(XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), диакон, в Дальних пещерах почивающий. М. не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- в Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как время жизни М. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер. 1997. С. 66 и др.) следует признать необоснованным.
М. впервые упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах: «[Тело] святого инока Мартирия диакона, в стихаре еще до ныне почивающего» (цит. по: Модест (Стрельбицкий), архиеп. 1885. С. 79).
При этом имя М. отсутствует в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг.
В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1885), сообщалось, что из-за «великой чистоты и подвигов постнических» М. был удостоен диаконства и получил дар чудотворения; молился на амвоне за просивших его о молитве (о здравии и о проч. добром намерении); был «издалека страшен» бесам, к-рых отгонял своей молитвой.
Научное исследование мощей Дальних пещер, произведенное в 1982 г., показало, что М. скончался в возрасте 55-60 лет (Дива печер. 1997. С. 94; см. также: Там же. С. 88).
Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры (1684-1690; впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. прославляется в 6-м тропаре 7-й песни канона. Общецерковное почитание М. установлено указами Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено издавать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропарь и кондак М. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 70). Введение дня памяти М., как и многих др. святых отцов Дальних пещер, приходится на период между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)).
В Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) кон. XVIII в. описание облика М. включено в Собор Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): «В стихаре, кадило в правой руке, левая молебна, рус, власы и брада Никиты мученика, косы на правом плече, стихарь бакан, испод лазорь, зрит назад, уларь (орарь) на левом плече» (БАН. Строг. № 66. Л. 313 об.- «правая страна», 43-й).
Единоличное изображение М. представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы мастеров Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) и находится на стене у раки святого в Дальних пещерах лавры. М. показан мужем старше средних лет, вьющиеся с проседью волосы открывают лоб с небольшой залысиной, борода окладистая, менее средней длины; представлен в 3/4-ном повороте влево, почти поколенно, облачен в соответствии со своим служением в стихарь, под широкими рукавами к-рого виден подрясник, на запястьях - поручи, препоясан крестообразно орарем; в правой руке держит кадило, левая прижата к сердцу.
Близок по возрастной характеристике, несмотря на седую бороду, образ святого на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры. М. изображен также в момент служения: левая рука поднята перед грудью в жесте возглашения, в опущенной правой держит край ораря, перекинутого через левое плечо. В составе богослужебного облачения - камилавка на голове (длинные волосы зачесаны назад), стихарь зеленого цвета. Фигура показана в легком развороте вправо. В нимбе надпись: «Прп: Мартрй Даконъ».
Образ святого включается в состав композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, начало сложения к-рого связано с процессом соборной канонизации печерских чудотворцев и приходится на 2-ю пол. XVII в. Эта схема воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в. В большинстве случаев местоположение М. остается неизменным - в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, в верхней части композиции, обычно в 8-м снизу ряду, в центре группы из 5 святых, рядом со святым того же служения - диаконом прп. Ахилой; оба этих святых выделяются диаконским облачением, контрастным по цвету темным монашеским одеждам; фигура М., как правило, показана развернутой от центра, словно в духовной беседе с прп. Ахилой.
Известно большое количество гравюр и литографий с изображением Собора Киево-Печерских чудотворцев. Неск. гравюр этого извода упоминает Д. А. Ровинский (2 из них кон. XVII (№ 1507) и 1-й пол. XVIII в. (№ 1506 - Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623), в т. ч. лист почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюру 1771/74 г. работы Якова Кончаковского и ее копию 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517). Напр., на киевской гравюре Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ) М. изображен держащим в правой руке кадило и с поднятой в жесте возглашения левой рукой, орарь перекинут через правое плечо; в отличие от прп. Ахилы он представлен с непокрытой головой, вьющиеся седые волосы лежат по плечам. При соблюдении в целом схемы композиции на эстампах XIX в. встречаются изменения, напр., на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Алёхина. 2006. С. 63) М. обращен к центру, а прп. Ахила - вовне, оба в монашеском облачении, из традиц. одежд М. сохранена лишь камилавка на голове, так же, но оглавно, на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ); на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и на хромолитографии 1894 г. (ГЛМ, РГБ; см.: Там же. С. 64) мастерской Киево-Печерской лавры оба диакона показаны в развороте к центру, М. представлен с непокрытой головой в стихаре с крестообразно повязанным орарем. В ряде случаев, особенно когда привычный порядок расположения святых нарушен, указание на характер служения М. отсутствует - как и др. преподобные, он изображен в монашеской мантии с клобуком на голове (напр., на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина, ц. вмц. Варвары в Казани).
На иконах «Собор Киево-Печерских святых» сохраняются общие принципы этой композиции, принятые на эстампах. Наиболее ранней и соответствующей традиц. схеме с размещением М. (голова не покрыта) в центре пятерицы святых, обращенным от центра, является икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117). На иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) М. изображен в соответствии с начальным изводом, но в коричневой мантии и красном подряснике, с непокрытой головой. При сохранении традиц. схемы композиции не только достоверно, но и изобретательно показаны диаконские одежды М. и прп. Ахилы на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): на М. красный орнаментированный стихарь со светло-зелеными вставками (также с орнаментом) на груди и рукавах и золотисто-желтым орарем на левом плече, у прп. Ахилы - зеленый стихарь с сиреневой вставкой на груди и розовый орарь; на голове М.- камилавка. На иконе сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) помимо изображения одежд диаконов (на М. красный стихарь, из-под к-рого виден темный подрясник, на левом плече охристый орарь, голова не покрыта, на прп. Ахиле - золотистый стихарь и серый крест-накрест повязанный орарь) иконописец представил их в духовной беседе, подчеркнув общение диаконов через передачу взглядов, а также жеста руки прп. Ахилы. На миниатюрных эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, М. узнается благодаря сохранению его фигуры в традиц. группе святых и по диаконскому облачению; напр., на иконе 2-й пол. XIX в., ЦМиАР (см.: Алёхина. 2006. С. 48) святой представлен в зеленоватом стихаре, крестообразно опоясанном орарем, без камилаки, обращен к центру; развернутым вовне, в голубом стихаре он представлен на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия).
В монументальной живописи М. изображен в группе святых XIV в. (расположены в алфавитном порядке) в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) - в рост, в профиль, в мантии, на голове куколь.