[Флавий Маркиан Август; лат. Flavius Marcianus Augustus; греч. Μαρκιανός] (392, Фракия - 27.01.457, К-поль), имп. Восточной Римской (Византийской) империи (с 24 авг. 450). М. был сыном военного; начал военную службу в гарнизоне Филиппополя во Фракии (ныне Пловдив, Болгария). Там же еще в молодости был ложно обвинен в убийстве, но его невиновность вскоре была доказана, и он был восстановлен в звании (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 1). Во время византийско-персидской войны 421 г. М. был еще стратиотом, рядовым солдатом. После войны, вернувшись в К-поль, М. поступил на службу в качестве доместика (командирский чин) в частную дружину Ардабурия, сына могущественного готского полководца Аспара. В 431 г. Аспар был отправлен в Карфагенскую Африку, чтобы оказать помощь магистру армии Зап. империи Бонифацию в войне с вандалами, осаждавшими г. Гиппон Регий. Вандалы сняли осаду, но им удалось разбить Аспара в сражении, и М. среди мн. воинов попал в плен. С пребыванием М. в плену визант. историки VI в. Прокопий Кесарийский и Евагрий Схоластик связывают историю о чудесном видении, предвещавшем М. имп. трон. Нек-рое время пленников содержали во дворе резиденции короля вандалов Гейзериха. Во время полуденного зноя, когда пленные дремали во дворе, Гейзерих из окна своей резиденции увидел, как над М. парит орел. Призвав его к себе и узнав, кто он такой, Гейзерих рассказал ему об увиденном и предположил, что М., возможно, предстоит стать императором. Гейзерих отпустил М., взяв с него обещание, что когда он станет императором, то не будет воевать с вандалами (Procop. Bella. III 4; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 1; Theoph. Chron. P. 104; Zonara. Epit. hist. XIII 24). Второй вариант похожей истории о видении содержится в «Хронографии» Феофана Исповедника (нач. IX в.). Еще во время персид. войны 421 г. М. заболел и был оставлен на лечение в ликийском г. Сидиме. Здесь он сблизился с местными молодыми людьми - братьями Юлием и Тацианом. Однажды на охоте, когда все трое легли отдохнуть и задремали, Юлий, проснувшись прежде других, увидел чудесное явление: над М. парил орел, закрывая его крыльями от солнца. Братья сочли, что знамение предвещает М. стать императором, и рассказали ему об этом. На обратный путь в К-поль они дали ему 200 номисм и попросили отблагодарить их, когда он достигнет величия. Впосл. М. назначил Тациана префектом (эпархом) К-поля, а Юлия - правителем Ликии (Theoph. Chron. P. 105). Вероятно, обе легенды возникли уже в период правления М., чтобы объяснить неожиданный карьерный взлет провинциалов Юлия и Тациана, а также тот факт, что М. действительно воздерживался от военных действий против вандалов. М. прослужил при Аспаре 15 лет и стал трибуном думестиков (Theod. Lect. Eccl. hist. I 2; Chron. Pasch. P. 590; Theoph. Chron. P. 104).
