МАМОНТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLIII, С. 286-290
опубликовано: 4 февраля 2021г.

МАМОНТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Мамантов) (пустынь) (Тамбовской и Мичуринской епархии Тамбовской митрополии), находится близ с. Мамонтова Сосновского р-на Тамбовской обл. Первоначально мужской.

Ранее 1629-1904 гг.

Мамонтов во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь. Фотография. 2015 г.Мамонтов во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь. Фотография. 2015 г. Основан, вероятно, ранее 1629 г. как пустынь строителем старцем Мамантом (Мамонтом), возможно пострижеником Радовицкого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, вотчина к-рого с кон. XVI в. располагалась в с. М. Пичаево. По преданию, старец Мамант нек-рое время подвизался на правом берегу р. Цны, а затем переселился на левый берег, где впосл. появилось с. Мамонтово (Магницкий. 1874. № 3. С. 120). На липе старец обнаружил икону свт. Николая Чудотворца. К 1629 г. на этом месте был построен деревянный храм, посвященный святителю, а древесина от спиленной липы применялась при изготовлении киота для иконы и церковной утвари. По др. преданию, образ свт. Николая приплыл по реке к берегу, где и воздвигли церковь (Там же. № 10. С. 401-402).

Автор наиболее подробного описания мон-ря Ф. Магницкий, использовавший несохранившиеся документы, писал, что еще в 1620 (?) г. старец Мамант просил царя Михаила Феодоровича Романова, чтобы для собравшейся братии была отведена земля, к-рая «лежит впусте, никто на ней не пашет и не косит, и челобитчиков на нее нет» (Там же. № 3. С. 120-121). Согласно царской грамоте 1634 г., в 1629 г. инокиня Марфа, мать царя Михаила Феодоровича, пожаловала старцу Маманту земли в Ордашевском ухожье Верхоценской вол. и разрешила «устроить пустыню великого чудотворца Николы». Первоначально обитель, у к-рой не было крестьян, была бедна, пожалованные 30 четв. монастырской земли не обрабатывались. По грамоте 1634 г., налог с земли М. м. взимать запрещалось (Мамонтова пуст. 1887. С. 1, 6-7).

Согласно Тамбовским писцовым книгам писца Б. Карпова, в 1640 г. в пустынь был сделан 1-й значительный вклад - крестьяне сельца Носино передали братии Ордашевский «бортный ухожий» вместе со слободкой из 19 дворов на р. Цне «в прок без выкупу» (в 1662 здесь уже находилось полноценное монастырское село). В 1643 г. крестьянин с. Шацкого Пакида «дал вкладу Николе Чудотворцу» вотчину на р. Челновой, в 1646 г. Никифор Мещин из с. Серпового передал обители бортный ухожий «на Вороне», в 1649 г. Климент Учаватов из дер. Чиркиной пожаловал свой Ценский бортный ухожий (Дубасов. 1993. С. 311-312). Впосл. крестьяне сел Ялтунова, Серпового, Перкина жертвовали обители рыбные ловли по рекам Вороне, Цне, Питерке, Ивенке. В 1652 г. М. м. был приписан к Саввиному Сторожевскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскому монастырю с крестьянами и бобылями. Вклады в пустынь увеличивались. В 1656 г. тамбовский боярский сын И. Балабанов пожертвовал пустыни вотчину «на Хопре и на Вороне и в Теллермановском лесу». К 1663 г. у монастырских стен образовались небольшое поселение Слободка, а также дер. Глубокое, а к 1682 г. вокруг мон-ря появились еще 3 деревни: Нов. Слободка, Отъясы и Сурки. Их жители были в основном переселенцами из Носин, Наровчата, Конобеева, Выши. Нередко местные крестьяне опустошали монастырские пчелиные борти, незаконно ловили рыбу, пустынь несла ощутимые убытки (в 1663 на 850 р., в 1665 на 520 р.). Причина возникновения конфликтов заключалась в том, что земли М. м. граничили с владениями крестьян, и часто граница была неопределенной. В связи с этим по прошению строителя в 1662 г. дважды проводилось межевание земель с полковым казаком Путилиным и земцами сел Татанова, Куксова и др.

