[Греч. Μακάριος ὁ Ρωμαῖος], прп. (пам. визант. 19 янв., 23 окт.; пам. греч. 23 окт.; пам. слав. 19 янв., 23 окт.).
Житие М. Р. было написано на греческом языке предположительно в V-VI вв. (Vassiliev. P. XXXVIII) и имеет несколько редакций, большинство из к-рых остаются неизданными (BHG, N 1004-1005s). Позднее был сделан латинский перевод, впервые опубликованный в нач. XVII в. Г. Росвейде и имеющий некоторые несущественные различия с греческой версией. Также существуют переводы на славянский, грузинский и румынский языки.
Неизвестный автор Жития ведет повествование от имени 3 монахов - Феофила, Сергия и Игиина (в лат. транскрипции - Игин), которые наряду с М. Р. являются главными персонажами рассказа. Текст состоит из 2 частей: 1-ю С. В. Полякова назвала «монашеской Одиссеей», поскольку в ней нашел отражение сюжет путешествия по чудесным странам, известный в Греции со времен Гомера и перешедший в различные фольклорные традиции (Полякова. 2004. С. 253). Так, напр., идея о путешествии 3 монахов к земному раю передается в староитальянской легенде (Leggenda del Viaggio di tre Santi Monaci al Paradiso terrestre / Ed. F. Zambrini // Miscellanea di opuscoli inediti o rari dei secoli XIV e XV. Torino, 1861. P. 161-179).
По мнению А. Н. Веселовского, в 1-й части автор использовал христианизированный пересказ послания Александра Македонского к Олимпиаде и Аристотелю из «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, где говорится о чудесном путешествии в страну блаженных (Веселовский. 1886. Т. 1. С. 314-317, 325). Вторая часть Жития представляет собой биографию М. Р., рассказанную им 3 монахам. Веселовский заметил, что образ отшельника, живущего недалеко от рая, также присутствует в греческом Житии прп. Макария Великого; в коптском варианте сказания говорится, что Макарий, подобно М. Р., тайно покинул жену и удалился в пустыню, после чего побывал на некоем острове посреди озера, где встретил мужей с черной кожей, отросшими волосами и ногтями (Там же. С. 313).
Согласно греческой версии Жития, монахи Феофил, Сергий и Игиин из обители, находящейся в Месопотамии, между Тигром и Евфратом, однажды решили отыскать место, в котором земля соприкасается с небом. Тайно ночью они покинули монастырь, побывали в Иерусалиме, Вифлееме и на Елеонской горе, где поклонились св. местам, и затем отправились в путь. Проходя Персию и Индию, монахи подвергались смертельным опасностям (чуть не были сожжены заживо андрогинами), побывали в областях, населенных кинокефалами (существа с человеческими телами и собачьими головами), обезьянами, слонами, видели чудесные сады и мрачные равнины, непроходимые возвышенности, озеро, наполненное разного рода змеями, великана, прикованного к 2 высочайшим горам, птиц, говорящих человеческими голосами, хрустальную церковь с источником бессмертия, уготованного для праведников, и мн. др. Наконец, преодолев различные препятствия, Феофил, Сергий и Игиин достигли пещеры, где обитал М. Р. Отшельник весь был покрыт седыми волосами, его охраняли 2 льва, а пищу ему приносил ворон. М. Р. рассказал монахам, что его отец - рим. синклитик Иоанн - решил женить сына против его воли, едва тот достиг надлежащего возраста. В день свадьбы М. Р. тайно покинул дом, 7 дней пробыл у некой вдовы, а затем отправился в странствование. По дороге юноша встретил убеленного сединами мужа, к-рый оказался арх. Рафаилом и сопровождал М. Р. в его наполненном опасностями путешествии. Когда архангел исчез, на помощь ему явилась дикая ослица, после нее - олень. В конце путешествия М. Р. увидел огромного змея, который заговорил человеческим голосом и указал на пещеру, предназначенную Господом для будущего отшельника. Там М. Р. нашел мертвую львицу с 2 львятами; он выкормил их, и животные затем неотступно находились при нем. Спустя несколько лет диавол решил испытать подвижника и явился ему в образе женщины, которая рассказала, что, не желая вступать в брак, покинула Рим и долго скиталась по безлюдным местам, пока не пришла к М. Р. Святой поддался искушению, привел женщину в пещеру и во сне возжелал ее. Осознав свое духовное падение, М. Р., чтобы искупить вину, 3 года провел в глубокой яме, вырытой в пещере, после чего Бог даровал ему прощение, снизошедшее на отшельника в виде дождя. Выслушав рассказ М. Р., монахи возвратились в обитель, где поведали игумену и братии о своем путешествии и встрече с подвижником.