Возведение М. на имп. престол произошло по инициативе августы Пульхерии, к-рая оказалась единственной наследницей династии Феодосия Великого после внезапной смерти имп. Феодосия II 28 июля 450 г. Согласно большинству визант. источников, Пульхерия указала на уже престарелого М. как на своего буд. супруга и соправителя. Впрочем, ситуация избрания М. недостаточно ясна. Между смертью Феодосия II и коронацией М. прошел почти месяц, и подробности политической борьбы за визант. престол в этот период неизвестны. Возможно, что кандидатуру М. поддержал (или даже первоначально выдвинул) Аспар, желая видеть на престоле человека, связанного с его кланом. Согласно версии хрониста Иоанна Малалы (VI в.), якобы сам Феодосий II на смертном одре указал Пульхерии на М. как на своего преемника и получил в этом поддержку синклита и содействие Аспара (Ioan. Malal. Chron. P. 267; Chron. Pasch. P. 589). Церемония провозглашения М. императором состоялась 24 авг. 450 г. в военном лагере в Евдоме близ К-поля, в присутствии представителей синклита и народа (цирковых партий димов). С этой церемонией было связано также заключение брака между М. и Пульхерией. К-польский патриарх Анатолий разрешил Пульхерию от обета безбрачия. Впрочем, этот брак оставался лишь политическим союзом. Ряд исследователей Византии кон. XIX-XX в. предполагали, что патриарх Анатолий проводил также церемонию церковной коронации М. в базилике Св. Софии в К-поле (Sickel. 1898). Об этом есть свидетельство в поздней хронике Псевдо-Симеона Логофета (X в.), и оно представляет собой анахронизм. В настоящее время признано, что в эпоху М. церковной коронации в империи еще не существовало. Со смертью Пульхерии в 453 г. М. остался единоличным императором.
Важнейшие события правления М. произошли в церковной политике. М. стал императором в период острого конфликта в Церкви вокруг событий II Эфесского («разбойничьего») Собора 449 г. Вскоре после коронации М. Пульхерия выдвинула инициативу созыва нового Вселенского Собора для рассмотрения эфесского дела. Был также отстранен от власти евнух Хрисафий, распоряжавшийся в последние годы правления Феодосия всеми делами и покровительствовавший монофизитам, архим. Евтихию и архиеп. Диоскору Александрийскому. Впосл. Хрисафий был казнен, вероятно с санкции М. Уже в 450 г. на поместном Соборе в К-поле патриарх Анатолий восстановил в диптихах память свт. Флавиана К-польского, низложенного «разбойничьим» Собором, осудил Евтихия и принял Томос папы Римского Льва I Великого. В столицу было перенесено тело свт. Флавиана и помещено в соборе св. Апостолов. Из ссылок на свои кафедры по распоряжению М. были возвращены все епископы, осужденные Эфесским Собором. В то же время М., Пульхерия и патриарх Анатолий начали консультации с папой Львом о новом Вселенском Соборе. Папа предлагал устроить Собор в Италии или вообще от него отказаться, считая достаточным одобрение его Томоса на поместных Соборах. Однако М. и Пульхерия с этим не согласились; распоряжением от 17 мая 451 г. М. назначил новый Вселенский Собор в Никее на 1 сент. Однако, поскольку М. хотел лично контролировать ход Собора, а дела удерживали его в столице, Собор открылся 8 окт. 451 г. в Халкидоне, пригороде К-поля, в базилике св. Евфимии (см. ст. Вселенский IV Собор). В то же время Пульхерия потребовала от правителя пров. Вифиния не допускать на Собор не приглашенных на него монахов; чтобы предотвратить беспорядки, на Соборе должны были присутствовать 17 имп. чиновников из синклита. М. лично посетил заседание Собора 25 окт., на к-ром был зачитан Халкидонский орос. До этого М. одобрил осуждение Диоскора Александрийского и дал распоряжение о его ссылке в Гангры в Пафлагонии. По завершении Собора 1 нояб. М. утвердил все его постановления. Уже после Собора завязалась активная переписка между Римом, М., Пульхерией и патриархом Анатолием по поводу 28-го канона Собора, к-рым епископу К-поля давалось первенство чести после Рима и права церковной юрисдикции над диоцезами Фракия, Асия и Понт. Папа Лев возражал против этого решения, считая его неуместным расширением власти К-польской кафедры. Согласия в этом вопросе К-полю и Риму добиться не удалось, но обе стороны не пошли на обострение отношений. Папа по-прежнему не признавал этого канона, однако с одобрения императора канон вступил в действие в Восточной империи.
