МАТОЙ
Том XLIV, С. 324
опубликовано: 4 мая 2021г.

МАТОЙ

[Греч. Ματόης], прп. (пам. в субботу сырную), иером. Рассказ о М. находится в Apophthegmata Patrum - агиографическом памятнике IV-VI вв., представляющем собой сборник рассказов и назидательных поучений егип. монахов. Сведений о времени жизни М. этот источник не сохранил. Известно, что М. подвизался вместе с братом в Раифской пуст. (на берегу Красного м.), где находились монашеские поселения. Он был рукоположен во пресвитера, но скончался вскоре после посвящения в сан, так и не успев совершить таинство Евхаристии. Он верил, что не подвергнется осуждению за то, что ни разу не совершил литургию.

Сохранились многочисленные духовно-нравственные наставления преподобного в виде коротких изречений. Из них складывается образ кроткого, мудрого подвижника, одной из главных добродетелей которого было глубочайшее смирение. Так, после рукоположения он говорил епископу, не названному по имени, к-рый совершил хиротонию, что печалится о разлуке с братом, ведь она должна наступить, потому что он стал священником. Епископ предложил рукоположить и брата, если М. считает его достойным этого сана. Преподобный ответил, что не знает, достоин ли тот сана священства, но точно знает, что брат лучше его. О себе М. говорил, что в юности он думал, будто иногда совершает нечто доброе, теперь же, когда он состарился, видит, что не сотворил ни одного доброго дела.

В Apophthegmata Patrum неоднократно отмечено, что многие монахи приходили к М. за наставлением, и это свидетельствует о его известности и о духовном авторитете. Некий инок пришел к М., потому что его очень беспокоила словесная невоздержанность. Стоило иноку оказаться среди людей, он тут же начинал критиковать, обличать и осуждать даже их добрые дела. М. объяснил ему, что если среди людей смущают страсти и искушения, от к-рых трудно воздержаться, нужно искать уединения. Живя с братией, говорил авва, «нужно быть не четырехугольным, а круглым, чтобы можно было подкатиться к каждому». «И я живу в уединении,- добавил старец,- не по крепости духа, но по немощи; а сильные живут и среди людей».

В РПЦ память М. (вариант имени - Далматой) совершается в субботу сырной седмицы - в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, а также в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных.

Ист.: Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 289-294 [алф. часть алф.-аноним. собр.; пер.: Достопамятные сказания. 2010. С. 176-179].
О. Н. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
  • АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
  • АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных)
  • АММОНАФА (IV в.), прп. (пам. 12 дек. и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
  • АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших)
  • АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)
  • АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)
  • АРИС прп. Египетский (пам. в Соборе всех преподобных; пам. греч. 13 дек.)
  • АФИНОДОР (IV в.), прп., (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 29 дек.)
  • АФРЕ прп. Египетский, отшельник Нитрийский (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8 июня)