Житие лишено исторической достоверности: в нем практически полностью отсутствуют топонимы (за исключением Месопотамии, Иерусалима, Персии, Индии), время событий не указано. Вопрос М. Р. о преследовании сарацинами христиан, обращенный к монахам в лат. версии Жития, имеет общий характер и не способствует установлению датировки текста. Т. о., реальное существование М. Р. ставится исследователями под сомнение (ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564).
Память М. Р. под 19 янв. отмечена в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) вместе с памятью прп. Макария Великого. Позднее в рукописных греч. Синаксарях (Paris. gr. 1582) и Минеях (Basil. A III 16) XIV-XV вв. память святого и краткие заметки о нем были обозначены под 23 окт. Под этим же числом сказание о М. Р. вошло в греч. печатные Минеи (Минея, Венеция, 1592). Рассказ о путешествии к святому 3 монахов, изначально служивший предисловием к сказанию, приводится здесь отдельно.
На груз. языке сохранилась кименная (оригинальная) версия Жития М. Р., составленная Феофилом. Многочисленные рукописи находятся в собраниях Национального центра рукописей Грузии, Иерусалимской Патриархии и Цагерского краеведческого музея (НЦРГ. А 199. Л. 28-33, XII-XIII вв.; НЦРГ. А 128. Л. 459-471, XIII в.; Hieros. Patr. 36. Fol. 129v-135, XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. georg. 120. Fol. 94-101v, XIV-XV вв.; НЦРГ. Н 972. Л. 468-472 об., XVI в.; НЦРГ. А 691. Л. 198-215, XVII в.; Цагер. 1. Л. 38-44 об., XVIII в.; НЦРГ. А 649. Л. 94 об.- 99, 1785 г.; НЦРГ. S 300. Ч. 2. Л. 235 об.- 239 об., 1779 г.; 3 рукописи XIX в.; Кекелидзе. Этюды. 1945. Т. 2. С. 50-63).
В зап. «исторических» Мартирологах IX в. память М. Р. отсутствует. В XVI в. кард. Цезарь Бароний также не внес имя святого в Римский Мартиролог, предложив отождествить его с одноименным персонажем, упоминаемым у Палладия, еп. Еленопольского (Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Р. 264-269). Согласно Палладию, ок. 413 г. Макарий вместе с другими знатными мужами посетил недалеко от Рима мужа Мелании Младшей Пиниана, впосл. ставшего аббатом. По мнению болландистов, гипотеза Барония является неверной, поскольку у Палладия говорится, что Макарий занимал должность викария, тогда как о М. Р. известно, что он покинул Рим, будучи еще совсем юным (ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564).
Пространное неканоническое Житие М. Р., к-рое также известно под названием «Слово о трех мнисех, како находили святого преподобного отца нашего Макария, иже есть близ рая обретен за 20 поприщ», неоднократно переводилось на слав. язык и представлено рядом редакций и большим числом списков. Старший перевод был выполнен в Болгарии в X в. Древнейший болг. список памятника находится в Сборнике с Патериком Египетским (ГИМ. Увар. № 510-Q; Цар. № 363, 30-е гг. XIV в.), сербский - в пергаменном минейном Торжественнике (ГИМ. Хлуд. № 195, 2-я пол. XIV в.), русский - в новгородском Паисиевском сборнике (РНБ. Кир.-Бел. № 4/1081, 1-я четв. XV в.). Житие М. Р. может быть приурочено к 23 окт., но чаще к 19 янв. (Иванова. 2008. С. 263-264, 445-446).
