Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТРОНА
Т. 44, С. 334-338 опубликовано: 6 мая 2021г.


Содержание

МАТРОНА

Блж. Матрона Московская. Фотография. 2-я пол. 40-х гг. ХХ в.
Блж. Матрона Московская. Фотография. 2-я пол. 40-х гг. ХХ в.

Блж. Матрона Московская. Фотография. 2-я пол. 40-х гг. ХХ в.

Дмитриевна Никонова (10.11.1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885), дер. Себино Епифанского у. Тульской губ.- 2.05.1952, пос. Сходня Химкинского р-на Московской обл.), блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых). Основным источником биографических сведений о М. являются воспоминания о ней ее односельчан и их родственников, собранные в кон. 80-х - нач. 90-х гг. ХХ в. З. В. Ждановой (1917-2007), дочерью Е. М. Ждановой, на квартире к-рой блаженная проживала в 40-х гг. ХХ в.

Блж. Матрона Московская. Скульптура. Нач. XXI в. Скульптор Ю. П. Хмелевской
Блж. Матрона Московская. Скульптура. Нач. XXI в. Скульптор Ю. П. Хмелевской

Блж. Матрона Московская. Скульптура. Нач. XXI в. Скульптор Ю. П. Хмелевской

Происходила из благочестивой крестьянской семьи. Родилась полностью слепой, но была наделена духовным зрением. Была крещена в церковной сторожке сельского храма в честь Успения Пресв. Богородицы, закрытого в то время для обновления. Во время крещения, согласно рассказам очевидцев, над купелью поднялся столб светлого благоухающего дыма. Как знак особого Божия внимания к М. люди отмечали, что на теле у нее имелась выпуклость в области груди, подобная нательному кресту. С самого раннего возраста тянулась к иконам, не играла с др. детьми, часто присутствовала на богослужениях в Успенском храме, сначала с родителями, потом одна, при каждой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила ее в церкви. У М. было свое привычное место в храме - слева, за входной дверью, у зап. стены, где она неподвижно стояла во время службы. Вскоре она выучила церковные песнопения и часто подпевала певчим. Видимо, еще в детстве М. стяжала дар непрестанной молитвы.

Когда М. было ок. 7 лет, у нее открылся дар прозорливости и исцеления. К ней потянулись паломники сначала из окрестных сел и деревень, затем из др. уездов и даже губерний, привозили на телегах тяжелых, лежачих больных, иногда по 5-6 подвод в один день. По своей молитве М. исцеляла недужных, указывала решение сложных житейских вопросов, предупреждала о жизненных трудностях, предсказывала стихийные бедствия - смерчи и пожары. Еще в раннем возрасте она говорила о будущих революционных событиях, о том, как будут разорять храмы, грабить чужие богатства, гнать ближних, захватывать землю. По настоянию М. для сельской Успенской ц. была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Образ стал главной святыней храма и прославился мн. чудотворениями. Список с иконы сопровождал М. всю ее дальнейшую жизнь. В 14 лет вместе с дочерью местного помещика Лидией Яньковой М. совершила паломничество по святым местам, в т. ч. посетила Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры. Побывала она и в Кронштадте, где, согласно преданию, состоялась ее встреча с прав. Иоанном Кронштадтским. В 16 лет у М. отнялись ноги. Она навсегда потеряла способность ходить. Никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя Георгия Победоносца, г. Ивантеевка Московской обл.)
Блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя Георгия Победоносца, г. Ивантеевка Московской обл.)

Блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя Георгия Победоносца, г. Ивантеевка Московской обл.)