7 февр. 452 г. М. издал эдикт, обращенный к жителям К-поля, в котором заявил, что все религ. вопросы окончательно разрешены Халкидонским Собором. В будущем воспрещалось устраивать к.-л. публичные прения о вере под угрозой наказания: клирику - в виде изгнания из клира, состоявшим на гос. службе лицам - лишения поста и изгнания со службы, простым гражданам - изгнания из города. 13 марта последовало такое же распоряжение на имя префектов претория, и т. о. действие этого эдикта было распространено на всю территорию империи. Однако волнения и недовольство Халкидонским Собором остановить не удалось. Поэтому это распоряжение еще раз понадобилось повторить в сакрах М. от 6 и 28 июля 452 г.
Вскоре после Халкидонского Собора, уже в кон. 451 г., началось восстание в Палестине. Его руководителем стал мон. Феодосий, присутствовавший в свите архиеп. Иувеналия Иерусалимского на Соборе. По окончании Собора он поспешил в Иерусалим, опередив Иувеналия, обвинил его в вероотступничестве. Его поддержали множество палестинских монахов, а также вдовствующая имп. Евдокия, проживавшая в Палестине. Архиеп. Иувеналий не смог вернуться в Иерусалим; он был остановлен бунтовщиками в Кесарии Палестинской и вскоре бежал обратно в К-поль просить у М. помощи. Феодосий был поставлен патриархом и оставался на престоле Иерусалимской Православной Церкви 20 месяцев, низлагал верных Иувеналию епископов и ставил вместо них своих людей. М. долгое время не решался вмешиваться в эту ситуацию. В 453 г. он дал распоряжение дуксу Палестины Дорофею подавить движение, возглавляемое Феодосием. Близ г. Неаполя (ныне Наблус, Палестинская автономия) произошло сражение войска с монахами, и восставшие были быстро разгромлены. Архиеп. Иувеналий прибыл в Иерусалим и занялся восстановлением церковной иерархии. Однако в оппозицию перешла имп. Евдокия, до 455 г. она отказывалась признавать Иувеналия. М. и Пульхерия обращались с воззваниями к жителям Палестины и монашествующим, но они не имели успеха. Тем не менее после примирения имп. Евдокии и архиеп. Иувеналия ситуация в Палестине постепенно нормализовалась.
Отрицательную реакцию Халкидонский Собор вызвал и в Египте. Еще на Соборе епископы Александрийской Православной Церкви попросили отсрочки, когда архиеп. Анатолий требовал от них подписи под Томосом папы Льва и соборным оросом. Епископы ссылались на то, что после низложения Диоскора они лишены патриарха и не могут выработать единогласное решение. В 452 г., сразу же после поставления в Александрии нового патриарха Протерия, произошел бунт. По указанию М. в наказание жителям префект Египта Феодор отменил хлебные выдачи, запретил проводить ристания на ипподроме и закрыл общественные термы. Однако это только озлобило жителей. Новый префект Флор имел в своем распоряжении военные гарнизоны и пытался использовать солдат против недовольных. В 452 и 453 гг. в Александрии произошли стычки - неск. солдат были сожжены заживо толпой на площади разрушенного храма Сераписа. В Александрию послали дополнительные войска. В 453 г. свидетелем этих событий стал историк Приск Панийский. По его уверению, именно он дал совет Флору воздействовать на народ иными мерами. Флор выступил перед народом на ипподроме, обещал открыть термы, вернуть хлебные выдачи и разрешить общественные увеселения (Priscus Panites. 1851. P. 101; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 5). Это привело к некоторому успокоению, однако религ. разногласия не были устранены. Большинство александрийцев отказывались признавать Протерия патриархом. М. послал в Александрию силенциария Иоанна, чтобы примирить народ с патриархом, но Иоанн успеха не достиг. К тому же из-за сурового нрава Протерия Иоанн вскоре сам разорвал с ним отношения и, вернувшись в К-поль, обвинил его перед М. в том, что патриарх тратит необоснованно огромные суммы на личную военную охрану и тем раздражает александрийцев. Смерть М. привела к новым волнениям и насилию в Александрии. Горожане избрали патриархом лидера монофизитов Тимофея Элура; вскоре противостояние двух патриархов завершилось убийством Протерия на Пасху 457 г.
