Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТРОНА
Т. 44, С. 332-334 опубликовано: 6 мая 2021г.


МАТРОНА

Исп. Матрона Белякова. Фотография. 1933 г.
Исп. Матрона Белякова. Фотография. 1933 г.

Исп. Матрона Белякова. Фотография. 1933 г.

Григорьевна Белякова (27.10.1863, дер. Анемнясево Касимовского у. Рязанской губ.- 29.07. 1936, Москва), исп. (пам. 16 июля, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Биография М. известна в основном по жизнеописанию, составленному с ее слов ок. 1933 г. приезжавшими в Анемнясево из г. Касимова братьями сщмч. Николаем и мч. Владимиром Правдолюбовыми. После их ареста рукопись находилась в архивах органов гос. безопасности, где была обнаружена и опубликована в 90-х гг. ХХ в. прот. Сергием Правдолюбовым, настоятелем храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве.

М. род. в многодетной крестьянской семье; по воспоминаниям односельчан, семья была одной из самых бедных в окру́ге. Была крещена свящ. Филиппом Правдолюбовым в Казанском храме с. Шеянки (ныне Шеенки) Касимовского у., к приходу к-рого относилась дер. Анемнясево. Родители с раннего детства не любили М., она терпела обиды, ругань и побои. До 7 лет росла, как обычные дети: играла, любила ловить бабочек. «Посажу их, бывало, на окошко и не пускаю,- вспоминала она,- этим только и грешна была». В 1870 г. М. заболела оспой и полностью ослепла. Несмотря на слепоту, родители вменили ей в обязанность нянчить младших сестер и братьев. В 10 лет она нечаянно уронила младшую сестру с крыльца на землю. Вернувшись, мать жестоко избила ее за недосмотр за ребенком. В это время М. было видение Пресв. Богородицы, обратившейся к ней с утешением. Девочка сказала об этом матери, но та стала еще сильнее избивать дочь. Еле живая от побоев М. с трудом залезла на печку, а на утро она не смогла встать. «И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала»,- рассказывала М. При этом она все время оговаривалась: «Боюсь я, что это грешно. Не прогневать бы мне Бога. Про мать так рассказывать, грех-то какой».

Исп. Матрона Анемнясевская. Икона. Нач. XXI в. (ц. Рождества Богородицы во Владыкино)
Исп. Матрона Анемнясевская. Икона. Нач. XXI в. (ц. Рождества Богородицы во Владыкино)

Исп. Матрона Анемнясевская. Икона. Нач. XXI в. (ц. Рождества Богородицы во Владыкино)

Ростом М. так и осталась как 10-летний ребенок. Без посторонней помощи могла только переворачиваться с боку на бок, шевелить руками, брать небольшие предметы. До 17 лет М. пребывала в родительском доме, а после смерти родителей жила с сестрой Дарьей в небольшом доме, построенном на пожертвования почитателей блаженной. М. лежала круглые сутки в небольшой комнатке в детской кроватке, задернутой пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее выносили в прохладные сени, и там она находилась до самой зимы, несмотря на наступавшие холода. Впосл. Дарья, относившаяся к сестре как к источнику получения материальных средств, отобрала по суду дом себе. М. вынуждена была переселиться к племяннику Матфею, который вместе с женой Ириной относился к блаженной с любовью и теплом. После кончины мужа Ирина продолжала ухаживать за М., стараясь облегчить ее участь. М. была терпелива и смиренна. Односельчане относились к ней с глубоким сочувствием, видели в ней угодницу Божию, навещали ее, просили помолиться за них. С Божией помощью М. исцеляла и утешала обращавшихся к ней. Со временем молва о М. распространялась все шире, к ней приходили со своими скорбями, нуждами и болезнями из соседних сел и деревень, из Касимова и др. отдаленных мест. Эти посещения превратились в беспрерывный поток паломников. В 1930 г. в Великий пост, по воспоминаниям очевидцев, в один день пришли 70 чел.

М. знала наизусть много молитв, которые запоминала после первого же прочтения, цитировала по памяти Свящ. Писание, пересказывала очень точно Жития святых. Акафисты и др. церковные песнопения пела удивительно чистым и звонким детским голосом, очень правильно, воспроизводя особенности гласов и распевов. Часто пела духовный кант в присутствии посетителя, вкладывая в исполнение особый иносказательный смысл, понятный пришедшему человеку. М. советовала каждому молиться, одним рекомендовала «справлять получницу», занятым на работе или многодетным напоминала, что молиться можно везде и всегда, даже лежа; особенно же высоко ставила молитву в храме: «В церкви молитва в три поклона - больше, чем дома в триста». У М. появилось много друзей и почитателей из числа белого духовенства и монашествующих. Особенно она привечала монашек и девиц. В доме М. собирались большие группы девушек и под ее руководством вечерами распевали канты. Она строго соблюдала посты, кроме среды и пятницы держала пост и по понедельникам, с 17 лет не употребляла мяса. Не реже раза в месяц М. причащалась Св. Христовых Таин, в 30-х гг. ХХ в. ее причащал духовник - священноисп. Александр Орлов, настоятель храма во имя мц. Параскевы Пятницы с. Шеянки. В конце жизни М. перестала интересоваться мирской жизнью. Старица предчувствовала грядущие гонения, готовилась к переходу в иную жизнь. В кон. июня 1933 г., когда М. посетил свящ. Николай Правдолюбов с женой Пелагией, она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о том, что необходимо терпеть все, что посылает Господь, с благодарностью нести крест, данный Богом каждому: «От креста-то своего никуда не убежишь, как ни трудно, а надо его нести… Пошли и нам, Господи, терпенье, помоги крест донести».

