Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ
Т. 43, С. 419-421 опубликовано: 25 февраля 2021г.


МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ

Надвратная башня Манявского скита. Фотография. 1920–1925 гг.
Надвратная башня Манявского скита. Фотография. 1920–1925 гг.

Надвратная башня Манявского скита. Фотография. 1920–1925 гг.
находился близ совр. с. Манява Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл. (Украина). По преданию, близ М. с. располагался разрушенный татарами в XIII в. правосл. мон-рь, насельниками к-рого были постриженики Киево-Печерского мон-ря монахи Иоанникий и Пахомий. С XVII в. упоминались урочище Блаженный Камень и гора Вознесенка, располагавшиеся неподалеку от М. с. и считавшиеся местом молитвы древних иноков. Рядом с камнем протекал ручей с целебной водой.

М. с. основан в 1606-1607 гг. схим. прп. Иовом (Княгиницким; Ɨ 1621). Согласно соч. «Житие и жизнь преподобного отца нашего Иова, и о сконьчании его, и о составлении святыя обители Скитския, вкратце списано», составленному его современником, Княгиницкий, приняв постриг на Афоне, вернулся на родину. По инициативе Адама Балабана, племянника Львовского еп. Гедеона (Балабана), он основал Угорницкий Михайловский скит близ мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл.).

После 1605 г. прп. Иов вместе с мон. Иоанном (Вишенским (Вышенским)) ушел из Угорницкой обители в поисках места, подходящего для «жесточайшего безмолвия». По совету наместника галицкого старосты Петра Ляховича они поселились на небольшом холме у впадения р. Батерс в р. Манявку (близ совр. с. Манява). Первоначально прп. Иов жил в шалаше, нек-рое время в пещере. Затем Ляхович построил для прп. Иова келью. К отшельникам стали приходить ученики, среди них - угорницкий старец Афанасий, а также племянник прп. Иова Дмитрий, для которого преподобный стал духовным наставником. В 1606 г. мон. Иоанн (Вишенский) отправился на Афон, попросив прп. Иова не покидать это место. Согласно Житию, мон. Иоанн утверждал, что горы и «пустынька» наиболее подходят для ищущих спасения. Ок. 1610 г. мон. Иоанн писал схим. Иову, что хочет вновь посетить скит.

В Житии прп. Иова сказано, что вскоре после основания М. с. умер Львовский еп. Гедеон (10 февр. 1607),- значит, обитель была основана к февр. 1607 г. По преданию, прп. Иову было предсказано, что его обитель станет известна строгим общежительным «евангельским житием», к тому времени оскудевшим на западнорус. землях. Вскоре мон. Иоанн уехал на Афон, заповедав прп. Иову не покидать это место. Среди первых насельников скита упоминаются иером. Петроний (Гулевич-Воютинский), в 1616-1617 гг. настоятель овручского Успенского мон-ря (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 119), архим. Исаия (Балабан), Захария (Копыстенский). В 1608 г. в М. с. пришел иеродиак. прп. Феодосий (Княгиницкий; Ɨ 24 сент. 1629), возможно племянник основателя обители (Скрипник. 1997. С. 61). Прп. Иов благословил его поселиться в расположенном неподалеку Питричском Успенском монастыре (совр. Тысменицкий р-н Ивано-Франковской обл.), в котором настоятельствовал иером. Панкратий, ученик преподобного.

Летом 1612 г. М. с. пострадал во время набега татар, разоривших Подолье и Юж. Галичину. Вскоре в скиту был построен и 14 сент. 1612 г. освящен храм. Антиминс подписал еп. Стагонский и Метеорский Авраамий, проживавший на покое в Дерманском мон-ре. Прп. Иов ввел в скиту общежительный устав. Помимо участия в богослужениях братия в установленные часы занималась чтением Свящ. Писания и рукоделием. Иноки вкушали пищу лишь раз в день, в воскресенья и праздники дозволялись 2 постных блюда. Для бесед к основателю М. с. приходили и окрестные жители, в т. ч. православная шляхта.

