(Кон. XIV - 1-я пол. XV в.?), прп. (пам. 29 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских преподобных), Псково-Печерский. Сведения о М. сохранились только в одном источнике - Повести о Псково-Печерском мон-ре нач. XVI - 1-й пол. XVII в., причем в разных редакциях памятника тексты, посвященные М., практически не различаются. Согласно Повести, М. был одним из первых старцев, поселившихся в пещере на месте буд. Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В редакции 20-х гг. XVI в. неизвестный автор так пишет о результатах своих поисков сведений о М.: «О сем убо известо не могохом обрести, каков бяше старец он и коего рода человек или како в сие место прииде и колико время пожит, и како скончася» (РНБ. Соф. 432. Л. 342). Он ссылается на предания («слышахом от неких убо в повестех обносимо и глаголющим») о том, что «прежде» при пещере у ручья жил некий старец, местные охотники («ловцы») видели его у 3 камней, которые ныне лежат у ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Прп. Иона, 1-й строитель Печерского мон-ря, вписал имя М., как 1-го старца печерского, в синодик, а также указал место его погребения.
Мощи М. были обретены во время игуменства Дорофея при расширении Успенской ц. в 1523 г. Доски гроба распались, «кости же с составы и с ризами, и с куколем корениемъ земным кругом обростши, извиваяся около его, яко воилоком тлъстым обвит, и вся съставы его с главою вкупе неразшедшися пребыша» (Там же. Л. 342 об.). Мощи М. переложили в новый гроб и поставили на том же месте в пещере.
В достоверности преданий сомневался игум. прмч. Корнилий (Ɨ 1570), к-рый повелел «загладити» имя М. в монастырском поминании. В Повести о Псково-Печерском мон-ре, написанной Корнилием в 1531 г., рассказ о М. отсутствует. В редакции Повести 80-х гг. XVI в. рассказывается, что вскоре после того, как имя М. было исключено из поминания, Корнилий тяжело заболел. Получив откровение («Бывает же ему от Бога извещение некако» - БЛДР. Т. 13. С. 478), он повелел вести себя ко гробу М., у которого молился, прося о прощении, и обещал снова записать имя М. в монастырский помянник, после чего тотчас был исцелен. С тех пор имя М., 1-го старца печерского, поминается, как пишет автор Повести, «и до сего дни непременно». В монастырской Кормовой книге кон. XVI - нач. XVII в. под 16 марта указывается общая память печерских игуменов - от М. и Ионы до Никона (80-е гг. XVI в.): «Месяца того же (марта.- В. О.) въ 16 день память творити первому старцу печерному Марку и первому строителю обители сея Пречистыя Богородицы в пещере Богомъзданней священноиноку Ионе» (Тихон (Секретарев), архим. Врата Небесные: История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Печоры, 2008. С. 34).
В 1600 г. по благословению Псковского еп. Геннадия обветшавший гроб М. при игум. Иоакиме был заменен новой гробницей, которую поставили «на том же месте, идеже первие стоял, под Спасовым образом, прямо дверей», о чем повествуется в гл. «О переложении мощей начальных старцев Печерских» Повести о Псково-Печерском монастыре нач. XVII в. (БЛДР. Т. 13. С. 510). В 1773 г. мощи преподобного были переоблачены и положены на прежнем месте в новом гробу. Ныне мощи М. покоятся там же, в первой «Богомзданной» пещере.
Богослужебные тексты, посвященные М., в рукописях не встречаются. Акафист преподобным Марку, Ионе, Корнилию и Вассе Псково-Печерским был написан буд. патриархом Московским и всея Руси Пименом, в то время (1949-1953) наместником Печерской обители.