После революции и установления в стране советской власти родные братья М. стали сельскими активистами и выражали недовольство тем, что она принимала приходивших к ней за помощью людей, учила их хранить христ. веру. Братья опасались неприятностей со стороны властей из-за «злостной религиозной пропаганды» их сестры. Не желая огорчать свою престарелую мать ссорами с братьями, М. решила покинуть Себино. С 1925 г. она проживала в Москве и в Подмосковье в разных местах у родственников и знакомых, лишь иногда на время приезжала в родное село. Из-за угрозы преследований со стороны властей за «религиозную агитацию» М. обычно приходилось проживать без регистрации (прописки), скитаться с места на место, жить в тесноте или в неприспособленных для этого помещениях (в подвалах, неутепленных пристройках). Заботу о слепой и неходячей М. брали на себя послушницы - «хожалки», сопровождавшие ее в скитаниях. В Москве М. жила в разное время в Вишнякoвском пер., у Никитских ворот, на Пятницкой ул., в Сокольниках, в Петровско-Рaзумовском, в Царицыне (тогда пригород Москвы), в Загорске (ныне Сергиев Посад). Относительно продолжительное время М. проживала лишь в неск. местах: на Ульяновской (ныне Николоямской) ул. у свящ. Василия Жаворонкова, женатого на послушнице М. Пелагее; у бывш. односельчанки Ждановой в Староконюшенном пер., д. 39 (с 1942 по 1949); у дальнего родственника Сергея Курочкина в подмосковном пос. Сходня, Курганная ул., д. 23 (с 1950 и до смерти).

Все эти годы М. принимала многочисленных посетителей, обращавшихся к ней за помощью,- больных и нуждавшихся в духовном наставлении и совете. В нек-рые дни число приходивших к М. превышало 40 чел. По ее молитвам совершались исцеления, многим людям наставления М. помогли принять верное решение в трудных жизненных ситуациях. Посещавшим М. людям она запомнилась сидящей на кровати, с маленькими, словно детскими, ручками и ножками, с добрым светлым лицом, ласковым голосом. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, иногда строго наставляла. Не проповедовала и не учительствовала, давала по заданным ей житейским вопросам советы, как поступить в той или иной ситуации, учила предавать себя в волю Божию и жить с молитвой. Сама М., принимая весь день людей, посвящала ночь молитвенному служению, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. Жилище М. всегда было украшено многочисленными иконами, в ее комнате в доме в Староконюшенном пер., по воспоминаниям очевидцев, было 3 красных угла, а в них - иконы сверху донизу с горящими перед ними лампадами. В последние годы жизни, не имея возможности посещать храм, М. часто просила родственников пригласить священника исповедовать и причастить ее. По преданию, предсказала собственную смерть за 3 дня и, сделав необходимые распоряжения, продолжала принимать людей все свои последние дни. Панихиду по М. отслужил в Ризоположенском храме на Донской ул. известный московский свящ. Николай Голубцов. 4 мая 1952 г. М. была похоронена на заранее выбранном ею Даниловом кладбище Москвы. Могила почиталась верующими, на ней горела неугасимая лампада, однако с течением времени оказалась полузабытой.

Рака с мощами блж. Матроны Московской (Покровский жен. мон-рь, Москва)
Рака с мощами блж. Матроны Московской (Покровский жен. мон-рь, Москва)

Рака с мощами блж. Матроны Московской (Покровский жен. мон-рь, Москва)

Массовое народное почитание М. началось с возрождением в стране церковной жизни и появлениями публикаций о блаженной и явленных ею чудесах. В 1993 г. вышло жизнеописание М., составленное З. В. Ждановой. Хотя в этом 1-м издании присутствовали неточные, исторически недостоверные и богословски искаженные сведения о М., оно способствовало распространению почитания блаженной среди верующих. На ее могилу на Даниловом кладбище вновь началось многолюдное паломничество. Народное почитание побудило священноначалие к рассмотрению вопроса о прославлении М. Комиссия по канонизации тщательно изучала подвижническую жизнь и подвиг благочестия М., совершаемые ею прижизненные и посмертные чудеса. Было составлено достоверное жизнеописание М. 8 марта 1998 г. на Даниловом кладбище были обретены честные останки блаженной, гроб с ними был доставлен в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь. 1 мая того же года после торжественной литургии и панихиды честные останки М. были перенесены в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь и помещены в нижний Покровский храм. Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую благочестивую жизнь М., не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. 2 мая 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественное причисление М. к лику местночтимых святых. Серебряная рака с мощами была установлена в нижней церкви Покровского храма. Определением Архиерейского Собора РПЦ 3-8 окт. 2004 г. М. была причислена к лику общецерковных святых.

