МАРИИНСКИЙ ЕГОРЬЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLIII, С. 471-474
опубликовано: 5 марта 2021г.

МАРИИНСКИЙ ЕГОРЬЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мариинский Егорьевский мон-рь во имя Св. Троицы. Фотография. 90-е гг. XIX в.Мариинский Егорьевский мон-рь во имя Св. Троицы. Фотография. 90-е гг. XIX в.

(Московской епархии), находится в г. Егорьевске Московской обл. Основан в 1898 г. первоначально как богадельня при Свято-Троицком храме (1880-1883) городским головой купцом 1-й гильдии Н. М. Бардыгиным по завещанию супруги Марии Владимировны. С 1900 г.- мон-рь.

В 70-х гг. XIX в. жители Егорьевска обращались к властям с просьбой устроить отопление в небольшой кладбищенской деревянной ц. во имя вмч. Никиты (1790-1792). Богослужения в тесной и холодной церкви совершались редко. 15 февр. 1880 г. Бардыгин выступил на заседании городской думы с инициативой строительства при кладбище каменного храма во имя Св. Троицы с колокольней. Город выделил землю рядом с кладбищенской оградой. Проектировал церковь и колокольню московский архит. А. С. Каминский, а другие монастырские постройки - московский архит. И. Т. Барютин. Летом того же года по благословению архиеп. Рязанского и Зарайского Палладия (Раева) благочинный Егорьевских церквей прот. Александр Светлов совершил закладку нового храма, к-рый возводился на средства Бардыгина. По воспоминаниям свящ. Стефана Твердина, 1-го настоятеля Троицкой ц., осенью того же года Бардыгин привез на кладбище ок. 400 тыс. штук кирпича и ок. тысячи пудов извести для строительных работ.

24 окт. 1883 г. архиеп. Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) в сослужении Егорьевского благочинного прот. Александра Светлова, ключаря рязанского кафедрального собора свящ. Феодора Скрижалина, свящ. Михаило-Архангельской ц. при Хлудовской богадельне Василия Весёлкина и свящ. Стефана Твердина освятил храм. В 1885 г. Рязанский еп. Феоктист (Попов) освятил правый придел во имя свт. Никифора I, патриарха К-польского, небесного покровителя Бардыгина. Левый придел во имя прп. Марии Египетской, покровительницы супруги Бардыгина, освятил настоятель рязанского кафедрального собора прот. Харалампий Романский. По словам современников, внутреннее убранство Троицкой церкви напоминало теремной дворец царя Алексея Михайловича. Пятиглавый храм украшала «замысловатая» роспись в стиле XVII в., солея была облицована белым мрамором, напольная плитка изготовлена в С.-Петербурге на заводе Виллеруа и Бox. Кирпич для отопительного калорифера был привезен из Германии, о чем свидетельствует надпись на остатках центральной печи. Для изготовления иконостаса были привезены доски из крымской яблони.

Интерьер Троицкой церкви. Фотография. Нач. XX в.Интерьер Троицкой церкви. Фотография. Нач. XX в.

В 1892 г. Бардыгин выступил на заседании городской думы с заявлением «от неизвестного лица» (своей супруги) об отводе земли при Троицком храме для строительства женской богадельни. Дума постановила удовлетворить просьбу, предоставив необходимый земельный участок, на котором в 1892-1898 гг. был построен 2-этажный кирпичный корпус богадельни. На средства Бардыгина в храме были позолочены иконостасы, а иконы Спасителя и Божией Матери украшены большими венцами, куда были вставлены драгоценные камни, ранее принадлежавшие супруге. В 1898 г. Божественную литургию и освящение обновленных иконостасов совершил еп. Рязанский и Зарайский свт. Мелетий (Якимов). В нач. XX в. приделы храма были расширены по проекту архит. Барютина и вновь освящены 13 нояб. 1903 г. Рязанским и Зарайским еп. Аркадием (Карпинским).

