МАМЕЛХВА
Том XLIII, С. 282-283
опубликовано: 3 февраля 2021г.

МАМЕЛХВА

Содержание

Мученицы Мамелхва Персидская и Харитина Амисийская, мученичество ап. Фомы. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.Мученицы Мамелхва Персидская и Харитина Амисийская, мученичество ап. Фомы. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [греч. Μαμέλχθα] († 343 или 344), мц. Персидская (пам. 5 окт.). Краткое Житие М. сохранилось в визант. Синаксарях (PG. 117. Col. 92; SynCP. Col. 107-108, 111-112). Более пространное Мученичество из рукописи Hieros. Patr. 22 (XI в., Fol. 31v - 32v) остается неизданным. М. жила в Персии и была жрицей в храме Артемиды. Однажды она увидела во сне ангела, поведавшего ей тайны веры Христовой. Она рассказала свой сон сестре, к-рая была христианкой, и та отвела ее к епископу. М. приняла крещение, а сестра стала ее восприемницей. Язычники, разгневанные обращением М. в христианскую веру и отказом приносить жертвы Артемиде, забили ее камнями. С момента принятия таинства не прошло еще и 8 дней, святая была в белых крестильных одеждах. Тело М. бросили в ров, 2 христианина вынули и похоронили его в др. месте. Впосл. по ходатайству епископа того города, где жила М., персид. царь позволил разрушить храм Артемиды, на его месте построить церковь во имя мученицы и перенести туда мощи М. Видя, что от них совершались чудотворения и исцеления, мн. язычники обратились ко Христу. Во имя этой святой был построен мартирий в К-поле («по ту сторону [Золотого] Рога»), где 5 окт. совершался синаксис (соборная служба) (SynCP. Col. 112; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 60). C. А. Морчелли первым высказал мысль, что упоминание мц. Мамелхвы в ряде средневизант. календарей под 6 июня относится к М. и может быть связано с перенесением ее мощей в К-поль (Morcelli S. A. Calendarium Ecclesiae Constantinopolitanae. R., 1788. T. 1. P. 179; T. 2. P. 127).

Предположительно М. отождествляют с одноименной мученицей, упомянутой в сир. Мартирологе Карка-де-Бет-Селох Vat. syr. 160 (BHO, N 807) вместе с еп. сщмч. Нирсой (пам. 20 нояб.) и с мучениками из Бет-Гармая, пострадавшими при Шапуре II. Однако не все исследователи разделяют это мнение (напр., П. Дево).

Ист.: BHG, N 2245; ActaSS. Oct. T. 8. P. 53; ЖСв. Окт. С. 122-123; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 287-288.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 171, 309; Т. 3. С. 414-415; Devos P. Commémoraisons de martyrs Persans dans le synaxaire de Lund // AnBoll. 1963. Vol. 81. P. 146-147; Sauget J.-M. Mamelchta // BiblSS. Vol. 8. Col. 613-614; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 287-288; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton, 2004. P. 132; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. Τ. 2: ᾿Οκτώβριος. ᾿Αθῆναι, 20092. Σ. 57.

Иконография

Мученичество Мамелхвы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 91)Мученичество Мамелхвы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 91) Наиболее раннее известное изображение М. (под 5 окт.) находится в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 91, 1-я четв. XI в.). Мученица изображена коленопреклоненной (или ползущей на коленях), на ней светлые одежды, написанные серо-синим тоном, полностью покрывающие ее фигуру: широкий хитон с шитыми вставками у плеча, платье с длинными рукавами, на голове плат. Святая прикрывает левой покровенной рукой голову, из раны на к-рой капает кровь, лик ее обращен к зрителю, а глаза подняты к ране. Два молодых палача, один с мечом в ножнах, камнями побивают мученицу. Фоном композиции служит гористый ландшафт, контуры фигуры М. повторяются в очертаниях горы пурпурного цвета, символизирующего избранность и страдание.

В последующих лицевых минологиях образ М. имеет иную трактовку, более традиционную для визант. искусства. Фигура святой появляется рядом с мц. Харитиной, память к-рой приходится на тот же день. Их фигурки в виде маргинальных миниатюр украшают страницы минология в рукописи лицевого Евангелия с Синаксарем (Vat. gr. 1156. Fol. 256v, 3-я четв. XI в.). М. стоит справа от мц. Харитины, имя к-рой упоминается первым, она облачена в синий мафорий и красное платье, в правой руке - белый крест, левая покрыта либо держит камень (так можно атрибутировать небольшое белое пятно). Обеих мучениц изображали в настенных минологиях храмов визант. периода на Балканах, напр. в нартексе ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), с греч. подписью, рядом с М. ошибочно подписана дата - 6, а не 5 окт. В соборе в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) на столбе в сев. нефе храма М. представлена слева от мц. Харитины, обе изображены по колени, на М. мафорий красного цвета, светло-зеленое платье, в правой руке крест, левая под покровом, слав. подпись. В росписи притвора (1561) ц. св. Апостолов (Св. Спаса) в Печской Патриархии воспроизведена композиция, восходящая к Минологию имп. Василия II. На своде центральной травеи вост. нефа изображено побиение камнями М., к-рая стоит на коленях, укрываясь от 2 палачей.

В рус. лицевых подлинниках образ М. (под 5 окт.) имеет вариации. Сводный иконописный подлинник XVIII в. сообщает, что М. «подобием аки Харитина, одежда на ней белая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167); в подлиннике под редакцией С. Т. Большакова также рекомендовалось писать обеих святых сходно: «И святыя мученицы Мамелфы такова ж», одежды ее имели контрастные цвета: «риза празелен, испод киноварь» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 36). В руководстве акад. В. Д. Фартусова приводится описание облика М. (Мамелхфы), восходящее к к-польским образцам эпохи Македонской династии нач. XI в.: она - «типа персидского; молода, но не юна, так как была жрицей; в белом подпоясанном хитоне с широкими рукавами и с распущенными волосами» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 38).

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 194, 263, 291, 363; LCI. Bd. 7. Sp. 485.
М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также