М. является одной из наиболее известных и почитаемых святых Русской Православной Церкви. Ежедневно Покровский монастырь в Москве, где покоятся ее мощи, посещают ок. 5 тыс. паломников, а в дни памяти святой их число достигает 20 тыс. чел. На поклонение М. приезжают верующие из многих стран. Практически во всех храмах Русской Православной Церкви имеется ее образ. Во имя М. освящены более 30 храмов и часовен, из них 14 - на территории Москвы и Московской обл.; храмы во имя М. построены в Архангельске, Белгороде, Екатеринбурге, Ессентуках, Казани, Орле, Самаре, Сочи, а также в Днепропетровске, Торецке и Харькове (Украина), в Майами (США) и во мн. др. городах и населенных пунктах; в Боснии и Герцеговине в с. Ритешич близ г. Добой устроен мон-рь Сербской Православной Церкви во имя М.

Лит.: Сказание о житии блаженной старицы Матроны / Авт.-сост.: З. В. Жданова. Коломна, 1993; Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Определение о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской // ЖМП. 1999. № 6. С. 25-26; Житие и чудеса св. прав. блж. Матроны Московской. М., 1999; Кирьянова О. Прославление блж. старицы Матроны Московской // ЖМП. 1999. № 6. С. 26-31; Житие блж. старицы Матроны. М., 2001; Житие и чудеса блж. старицы Матроны: Рассказы современников. М., 2001; Житие и чудеса св. прав. блж. Матроны Московской. М., 2002, 2007, 2008. 3 т.; Житие св. блж. старицы Матроны Московской и ее чудотворения XX-XXI вв. / Сост.: А. Худошин. К., 2010; Св. блж. Матрона Московская: Акафист, житие, чудеса. М., 2009; «Помоги, Матронушка!»: Жизнеописание и посмертные чудеса блж. старицы Матроны Московской / Сост.: А. С. Ананичев. М., 2010; Серова И. Матрона Московская. СПб., 2010; Белов И. Св. блж. Матрона Московская: Самая полная книга. М., 2012; Зайцев А. Канонизация снизу: Два жития Матроны Московской // Нескучный сад. М., 2012. № 1(72). С. 12-14; Матушка Матрона / Сост.: Н. А. Круглянская. М., 2012; «Наша молитвенница»: Св. блж. Матрона Московская. М.; с. Симашево, 2012; Мацукевич А. Блаженная Матрона Московская. М., 2014; Лясковская Н. В. Матрона Московская. М., 2015; Михайлова (Посашко) В. Блаженная Матрона // Фома. 2016. № 5(157). С. 54-62.

Иконография

Блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. Иконописцы Д. и М. Молчановы
Блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. Иконописцы Д. и М. Молчановы

Блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. Иконописцы Д. и М. Молчановы

Сохранилось неск. прижизненных фотографий М., которые повлияли на сложение иконографии подвижницы. На них запечатлены характерные черты блаженной старицы: округлое лицо с прямым крупным носом, сомкнутые веки под прямыми бровями, полуулыбка. Одной из самых известных является фотография ок. 1952 г., где М. представлена сидящей на кровати, подогнув ноги, ее руки лежат на коленях (Житие и чудеса св. прав. блж. Матроны Московской. М., 2008. Т. 1. С. 14). Она одета в свободную блузку с рисунком в мелкий горох, застегнутую на светлые пуговицы, юбку; голова не покрыта. Сохранилась фотография прощания с преставившейся старицей, сделанная 2 мая 1952 г. (Там же. С. 29); она лежит на одре в погребальной срачице (хранится в раке в ц. св. Мартина Исповедника в Москве) и белом платке.

Крышка мощевика со сценами жития блж. Матроны Московской. Нач. XXI в. (ц. во имя вмч. Димитрия Солунского на Благуше, Москва)
Крышка мощевика со сценами жития блж. Матроны Московской. Нач. XXI в. (ц. во имя вмч. Димитрия Солунского на Благуше, Москва)

Крышка мощевика со сценами жития блж. Матроны Московской. Нач. XXI в. (ц. во имя вмч. Димитрия Солунского на Благуше, Москва)

Формирование иконографии М. приходится на кон. 90-х гг. ХХ в. Иконописный облик святой сохранил некоторые портретные черты, его особенностью стали закрытые глаза - символ духовного зрения, которым блаженная обладала, будучи физически незрячей. Традиционно ее пишут в длинном зеленом платье и в белом платке, завязанном под подбородком; правая рука в молении поднята перед грудью, в левой - небольшие четки. Неск. икон М. подобной иконографии, созданных после 1998 г., находится в московском Покровском монастыре. На крышке раки в серебряном окладе М. изображена в рост, со сложенными на груди руками, держит четки. На иконе (в серебряном окладе) над ракой в левом приделе Покровского собора М. представлена коленопреклоненно, в 3/4-ном повороте вправо в молении к иконе Божией Матери «Взыскание погибших», перед старицей - аналой с Евангелием, в левой верхней части - оглавный Деисус. Чтимый поясной образ М. помещен в киоте на фасаде собора. Ростовая икона подвижницы находится в правом приделе во имя М. монастырской ц. Воскресения словущего. В наружной росписи колокольни и на иконе из Покровского собора М. представлена как покровительница мон-ря: в рост, в зеленом платье, на фоне панорамы Московского Кремля и строений Покровского мон-ря, вверху помещен поясной образ Покрова Пресв. Богородицы в небесном сегменте.

Образы М. нередко включают изображение иконы Пресв. Богородицы «Взыскание погибших», связанной с Житием святой. Напр., на иконе, созданной М. Финогеновой, небольшой образ «Взыскание погибших» помещен между рук М. На иконе работы А. Васина святая представлена поколенно, сидящей в 3/4-ном повороте вправо, глаза закрыты, руки подняты в молении к иконе Божией Матери «Взыскание погибших», расположенной в верхнем правом углу композиции. На М. коричневое платье в горох, похожее на одежду святой на прижизненной фотографии, голова покрыта белым развевающимся платом. Особенностью храмовой иконы из ц. блж. Матроны Московской с. Тарасовка Пушкинского р-на Московской обл. является изображение М. в интерьере бревенчатого дома: в красном углу (справа от святой) - икона Божией Матери «Взыскание погибших» с лампадой и белой подвесной пеленой, на подоконнике - пучок вербы. Перед М.- стол, на нем кружка воды и просфора. Святая изображена по пояс, прямолично, с поднятыми вверх руками, в красном платье, голова покрыта белым платком. На левой руке - четки.

Блж. Матрона Московская. Икона. 2013 г. Иконописец Р. В. Давидовский (ц. во имя Сорока Севастийских мучеников, Москва)
Блж. Матрона Московская. Икона. 2013 г. Иконописец Р. В. Давидовский (ц. во имя Сорока Севастийских мучеников, Москва)

Блж. Матрона Московская. Икона. 2013 г. Иконописец Р. В. Давидовский (ц. во имя Сорока Севастийских мучеников, Москва)

М. могут изображать с моделью храма, как на местночтимой ее иконе из ц. Казанской иконы Божией Матери в пос. Панино Панинского р-на Воронежской обл.: она представлена в рост, прямолично, с закрытыми глазами, в левой руке - модель Покровского собора Покровского мон-ря на белом плате, правая - в жесте моления перед грудью. На святой темные в горошек блузка и юбка, голова покрыта белым платком, перекинутым через плечо, видны седые волосы. На груди М.- сияющий равноконечный крест. На иконе из московской ц. Иверской иконы Божией Матери в Беляево М. на уровне груди держит на плате образ Иверской иконы Божией Матери.

Житийные иконы святой были созданы в 90-х гг. ХХ в. На иконе из ц. Воскресения словущего Покровского мон-ря в среднике М. представлена в традиц. иконографии на фоне строений Данилова и Покровского мон-рей, по сторонам 18 клейм: «Крещение Матроны», «Встреча Матроны с прп. Иоанном Кронштадтским», «Встреча новонаписанной иконы Пресв. Богородицы «Взыскание погибших»», «Моление Матроны перед иконой «Взыскание погибших»», «Исцеление страждущего болезнью ног», «Наставление жен», «Пророчество милиционеру о пожаре в его доме», «Исцеление бесноватой девицы», «Исцеление расслабленого», «Исцеление бесноватой жены», «Исцеление бесноватого», «Погребение Матроны», «Обретение мощей Матроны», «Перенесение честных мощей Матроны в Покровский монастырь», «Прославление Матроны» и 3 клейма с изображениями посмертных чудес. Житие М. в 12 клеймах изображено на крышке мощевика из московского храма вмч. Димитрия Солунского на Балагуше. На иконе из ц. блж. Ксении Петербургской в с. Абрау-Дюрсо муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края, в среднике которой святая представлена в традиционной иконографии по пояс, встречается сюжет пророческого сна ее матери о белой птице с человеческой головой и закрытыми глазами. На полях иконы работы Д. и М. Молчановых в клеймах помещены 4 сюжета - «Крещение Матроны», «Исцеление страждущего болезнью ног», «Погребение Матроны», «Перенесение честных мощей Матроны в Покровский монастырь». На иконе М. из собора Туруханского Троицкого мон-ря по сторонам от изображения блаженной старицы представлено 2 житийных сюжета - «Крещение» и «Матрона наставляет народ».

Василий Блаженный и блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. Иконописец И. Ю. Самолыго
Василий Блаженный и блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. Иконописец И. Ю. Самолыго

Василий Блаженный и блж. Матрона Московская. Икона. Нач. XXI в. Иконописец И. Ю. Самолыго

Отдельную группу изводов составляют образы М. с открытыми глазами. На иконе инока Андрея (Исакова) (2003, Иконописная школа МДА) М. представлена молодой, в зеленом плаще и розовом платье, на голове - розовый платок, завязанный узлом на уровне плеч, руки ладонями вверх. С открытыми глазами святая представлена также на иконе П. Нефедова (2000-е гг.) в рост, в 3/4-ном повороте вправо, босая, правая рука перед грудью с поднятой вверх ладонью, левая поднята и молитвенно обращена к образу Божией Матери «Одигитрия» в небесном сегменте. На М. коричневое платье и развевающееся длинное бардовое покрывало. На иконе Р. В. Давидовского (2013) из московской ц. Сорока Севастийских мучеников М. изображена по пояс, с открытыми глазами, голова покрыта светлым платком, завязанным под подбородком, видны расчесанные на прямой пробор седые волосы, ладонь правой руки поднята вверх на уровне груди, в левой руке - четки; фон иконы - золотой, по нему же писано платье святой, украшенное растительным орнаментом.

На иконе из храма в честь вмч. Георгия Победоносца г. Ивантеевки Московской обл. М. представлена в рост, в 3/4-ном повороте вправо, изображение лика близко к прижизненной фотографии, но глаза приоткрыты, на губах полуулыбка. Она стоит босая поземе в виде зеленых холмов с цветами. На М. золотистое платье с крупным цветочным орнаментом, голова покрыта белым платком, свободно завязанным узлом под подбородком, седые волосы расчесаны на прямой пробор, ее правая рука перед грудью в молитвенном жесте, через кисть поднятой левой руки перекинуты четки.

Памятник блж. Матроне Московской в с. Себине Тульской обл. 2014 г. Скульптор П. Добаев
Памятник блж. Матроне Московской в с. Себине Тульской обл. 2014 г. Скульптор П. Добаев

Памятник блж. Матроне Московской в с. Себине Тульской обл. 2014 г. Скульптор П. Добаев

Встречаются изображения М. в группах избранных святых, часто в паре с блж. Ксенией Петербургской. Так, на иконе из московского храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырской слободе М. изображена слева от блж. Ксении в молении к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» на фоне Московского Кремля и Петропавловской крепости. На иконе иконописцев И. Ю. и Н. В. Самолыго М. представлена справа в паре с блж. Василием Московским. Святые изображены на фоне Московского Кремля, в рост, в 3/4-ном повороте, с воздетыми руками в молении к образу благословляющего Христа в облачном сегменте. На М. длинное подпоясанное розовое платье с длинными свободными рукавами и зеленый плащ, на голове белое покрывало; лик с закрытыми глазами. Известны иконы блаженных местночтимых жен с включением образа М.: на иконе из ц. арх. Михаила дер. Зембин Борисовского р-на Минской обл., написанной в минской иконописной мастерской «Завет», святая представлена в группе жен вместе с блаженными Ксенией Петербургской и Валентиной Минской. М. изображена 1-й справа, на фоне Московского Кремля, в рост, с открытыми глазами, руки скрещены на груди, через левую кисть перекинуты четки. На ней подпоясанное зеленое платье с растительным орнаментом, белый платок. На иконе из Благовещенского храма пос. Благодатное Волноваховского р-на Донецкой обл. М. изображена с блаженными Ксенией Петербургской и Домникой Алешковской. М.- слева, в рост, вполоборота, руки подняты в жесте моления, глаза закрыты, на ней темно-синее платье и белый платок.

М. входит в собор Московских и Тульских святых. На иконе «Собор Тульских святых» (2000-е гг.) из Успенского кафедрального собора М. представлена слева в верхнем регистре в молении к возносимому ангелами Казанскому образу Божией Матери. На иконе «Собор Тульских Святых» нач. ХХI в. из Щегловского Богородицкого мон-ря М.- во 2-м ряду, 1-я справа, изображена погрудно.

На родине М., в с. Себино Кимовского р-на Тульской обл., установлены ее скульптурные изображения (авторы П. С Добаев (2014) и И. Л. Котенёв (2015)). В работе Добаева старица представлена стоящей, на ней длинное платье с цветочным узором, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч; правая рука - перед грудью ладонью вверх, в левой, согнутой в локте,- четки, у ног - птица. В скульптуре Котенёва святая представлена полусидя, на ней длинное платье, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч, за ее спиной очерчен нимб, и слева от головы изображена сидящая горлица, справа - аналой с крестом и Евангелием. Скульптура помещена в белокаменную сень на 4 колоннах, увенчанную главкой с крестом, на фронтоне небольшое мозаичное изображение иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

О. С. Кантинова, Е. В. Орлова
Ключевые слова:
Христа ради юродивые Святые Русской Православной Церкви Собор Московских святых (воскресенье перед 26 августа) Собор Тульских святых (22 сентября) Иконография Христа ради юродивых (блаженных) Матрона Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блаженная (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых)
См.также:
ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак
МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский
ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский
ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ (Вяземская Евдокия Григорьевна; ок. 1758 - 1855), блж. (пам. 3 июля и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Алексинская, Тульская
ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИОАНН (кон. XVI - нач. XVII в.?), блж., Христа ради юродивый (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Можайский
ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых)