Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКЕДОНИЯ
Т. 42, С. 649-655 опубликовано: 22 декабря 2020г.


МАКЕДОНИЯ

[Республика Македония; македон. Република Македониjа], гос-во в центральной части Балканского п-ова. Граничит на севере с Сербией, на востоке - с Болгарией, на юге - с Грецией, на западе - с Албанией (общая протяженность границы 896 км). Территория - 25 713 кв. км. Столица - г. Скопье (500,4 тыс. чел., оценка 2014 г.). Крупные города: Куманово (73,1 тыс. чел.), Битола (72,3 тыс. чел.), Прилеп (65,2 тыс. чел.), Тетово (55,8 тыс. чел.), Штип (44,4 тыс. чел.), Велес (43,4 тыс. чел.), Охрид (39,3 тыс. чел.), Гостивар (39,9 тыс. чел.), Струмица (36,7 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 80 общин, 10 из них образуют г. Скопье. Офиц. язык - македонский. М.- член ООН (1993; под временным названием Бывшая Югославская Республика Македония из-за спора с Грецией о названии Македония), МВФ (1993), МБРР (1993), ОБСЕ (1995), Совета Европы (1995), ВТО (2003). География. Рельеф страны составляют средневысокие горные системы (Шар-Планина (высота до 2748 м), Баба-Планина (до 2601 м), Якупица (до 2540 м) и др.; гора Кораб (2764 м) - наивысшая точка), разделенные обширными межгорными котловинами (Пелагонийская (4 тыс. кв. км) - наибольшая по площади) и долинами рек Вардар (греч. название Аксьос) и Струмица (Струмешница; впадает в р. Струма), относящихся к бассейну Эгейского м. Низшая точка - долина р. Вардар (50 м). На юго-западе расположены частично находящиеся на территории М. озера Охридское и Преспа, а на юго-востоке - Дойранское. На территории М. климат умеренный, переходный к средиземноморскому. В котловинах зима умеренно прохладная и дождливая, лето жаркое и засушливое. Средние температуры янв.- 0,7-1°C, июля - 21-23°C. В среднем в год выпадает от 450 мм во внутригорных котловинах до 1200 мм в горах на западе страны.

Население

В М. проживают ок. 2069,2 тыс. чел. (оценка 2015 г.). Согласно переписи 2002 г., македонцы составляют 64,2%, албанцы - 25,2, турки - 3,9, цыгане - 2,7, сербы - 1,8, бошняки - 0,8, влахи (аромуны) - 0,5, другие - 0,9%. По оценочным данным на 2014 г., естественный прирост населения составил 1,9%, рождаемость - 11,4 на 1 тыс. чел., смертность - 9,5 на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 1,52 ребенка на 1 женщину, детская смертность - 9,9 на 1 тыс. новорожденных. В возрастной структуре: дети до 14 лет - 16,8%, лица от 15 до 64 лет - 70,7%, люди 65 лет и старше - 12,5% (2014). Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 75,5 лет (мужчины - 73,4; женщины - 77,5; 2013). Средняя плотность населения - ок. 80,4 чел. на кв. км. Наиболее густо заселены долина р. Вардар и Пелагонийская равнина. Городское население - ок. 60%.

Государственное устройство

М.- унитарное гоcударство, форма правления - парламентская республика. Конституция принята 17 нояб. 1991 г. Главой гос-ва является президент, к-рого избирают на общих прямых выборах тайным голосованием сроком на 5 лет. Кандидат должен быть гражданином М., достигшим 40 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост президента более 2 сроков. Президент представляет М. за рубежом, является верховным главнокомандующим Вооруженными силами, назначает мандатария для определения состава правительства; предлагает 2 судей для Конституционного суда. Высшим законодательным органом является однопалатный парламент - Собрание, к-рое состоит из 120-140 депутатов, избираемых на общих, свободных и прямых выборах путем тайного голосования сроком на 4 года. Исполнительную власть осуществляет правительство, в к-рое входят председатель и министры. Правительство избирают депутаты Собрания по предложению назначенного президентом мандатария. Министры отвечают за свою работу перед Собранием. Судебную систему возглавляют Верховный суд, Конституционный суд и Республиканский судебный совет. В М. действует многопартийная система. Ведущие политические партии: Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО - ДПМНЕ), Социал-демократический союз Македонии (СДСМ), Демократический союз за интеграцию (ДСИ), Демократическая партия албанцев (ДПА).

Религия

Согласно данным переписи 2002 г., 64,8% населения М. (1,31 млн чел.) исповедовали Православие; 33,3% (670 тыс. чел.) - ислам, 0,3% (7 тыс. чел.) - католицизм, 0,026% (520 чел.) - различные направления протестантизма, 1,5% (30,8 тыс. чел.) - др. религии.

Православие

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Скопье. 1834 г., 2008 г.
Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Скопье. 1834 г., 2008 г.

