МАМАНТА СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ
Том XLIII, С. 281-282
опубликовано: 3 февраля 2021г.

МАМАНТА СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ

[Греч. ἡ μονὴ τοῦ ἁγίου Μαμᾶ], близ К-поля, был расположен на зап. (европейском) берегу прол. Босфор, в совр. стамбульском районе Бешикташ. Руины мон-ря и имп. резиденции рядом с ним были известны еще в 1-й пол. XX в.; к наст. времени полностью утрачены. Мон-рь был посвящен мч. Маманту Кесарийскому (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.).

В 469 г. на берегу Боспора (ныне Босфор) был построен торговый порт; с того же времени существовал имп. дворец с ипподромом. Об основании М. м. в Византии были известны 2 предания. Согласно 1-му, его основателем был евнух Фарасман, придворный имп. Юстиниана I (527-565) (Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 300; Σάθας. ΜΒ. Τ. 7. P. 101). По 2-й версии, мон-рь построен Гордией, сестрой имп. Маврикия (582-602) (Scriptores originum Constantinopolitanarum / Ed. T. Preger. Lipsiae, 1907. Vol. 2. P. 274). Вероятно, обе версии исторически обоснованы, т. к. мон-рь, возникший в сер. VI в., мог быть перестроен Гордией или возведен в ранг дворцового владения. Существовало также мнение, что М. м. основан самим имп. Маврикием (Nicet. Pector. Vita Sym. 34 // OrChr. 1928. Vol. 12. P. 46). С VII в. в кафоликоне мон-ря находились могилы семьи имп. Маврикия и августы Константины, большинство членов к-рой погибли в результате переворота Фоки в 602 г. Дворец Маманта приобрел особое значение в VIII в.; здесь в разное время жили имп. Лев III Исавр (717-741), Константин V (741-775), Константин VI и имп. св. Ирина (80-е гг. VIII в.- нач. IX в.), в 809 г.- св. Феодор Студит, его дядя Платон и брат Иосиф (Theod. Stud. Laudatio s. Platonis hegumeni. 39 // PG. 99. Col. 841; Idem. Ep. 1. 48 // Ibid. Col. 1073). В 813 г. дворец и М. м. были разграблены болгарами из войска хана Крума, которые подходили к К-полю и угрожали городу осадой. Однако вскоре комплекс был восстановлен, его значение сохранялось в IX в. 24 сент. 867 г. во дворце Маманта был убит имп. Михаил III, также подолгу живший здесь и увлекавшийся скачками на ипподроме.

История М. м. также реконструируется фрагментарно. В 922 г. по приказу имп. Романа I Лакапина из М. м. в мон-рь Мирелейон в К-поле были перенесены 3 саркофага с останками имп. Маврикия и его родственников (Const. Porphyr. De cerem. 1829. P. 646-647). В это время район Маманта приобрел иной облик. Согласно договорам Византии с Русью 907 и 944 гг., порт Маманта был единственным местом, где имели право жить легально рус. купцы. Отсюда им позволяли ездить на основные рынки К-поля группами не более 50 чел., без оружия, и торговать беспошлинно (ПВЛ. 1996. С. 17, 24, 153, 160-161).

К кон. X в. мон-рь находился в упадке; его возрождение началось после того, как общину возглавил св. Симеон Новый Богослов. Он поступил в М. м. в кон. 70-х гг. X в., в 980 г. был здесь рукоположен во пресвитера. Спустя нек-рое время патриарх Николай II Хрисоверг (979-991) утвердил его в сане игумена М. м. Св. Симеон предпринял масштабную реконструкцию монастыря: приказал освободить храм от старых саркофагов, выстлал пол мраморными плитами, украсил новыми иконами и лампадами. Ок. 996-998 гг. группа монахов воспротивилась игуменству Симеона, жаловалась на него патриарху св. Сисинию II (996-998), но Симеон вскоре изгнал их из мон-ря. Из-за сложных отношений св. Симеона с церковными властями он вынужден был в 1009 г. покинуть М. м. Симеон умер в основанном им монастыре св. Марина в Хрисополе близ К-поля в 1022 г.; его мощи были перенесены в М. м. в 1053 г. (Nicet. Pector. Vita Sym. // OrChr. 1928. Vol. 12).

К сер. XII в. мон-рь вновь пришел в упадок, т. к. ранее был передан в частное владение неким феодалам в качестве харистикия. В 1147 г. его взял под свое покровительство придворный мистик Георгий Каппадокиец, который еще раз перестроил мон-рь, получив финансовую поддержку от патриархов Космы II Аттика (1146-1147) и Николая IV Музалона (1147-1151). Соборный храм был вновь украшен золотом и иконами. Монастырь располагал теперь большими владениями, получил независимый статус с правами самоуправления общины; игуменом стал Афанасий, прежде бывший экономом к-польского мон-ря Христа Филантропа. В конце жизни Георгий принял монашество в М. м. с именем Григорий. В 1158 г. игум. Афанасий составил Типикон, который сохранился до наст. времени. Община в то время состояла из 29 монахов, их подписи стоят под Типиконом. Он включал 48 глав и в основном опирался на Евергетидский Типикон (2-я пол. XI в.) (Дмитриевский. 1895; Εὐστρατιάδης. 1928). В 1164 г. Типикон получил апробацию и был одобрен комиссией имп. секретаря Иоанна Дифера, состоявшей из настоятеля Студийского монастыря Феофилакта, студийских монахов и нек-рых придворных. Вероятно, М. м. считался связанным со Студием и в ряде вопросов подчинялся этой столичной обители.

Имп. Исаак II Ангел (1185-1195) также проводил реконструкцию М. м. В то время некий монах принес в К-поль из Каппадокии главу св. Маманта и она была помещена в М. м. (Historia translationum S. Mamantis // ActaSS. Aug. Т. 3. P. 444). В 1200 г. мон-рь посетил рус. паломник Антоний Новгородец, к-рый упомянул, что в М. м. хранятся мощи св. Маманта. В период Латинской империи (1204-1261) монашеская жизнь в М. м. была скорее всего прервана. В течение нек-рого времени в М. м. жили монахи-доминиканцы. В XIV в. М. м. упоминается в источниках трижды. Когда в 1350 или 1351 г. имп. Иоанн Кантакузин начал планировать отречение от престола, он первоначально избрал для своего уединения М. м., однако затем изменил свое решение (Cantacus. Hist. IV 16. 1832. Vol. 3. P. 107-108). В 1353 г. К-польский патриарх Каллист I (1350-1353, 1355-1363/64) из-за несогласия с возведением на имп. престол Матфея Кантакузина (1354-1357) был вынужден покинуть К-поль; он удалился в М. м., где провел в изгнании 4 года (Ibid. IV 36, 37. P. 259, 270, 275; Niceph. Greg. Hist. 1855. Vol. 3. P. 188). М. м. в последний раз упоминается в визант. источниках в 1399 г., когда патриарх Матфей I рассматривал в суде тяжбу мон-ря с неким землевладельцем Мануилом Раулем Палеологом; судебным решением независимость и привилегии М. м. были подтверждены (Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 304-312). Сведений о дальнейшем существовании М. м. и времени его запустения нет.

Лит.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 702-715; Pargoire J. Les Saint-Mamas de Constantinople // ИРАИК. 1904. Т. 9. С. 261-316; idem. Saint-Mamas: Le quartier des russes a Constantinople // EO. 1908. Vol. 11. P. 203-210; Εὐστρατιάδης Σ. Τυπικὸν τῆς ἐν Κωνσταντινουπόλει μονής τοῦ ἁγίου Μεγαλομάρτυρος Μάματνος // ῾Ελλήνικα. 1928. Τ. 1. Σ. 245-314; Laurent V. Remarques critiques sur le text du typikon du monastere de Saint Mamas // EO. 1931. P. 233-242; ODB. Vol. 1. P. 312; Vol. 2. P. 1278; Janin. Eglises et monasteres. P. 314-319; BMFD. 2000. P. 973-1041.
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также