Исп. Матрона Анемнясевская и новомученики Касимовские. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. при Бутырской тюрьме, Москва)
Исп. Матрона Анемнясевская и новомученики Касимовские. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. при Бутырской тюрьме, Москва)

Исп. Матрона Анемнясевская и новомученики Касимовские. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. при Бутырской тюрьме, Москва)

Местные власти со все большим беспокойством следили за посещавшими Анемнясево паломниками. Летом 1935 г. Бельковский районный отдел НКВД в связи с доносом о составлении свящ. Николаем Правдолюбовым и его братом Владимиром жизнеописания М. начал следственное дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Всего по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации были арестованы 10 чел., в основном из числа местного духовенства. 23 июня 1935 г. в районном отделе НКВД был выписан ордер на арест М., однако вышестоящие областные власти распорядились допросить ее на дому. На допросе 29 июня М. сказала: «В предъявленном мне обвинении виновной себя не признаю. Действительно, меня ежедневно посещает много почитателей, но я их не приглашала и против советской власти ничего не говорила». 5 июля правление колхоза в Анемнясеве приняло решение о выселении М. из деревни, т. к. она «тормозит дело коллективизации». Было составлено соответствующее обращение в районный отдел НКВД: «Немедленно изъять гражданку Белякову Матрешу из пределов деревни Анемнясево как вредного элемента, она своей святостью сильно влияет на темную массу». 2 авг. особое совещание при НКВД СССР приговорило М. к принудительному лечению. 8 сент. 1935 г. ее поместили в дом инвалидов в дер. Хотяжи Звенигородского р-на Московской обл.

Зимой 1935/36 г. уроженка соседней с Анемнясево дер. Полухтино Анна Харитонова стала хлопотать, чтобы ей разрешили взять М. на поруки. 28 марта 1936 г. заведующий Московским отделом социального обеспечения без согласования с НКВД отдал распоряжение о передаче М. из дома инвалидов на попечение Харитоновой. 30 марта М. вывезли из дома инвалидов в Москву, где она поселилась в доме в Б. Казённом пер., в квартире у Вассы Самылкиной. Туда вскоре началось паломничество почитателей М. Причащать ее возили в ближайший храм в честь Покрова Пресв. Богородицы на Лыщиковой горе. В нач. мая того же года М. была перевезена в дер. Корякино Клепиковского р-на Московской (ныне Рязанской) обл., где проживала в доме Дарьи Шубиной. Все это время органы НКВД вели поиск местонахождения М. 9 мая в Москве была арестована Анна Харитонова. Узнав о ее аресте, Шубина вечером 13 мая попросила жительницу той же деревни Анастасию Дубасову временно принять блаженную у себя. В ночь на 14 мая в дом Дубасовой явились сотрудники НКВД во главе с начальником 7-го отделения СПО УГБ и начальником районного отдела внутренних дел, а также районный прокурор и председатель сельсовета. Дубасова по просьбе М. успела вынести ее из дома и спрятала на огороде, но во время обыска старица была обнаружена. После задержания М. поместили в дом инвалидов им. Радищева во Владыкине (ныне в черте Москвы) с худшими условиями проживания, чем в предыдущем, и минимальным питанием. Скончалась она, по офиц. свидетельству, от сердечной недостаточности. Была похоронена на Владыкинском кладбище. В 60-х гг. ХХ в. в связи с реконструкцией подъездных путей железной дороги бо́льшая часть старого Владыкинского кладбища была снесена. Часть останков из вскрытых могил перенесли на Долгопрудненское кладбище, однако могила М. в их описи не значится. Точное место ее захоронения остается неизвестным.

М. была причислена к лику местночтимых святых Рязанской епархии резолюцией патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 апр. 1999 г. Прославлена для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 10719; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; Оп. 245б. Д. 69; Ф. Р-6775. Оп. 1. Д. 75; Ф. Р-5. Оп. 2. Вн. 1. Д. 5, 146.
Лит.: Житие св. блж. Матроны Анемнясевской / Сост.: свящ. Н. Правдолюбов, В. Правдолюбов. М., 1999; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в. Рязань, 2002. С. 169-187; ЖНИР. Июнь. С. 404-407; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., и др. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 189-200.
Игум. Дамаскин (Орловский), мон. Мелетия (Панкова)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Исповедники Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Собор Рязанских святых (10 июня) Матрона Григорьевна Белякова (1863 - 1936), исповедница (пам. 16 июля, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
См.также:
АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АЛЕКСАНДР Александрович Цицеронов (1893 - 1938) свящ., сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых)
АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АННА Поликарповна Ивашкина (1894-1948), мц. (пам. 27 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ВЕРА Николаевна Самсонова (1880-1940) мц. (пам. 1 июня, 10 июня - в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников)
ВИКТОР Краснов († 1918), крестьянин, мч., (пам. 29 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)