Братия обители, граничившей с «дикой степью», нередко подвергалась опасности. Насельники подали царю Михаилу Феодоровичу жалобу, в которой рассказывали о бедствиях и отмечали, что «одна царская грамота не может защитить от разбойников». Царь повелел «защищать» обитель «накрепко» (Магницкий. 1874. № 3. С. 122). К сер. XVII в. в пустыни имелось вооружение, о чем свидетельствует опись Тамбовской крепости 1659 г.: «Да у съезжей избы под сараем… пищаль меденая без станка, по указу великого государя прислано из Тонбовскаго уезду Мамонтовы пустыни». В кон. 1670 г. пустынь и соседний Цнинский Свято-Троицкий мон-рь были разорены отрядами С. Т. Разина.

В 70-х гг. XVII в. в Мамонтове было инициировано строительство приходской церкви. В 1673 г. крестьянин А. К. Бастрыкин пожертвовал Евангелие, «с тем чтобы оно было положено на престоле» нового храма. Однако из-за недостатка средств приходская церковь так и не была построена (Там же). В писцовых книгах 1677 г. указывалось, что в пустыни близ Глубокого оз. стоял храм во имя свт. Николая Чудотворца с правым приделом во имя прп. Алексия, человека Божия. В церкви имелся 5-ярусный иконостас. К храму примыкала трапезная и паперть (круглый 5-стенный алтарь был прирублен отдельно). На св. воротах обители возвышалась колокольня, «рублена на 4-ре стены, крыта шатром, глава обита чешуею, крест деревянный, на колокольне колокол благовестной, пожаловала государыня великая старица Марфа Ивановна, 4-ре колокола приклад донских казаков» (Мамонтова пуст. 1887. С. 97, 100). В 1674 г. М. м. принадлежали 2 слободы и 2 деревни с 702 крестьянами муж. пола, в 1685 г.- 187 крестьянских дворов (Саввино-Сторожевский мон-рь. 1893. С. 154). К нач. 80-х гг. XVII в. мамонтовская братия по договору с земцами с. Кулеватова пользовалась «Ценскою, Кулеватовскою, Ордашевскою и Челнавскою водою» (тонями). Причем зимние тони принадлежали обители «исключительно», а летом и весной монахи и крестьяне «кормились на тех водах вопче» и ловили рыбу «сетьми и бреднями, дорожками и удами, и вершами» (Дубасов. 1993. С. 313-314).

В 1681 г. по Соборному уложению об учреждении новых епархий пустынь, приписанная к Сторожевскому мон-рю, была передана на содержание Тамбовского архиепископа (АИ. Т. 5. № 75; СГГД. Т. 4. № 128). 9 мая 1682 г. строитель М. м. иером. Иона писал настоятелю Саввина Сторожевского мон-ря, что по грамоте 1-го Тамбовского и Козловского еп. Леонтия в пустынь явились «староста поповский села Ивенья поп Василий, да села Перкина поп Гаврил... с понятыми многими людьми для описки того монастыря за него, епископа, в домовые». Иером. Иона потребовал от прибывших предъявить царский указ о передаче обители в ведение Тамбовского епископа. Указа у них не было. За сопротивление прибывшим иером. Иона был «посажен под караул». 20 июня 1682 г. М. м. вновь был утвержден в подчинении Сторожевского монастыря, чтобы «мамонтовские служебники» «Саввинским властем во всем были послушны, и пашню пахали, и все дела делали, и доходы платили». Еп. Леонтий получил указ освободить строителя Иону и впредь «ни в чем не ведать Мамонтовой пустыни» (см. подробнее: Введенский С. Н. Тамбовский еп. Леонтий: Очерк из истории Рус. Церкви кон. XVII - нач. XVIII в. // ИВ. 1900. Т. 80. № 6. С. 937-952). Однако 16 апр. 1685 г. свт. Питирим, еп. Тамбовский, в Москве просил царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей пожаловать ему на содержание кафедры вместо скудной пустыни Чернеев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь или др. обитель.

