-1639) // Θεολογία. 1974. Τ. 45. Ν 2. Σ. 360-404; Κοσμᾶς Μαρουδῆς μητροπολίτης Κιτίου (15 ᾿Ιουλίου 1643 - 15 ᾿Ιανουαρίου 1672) // Κυπριακαὶ Σπουδαί. 1974/75. ό. 38/39. Σ. 53-75; Cyril Lucaris and the Codex Alexandrinus // ᾿Ανάλεκτα. ᾿Αλεξάνδρεια, 1975. Τ. 24. Σ. 103-133; ῎Αγνωστα κείμενα διὰ τοὺς μητροπολίτας Κυρηνείας Τιμόθεον (1625-1674) Πάφου καὶ Τριμυθούντος Νεκτάριον (1677-1686) καὶ ᾿Αμαθούντος Γερμανόν (1572-1600) // Θεολογία. 1975. Τ. 46. Ν 4. Σ. 820-835; 1976. Τ. 47. Ν 1. Σ. 151-158; Ν 2. Σ. 362-390; Περὶ τὸν Γερμανὸν ῾Ιεροσολύμων (1543-1579) // ΓΠ. 1975. Τ. 58. Σ. 224-233; Addition on Cosmas Mauroudes bishop of Kition // Κυπριακαὶ Σπουδαί. 1976. Τ. 40. Σ. 77-85; Jeremias II Tranos Patriarch of Constantinople (1536-1595) // ΕΘ. 1977. Τ. 59. Σ. 242-265; ᾿Ορθόδοξοι ἱεράρχαι καὶ τὸ πανεπιστήμιον τῆς ᾿Οξφόρδης // Θεολογία. 1977. Τ. 48. Ν 2. Σ. 368-378; Μικρὴ συμβολή στὶς καλὲς σχέσεις λλήνων καὶ τούρκων στὴν Κύπρο // Κυπριακὸς Λόγος. 1978. Τ. 10. Σ. 135-143; Archbishop Sophronios III (1865-1900) and the British // Κυπριακαὶ Σπουδαί. 1978. Τ. 42. Σ. 129-152; Neophytos of Philippoupolis Visit in England // ΕΘ. 1978. Τ. 60. Σ. 679-696; Γαβριὴλ Σεβήρος (1540-1616) καὶ οἱ ῎Αγγλοι // Ibid. 1979. Τ. 61. Σ. 402-416; An Unpublished Letter of Jeremias II, Patriarch of Costantinople // Θεολογία. 1980. Τ. 51. Ν 1. Σ. 186-190; Γεράσιμος ὁ Κύπριος μητροπολίτης Θεσσαλονίκης 1788-1810 καὶ μητροπολίτης Χαλκηδόνος 1810-1820 // Ibid. 1981. Τ. 52. Ν 3. Σ. 530-549; Contributions to the History of the Archdiocese of Thyateira and the Exarchate in Western Europe // Church and Theology. L., 1981. Vol. 2. P. 765-859; Cyprus 1931-1947: The Outcome of the Uprising and the Long Vacancy of the Archiepiscopal Throne // Ibid. 1982. Vol. 3. P. 441-880; A Monastic Manual: Transl. and Introd. // Θεολογία. 1982. Τ. 53. Ν 2. Σ. 509-519; Two Further Unpublished Letters of Metropolitan Makarios of Paphos // ᾿Επετηρὶς Κέντρου ᾿Επιστημονικῶν ᾿Ερευνῶν. Λευκωσία, 1983. Τ. 12. Σ. 195-200; ᾿Ανέκδοτος ᾿Ακάθιστος ῞Υμνος τοῦ ἐν ῾Αγίοις πατρὸς ἡμῶν ᾿Αθανασίου, Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Πατελλάρου // Ibid. Σ. 201-226; ᾿Ανέκδοτος ἐπιστολὴ τοῦ ἐν ῾Αγίοις πατρὸς ἡμῶν Νεκταρίου ἐπισκόπου Πενταπόλεως // Θεολογία. 