МАРА
Том XLIII, С. 425-426
опубликовано: 26 февраля 2021г.

МАРА

[Санскр.   - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них. М. сопровождает Будду в важные моменты его биографии: в «Падхана-сутта» пытается помешать Будде после его «великого ухода» из дворца в странничество в течение 7 лет, стремясь вернуть его к царской жизни (Сутта-нипата 28 (Кхуддака-никая)). В канонической «Мара-самъюти» (Самъютта-никая IV. 25) для этого М. обращается за помощью к дочерям: Танха (жажда), Арати (тоска) и Рага (похоть). В «Ниданакатхе», во введении в комментарий к джатакам (разд. «О началах ближайшего прошлого» (Сантикенидана)), рассказывается о том, как М. препятствовал Будде в медитации под деревом бодхи достичь «просветления», и тот же самый эпизод описывается в биографии Будды школы локоттаравада «Махавасту» (II-III вв. по Р. Х.). В более поздней, протомахаянской «Лалитавистаре» (III-IV вв.) после победы над М. под деревом бодхи Будда одерживает еще одну - несмотря на ухищрения М., он передал плоды полученного им видения истины др. живым существам, начиная с высшего из них - бога Брахмы. Художественной вершиной в реализации сюжета победы Будды над М. принято считать главу 13 санскритской биографии Будды «Буддачарита» Ашвагхоши (I-II вв.), где описано, как М. использует различные орудия отвлечения Будды от цели, вначале организуя иллюзию стихийных бедствий и нападения монстров, затем посылая к нему 3 «дочерей», олицетворяющих различные аспекты телесной похоти; когда сила медитации Будды осталась неколебимой и он достиг «просветления», М. внушает ему мысль о том, что полученное им видение истинного состояния мира настолько возвышенно, что о нем не следует никого оповещать, и только вмешательство богов во главе с Брахмой позволило развеять эти чары. Согласно др. текстам, незадолго до смерти Будда вспоминает об обещании, данном М., умереть в возрасте 80 лет. Если бы не это обещание, Будда мог бы жить бесконечно.

Среди сюжетов искушения М. последователей Будды выделяется комментарий Буддхагхошы к «Самъюттаникае» (Маноратхапурани), где повествуется о том, как М. пытается заставить одного купца поверить в ложное учение, приняв облик самого Будды, но тот обнаруживает обман. В собрании дидактических нарративов «Дивьявадана» (Собрание небесных деяний) содержится аналогичная история об Упагупте: буддийский монах не только обращает в истинную веру М., но с его помощью осуществляет желание увидеть Будду, ушедшего вместе с М., когда тот принял облик основателя учения. М. Винтерниц, видевший здесь пересказ некогда «живой» буддийской драмы, предположил, что сюжет был воспроизведен из сб. Кумаралаты «Кальпанамандитики» (ок. III в.).

Лит.: Ling T. O. Buddhism and Mythology of Evil: A Study of Theravada Buddhism. L., 1962; Winternitz M. History of Indian Literature. Vol. 2: Buddhist Literature and Jaina Literature. Delhi, 1983; Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси (XI - сер. XV в.). М., 1988.
В. К. Шохин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • AВАТАРА наиболее популярная индуистская модель проявления божественной сущности в мире
  • АДИ-БУДДА первобудда в буддизме ваджраяны
  • АНАТМАВАДА одно из основоположений буддийской философии
  • АРХАТ (будд.), достойный войти в нирвану, термин в буддизме