31 июля 455 г. М. издал эдикт об ограничении в гражданских правах еретиков, противников Халкидона и др. Вселенских Соборов: они не могли получать старшие воинские чины выше звания когорталинов, им запрещалось устраивать тайные религ. собрания, в противном случае предусматривалось либо публичное наказание палками для простолюдинов, либо штраф для привелигированных сословий. Репрессии также не имели серьезных последствий и, как показали дальнейшие события, не смогли изменить отрицательное отношение Египта и ряда др. вост. провинций к Халкидонскому Собору.
В 456 г. в К-поле произошли беспорядки, не связанные с религ. вопросом. Причиной столкновений послужили распри цирковых партий димов. М. был патроном венетов (голубых), а зачинщиками столкновений выступили оппозиционные ему прасины (зеленые). В ответ на это выступление М. издал распоряжение о запрете прасинам на 3 года занимать как гражданские, так и военные служебные посты (Chron. Pasch. P. 592); достоверность этого запрета сомнительна. В кон. лета 456 г. М. тяжело заболел и 5 месяцев был прикован к постели. Тем не менее, даже будучи болен, 26 янв. 457 г. М., как обычно, прошел с крестным ходом из К-поля в Евдом, а на следующий день скончался.
О законодательной деятельности М. известно мало. В одном из первых своих распоряжений он отказался взимать налоговые недоимки за 430-447 гг. (CTh. II 2). М. отменил обязательные взносы при вступлении на адм. должности (СJ. I 39.2) и древний обычай консулов при вступлении в должность разбрасывать деньги в народ. Сэкономленные суммы предписывалось передавать на ремонт водопровода и общественных строений в К-поле (Marcell. Сom. Chron. AD. 452).
Положение Вост. Римской империи было стабильным. Столкновения с соседями происходили только на отдаленных вост. границах: в Аравии с сарацинами, в Египте с блеммиями, в Лазике с иверами. Как правило, краткие периоды военных действий завершались мирными переговорами. Ко времени правления М. относится значительная часть сохранившихся фрагментов сочинения визант. дипломата Приска Панийского «О посольствах». В 452 г. арабы (сарацины) вторглись в провинции Аравия и Финикия Ливанская, но были разбиты Ардабурием, магистром армии Востока. Для заключения мира М. направил на Восток Максимина, к которому был прикомандирован Приск (Priscus Panites. 1851. P. 100). В 453 г. Максимин был назначен с дипломатической миссией к блеммиям и набадам, к-рые незадолго до этого совершили набег на Юж. Египет. Максимину удалось заключить с ними мир на выгодных условиях: варвары согласились вернуть награбленное, без выкупа отпустить пленных и выдать заложников. Вероятно, Максимин обещал возобновить им выплаты, положенные еще со времен имп. Диоклетиана (кон. III в.). Кроме того, набадам было разрешено беспрепятственно служить в древнем храме Исиды на о-ве Филе (Ibidem). Договор оказался недолговечным. Вскоре по возвращении в Александрию Максимин умер, после чего варвары сочли себя свободными от обязательств, заключенных с ним, отбили своих заложников и вновь стали совершать грабительские рейды в Египет. В 455 г. М., стремясь расширить влияние империи в Закавказье, вмешался в вопрос о престолонаследии в Лазике, царь к-рой Губаз I без согласия М. провозгласил соправителем своего сына. В 456 г. М. начал сосредоточивать войска в Армении для вторжения в Лазику, но по совету магистра оффиций начал переговоры с Губазом. Вскоре царь согласился отречься от власти при условии сохранения трона за его сыном. М. обещал ему выполнить это условие, однако требовал прибытия Губаза в К-поль и отправил к нему сопровождающим чиновника Дионисия (Ibid. P. 102-103). Тем не менее Губаз затягивал переговоры и прибыл в К-поль уже после смерти М. Во время этих событий Губаз безуспешно пытался добиться поддержки от персид. царя Йездигерда II, к-рый вел войну в Центр. Азии с гуннами-эфталитами и не мог активно вмешиваться в дела в Закавказье. По арм. источникам известно также, что Йездигерд не поддержал и восставших против М. армян.