1983. Τ. 54. Ν 2. Σ. 347-350; ῾Η ἀπαρχὴ τῆς ᾿Ορθοδοξίας στὴν Οὐγκάντα // Πάντα τὰ ῎Εθνη. S. l., 1983. Ν 8. Σ. 21-23; Hieronymos Myriantheus (1838-1898): The Distinguished Dean of Hagia Sophia // Texts and Studies. L., 1984. Vol. 3. P. 97-188; Historic Document: An Epistle of Antonios Eparchos (1491-1571) to Philip Melachton (1497-1560) // The Patrictic and Byzantine Review. Kingston, 1984. Vol. 3. P. 101-112; Meletios Metaxakis: A Historic Document // Θεολογία. 1984. Τ. 55. Ν 2. Σ. 525-532; Un très important appel de la noblesse Française de Chypre à l'empereur Napoléon III // Aksum - Thyateira: A FS for Archbishop Methodios of Thyateira and Great Britain. L., 1985. P. 401-407; ᾿Απὸ τὴν ἱστορία τῶν ἐξισλαμισμῶν στὴν Κύπρο // Κυπριακαὶ Σπουδαί. 1987. Τ. 51. Σ. 111-145; Τὸ βουλγαρικὸ ζήτημα καὶ ἡ Κυπριακὴ ᾿Εκκλησία: ᾿Ανέκδοτα κείμενα. Λευκωσία, 1987. Τ. 1; Stephen Hatherly his Conversion to Orthodoxy // Θεολογία. 1989. Τ. 60. Ν 4. Σ. 701-750; Συμβολὴ στὶς σχέσεις τῶν ᾿Ορθοδόξων ᾿Εκκλησιῶν Κύπρου - Ρωσσίας. Λευκωσία, 1989; ῾Η Παναγία τοῦ Κύκκου στὴν Αἴγυπτο // ΕΚΜΙΜΚ. 1990. Τ. 1. Σ. 151-166; ῾Η συμβουλὴ τοῦ Πατριαρχείου τῆς ᾿Αλεξανδρείας στὴ λύση τοῦ ᾿Αρχιεπισκοπικοῦ ζητήματος Κύπρου: ᾿Ανέκδοτα κείμενα τοῦ Πατριάρχη ᾿Αλεξανδρείας Θωτίου // ΕΘ. 1991. Τ. 68. Σ. 181-200; ῞Ενα ἀνέκδοτο ἔγγραφο τῆς ῾Ιερᾶς Συνόδου τοῦ ῾Ελληνορθοδόξου Πατριαρχείου ῾Ιεροσολύμων πρὸς τὸν ὑπουργὸ ἐξωτερικῶν τῆς Μ. Βρεταννίας (1921) // Θεολογία. 1992. Τ. 63. Ν 4. Σ. 710-717; ᾿Απὸ τὴν ἱστορία τῶν λληνικῶν κοινοτήτων τοῦ Πατριαρχικοῦ θρόνου ᾿Αλεξανδρείας: ῾Η ἐπισκοπὴ Λιβυής. Λευκωσία, 1993; ῞Ενα ἀνέκδοτο ἱστορικὸ ἔγγραφο τοῦ Μητροπολίτη Κυρηνείας Κυρίλλου Βασιλείου // ᾿Αντιπελάργησις. Λευκωσία, 1993. Σ. 283-285; Deux rapports du Ministère Français des Affaires Étrangères sur le Patriarcat Grec de l'Alexandrie // Θεολογία. 1994. Τ. 65. Ν 4. Σ. 659-678; ῾Ο ῾Αγιώτατος Πατριάρχης Μόσχας Τύχων // ᾿Εφημέριος. ᾿Αθῆναι, 1994. Ν 8. Σ. 140-141; Ν 9. Σ. 170-171; Ν 10. Σ. 187-189; ῾Ο ἱεραπόστολος τῆς ᾿Ιαπωνίας Νικόλαος: Μιὰ ἄγνωστη ἀναφορὰ ἀπὸ τὴν ἱεραποστολική του δραστηριότητα // Ibid. 1994. Ν 11. Σ. 205-207; Ν 12. Σ. 236-238; Ν 13. Σ. 268-270; ᾿Ανέκδοτα ἔγγραφα περὶ τοῦ ᾿Αρχιεπισκοπικοῦ ζητήματος τῆς Κύπρου (1900-1910) // ΕΚΜΙΜΚ. 