25 авг. 1898 г. свт. Мелетий (Якимов) в сослужении кафедрального прот. Феодора Толерова и игумена Свято-Троицкой Сергиевой лавры Амфилохия освятили при Троицком храме жен. богадельню, приурочив ее открытие к 1-й годовщине со дня смерти М. Бардыгиной. 12 апр. 1899 г. Святейший Синод удовлетворил прошение Бардыгина о преобразовании богадельни, в к-рой проживало 86 чел., в жен. общину. 24 авг. того же года егорьевское духовенство крестным ходом вышло встречать монахов Свято-Троицкой Сергиевой лавры во главе с ключарем иером. Досифеем. Лаврская братия принесла в дар сестрам образ прп. Сергия Радонежского, точную копию иконы, находившейся у мощей преподобного. 25 авг. еп. Мелетий возглавил служение Божественной литургии в Троицком храме, а затем зачитал указ Синода об открытии Свято-Троицкой жен. общины. По просьбе Бардыгина в память о его покойной супруге Синод постановил присвоить общине имя Мариинская. На содержание общины Бардыгин пожертвовал 30 тыс. р. и 265 дес. земли.

Троицкий собор. 1880–1883 гг. Фотография. 2014 г.Троицкий собор. 1880–1883 гг. Фотография. 2014 г.

В 1901 г. Бардыгин был погребен в правом приделе Троицкого храма. На его могилу была положена белая мраморная плита. Надгробие завершал резной мраморный киот, в который поместили семейную икону Бардыгиных. На арке киота начертали слова из Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф 6. 33). Главными благотворителями М. м. стал сын основателя обители Михаил со своей супругой.

25 авг. 1900 г. община была преобразована в общежительный мон-рь. Божественную литургию в этот день совершил еп. Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский). Первой настоятельницей М. м. была назначена мон. Олимпиада (Бардыгина; Ɨ 15 янв. 1907), родная сестра купца-основателя, переведенная в Егорьевск из коломенского Брусенского мон-ря и в сент. 1900 г. возведенная в сан игумении. 18 янв. 1907 г. игум. Олимпиада была погребена Рязанским еп. Никодимом (Боковым) в Троицком храме, у правой стены придела св. патриарха Никифора. Над ее могилой были устроены надгробие из черного мрамора и киот с образом Спасителя, совершающего омовение ног Своим ученикам, и надписью: «Образ дах вам, да якоже аз сотворих, и вы творите такожде» (Ин 13. 15). Указом Синода от 15 февр. 1907 г. обитель возглавила мон. Вячеслава (Овсянникова), возведенная в сан игумении. К 1908 г. в монастыре проживали 93 сестры, к 1916 г.- всего 7 монахинь, 4 указные рясофорные, «живущие в монастыре в качестве послушниц на испытании», 151 послушница и находящиеся «в монастырском приюте беспризорные дети» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180).

К нач. XX в. в М. м. были построены кирпичные 3-этажный сестринский корпус, одноэтажный дом для сторожей, а также ограда-стена с 8 круглыми и 3 четырехугольными башнями. Особенно нарядно были украшены привратные башни, воспроизводившие формы Царской башни Московского Кремля. Их декорировали машикулями и ложными бойницами. Шатры привратных башен венчали фигурные флюгеры. Ограда имела 248 саж. в длину и 90 саж. в ширину (ок. 530 м в длину и 192 м в ширину). На 3-ярусной колокольне при церкви висело 15 колоколов. Праздничный колокол в 500 пудов подарил храму М. Н. Бардыгин, сын основателя. Башенные часы, находившиеся на колокольне и игравшие мелодию каждые четверть часа, пожертвовала его супруга Глафира Васильевна. При обители в 2-этажном корпусе располагались приют для девочек-сирот, богадельня, а также церковноприходская школа (Там же. Оп. 240. Д. 87. Л. 457). Рядом с монастырем находилась приписная часовня во имя свт. Николая Чудотворца, возведенная в 1796 г. на средства 1-го егорьевского фабриканта В. М. Карцова. В ней хранился чтимый образ свт. Николая XVII в.

Св. врата. Ок. 1900 г. Фотография. 2013 г.Св. врата. Ок. 1900 г. Фотография. 2013 г.