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Скопье. 1834 г., 2008 г.
Подавляющее число правосл. верующих принадлежит Македонской Православной Церкви (МПЦ), которая провозгласила автокефалию на III Церковно-народном соборе в Охриде в июле 1967 г. (автокефальный статус МПЦ не признаётся Поместными Православными Церквами). На территории М. действуют 8 епархий МПЦ: Скопская (кафедра в Скопье), Брегальницкая (г. Штип), Дебарско-Кичевская (г. Охрид), Кумановско-Осоговская (г. Куманово), Повардарская (г. Велес), Преспанско-Пелагонийская (г. Битола), Струмицкая (г. Струмица) и Тетовско-Гостиварская (г. Тетово). Главой МПЦ является архиепископ Охридский и Македонский. Действуют 35 мон-рей, в т. ч. 2 ставропигиальных (мон-ри Калишти и Лесново), 364 прихода (нач. 2016).

Не имеющие государственной регистрации структуры Сербской Православной Церкви представлены Православной Охридской архиепископией (создана в 2002, в 2005 получила автономный статус). В ее составе официально числятся 3 действующие епархии (Скопская (фактический центр в г. Битола), Полошско-Кумановская (г. Куманово) и Брегальницкая (г. Штип)) и 4 вакантные епархии (Велесско-Повардарская, Дебарско-Кичевская, Преспанско-Пелагонийская и Струмицкая). Главой является архиепископ Охридский и митрополит Скопский. Действуют 3 мон-ря, в т. ч. ставропигиальный во имя свт. Иоанна Златоуста, 8 приходов (2016).

Католицизм

Церковь свт. Николая Чудотворца на Мавровском оз. 2008 г.
Церковь свт. Николая Чудотворца на Мавровском оз. 2008 г.

Церковь свт. Николая Чудотворца на Мавровском оз. 2008 г.
Римско-католическая Церковь представлена Скопским епископством (2 прихода, 3660 чел., по данным на 2014) в границах М. До 1924 г. имело ранг архиеп-ства, в 1969 г. объединено с Призренским еп-вом, но в 2000 г. выделено в самостоятельное еп-ство. Католики вост. обряда (униаты), проживающие гл. обр. близ Струмицы, образуют автономную Македонскую греко-католическую Церковь (см. ст. Восточные католические Церкви), представленную апостольским экзархатом Македонии (7 приходов, 11,3 тыс. чел., по данным на 2014). Экзархат был создан в 1918 г., в 1924 г.- расформирован, в 2001 г.- восстановлен. Скопский епископ лат. обряда является одновременно апостольским экзархом Македонии.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Крупнейшей протестант. организацией является Евангелическо-методистская Церковь Македонии (13 общин, 5 тыс. чел.). Баптисты представлены Союзом христиан-баптистов Республики Македония (2 общины в Скопье и Радовише, ок. 100 чел.), который входит в Европейскую баптистскую федерацию. Также в М. действуют немногочисленные общины пятидесятников, Иеговы свидетелей, адвентистов седьмого дня и др. протестант. деноминаций.

Протестантизм начал распространяться на территории совр. М. в сер. XIX в. благодаря амер. миссионерам, действовавшим под эгидой Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям на европ. части Османской империи с 1831 г. В 1847 г. протестантизм получил статус миллета, что улучшило условия работы миссии. В 1860 г. в Фессалонике и Битоле были основаны первые евангелические группы. В 1873-1874 гг. в Битоле был организован 1-й миссионерский стан. В 1884 г. в с. Моноспитово близ г. Струмица была открыта 1-я евангелическая церковь (в 1898 ее прихожанами были ок. 60 чел.). В 1886 г. протестант. община появилась в Радовише, через несколько лет - в Муртино. В Вардарской М. Евангелическая конгрегационалистская церковь и Методистская епископальная Церковь в 1922 г. вошли в южную область Методистской Церкви Королевства Югославия (МЦЮ). В 1925 г. МЦЮ была запрещена властями, вслед. чего мн. общины обратились за помощью к Конференции баптистских церквей Королевства Югославия. 1-я баптистская церковь на территории совр. М. была открыта в 1928 г. в Скопье, в 1930 г.- в Радовише. В 1931 г. деятельность МЦЮ была вновь легализована. В 1934 г. Американский совет отозвал своих миссионеров с Балкан. Постепенно число протестантов в М. уменьшалось. В наст. время протестантизм распространен преимущественно близ Радовиша и Битолы, а в некоторых поселениях близ Струмицы проживает равное число протестантов и православных. Протестант-методист, уроженец Струмицы Борис Трайковский в 1999-2004 гг. был президентом М.

Иудаизм

На нач. XXI в. исповедовало 0,1% населения М.