В 1764 г. М. м. был упразднен, село обрело статус дворцового. Озеро близ Никольской ц., ранее называвшееся Глубоким, переименовали в Святое, а в селе ежегодно стали устраивать ярмарки.

19 сент. 1768 г. еп. Тамбовский и Пензенский свт. Феодосий (Голосницкий) выдал свящ. Андрею Васильеву «храмозданную» грамоту, в которой повелевалось старую церковь «за ветхостию разобрать, а вместо ея построить новую» с «приличными» иконами и утварью. Новый деревянный холодный храм (1768-1775) был построен на кирпичном фундаменте в 5 саж. от старого, на небольшом взгорье, и 26 окт. 1775 г. освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Стены были срублены из соснового леса «в лапу» и возводились на деревянной клети, установленной на кирпичном фундаменте. К храму примыкали рубленый 6-угольный алтарь и трапезная. Восьмигранный шатер и скаты крыш были покрыты «в чешую», глухой фонарь над куполом завершался луковичной главкой. Арки над крыльцом обрамляли сев. и юж. входы, 4-ярусная колокольня завершалась длинным шпилем с 6-угольным крестом. В 1865 и 1870 гг. были устроены на средства крестьянина Т. Яскина и освящены отапливаемый придел в честь Покрова Пресв. Богородицы и ризница.

Резной иконостас храма был декорирован витыми колонками, изображениями херувимов, покрытых листовым сусальным золотом. Первоначально иконостас венчало резное Распятие с фигурами Пресв. Богородицы и ап. Иоанна Богослова, замененное «живописным изображением Распятия» по распоряжению еп. Тамбовского и Шацкого свт. Феофана Затворника (Говорова). Царские врата с искусным переплетением растительного орнамента дополняли выразительные фигуры 4 евангелистов, к-рые также по указу свт. Феофана были заменены новыми, «украшенными резьбою и изображениями» Благовещения Пресв. Богородицы и евангелистов (Магницкий. 1874. № 4. С. 160-162). Деревянная скульптура, созданная неизвестными моршанскими мастерами, традиционно на протяжении столетий украшала церкви Моршанского у. и близлежащих волостей, дополняя торжественность и уникальную неповторимость интерьеров. В храме находилась чудотворная резная икона свт. Николая, по молитвам перед к-рой совершались исцеления от тяжких болезней. В 1868 г. на средства гос. крестьянина И. Земцова вокруг Никольского храма вместо ветхой деревянной была построена каменная ограда.

На месте разобранной в 1780 г. старой Никольской ц. по прошению свящ. Василия Иларионова возвели храм во имя прп. Алексия, человека Божия (1792), перенесенный в 1848 г. в Моршанскую пригородную слободу.

В Никольской ц. служили священники: ок. 1754-1768 гг.- Андрей Васильев, ок. 1780 г.- Василий Иларионов и Ермолай Леонтьев, с 1790 г.- Георгий Никитин (до 1820), Гавриил Григорьев (Ɨ 1816) и Борис Иванов, с 1816 г.- Филипп Петров (Ɨ 1825), с 1820 г.- Василий Егоров (Ɨ 1848), с 1825 г.- Иоанн Никольский, в 1827-1837 гг.- Андрей Сокольский, с 1837-1873 гг.- Петр Магницкий, с 1848 г.- Николай Успенский (Ɨ 1855), с 1855 г.- Симеон Чижов, с 1873 г.- Алексий Кириллов, с 1889 г.- Иоанн Добросердов (см. Димитрий (Добросердов), сщмч.). К нач. XX в. в Никольском храме служили 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Причт владел 3 дес. усадебной и 33 дес. полевой земли. В Мамонтове имелось 28 дворов, 2 земские и одна церковноприходская школа, а также приют для «безродно-престарелых» (Андриевский. 1911. С. 268).