Зап. Римская империя в те же годы переживала тяжелейший кризис. М. известил о своем восшествии на престол зап. имп. Валентиниана III и папу Римского Льва I и стал включать имя Валентиниана как соправителя в свои офиц. документы. На Западе же имя М. вносить в эдикты не торопились. Т. о. зап. правительство, вероятно, выражало недовольство тем, что М. был избран императором без согласия Равенны. М. как соправитель Валентиниана впервые упомянут только в новелле от 29 июня 452 г. (Novell. Val. 36). 30 марта 452 г. изображение М. было установлено в Риме. В отношениях с Гуннской державой Аттилы М. занял более жесткую позицию, нежели Феодосий II. М. согласился посылать Аттиле ежегодные дары как плату за спокойствие на границах Восточной империи, но отказывался выдавать гуннам огромные откупные суммы, которые им выплачивал Феодосий II с 447 г. В кон. 450 - нач. 451 г., чтобы добиться новых условий соглашения, послом к Аттиле был отправлен Аполлоний, к-рого также сопровождал Приск. Однако Аттила посчитал, что Аполлоний не имеет необходимого статуса как посол, и не принял его. Весной 451 г. Аттила вторгся в Галлию, но потерпел поражение на Каталаунских полях. В 452 г. он разорил Сев. Италию, через год планировал вторжение на Балканы, но скоропостижно скончался в нач. 453 г. (Priscus Panites. 1851. P. 98-99). С его смертью держава гуннов распалась; мн. подвластные им племена стали независимы. Часть варварских племен с согласия М. переселились в дунайские провинции М. Скифия и Прибрежная Дакия.
16 марта 455 г. в Риме был убит имп. Валентиниан III, и власть захватил сенатор Петроний Максим, женившийся на вдове Валентиниана Евдоксии, дочери Феодосия II. В июне 455 г. в качестве мстителя за покойного императора под стенами Рима появился флот короля вандалов Гейзериха. По общему мнению, вандалы были призваны Евдоксией. В начавшейся панике Петроний Максим погиб; вандалы взяли Рим, грабили его 2 недели и вернулись в Карфаген, взяв в плен семью Валентиниана III: Евдоксию, сына Гауденция и дочерей Евдоксию и Плацидию. 9 июля 455 г. в Галлии императором был провозглашен местный аристократ Авит, однако его правление завершилось спустя год. Имп. власть в Зап. империи была окончательно дезорганизована, в Италии правил главнокомандующий Рецимер (Рекимер), к-рый ставил императоров из числа своих приближенных. Рецимер признавал формальный сюзеренитет М., а также его преемника Льва I. Официально взаимоотношения между обеими частями империи оставались дружескими. В кон. 455 г. Авит отправил посольство к М. Кроме признания его соправителем он просил также содействия в войне с вандалами. Однако М. ограничился 2 посольствами к Гейзериху и предпочел не вмешиваться в войну. Послы М. просили Гейзериха отпустить в К-поль имп. Евдоксию и ее детей, но пленных не отпустили.
В памяти византийцев М. остался как бережливый и заботившийся о народе правитель, отличавшийся особым благочестием (Theod. Lect. Eccl. hist. I 6). С его именем связано торжество правосл. веры. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память М. вместе с памятью Пульхерии указана под 18 февр. (в ряде списков - 17 февр.) с заметкой, что синаксис совершается в Великой ц. (соборе Св. Софии) в ближайшее воскресенье (SynCP. Col. 469-470).