Начиная с 1-й четв. XV в. упоминание Жития М. Р. постоянно присутствует в списках отреченных книг (Кобяк. 1988. С. 714; Грицевская. 2003. С. 163, 166, 168, 170, 172, 176, 178, 179, 181, 187, 192, 194, 198, 201, 207). Данное обстоятельство, по всей видимости, существенно не повлияло на популярность этого памятника в древнерусской книжности XV-XVII вв., но ограничило его распространение в календарных сборниках (Торжественниках минейных), читавшихся в церкви во время службы. Возможно, по этой причине текст Жития не был включен в ВМЧ. Вопрос о распространении текста в старообрядческой рукописной традиции XVIII-XIX вв. не изучен.
Краткое Житие М. Р. было переведено на слав. язык не позднее XII в. на Руси в составе нестишного Пролога (под 19 янв.) и ок. рубежа XII и XIII вв. получило в составе этого календарного сборника широкое распространение в Болгарии и Сербии. Во 2-й четв. XVI в. оно было включено в ВМЧ. Начиная с 1-го полного издания Пролога (М., 1642-1643) регулярно публиковалось в его составе. Служба М. Р. в слав. рукописной традиции неизвестна. Присутствие проложного Жития М. Р. в ряде списков южнослав. служебных Миней и праздничных Миней доиерусалимской редакции объясняется тем, что в них под соответствующим числом включались все Жития дня независимо от наличия службы святому и даже отдельных песнопений.
О почитании М. Р. в К-поле свидетельствует миниатюра имп. Минология Василия II на 19 янв. (1-я четв. XI в., Vat. 1613. P. 334), где он изображен рядом с прп. Макарием Великим (Египетским), также облаченным в иноческие одежды. У М. Р. короткие седые волосы и борода, на нем охристый хитон и коричневый плащ; в левой руке крест, правая поднята перед собой ладонью вперед.
Судя по памятникам средневизант. времени и более поздним, основным изводом для иконографии М. Р. стал облик аскета и пустынника - во власянице, целиком покрывающей тело, с всклокоченными волосами и длинной бородой. Такой образ часто сопровождается надписью о рим. происхождении святого, как на иконе «Прп. Макарий Египетский, Максим Исповедник, прп. Макарий Римский» афонской мастерской (3-я четв. XVII в., мон-рь Пантократор, Св. Гора Афон). М. Р. представлен во власянице, подобно прп. Онуфрию Великому, правая рука поднята в именословном благословении, левая опущена, в ней свиток с греч. надписью со словами обращения к братии. На прориси с иконы XVII в. вместе могли быть представлены 4 святых аскета: преподобные М. Р., Онуфрий Великий, Марк Фракийский (?) и Петр Афонский, фигуры святых осеняет Нерукотворный образ Спасителя (Музей СПбДА). М. Р., стоящий справа от прп. Онуфрия, сходен с ним во всех деталях позы, положения рук; у него волнистая борода, волосы длинными локонами лежат по плечам попарно с каждой стороны.
Образ пустынника зафиксирован в рус. подлинниках, где святой имеет вид старца, нагота к-рого скрыта волосами, руки сложены перед грудью: «Прп. Макарий Римский наг весь, сед, брада до полуколена, руце у сердца, персты верх, власы по плеч» (в списке Г. Д. Филимонова есть то же самое описание; в списке И. Е. Забелина этого святого нет; см.: Иконописный подлинник новгородский ред. по софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из собр. Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 65). В Строгановском иконописном подлиннике XVII в. на прориси под 19 янв. изображены 2 святых с именем Макарий, согласно подписи над фигурой одного из них: «Прп. Отца нашего Макария римлянина, 19, сед, во власех»; святой представлен нагим старцем с длинной бородой ниже колен, чресла прикрыты, руки скрещены перед собой, волосы рассыпаны по плечам. В комментарии под 19 янв. этот святой назван первым, но поименован не Римлянином, а «преподобный отец наш Макарий Александрийский пресвитер». Однако он сохраняет все особенности извода аскета-пустынника: «Весь во власех, наг, оброс, брада по колени долга, а от колен два косма повились до земли, руки у сердца, власы главныя до плеч» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 66).
Единоличные изображения М. Р. или в паре с прп. Онуфрием Великим могли быть связаны с патрональной программой. На боковом поле чудотворной новгородской иконы Божией Матери «Знамение» ок. 1526 г. появилась фигура М. Р. как небесного покровителя нового новгородского архиерея, архиеп. Макария. Если есть подпись, то в ней святой называется только Макарием. Это дополнение новгородской иконы-святыни было связано не только с молением за восстановление церковного управления в Новгороде, но и с поновлением самой чудотворной иконы, выполненным по воле и с участием архиеп. Макария в 1528 г. (окончание этих работ в Воскресенской летописи датировано 20 окт., см.: ПСРЛ. Т. 8. С. 284). Появившиеся на боковых полях лицевой стороны иконы фигуры избранных святых, в т. ч. пара пустынников, преподобных М. Р. и Онуфрия Великого, составили повторяющуюся деталь икон-списков XVI-XVII вв. Они происходят из различных церквей: икона из собора владимирского Рождественского мон-ря, служившая надгробным образом блгв. кн. Александра Невского (сер. XVI в.; ГВСМЗ); икона 2-й пол. XVI - нач. XVII в. (с живописью XIX в.) из новгородской ц. во имя вмч. Никиты; икона кон. XVI в. из Знаменского придела с.-петербургской Входоиерусалимской ц. (ныне в ГРМ); икона 1-й пол. XVII в. из новгородского Юрьева мон-ря; икона посл. четв. XVII в. из новгородской Благовещенской ц. Парные изображения преподобных М. Р. и Онуфрия встречаются также на иконах избранных святых, подбор к-рых исследователи связывают с поминальной тематикой, как, напр., на небольшой иконе из Каргополя (XVI в., ГРМ).
В зап. иконографии не сохранилось изображений М. Р. как обнаженного аскета-пустынника. Если борода святого не имеет характерного вида, опознать образ с именем Макарий становится затруднительно. Согласно памятникам зап. и поствизант. иконографии, львы сопровождали М. Р. (характерная деталь, известная из житий различных пустынников, ср. с иконографией прп. Герасима Иорданского, свт. Иеронима) и похоронили его. Композиции, на к-рых М. Р. окружен львами, известны по циклу анахоретов в росписях Кампосанто в Пизе (30-е гг. XIV в., мастер Буонамико Буффальмакко) и поздним иконам. Этот же выразительный образ нашел отражение в произведениях позднего афонского иконописания, как, напр., на иконе, являвшейся «молением» Нектария иеромонаха, сохранившейся в скиту св. Анны (XVIII в.). Небольшого размера икона-пядница представляет святого в монументальном, почти героическом облике, напоминающем о райской поре первого человека Адама, дававшего имена зверям. Старец, тело которого покрыто длинными волосами и бородой, положил обе руки на головы львов, прижавшихся к земле и поднявших к нему головы (эта сцена напоминает симметричные украшения на фасаде здания или на фронтисписе рукописи). Фигура святого выделяется в недрах черной пещеры, к-рая символизирует близкую кончину убеленного сединами старца, а также суровость его подвига.
Довольно часто фигура М. Р. воспроизводится в афонских росписях: в Хиландаре - в церкви скита во имя Благовещения Пресв. Богородицы (ок. 1320) и в пареклиссионе св. Георгия - в юго-зап. корпусе Хиландарского мон-ря (нартекс - 2-я пол. XIII в., наос - 1684). В лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас) М. Р. представлен с длинной бородой и кустистыми бровями, седые волосы покрывают тело. В надписи назван Римлянином, указует правой рукой на хартию, препоясан вервием. Его фигура украшает также кладбищенскую ц. Всех святых (в 200 м к востоку от монастыря Пантократор, росписи 1627 г. работы мон. Меркурия). Образ М. Р. издавна и продолжительное время влиял на иконографию прп. Макария Великого (Египетского).