После начала русско-японской войны (1904-1905) 10 мая 1904 г. Рязанская духовная консистория рекомендовала всем духовным заведениям губернии, в т. ч. и мон-рям, сообщить, какое количество раненых и больных они смогут принять с Дальн. Востока. Предполагалось в короткий срок «для госпитального лечения и для поправления здоровья воинов» после перенесенных болезней и ранений приспособить соответствующие помещения в обителях («в келиях, гостиницах, странноприимных домах»). Монастыри должны были это сделать на собственные средства «без вознаграждения от казны». Но не все обители смогли исполнить указ. 14 мая 1904 г. игум. Олимпиада сообщала в консисторию, что сестры вынуждены отказать в приеме раненых, т. к. в М. м. нет свободных помещений (ГАРО. Ф. 627. Оп. 163. Д. 12. Св. 2147. Л. 2, 2 об.).

В янв. 1918 г. М. Н. Бардыгин стал одним из основателей и казначеем Временного совета объединенных приходов Москвы и губернии, целью к-рого было сохранение храмов от разрушений и грабежей. Вскоре он эмигрировал во Францию, после кончины в 1933 г. был похоронен на русском Николаевском кладбище в Ницце.

В нач. 1918 г. городские власти закрыли монастырские детский приют и богадельню, престарелых женщин изгнали, девочек-сирот взяли в свои семьи егорьевские прихожане. После издания Декрета Совета народных комиссаров «Об изъятии церковных ценностей» все монастырское имущество перешло в ведение Рязанского казначейства. С мая 1919 г. в мон-ре работала комиссия по изъятию церковных ценностей под рук. А. Борисова. После обыска и описи имущества сестер обвинили в хищении нек-рых предметов церковного обихода, указанных в описи и не найденных при обыске. В том же году вышло постановление о закрытии мон-ря.

С 1919 г. в корпусах М. м. располагалось училище авиации Рабоче-крестьянского воздушного флота РСФСР (впосл. Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации). На территории обители был поставлен памятник В. П. Чкалову, к-рый в 1921-1922 гг. учился в этом уч-ще; на месте разобранной Никитской ц. выстроен корпус для курсантов.

Сестры, изгнанные после 1919 г. из обители, поселились в основном в Егорьевске у родственников и знакомых. Они работали стегальщицами одеял, а на богослужения приходили в Троицкую ц., обращенную в приходскую. Когда в 1929 г. храм закрыли, мн. монахини стали прихожанками городского Успенского собора. Так, сторожем собора до 1931 г. служила мон. Анна (Сидорова; 1883 - ?). Мон. Людмила (Любомилова; 1871 - ?) с родной сестрой мон. Александрой (Любомиловой; 1876 - ?) в 1919-1929 гг. проживали в дер. Колычево, в 1929-1931 гг.- при церкви с. Саввина Егорьевского р-на.

20 мая 1931 г. 30 сестер, в т. ч. игум. Вячеслава, монахини Рафаила (Первакова; 1860 - ?), Олимпиада (Львова; 1868 - ?), Елисавета (Григорьева; 1886 - ?), Елисавета (Денисова; 1879 - ?), Ксения (Заверяева; 1879 - ?), Пелагия (Конина; 1883 - ?), Людмила (Любомилова), Александра (Любомилова), Анна (Сидорова), послушницы преподобномученицы Антонина Андреевна Новикова и Надежда Георгиевна Круглова, были арестованы по обвинению в «антисоветской агитации» (ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-76327). 29 мая 1931 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. они были приговорены к 5 годам ИТЛ, но приговор заменили 5-летней ссылкой в Казахстан. Невыносимо тяжелая работа в жарком климате подорвала здоровье большинства из них, мн. сестры умерли от голода.

Преподобномученицы Антонина и Надежда. Икона. Палех. 2014 г.Преподобномученицы Антонина и Надежда. Икона. Палех. 2014 г.