1996. Τ. 3. Σ. 363-413; ᾿Ανέκδοτες ἐπιστολὲς πρὸς τὸν ἀρχιμ. Νεκτάριο Κεφαλᾶ (τὸν μετέπειτα ῞Αγ. Νεκτάριο Πενταπόλεως): 70 χρόνια ἀπὸ τὸν θάνατό του // Θεολογία. 1996. Τ. 67. Ν 4. Σ. 595-615; ᾿Ανέκδοτος ἀλληλογραφία τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου, 1891-1897. Λευκωσία, 1996; ᾿Απὸ τὴν ἱστορία ῾Ελληνισμοῦ τῆς ᾿Αμερικῆς: Σελίδες ἀπὸ τὴν ἵδρυση τῆς πρώτης ᾿Ορθόδοξης Θεολογικῆς Σχολῆς τοῦ ῾Αγίου ᾿Αθανασίου Νέας Υόρκης // Θεολογία. 1997. Τ. 68. Ν 4. Σ. 664-696; ᾿Αρχιμ. Θιλόθεος ῾Ιερίδης Μαχαιριώτης: Μία ἄγνωστη ἀναφορά του γιά τὴν ᾿Ανατολικὴ ᾿Αφρική (1943-1945) // ᾿Επισκοπὴ Κιτίου. Λάρνακα, 1998. Σ. 67-127; ῎Εργα καὶ ἡμέραι τοῦ ῾Ιερωνύμου Μυριανθέως (1838-1898). Λευκωσία, 1998; Πατριαρχεῖον τῆς Μεγάλεως Πόλεως ᾿Αλεξανδρείας. [᾿Αθῆναι, 1998]; ῾Η παρουσία τοῦ μοναχισμοῦ στὴν ᾿Εκκλησία τῆς ᾿Αλεξανδρείας: Διαχρονικὴ προσφορά // ΕΘ. 1999. Τ. 71. Σ. 87-112; ῾Ιερὰ Βασιλική, Πατριαρχικὴ καὶ Θεοβάδιστος Μονὴ ῾Αγίου Γεωργίου. Κάϊρο, 2001; ῾Ιστορικὰ ἀνάλεκτα Πατριαρχείου ᾿Αλεξανδρείας καὶ πάσης ᾿Αφρικῆς. Λευκωσία, 2002-2009. 2 τ.; Adventures in the Unseen. Rollinsford, 2004-2011. 3 t.; Μαρτυρίες ζωῆς: Τὸ φῶς καὶ ἡ ἐλπίδα τοῦ Χριστοῦ βασιλέυει στὴν ᾿Αφρική. Ναϊρόμπι, 2006-2012. 3 τ.; Χρόνος καὶ αἰωνιότητα κατὰ τὴν διδασκαλία τοῦ Γέροντος Σωφρονίου // Γέροντας Σωφρόνιος, ὁ θεολόγος τοῦ ἀκτίστου φωτός. ῾Ιερά Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου, 2008. Σ. 217-227; Ανέκδοτα κείμενα για τον Αρχιεπίσκοπο Κύπρου Λεόντιο Λεοντίου // ΕΚΜΙΜΚ. 2010. Τ. 9. Σ. 219-252; ῾Ο Πατριάρχης ᾿Αλεξανδρείας Πέτρος Ζ´ καὶ ὁ θεσμὸς τοῦ θρόνου τοῦ ῾Αγίου Μάρκου // Πορεία μαρτυρίας. ᾿Αθήνα, 2010. Σ. 108-111; Τηλλυρίδης ᾿Α., Κύρρης Κ. ᾿Ανέκδοτοι ἐπιστολαὶ τῶν Νικόλαου καὶ Θεοφύλακτου Θησέως ἀπὸ τὰ ἀρχεία τῆς ᾿Αρχιεπισκοπῆς Κύπρου // ᾿Επετηρίδα Κέντρου ᾿Επιστημονικῶν ᾿Ερευνῶν. Λευκωσία, 1981/82. Τ. 11. Σ. 455-481 и др.
Лит.: ῾Ημερολόγιον ᾿Εκκλησίας ᾿Αλεξανδρείας, 2013. ᾿Αλεξάνδρεια, 2013. Σ. 112; Μακάριος, μητρ. Κένυας (Πατριαρχείο Αλεξανδρείας) // Μεγάλη Ορθόδοξη Χριστιανική Εγκυκλοπαίδεια. Αθήνα, 2014. Τ. 11. Σ. 198-200.