Ислам

Исповедует ок. 1/3 населения страны. Действуют 13 муфтиятов. Распространение получило преимущественно суннитское направление ханафитского мазхаба. Мусульманами являются гл. обр. албанцы, а также турки, бошняки, цыгане. В нек-рых сев.-зап. и зап. регионах М. мусульмане составляют большинство населения.

В османский период организация религ. жизни мусульман исторической области Македония находилась под юрисдикцией шейха-уль-ислам в Стамбуле, во время первой мировой войны - под юрисдикцией реиса-уль-элема (г. Сараево; ныне Босния и Герцеговина). Исламское объединение М. входило в состав Исламского объединения Королевства Югославия, затем Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). После провозглашения независимости М. функционирует как независимое религ. объединение с центром в Скопье. При нем действуют медресе и факультет исламских наук.

Индуизм

Представлен 2 официально зарегистрированными организациями: Международным обществом сознания Кришны (Вайшнавы) и неоиндуистской Организацией Сатья Саи Бабы. Обе орг-ции появились в СФРЮ в кон. 80-х гг. XX в. и имеют центр в Скопье.

Религиозное законодательство

19-я статья Конституции 1991 г. гарантирует свободу вероисповедания. Зарегистрированные, согласно Закону о юридическом положении Церквей, религиозных объединений и религиозных групп (2007; в 2010 в ряд статей внесены поправки), МПЦ и другие религ. объединения и группы отделены от гос-ва и равны перед законом, имеют право учреждать свои учебные заведения и др. социальные и благотворительные орг-ции в соответствии с предусмотренной законом процедурой. Вопросы по взаимодействию с религ. объединениями находятся в ведении правительственной Комиссии по отношениям с объединениями верующих и религ. группами.

История

Земли Вардарской М. (об истории этих земель до нач. 10-х гг. ХХ в. см. ст.: Македония, историческая обл.), ныне составляющие территорию М., были переданы Сербии согласно итогам т. н. Межсоюзнической (2-й Балканской) войны и Бухарестскому мирному договору (10 авг. 1913). В Сербии приветствовали возвращение земель, называвшихся здесь Ст. Сербией или Юж. Сербией. Перед началом 1-й Балканской войны (9 окт. 1912 - 30 мая 1913) в Вардарской М. находились 5 епархий (Скопская, Битольская, Велесская, Дебарская и Охридская) Болгарского Экзархата (см. ст. Болгарская Православная Церковь), которыми управляли болг. иерархи, и 2 епархии К-польской Патриархии (Скопская и Дебарско-Велесская) во главе с сербами митр. Скопским Викентием (Крджичем) и еп. Дебарско-Велесским Варнавой (Росичем; впосл. патриарх Сербский). Во время 1-й Балканской войны на землях, переходивших под серб. управление, болг. духовенству запрещалось молиться о болг. властях. В дек. 1912 г. митр. Скопский Неофит (Паскалев) просил болг. царя Фердинанда присоединить территорию Скопской епархии к т. н. Вел. Болгарии. 22 янв. 1913 г. Синод Болгарского Экзархата разрешил болг. иерархам в М. поминать серб. власти. Считается, что Болгарский экзарх Иосиф I (Йовчев) боялся своими действиями осложнить положение священнослужителей Экзархата на оккупированных территориях, поэтому жалобы болг. архиереев, направленные в Синод по поводу их притеснения со стороны серб. военных властей, оставались без ответа. В сер. янв. 1913 г. серб. власти издали Распоряжение об устройстве в освобожденных областях, согласно ст. 79 которого христиане восточно-правосл. исповедания на этих землях переходили «под духовное управление сербского митрополита, управляющего напрямую или через епархиальных архиереев согласно данным канонам нашей [т. е. Сербской] святой Церкви» (Костадиновски. 1995. С. 24). После окончания войны, в июне 1913 г. все болг. архиереи под конвоем были высланы из серб. части М., а остальным священнослужителям было предложено либо подписать декларацию о переходе в Сербскую Православную Церковь (СПЦ), либо уехать в Болгарию (Елдъров. 2008. С. 97).

Во время первой мировой войны в окт. 1915 г. в Вардарскую М. вошли болг. войска и учредили Военно-инспекторскую обл. Македония с центром в Скопье. Митр. Викентий и его диакон были убиты (серб. историки приписывают убийство болг. солдатам, а болгарские - разбойникам, см.: Елдъров. 2008. С. 178), а еп. Варнава ушел с отступающей сербской армией. Вскоре сюда вернулись иерархи Болгарского Экзархата и приняли ряд активных мер для восстановления довоенного положения в своих бывш. епархиях. Но после заключения перемирия (29 сент. 1918) и ухода болг. армии они были вынуждены покинуть земли Вардарской М., которая в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (КСХС, с 1929 - Югославия) образовала вместе с юж. районами совр. Республики Сербии и краем Косово и Метохия адм. единицу Ст. Сербия (Юж. Сербия; в 1929-1941 - Вардарская бановина). По условиям мирного договора (27 нояб. 1919, Нёйи-сюр-Сен близ Парижа) к Ст. Сербии был присоединен г. Струмица с окрестностями.

Разделение М., отсутствие ее упоминания в офиц. документах, использование сербского языка как единственного и нежелание властей королевства считать македонцев отдельной нацией разочаровали мн. македонцев, мечтавших о создании в исторических границах области самостоятельного гос-ва или автономного образования в составе балканской федерации. Выходцы из М., проживавшие в странах Европы, Сев. Америки и в России, стали требовать создания независимого македон. гос-ва. Напр., в 1913 г. неск. македонцев, проживавших в С.-Петербурге (Д. Чуповский, Г. Гергов, Г. Константинович, Н. Димов и др.), направили меморандум о создании единой М. в адрес Лондонской мирной конференции, представители действовавших с 1918 г. в Швейцарии об-в «Македония», «Македония македонцам», «Македония - в защиту прав македонцев» озвучили эти требования на II Интернациональной конференции в Берне и на конференции Лиги Наций (1919), Д. Х. Димов - на Парижской мирной конференции (18 янв. 1919 - 21 янв. 1920).

Кафедральный собор Македонской греко-католической Церкви в г. Струмица. 1931 г.
Кафедральный собор Македонской греко-католической Церкви в г. Струмица. 1931 г.

Кафедральный собор Македонской греко-католической Церкви в г. Струмица. 1931 г.
В Софии при поддержке болг. властей в 1919 г. под названием «Внутренняя македонская революционная организация» (ВМРО) была восстановлена «Внутренняя македонско-одринская революционная организация» (созданная в 1893 в Фессалонике), провозгласившая целью своей деятельности образование единой М. Военное крыло ВМРО в 20-х гг. ХХ в. пыталось поднимать восстания на македон. землях в КСХС и в Греции и организовывало, иногда при поддержке отрядов албанских качаков (разбойников), многочисленные вооруженные нападения на офиц. представителей королевства и греч. властей. На первых парламентских выборах в КСХС в 1920 г. в Вардарской М. Коммунистическая партия получила 15 мандатов, Демократическая - 11, «Джемиет» (тур. организация) - 5, а Радикальная - 2. В 30-х гг. XX в. ВМРО разделилась на неск. течений, а новая «объединенная» ВМРО отказалась от политики террора. В 1932 г. члены новой ВМРО откликнулись на призыв Коминтерна (1931) обсудить право народов на самоопределение: в 1934 г. Коминтерн издал резолюцию, в к-рой македонцы были признаны отдельной нацией. В том же году экстремистское крыло ВМРО вместе с хорват. усташами организовало убийство кор. Александра Карагеоргиевича (9 окт. 1934), после чего орг-ция была упразднена. В 1936 г. было основано Македонское народное движение (МАНАПО), состоявшее в основном из студентов, обучавшихся в Белграде и Загребе, поставившее целью усиление македон. национального самосознания, борьбу с режимом Карагеоргиевичей и «великосербской гегемонией», признание права македон. народа на свободу и экономическое развитие, выделение М. как самостоятельного государства. В 1939 г. деятельность МАНАПО прекратилась, большинство его членов вошли в Коммунистическую партию. В окт. 1940 г. в Загребе на V конференции Коммунистической партии Югославии (КПЮ) секретарь Покраинского комитета КПЮ Македонии М. Шаторов (Шарло) обвинил власти королевства в ассимиляции македонского народа.

Во время Балканских и первой мировой войн и в течение последующих лет из Вардарской М. уехало большое число болгар, греков и турок, но тогда же прибыли беженцы из соседних стран и др. частей КСХС, впосл. их стали называть колонистами. В 1921 г., согласно 1-й переписи населения, в Вардарской М. проживали 798 тыс. чел., в т. ч. 518 тыс. (65%) православных, 270 тыс. (34%) мусульман, 5 тыс. (0,6%) иудеев и 2 тыс. (0,27%) католиков (большинство возле Струмицы, где также жили 765 униатов и более тысячи евангелистов). После заметной убыли населения во время Балканских и первой мировой войн в 20-х гг. ХХ в. наблюдался резкий рост численности жителей Вардарской М. Так, к 1931 г. здесь проживало 939 тыс. чел., в т. ч. православных - 638 тыс. (67,9%), мусульман - 283 тыс. (30%). В межвоенный период территория совр. М. была одной из наименее развитых частей королевства, в ней преобладало аграрное хозяйство и действовало всего 50 промышленных предприятий. Экономические причины вынудили мн. крестьян переселиться в города или уехать за границу.

После принятия в мае 1919 г. на II Совещании правосл. епископов КСХС решения об объединении всех православных епархий, оказавшихся на территории этого гос-ва, правительство КСХС и К-польская Патриархия 18 марта 1920 г. заключили договор о передаче этих епархий из юрисдикции К-поля в подчинение СПЦ. 19 марта 1920 г. Синод К-польского Патриархата одобрил передачу СПЦ нескольких епархий, в т. ч. Скопской, Велесско-Дебарской, Пелагонийской, Преспанско-Охридской, Полеанско-Дойранской и Струмицкой, что подтвердил томос К-польского патриарха Мелетия IV от 19 февр. 1922 г. В Вардарской М. были сформированы 4 епархии: Скопскую возглавляли Варнава (Росич; 1920-1930) и Иосиф (Цвийович; 1930-1957); Охридскую - еп. Николай (Велимирович; 1920-1931; впосл. епископ Жичский); Битольскую - еп. Иосиф (Цвийович; 1920-1930); Злетовско-Струмицкую - еп. Серафим (Йованович; 1920-1928), Вениамин (Таушанович; 1928-1934), Симеон (Попович; 1934-1939) и Викентий (Проданов; 1939-1941; впосл. патриарх Сербский). В 1931 г. Охридская и Битольская епархии были объединены в Охридско-Битольскую; ее возглавляли епископы Николай (Велимирович; 1931-1936), Платон (Йованович; 1938-1939) и Викентий (Проданов; временно управлял в 1939-1941).

Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г.
Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г.

Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г.
Существенное влияние на возрождение Православия в Вардарской М. в межвоенное время оказали священнослужители и миряне из России, поселившиеся здесь после революции 1917 г. Большие рус. колонии возникли в Скопье и Битоле. СПЦ предоставляла рус. священникам храмы для служения. В македон. монастырях проживало более 100 рус. монашествующих, в т. ч. 35 монахов из Валаамского мон-ря, которые в 1926 г. поселились в мон-ре Лешок под Тетово, а через 2 года разошлись группами по 2-3 человека по др. обителям. Центром рус. жен. монашества в М. стал монастырь в честь Пресв. Богородицы в г. Кичево, где с 1937 по 1945 г. проживали ок. 30 рус. монахинь. При Скопском еп. Варнаве настоятели всех епархиальных мон-рей были русскими.

В межвоенный период Белград и СПЦ развернули в Вардарской М. активную просветительскую деятельность. В 1920 г. королевским указом в Скопье был открыт философский фак-т как часть Белградского ун-та. В Охриде по инициативе еп. Николая было сформировано церковно-просветительское братство «Св. Климент» (действовало до сер. 30-х гг. XX в.). По решению правительства от 5 окт. 1921 г., 26 февр. 1922 г. открылась ДС св. ап. Иоанна Богослова в Битоле (действовала до 1941), в к-рой преподавали иером. Иоанн (Максимович; впоследствии архиепископ Западноамериканский и Сан-Францисский), архим. Киприан (Керн), архим. Николай (Карпов; впосл. епископ Лондонский, викарий Западноевропейской епархии РПЦЗ) и др. Стали издавать научные журналы, в Скопье были открыты Церковный музей Юж. Сербии и Галерея фресок из храмов.

В апр. 1941 г. Германия напала на Югославию. 7 апр. нем. войска вошли в Скопье и вскоре дошли до албан. границы. 17 апр. Югославия капитулировала. С 19 апр. 1941 г. по указанию вермахта болг. армия взяла под контроль вост. области Вардарской бановины. В зап. городах Тетово, Гостивар, Кичево, Дебар и Струга была установлена итал. оккупационная власть, в июле 1941 г. эти районы были присоединены к Албании (в апр. 1939 включена в состав Италии), правосл. храмы переданы в управление Албанской Православной Церкви.

Синод БПЦ приветствовал введение болг. управления на македон. землях. В кон. апреля 1941 г. был разработан проект церковного устройства на этих землях «на основе церковно-исторических и национальных соображений и с учетом географического положения, путей и торгового сообщения в этих областях» (Елдъров. 2004. С. 244-245). Иерархи СПЦ, епископы Иосиф и Викентий, весной 1941 г. были высланы болг. солдатами в Сербию. Болгарский Синод направил неск. архиереев для ознакомления с церковным положением в своих бывших епархиях. Вскоре архиереи сообщили, что священнослужители и верующие, прежде всего в Скопской епархии, встретили их с энтузиазмом, а наиболее сдержанно к ним отнеслись в Охридско-Дебарской епархии. Но впоследствии местные священнослужители принимали активное участие в партизанском движении против болгарских оккупационных властей. 7 янв. 1942 г. в Скопье был сформирован Главный штаб Народно-освободительной армии, а в нач. февр. 1943 г.- Антифашистское собрание (вече) народного освобождения Македонии (АСНОМ). В окт. 1943 г. в с. Црвена-Вода (р-н Дебарца) при генштабе освободительной армии была образована т. н. референтура по религ. вопросам, одним из первых распоряжений к-рой стало предписание о совершении богослужений на церковнослав. языке и поминании на литургии «всех архиепископов и епископов православных». 21 окт. 1943 г. 11 священников и 25 представителей народно-освободительных комитетов провели собрание, на котором приняли решение о формировании благочиннического округа на освобожденной территории, а также отвергли к.-л. иностранную церковную юрисдикцию и призвали восстановить Охридскую архиепископию в виде самостоятельной МПЦ. 19 марта 1943 г. в Тетово была учреждена Коммунистическая партия Македонии (с 1952 Союз коммунистов Македонии), взявшая на себя руководство освободительным движением. В марте 1943 г. все евреи, проживавшие в болг. части оккупированной территории (в начале войны в бановине проживало ок. 7,7 тыс. евреев, в основном в Скопье, Битоле и Штипе), были интернированы в концлагерь Треблинка и погибли. После капитуляции Италии (сент. 1943) в зап. части Вардарской М. были сформированы местные органы власти, но уже в дек. 1943 г. эти районы вновь были оккупированы нем. и албан. силами. В 1-й пол. нояб. 1943 г. в освобожденной зап. части Вардарской М. был сформирован Инициативный комитет АСНОМ, на его 1-м заседании, состоявшемся 2 авг. 1944 г. в мон-ре Прохора Пшинского (ныне на территории Сербии), было провозглашено независимое гос-во М. и принята Декларация об основных правах граждан М., признававшая равенство всех граждан независимо от их национальности и вероисповедания и придавшая гос. статус македон. языку: в кон. 1944 г. была официально принята временная кириллическая азбука македон. языка, состоявшая из 25 букв, а 3 нояб. 1944 г. АСНОМ принял решение об открытии гимназий с преподаванием на македон. языке в крупных городах. В окт. 1944 г. был сформирован Инициативный комитет по организации церковной жизни в Македонии, а через месяц - Инициативная группа по организации церковно-адм. устройства М. 13 нояб. 1944 г. было освобождено Скопье, а 19 нояб.- территория всей М. С уходом болг. армии М. окончательно покинули представители БПЦ.

4 марта 1945 г. на I Церковно-народном Соборе в Скопье при активном участии председателя АСНОМ М. Андонова-Ченто было принято решение о «восстановлении Охридской архиепископии в виде Македонской самостоятельной Церкви», независимой от к.-л. Поместной Православной Церкви. В нояб. 1945 г. М. как один из 6 равноправных субъектов под названием Народная Республика Македония (НРМ; с 1963 - Социалистическая Республика Македония) вошла (офиц. вхождение оформлено 31 янв. 1946) в состав Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ; с 1963 - Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Гос. власти не разрешили иерархам СПЦ (еп. Иосиф до смерти носил титул «Скопский») вернуться на свои кафедры и на протяжении последующего времени оказывали содействие МПЦ в ее стремлении добиться своего признания со стороны СПЦ. При этом на жизнь МПЦ существенно повлияли федеративный закон об отделении Церкви от гос-ва (1946) и коммунистическая идеология: в 1945 г. как культурно-исторические памятники в М. были национализированы мн. храмы, правосл. верующие не могли состоять в рядах компартии и занимать высокие должности. Ощущалась острая нехватка духовенства (ДС открылась в 1967, богословский фак-т МПЦ - в 1977), мн. храмы были закрыты, мон-ри пустовали.

В послевоенные годы в М. происходили важные культурные процессы, способствовавшие утверждению македонцев как самостоятельной нации. 3 мая 1945 г. была утверждена македон. азбука в составе 31 буквы, а 2 июня 1945 г. приняты правила правописания, разработанные сформированной в нояб. 1944 г. Комиссией по македон. языку и правописанию. Стали открываться, преимущественно в Скопье, научные и учебные ин-ты и создаваться об-ва, ориентированные на изучение македон. языка и истории М.: Македонская б-ка св. Климента Охридского (1945), Национальный музей М. (1945), Ун-т Кирилла и Мефодия в Скопье (1949), Об-во писателей М. (1947), Ин-т национальной истории (1948), Ин-т македонского языка им. К. П. Мисиркова (1953), Македонская академия наук и искусств (1967) и др.

Согласно переписи 1948 г., в М. проживало 1,153 млн чел., а в 1953 г.- 1,305 млн чел., в т. ч. 861 тыс. (66 %) - македонцы, 204 тыс. (15,6%) - турки и 163 тыс. (12,5%) - албанцы. 23 июля 1963 г. в Скопье произошло катастрофическое землетрясение, в результате к-рого было разрушено 75-80% зданий, более тысячи человек погибло. Благодаря международной помощи македонская столица была вскоре отстроена заново. В послевоенный период экономика М. носила аграрно-индустриальный характер, сельские районы пустели, росла численность населения крупных городов (прежде всего Скопья), мн. македонцы уезжали на заработки за границу, македон. диаспоры появились в странах Европы, США и Австралии. Попытки индустриализации экономики М. (50-е гг. ХХ в.) и ряд экономических реформ (60-70-е гг. ХХ в.) не принесли ожидаемых результатов. В 1981 г. в М. был самый высокий по СФРЮ уровень безработицы - 21,5%.