Святыни

Главной святыней монастыря был образ свт. Николая Чудотворца (Можайского), вырезанный из липы и расписанный красками (ныне в Моршанском историко-художественном музее. Скульптура КП № 2527; размер 96×57; 5×10 см). В правой руке святитель держит меч, в левой - дарохранительницу. В 1678 г. образ свт. Николая Чудотворца находился в трапезной Никольского храма (XVII в.), в 1874 г.- в 1-м ярусе иконостаса одноименного нового храма, справа от местной иконы Спасителя, в окладе (1860) и киоте с золоченой резьбой. Первоначально на главе святителя имелся лубочный венец с изображением Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи, замененный к 1847 г. малиновой бархатной митрой, шитой золотом (Магницкий. 1874. № 10. С. 401). К 1911 г. «местночтимая икона спасителя Николая Чудотворца» была почти полностью скрыта под новым серебряным окладом (Андриевский. 1911. С. 268). В 1913 г. юрист и общественный деятель Н. В. Давыдов (Ɨ 1920) писал, что в Мамонтове «имелось при сельской церкви считавшееся окрестным населением чудотворным изображение святителя Николая,- небольшая деревянная статуя, облеченная в серебряную ризу».

К образу свт. Николая Чудотворца приходили множество паломников. Особенно много исцелений и чудес по молитвам перед иконой происходило во время Отечественной войны 1812 г. и во время мора (падежа) скота и др. эпидемий в окрестных деревнях осенью 1857 г. Согласно донесению местного благочинного Тамбовскому и Шацкому еп. Макарию (Булгакову), свт. Николай «в золотом одеянии» троекратно явился во сне караульному, благочестивому старцу И. М. Шивалину, проживавшему при церкви, и повелел призвать местных жителей к покаянию. После того как караульный рассказал о видениях священнику, 21-23 нояб. 1857 г. были отслужены молебны перед иконой святителя, и падеж скота прекратился, больные выздоравливали без медицинской помощи. Считается, что летом 1861 г. с. Мамонтово было спасено от пожара заступничеством свт. Николая (Магницкий. 1874. № 10. С. 403-405). С тех пор скульптурную икону стали переносить в близлежащие селения крестным ходом. В 1887 г. при публикации документов по истории пустыни писали, что в с. Мамонтове ежегодно к 9 мая собирается «столько богомольцев, что приходская церковь не вмещает их всех во время богослужения. Богомольцы приходят помолиться святителю Николаю пред резным образом его, который остался единственным памятником упраздненной пустыни» (Пискарев П. И. [Введение] // Мамонтова пуст. 1887). Если в 1861 г. главный праздник в Мамонтове приходился на 9 мая (Николу Вешнего), то к 1911 г. престольные праздники отмечались 1 окт. (Покров Пресв. Богородицы) и 6 дек. (Никола Зимний) (Андриевский. 1911. С. 268).

В М. м. имелись и др. чтимые святыни: икона свт. Николая Чудотворца, украшенная серебряным окладом; образ прп. Алексия, человека Божия, написанный на полотне; Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, украшенные серебряными окладами. В ризнице хранились серебряные напрестольный крест (1797), дарохранительница, потир и дискос (1797) с чеканными изображениями (дары гр. И. П. Кутайсова).

Библиотека

Среди монастырских книг хранились Евангелие в серебряном окладе (дар 1673 г. крестьянина Бастрыкина), Евангелие (дар 1745 г. свящ. Евдокима Терентьева), украшенное малиновым бархатом и серебряными чеканными изображениями, Апостол (1751), сочинения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, труды по истории Русской Церкви митр. Макария (Булгакова) и архиеп. Филарета (Гумилевского) и др. При храме обители имелась также «благочинническая библиотека», устроенная благочинным прот. П. Магницким по указу еп. Феофана (Говорова) и содержавшаяся за счет «кошельковой суммы» 8 храмов (Магницкий. 1874. № 17. С. 662).

1904-2016 гг.

С 1904 г. крестьянки с. Мамонтова ходатайствовали об открытии жен. общины. К 1908 г. на средства «крестьянской девицы» А. Парамоновой был построен 2-этажный келейный корпус, крестьянками А. Романовой и Е. Заболотниковой пожертвовано 37 дес. пахотной «удобной» земли. К 1912 г. в общине проживали 20 вдов. 31 мая 1912 г. указом Синода на землях, принадлежавших Никольской ц., была официально открыта Мамонтовская жен. община во имя свт. Алексия, митр. Московского, с 25 насельницами. Начальницей общины стала Парамонова, вскоре принявшая постриг с именем Агния. По воспоминаниям мон. Ксении (Копыловой; Ɨ 20 марта 2002), к 1917 г. в обители проживали 85 сестер, к-рые занимались рыболовством, пчеловодством, держали лошадей, коров, кур. Земельные угодья составляли более 300 га. При общине существовала иконописная мастерская.

На средства прот. Алексия Кринова и прихожан рядом с деревянным был возведен каменный Никольский храм (1912-1915), в к-рый перенесли чтимый образ свт. Николая Чудотворца. Согласно преданию, в 1915 г., во время освящения новой церкви, к процессии подошел старец и, перекрестившись, сказал: «Долго строился храм, но мало служить будут. Все здесь уничтожат - и храм и монастырь. Будут уничтожать и Святое озеро, но не уничтожат. Исцелялись люди в этом озере и будут исцеляться».

В 1928 г. жен. обитель была упразднена, келейный корпус передан под школу крестьянской молодежи. Бо́льшая часть сестер поселилась в окрестных селах (Отъяссы, Русское, Святое и др.). В Мамонтове оставались настоятельница общины игум. Агния (Парамонова; Ɨ 1940), монахини Ксения (Копылова), Анна (Виденина), Евдокия, Ольга и Пелагия. До нач. 30-х гг. XX в. в Никольском храме продолжали совершать богослужения прот. Петр Ястребцев (1870-1939?), иером. Пантелеимон (Дерябин; 1883-1969), псаломщик иером. Никандр (Щербаков), к-рых в сент. 1933 г. в числе 68 «служителей культа» арестовали и обвинили в создании контрреволюционной монархической организации. Репрессиям подверглись и сыновья прот. А. Кринова, уроженцы с. Мамонтова, священники Леонид, Николай, Василий, Иоанн, служившие в храмах окрестных сел. По решению Тройки ОГПУ по Центрально-Чернозёмной обл. священники были осуждены и приговорены к различным срокам заключения в концлагерях. Прот. П. Ястребцев скончался в тюрьме (его могила неизв.). Иером. Пантелеимон работал на строительстве каналов в Перерве, Москва-Волга, Шекснинской гидроэлектростанции, а после освобождения с 1937 г. работал сторожем в Моршанске, с 1945 г. служил на различных приходах, в т. ч. в кладбищенской Космодамиановской ц. г. Кирсанова, с 1955 г. проживал в Троице-Сергиевой лавре.

Архиерейское богослужение в Мамонтовом во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре. Фотография. 2016 г.Архиерейское богослужение в Мамонтовом во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре. Фотография. 2016 г.13 окт. 1940 г. монахини Ксения (Копылова) и Анна (Виденина) вновь были арестованы и 30 нояб. выездной сессией Тамбовского облсуда приговорены к 10 годам лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет. Сестрам вменялось в вину неучастие во Всесоюзной переписи населения и в выборах в Верховный Совет СССР. После отбытия наказания, в кон. 50-х гг. XX в., монахини Ксения и Анна вернулись в Мамонтово и поселились в маленьком бревенчатом домике. Местные жители уважали их за стойкость веры, приходили за советом. В 2002 г. мон. Ксения была похоронена по монашескому чину на Мамонтовском кладбище.

В нач. 50-х гг. XX в. был частично разрушен храм (1912-1915). Но к Святому оз. совершались паломничества, особенно в дни празднования памяти свт. Николая Чудотворца, когда количество богомольцев достигало 10 тыс. чел. К нач. XXI в. из построек обители сохранились лишь полуразрушенный келейный корпус (1908), фрагменты цокольной части каменного Никольского храма и небольшой домик.

В 2003 г. по благословению еп. Тамбовского Феодосия (Васнева) началось возрождение М. м., был создан благотворительный фонд «Возрождение православных святынь Тамбовской епархии». Решением Синода от 27 дек. 2007 г. М. м. был официально открыт. Первыми монахинями возрожденной обители стали бывш. насельницы тамбовского в честь Вознесения Господня монастыря.

Построены часовня-храм во имя свт. Николая (освящена малым чином еп. Феодосием 22 мая 2005), 2-этажный сестринский корпус с домовой ц. во имя прп. Марфы Тамбовской. По сохранившимся фотографиям был восстановлен Никольский храм. Отреставрирован деревянный домик, в к-ром проживала мон. Ксения. На Святом оз. построены бревенчатая купальня с часовней, ограда, оборудована монастырская набережная. 22 мая 2008 г. еп. Феодосий освятил в мон-ре бронзовый памятник свт. Николаю, в правой руке святитель держит меч, в левой - модель 5-главого храма.

Чудотворный образ свт. Николая благодаря 1-му директору Моршанского музея П. П. Иванову в 1922 г. вместе с др. древностями поступил в музейные фонды (подробнее см.: Климкова. 2011). Скрытый за серебряным окладом образ полностью не обследовался. В книге поступлений музея сохранилась запись о происхождении памятника: «Изъят из старой церкви села Мамонтово Моршанского уезда в 1922 году».

Ист.: Г. Тамбов в 1659 г. // Изв. Тамбовской УАК. 1885. Вып. 6. С. 10-30; Мамонтова пуст. Тамбовской губ.: Док-ты, относящиеся к истории пуст. / Собр.: П. И. Пискарев. Тамбов, 1887; Опись док-тов, относящихся к Мамонтовой пуст. // Изв. Тамбовской УАК. 1891. Вып. 32. С. 70-82.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 47-48; СГГД. Т. 4. № 138; ДАИ. Т. 10. № 81; Хитров Г. В., свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861; Магницкий Ф. Ист.-стат. описание Николаевской в с. Мамонтове церкви // Тамбовские ЕВ. 1874. Отд. неофиц. № 3. С. 119-124; № 4. С. 159-164; № 10. С. 399-412; № 15. С. 606-608; № 17. С. 658-671; Дубасов И. И. Сообщения: [К истории Мамонтовой пуст.] // Изв. Тамбовской УАК. 1887. Вып. 14. С. 5-8; он же. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993; Бл-ин П., свящ. О благочиннических б-ках // Тамбовские ЕВ. 1892. № 12. Ч. неофиц. С. 538; Саввино-Сторожевский мон-рь близ Звенигорода. М., 1893; Андриевский А. Е., ред. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Давыдов Н. В. Из прошлого. М., 1913; Кученкова В. А. Тамбовские правосл. храмы. Тамбов, 1992. С. 72-73; она же. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993; Левин О. Ю., Просветов Р. Ю. Кирсанов Православный. М., 1999. С. 142-143; Мизис Ю. А. Мамонтова пуст. // Тамбовская энцикл. Тамбов, 2004. С. 318; Лисюнин В., Быкова Е. Мамонтовская Свято-Никольская пуст. // Рус. мон-ри: Юж. часть Центр. региона России. М., 2005. С. 84-87; Никольская церковь с. Мамонтово // Храмы Тамбовской епархии: Фотоальб. / Сост.: С. А. Чеботарёв, авт. текста: О. Ю. Лёвин, С. А. Чеботарёв. Тамбов, 2005. С. 212-214; Бахмустов С. Б. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологический аспект. Саранск, 2006. С. 61-62; Тамбовский мартиролог: (1917-1953 гг.). Тамбов, 2007; Абрамова Г. А. Жертва Богу: По мат-лам архива УФСБ по Тамбовской обл. // Тамбовские епарх. вести. 2008. № 5. С. 24-29; Краткая история мон-ря Мамонтова пуст. // Экология Св. озера мон-ря Мамонтова пуст.: (История, совр. состояние и перспективы сохранения). Мичуринск, 2008. С. 25-49; Полещук А. Престольный праздник в Никольском мон-ре в Мамонтово // Тамбовские епарх. вести. 2008. № 5. С. 12-14; Климкова М. А. Резной образ Николы Можайского из Мамонтовой пуст. // Деревянная культовая скульптура: Проблемы хранения, изучения, реставрации: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25-26 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 183-202.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также