В 1613 г. в обитель прибыл представитель Александрийского патриарха Кирилла I Лукариса архидиак. Нектарий, который пригласил старца посетить патриарха и совершить паломничество ко Гробу Господню. После путешествия, вероятно в том же году, прп. Иов передал управление обителью о. Феодосию (Княгиницкому), рукоположенному в сан иерея, вручил ему игуменский жезл и дал монашеский устав свт. Василия Великого. Назначение иером. Феодосия настоятелем М. с. утвердили ктиторы обители - Ляхович и П. Дери-Кишка. Вскоре преподобный удалился из М. с. в пустынь, которая располагалась недалеко от скита. При игум. Феодосии в монастыре были построены кельи, в 1620-1621 гг.- каменная ограда с 3 оборонительными башнями, за которыми укрывались жители окрестных сел во время нападений турок и татар. В 1619-1620 гг. в скиту была построена и 14 сент. 1620 г. освящена каменная ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Образцом для нее послужил Преображенский собор Межигорского в честь Преображения Господня монастыря, к-рый незадолго до этого посетил старец Иов. Крестовоздвиженский храм возведен на средства архим. Елисея (Плетенецкого) и Марии Могилянки, дочери молдав. господаря Иеремии Могилы.

Перед кончиной прп. Иов вернулся в скит. 31 дек. 1621 г. был погребен в притворе Крестовоздвиженского храма. В 1629 г. здесь же был похоронен игум. Феодосий. На надгробной мраморной плите были высечены изображения 2 скитоначальников. В 1631 г. в Вене была изготовлена др. надгробная плита, из черного мрамора. К нач. XVIII в. настоятели Иов и Феодосий почитались как «преподобные отцы блаженные старцы», о чем свидетельствует надпись 1705 г. на одном из образов в иконостасе Крестовоздвиженского храма.

В 1620 г. К-польский патриарх Тимофей II предоставил М. с. ставропигию. В 1628 г. на Киевском Соборе скит получил статус прота - председательствующего монастыря воеводств Русского, Белзского и Каменец-Подольского.

Согласно грамоте Станислава Потоцкого, датированной 12 июня (июля?) 1629 г., к М. с. были приписаны Угорницкая Михайловская, Тлумачская и Коломыйская Благовещенская и мн. др. обители и храмы, а также обширные окрестные урочища с полями. В авг. 1628 г. на Киевском Соборе Феодосий именовался как «игумен скитский и Угорник, прот монастырей воеводств Русского, Белзского и Подольского». М. с. являлся средоточием духовной жизни Галиции. В этот период в мон-ре проживало ок. 200 монахов, имелась большая б-ка. При 3-м игумене, Димитрии, в М. с. бытовала певч. школа, утвердившая практику исполнения Болгарского распева. Основоположником манявской певч. практики считается иеродиак. Феодосий из Путны. Из М. с. происходит 3 Ирмолога «напелу болгарского» (ЦГББ. № 10846, 1675 г.; № 10845, 1684 г.; Б-ка Румын. АН. Бухарест. № 525, 1731-1733 гг.) (см. подробнее: Корний Л. Ф. Болгарский напев в Манявских рукописях XVII-XVIII ст. // Единение народов - единение культур: Укр.-болг. культурные связи: История и современность. К., 1987. С. 37-60).

