МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН
Том XLIII, С. 451
опубликовано: 3 марта 2021г.

МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН

[Араб.      ] (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель, к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни» (K   g ) и которому в научной литературе долгое время приписывалось ее авторство. М. и. С. дважды упомянут в «Книге башни» в конце 5-го раздела 5-й главы, посвященного истории Церкви Востока, в 1-м лице как очевидец событий, происходивших при католикосах Маккихе I (1092-1109/10) и Барсауме I (1134-1136) (Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/1. P. 146, 156). На этом основании еще в нач. XVIII в. «Книгу башни» атрибутировали М. и. С. ученые Э. Ренодо и И. С. Ассемани. Впосл. эта т. зр. получила распространение и в окончательном виде была сформулирована Г. Графом: по его мнению, М. и. С. в сер. XII в. написал соч. «Книга башни» в 7 главах, а в сер. XIV в. по этому образцу Амр ибн Матта составил одноименный труд в 5 главах. Современные исследователи Б. Ландрон и Б. Хольмберг на основе анализа текста рукописей и др. свидетельств пришли к выводу о несостоятельности этой гипотезы. В наст. время считается, что первоначальный текст «Книги башни» был создан в нач. XI в., предположительно Амром ибн Маттой (его авторство подтверждают ряд средневек. писателей) или, что менее вероятно,- анонимным составителем; М. и. С. был лишь продолжателем церковно-исторической части труда, как это нередко бывает в подобных случаях (ср. с «Историей Александрийских патриархов»).

Лит.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 554-555, 580-589; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 200-202, 216-218; Holmberg B. A Reconsideration of the «Kita b al-magdal» // PdO. 1993. Vol. 18. P. 255-273; Landron B. Chrétiens et musulmans en Irak: Attitudes Nestoriennes vis-à-vis de l'Islam. P., 1994. P. 99-103.
С. А. Моисеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также