Католический кафедральный собор Пресв. Сердца Иисуса в Скопье. 1977 г.
Католический кафедральный собор Пресв. Сердца Иисуса в Скопье. 1977 г.

Католический кафедральный собор Пресв. Сердца Иисуса в Скопье. 1977 г.
Начало распада Югославии вызвало политический кризис в М. и способствовало формированию многопартийной системы правления. В выборах в нояб. 1990 г. в М. приняли участие более 80 партий и независимые кандидаты. Наибольшее число мандатов (38) получила партия ВМРО-ДПМНЕ (преемница ВМРО, создана в 1990), Союз коммунистов Македонии - Партия демократических преобразований (с апр. 1991 - СДСМ) получила 32 места, а албан. Партия демократического процветания - 23 места. 25 янв. 1991 г. македон. парламент принял Декларацию о суверенитете республики, а 8 сент. на референдуме 95% проголосовавших высказались за ее отделение от СФРЮ. Офиц. провозглашение независимости М. состоялось 17 сент. 1991 г., 17 нояб. была принята Конституция Республики Македонии. Возникшая в нач. 1991 г., после объявления независимости Словении и Хорватии, угроза попытки сохранения единства Югославии силами федеративной армии была устранена в февр. 1992 г., когда по договоренности председателя македон. парламента К. Глигорова с начальником генштаба Югославской армии югослав. военные покинули территорию республики.

Монастырская ц. Успения Пресв. Богородицы в Берове. 2002 г.
Монастырская ц. Успения Пресв. Богородицы в Берове. 2002 г.

Монастырская ц. Успения Пресв. Богородицы в Берове. 2002 г.
Падение коммунистического режима и демократические перемены способствовали возрождению духовной жизни в М. В 1991 г. после принятия конституции, гарантировавшей свободу вероисповедания, и закона о реституции религ. объединениям была возвращена национализированная собственность, стал наблюдаться рост числа верующих, открылись мн. храмы и мон-ри.

После получения независимости в М. под влиянием событий в соседних Косове и Метохии и Боснии и Герцеговине усилилось стремление албан. меньшинства к сепаратизму. В кон. 80-х гг. XX в. албанцы составляли большинство в общинах Тетова, Гостивар, Дебар и Струга, в Кичеве и Куманове - 1/3, а в Скопье - 1/5. В 1994 г. из 1,946 млн жителей М. 22,7% составляли албанцы (441 тыс. чел.), 4% - турки (78 тыс. чел., уменьшение числа турок произошло за счет переезда в Турцию, особенно в 50-х гг. ХХ в.), 66,6% - македонцы (1,296 млн чел.). Первая албан. демонстрация в поддержку косовских албанцев прошла в Тетове и Гостиваре в 1968 г. В 1981 г. македон. албанцы поддержали требования косовар о признании Косова отдельной республикой. Албан. население проигнорировало референдум о независимости М. и 11-12 янв. 1992 г. провело референдум о своей автономии. Отказ властей признать его итоги стал причиной албан. протестов в марте и кровопролитных столкновений с силами македон. безопасности в нояб. 1992 г. Формирование коалиционного правительства с участием албан. представителей способствовало временному урегулированию албан. вопроса.

В 1996 г. на местных выборах в Тетове и Гостиваре победили албан. кандидаты, к-рые вывесили албан. флаги на зданиях своих администраций. В сер. 90-х гг. мн. албанцы из М. принимали участие в военных действиях в Косове и Метохии, в 1998 г. произошли столкновения косовских албанцев с македон. пограничниками. В 1999 г., во время военной кампании НАТО против Югославии, в М. нашли убежище ок. 360 тыс. албан. беженцев из Косова, а также действовали центры подготовки и реабилитации косовских боевиков.

В февр. 2001 г. близ Тетова произошли вооруженные столкновения между македон. силами безопасности и албан. экстремистами из подпольной т. н. Национальной освободительной армии (НОА). Действия македон. сил безопасности вызвали критику М. со стороны НАТО, ОБСЕ и Миссии Европейского союза, добившихся 24 июня 2001 г. освобождения окруженных в районе с. Арачинова под Скопье албанских экстремистов. 5 июля был подписан акт о прекращении огня, но НОА продолжила совершать нападения на македон. силы безопасности. После переговоров, проходивших под давлением НАТО и Европейского союза, 8 авг. в Охриде был парафирован рамочный договор, подписанный в Скопье 13 авг. лидерами главных македон. партий, президентом Трайковским и зап. представителями, гарантировавший албанцам самые широкие права. По результатам парламентских выборов (2002, 2004, 2006, 2008, 2011) формировались коалиционные правительства при участии албанских партий ДПА и ДСИ, связанной с НОА. На президентских выборах 2009 г. был избран кандидат от правящей коалиции проф. Г. Иванов, в 2014 г. он получил новый 5-летний мандат. В 2014 г. в М. разгорелся политический кризис после отказа СДСМ признать свое поражение на выборах и объявления бойкота парламенту. Премьер-министр Н. Груевский в янв. 2015 г. обвинил руководство СДСМ в попытке неконституционного захвата власти. В мае 2015 г. на фоне обострения межэтнических отношений и активизации албан. вооруженных экстремистов оппозиция безуспешно пыталась организовать в М. «цветную революцию». Аналогичная попытка под названием «Пестрая революция» была предпринята в апр.-мае 2016 г.

Ист.: Документи за борбата на македонскиот народ за самостоjност и национална држава. Скопjе, 1981. Т. 2; Македония: Путь к самостоятельности: Док-ты / Сост.: Е. Ю. Гуськова. М., 1997.
Лит.: Димевски С. Историjа на Македонската правосл. црква. Скопjе, 1989; Костадиновски Д. Вардарскиот дел од Македониjа под jурисдикциjа на српската Православна Църква: (1919-1941). Скопjе, 1995; Тодоровски Г. Западна Македониjа за време на окупациjата, 1941-1944. Скопjе, 1998; Ристовски Б. Историjа на македонската нациjа. Скопjе, 1999; Миноски М. Авноjска Jугославиjа и македонското национално прашање. Скопjе, 2000; Ачкоска В. Македониjа во Jугословенската федерациjа: 29.11.1943 - 8.09.1991: (Хронологиjа). Скопjе, 2001; она же. Братството и единството, 1944-1974: Помеѓу хармониjа и дисхармониjа. Скопjе, 2003; Вељановски Н. Македониjа, 1945-1991: Државност и независност. Скопjе, 2002; она же. Македониjа и Балканот. Скопjе, 2007; Cacanoska R. The Emergence and Development of Protestantism in Macedonia // Religion, State and Society. L., 2001. Vol. 29. N 2. P. 115-119; Радић Р. Држава и верске заjеднице. Београд, 2002. Део 1; Joвановић В. Jугословенска држава и Jужна Србиja, 1918-1929. Београд, 2002; Елдъров С. Православието на война: Българската Правосл. Църква и войните на България, 1877-1945. София, 2004; Историjа на македонскиот народ. Скопjе, 2008; Velešanov D. Protestantizam u Makedoniji, 1868-1922. Zagreb, 2007; Boškovska N. Das jugoslawishe Makedonien, 1918-1941: Eine Randregion zwischen Represion und Integration. W. etc., 2009; Россия (СССР) и Македония: История, политика, культура, 1944-1991 гг.: Сб. ст. М., 2013; Чалић М.-Ж. Историjа Jугославиjе у 20. в. Београд, 2013; Белякова Т. Конструирование национальной идентичности в социалистической Югославии и македон. церковный вопрос // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2014. № 4(32). С. 62-85; Терзич С. Старая Сербия (XIX-XX): Драма одной цивилизации. М., 2015.
Ключевые слова:
Македонская Православная Церковь (офиц. назв.-Македонская Православная Церковь, Охридская архиепископия), не признанная Поместными Православными Церквами Православная Церковь Македония [Республика Македония]. История География. Македония [Республика Македония] Христианство на территории разных стран. Македония [Республика Македония] Македония [Республика Македония], государство в центральной части Балканского полуострова Религиозная ситуация на территории разных стран. Македония [Республика Македония] Религиозное законодательство. Македония [Республика Македония]
См.также:
БИТОЛА город Республики Македонии
ВАРОШ сев.-зап. пригород Прилепа (Республика Македония)
БОШАВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Македонская Православная Церковь
ВОДОЧА муж. мон-рь во имя св. Леонтия, действующий (Республика Македония)
ДЕБАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Бигорский муж. мон-рь во имя Иоанна Предтечи
ДОСИФЕЙ (Стойковский Димитрий; 1906 - 1981), архиеп. Охридский и Македонский, Глава Македонской Православной Церкви (МПЦ), непризнанной Поместными Православными Церквами
ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви
КУРБИНОВО (Македония), село с ц. вмч. Георгия Победоносца вблизи оз. Преспа и горного массива Баба (гора Пелистер) в Преспанско-Пелагонийской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви
МАКЕДОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (офиц. назв.- Македонская Православная Церковь, Охридская архиепископия), не признанная Поместными Православными Церквами Православная Церковь