С обителью был связан иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий). Он переписывался с прп. Иовом и посещал скит. В июле 1625 г. прп. Феодосий в письме «преподобнейшему в иеромонасех господину отцу Кириллу, люботрудному проповеднику Слова Божого» просил его прибыть в скит и перевести некое послание Иерусалимского патриарха. В мон-ре бывали прп. Иов (Железо) и мон. Иоанникий (Галятовский). Весной 1668 г. в М. с. принял монашеский постриг Иеремия (Свистельницкий), впосл. Львовский, Галицкий и Каменецкий епископ. Неоднократно бывал в обители буд. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский). Так, 22 июня 1667 г. в скиту игум. Феофил вручил Шумлянскому свидетельство о том, что он достоин епископства. В 80-х гг. XVII в., после перехода еп. Иосифа в унию, скит с неск. зависимыми от него обителями (в т. ч. Коломыйской, Тлумачской, Угорницкой) активно противостоял униат. экспансии. При этом по завещанию еп. Иосифа от 12 нояб. 1707 г. православному скиту передавалась значительная сумма денег.

Возможно, на территории М. с. похоронен бывш. гетман Войска Запорожского И. Е. Выговский (Ɨ 1664). В 30-х гг. XX в. предпринимались попытки разыскать могилу гетмана, однако его останки так и не были обнаружены (Скрипник I. Р. Легенда про гетьмана: Iван Виговський: Вiд Конотопа до скиту Манявського. Iвано-Франкiвськ, 1997).

В период деятельности гетмана Б. М. Хмельницкого насельники М. с. соблюдали подчеркнутый нейтралитет: «...кто лучше, тому Боже помоги». За такую позицию скит получил благодарственную грамоту от польск. кор. Яна II Казимира и охранную грамоту от Хмельницкого.

Во время войны между Польшей и Турцией (1672-1676) в сент. 1676 г. тур. войска сожгли скит. Пострадала Крестовоздвиженская ц., были утрачены богатый архив с документами на мн. владения обители, б-ка. После разорения М. с. восстанавливался долгие годы. В 1681 г. стараниями укр. гетманов, манявских и молдав. благотворителей скит был возрожден, все постройки, в т. ч. и Крестовоздвиженская ц., восстановлены. Храм был расписан иером. Иовом (Кондзелевичем). В 1697 г. он поновил древний монастырский образ свт. Николая Чудотворца (Музей искусств, Бухарест), а в 1698-1705 гг. иером. Иов создал новый иконостас с разными по размеру иконами - от 2-метровых до почти миниатюрных (ныне в НМЛ). Возродились и монастырские промыслы (бортничество, солеварение, бондарство), приносившие прибыль.

По легенде, благотворителем М. с. был и Олекса Васильевич Довбуш (1700-1745), руководитель народного повстанческого движения карпатских «опришков».

Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит)
Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит)

Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит)
В нач. XVIII в. на Соборе, проходившем в с. Унев (совр. Перемышлянский р-н Львовской обл.), на короткий срок М. с. перешел в унию, но вскоре вновь воссоединился с Православием. В 1785 г. указом австрийского имп. Франца Иосифа II скит, последняя правосл. обитель в Галиции, был закрыт. Игумен скита Исаак (Протасевич) с братией отказались принять унию и были изгнаны из обители. Монахи переселились в Киево-Печерскую лавру и монастыри Буковины. Крестовоздвиженский храм был разобран и продан в г. Надворную. Из сооружений М. с. сохранились только остатки каменной башни, колокольни и небольшой фрагмент стены. Иконостас был продан и перенесен в Свято-Троицкий храм с. Богородчаны, в 1916 г. вывезен в Вену, затем - в Варшаву (ок. 1924 - в НМЛ) (см.: Iконостас ц. Воздвиження Чесного Хреста монастиря Скит Манявський. Львiв, 2005). Надгробная мраморная плита прп. Иова и игум. Феодосия была перенесена в приходскую униат. церковь с. Маркова (ныне Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.).

14 янв. 1915 г. Синод РПЦ подготовил резолюцию о восстановлении скита. 19 февр. обер-прокурор Синода В. К. Саблер обратился к генерал-губернатору Галиции гр. Г. А. Бобринскому с предложением воссоздать обитель. Это намерение не было реализовано. 19 авг. 1925 г. по благословению предстоятеля Польской православной Церкви митр. Дионисия (Валединского) на месте, где находился скит, были проведены поминальные богослужения по случаю 140-й годовщины со дня ликвидации обители австр. властями. Служение праздничной литургии возглавил и. о. настоятеля львовского прихода иером. Пантелеимон (Рудык).