В 1934-1935 гг. игум. Вячеслава и некоторые выжившие насельницы вернулись в Егорьевск. Успенский собор был закрыт, и они молились в храме свт. Алексия, митр. Московского, на Нечаевской ул. Игум. Вячеслава вскоре погибла при невыясненных обстоятельствах. Вернувшиеся из ссылки послушницы Антонина Новикова и Надежда Круглова 2 марта 1938 г. вновь были арестованы и заключены в егорьевскую тюрьму, затем переведены в Таганскую тюрьму Москвы и 11 марта приговорены к расстрелу за «антисоветскую пропаганду и высказывание пораженческих настроений». 20 марта того же года послушницы были расстреляны на полигоне Бутово и погребены в общей могиле. Имена Антонины и Надежды внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Синода РПЦ от 30 июля 2003 г.

Разоренный Троицкий храм некоторое время использовался в качестве музея древностей: в него свозили церковную утварь, предназначенную для дальнейшей продажи. В нач. 30-х гг. XX в. помещение храма было передано училищу авиации, расположившемуся на территории мон-ря, для устройства клуба. Росписи закрашивали масляной краской и выжигали паяльными лампами. Весь храм был разделен бетонными перекрытиями на 3 отдельных помещения. В центральном алтаре оборудовали сцену, в центре храма - танцевальную площадку. В левом приделе были устроены бар и клуб музыкантов, а в правом - «красный уголок» с бюстом В. И. Ленина на горнем месте. На главный купол была установлена пятиконечная звезда. Вскоре колокольню храма и 5 куполов снесли, т. к., по мнению местных властей, монастырские постройки «уродовали» вид города. Надгробия Бардыгина, его супруги и игум. Олимпиады также были разрушены, а могилы забетонированы. В 1937 г. постановлением Мособлисполкома была разобрана Никольская часовня близ мон-ря, но чтимую икону свт. Николая верующие сохранили и передали в егорьевскую Алексиевскую ц.

В 1993 г. при Троицком храме была зарегистрирована община верующих. В дек. 1999 г. указом митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) настоятелем Троицкого храма был назначен иером. Никодим (Лунев). Сначала церковной общине был передан только левый придел храма, в к-ром 7 янв. 2000 г. была отслужена первая Божественная литургия. В 2004 г. был восстановлен весь четверик храма с 5 барабанами, куполами и позолоченными резными крестами. В храме удалили перегородки и перекрытия, восстановили своды. В центральном алтаре и в купольной части храма счистили слои краски, под к-рыми сохранилась роспись. Во время проведения ремонтных работ между монастырскими вратами и центральным входом в храм было обнаружено надгробие игум. Олимпиады (Бардыгиной).

В 2006 г. по благословению митр. Крутицкого Ювеналия при Троицком храме была открыта женская община. 6 окт. 2008 г. решением Синода РПЦ монастырь был возрожден, настоятельницей назначена мон. Илария (Иляхинская), в 2011 г. возведенная в сан игумении. К 2016 г. в Троицком храме совершаются регулярные богослужения. Каждую среду служится акафист вмч. Пантелеимону перед его иконой с частицей мощей. Среди святынь обители - образы преподобномучениц Антонины и Надежды. При М. м. действует воскресная школа, мон-рь издает ежемесячную газ. «Троицкий вестник».

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-76327; Д. П-78607; ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180; Оп. 163. Д. 12. Св. 2147. Л. 2-2 об.; Оп. 240. Д. 87. Л. 369-389, 457.
Лит.: Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1891. Т. 4. С. 366; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. описание г. Егорьевска (Рязанской губ.) с уездом. М., 1901. Ч. 1; Денисов. С. 726; Виталь А. А. Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин, 1872-1901. М., 1992p; Православные мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 160; Егорьевский у.: Храмы Егорьевского и Шатурского р-нов / Сост.: свящ. О. Пэнэжко. [М., 2001]. С. 15-20; Максимов М., свящ. Преподобномученицы Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова): [Новомученики Егорьевские] // Московские ЕВ. 2003. № 11/12. С. 121; Русская Голгофа: Бутово. М., 2005. С. 20, 67, 135, 170, 175; ЖНИР. Март. С. 83-87; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., Серафим (Питерский), игум., Синельникова Т. П. Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в. Рязань, 2012. С. 130-135; Никодим (Лунев), игум. Свято-Троицкий Мариинский жен. мон-рь // Егорьевград. 2012. № 4. С. 2-8; он же. Егорьевские храмы и мон-ри. М., 2015.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также