Архитектурный монастырский комплекс представляет собой ансамбль каменных и деревянных сооружений, огороженных каменной стеной с башнями и бойницами,- удачный синтез горного рельефа и фортификаций. С одной стороны территория скита окружена узким, но глубоким (ок. 5 м) рвом, а др. стороной примыкает к крутому склону горы Вознесенка.

С 1970 по 1980 г. на развалинах М. с. работала экспедиция львовских реставраторов. На его территории в 1980 г. открылся историко-архитектурный музей. На 2-м ярусе надвратной башни-колокольни размещалась экспозиция старых фотографий скита. На 3-м ярусе находилась действующая звонница. Каменное помещение трапезной и деревянные кельи располагались по периметру ограды. В кельях размещались экспозиции, посвященные монашескому быту. В трапезной проходили выставки художественных мастеров Прикарпатья. Фундамент Крестовоздвиженской ц. использовался посетителями как место отдыха или служил своеобразной эстрадой для выступления народных коллективов во время проведения фестивалей. Также сохранилась 5-ярусная башня-«сокровищница» (высота 27,7 м, толщина стен 2 м). На 1-м ярусе хранилась надгробная плита (1631) из черного мрамора с общей могилы первых настоятелей скита. В экспозиции верхнего яруса башни находился макет Крестовоздвиженской ц. в стеклянном саркофаге. В др. башенке (сторожевой) экспонировались старинное оружие и доспехи.

В 1998 г. на месте М. с. открыт мужской монастырь в юрисдикции УПЦ КП.

Ист.: Iгнатiй з Любарова. Житiе и жизнь прп. отца нашего Iова, и о сконьчанiи его, и о составленiи святая обители скитския, вкратце списано // Зоря Галицкая яко альбум на год 1860. Львiв, 1860. С. 226-251; Житiє та життя прп. отця нашого Iова, та про укладення святоï обителi Скитськоï, по преставленнi його, коротко записано / Переклад: мон. Iраклiя (Криворучка) // Печерський благовiсник. 2007. № 1(7). С. 59-65; № 2(8). С. 51-56.
Лит.: Петрушевич А. С. Православный монастырь-скит в Маняве Галицкой // Вестн. Зап. Руси: 1865-1866 гг. Вильна, 1865. Кн. 4. Отд. 2. С. 1-10; Целевич Ю. А. Iсторiя скиту Манявського. Львiв, 1887; Драган М. Скиту Манявського розвиток i занепад // Скит Манявський i Богородчанський iконостас. Жовква, 1926. С. 1-12; Скрипник I. Р. Нариси iсторiï скиту Манявського. Богородчани, 19962; Довiдник з iсторiï Украïни / Ред.: I. Пiдкова, Р. Шуст. К., 1993-1999. 3 т.; Гайдай Л. I. Iсторiя Украïни в особах, термiнах, назвах i поняттях. Луцьк, 2000; Пашаева Н. М. Очерки истории рус. движения в Галичине XIX-XX вв. СПб., 2001. С. 99-100; Скит Манявський: Короткий краєзнавчий путiвник. Iвано-Франкiвськ, 2003; Сушинський Б. I. Слово про Скит Манявський. Львiв, 2004; Бабiй В. Житiє Iова Княгиницького. Iвано-Франкiвськ, 2005; Яра М. Школа церк. спiву в Манявському скитi // Краєзнавство. 2005. № 1/4. С. 132-134; Миронюк I., Фiглевський М. Скит Манявський. Iвано-Франкiвськ, 2008; Украïнський Афон: Манявський Хресто-Воздвиженський монастир. Iвано-Франкiвськ, 2008.
Л. П. Алферьева, Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Манявский в честь Воздвижения Креста Господня мужской скит, находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле