(Швецов Митрофан Кузьмич; 23.05.1855, Вятка - 29.05. 1927, хутор Ершово Яранского у. Вятской губ. (близ совр. с. Беляева Кикнурского р-на Кировской обл.)), прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых), иером. Из семьи башмачника. В 12 лет лишился отца, начал рано работать - сначала подмастерьем по сапожному делу, затем был в услужении у купца И. В. Столбова, у к-рого прошел путь от посыльного до приказчика, заслужив трудолюбием и достойным поведением уважение хозяина. В 1889 г. при содействии Столбова открыл собственную бакалейную лавку; занимался самообразованием, много внимания уделял чтению духовной лит-ры. Его духовным наставником стал известный старец иеросхим. прп. Стефан (Куртеев; † 15 авг. 1890), основатель монашеской общины близ с. Филейского (ныне в черте г. Кирова), в 1886-1889 гг. по решению епархиальных властей пребывавший в вятском Трифоновом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре. М. К. Швецов часто посещал прп. Стефана, к-рый, отлучаясь из обители, говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Он все более склонялся к тому, чтобы принять монашество, но этому мешала необходимость заботиться о младшей сестре Елизавете. Прп. Стефан советовал не торопиться с решением, а научиться сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией и не принимать свое «я» за призыв Божий.
М. К. Швецов следовал советам наставника и старался много времени проводить в молитве. В его лавке были развешаны листочки с Иисусовой молитвой, чтобы всегда помнить о ней. С течением времени он сумел уладить семейные дела, мешавшие ему уйти в монахи. Он отписал бакалейную лавку сестре Елизавете, достигшей совершеннолетия, и положил в банк на ее имя все сбережения, так чтобы она ни в чем не нуждалась и в дальнейшем сама занималась торговлей. 24 июня 1891 г. поступил в братию Филейского во имя благоверного Александра Невского мужского монастыря, учрежденного на месте скита прп. Стефана вскоре после кончины святого. 15 авг. того же года принял монашеский постриг с именем в честь прп. Матфея Киево-Печерского. 17 нояб. был рукоположен во диакона. Благодаря предпринимательскому опыту М. оказался незаменимым помощником в обустройстве Филейского монастыря. Уже в 1892 г. его имя и подпись значатся в финансовых документах обители вместе с именами строителя иером. Августина (Дементьева) и и. д. казначея иером. Никодима. Монастырь стал местом духовного возрастания М.; согласно преданию, уже здесь он стяжал дар прозорливости, и молва о нем распространилась за пределы монастырских стен.
5 апр. 1897 г. М. был рукоположен во иерея. 24 нояб. 1899 г. указом Вятской духовной консистории назначен казначеем новоучрежденного яранского во имя св. Анны Пророчицы муж. мон-ря (в 10 верстах севернее г. Яранска), что было утверждено указом консистории от 21 дек. 1900 г. Строитель обители иером. Нил (Пиляков; с 22 июля 1902 игумен) и один из 2 иеромонахов, как болящие, не могли исполнять свои обязанности в полной мере. Поэтому М. первое время приходилось совершать богослужение, исполнять требы, следить за ходом обустройства обители, а также быть келейником у больного строителя - топить печь, готовить пищу, стирать белье. 12 февр. 1902 г. М. был назначен благочинным и духовником Анно-Пророчицкого мон-ря с освобождением от должности казначея (по др. данным, он был назначен благочинным и духовником еще 17 дек. 1900). 18 авг. (по др. данным, 29 сент.) 1902 г. по болезни с должности настоятеля был уволен игум. Нил († 7 нояб. 1902). Настоятелем стал игум. Геннадий (Парфентьев), ранее входивший в братию Филейского мон-ря и хорошо знавший М. Игум. Геннадий вновь назначил его казначеем обители, освободив от должности благочинного. 14 марта 1903 г. Вятская духовная консистория утвердила это назначение. Казначеем и духовником обители М. оставался до ухода из мон-ря.
С духовного окормления братии в обители началось старческое служение М. Особенно внимателен он был к послушникам, недавно поступившим в мон-рь. Многие из них были ему обязаны поступлением в обитель. Настоятель без совета старца не предпринимал ни одно важное дело. Буд. епископ Вениамин (Милов), в то время учащийся Вятской ДС, бывал на каникулах в Анно-Пророчицком мон-ре и оставил воспоминания о встречах с М.: «Ученик знаменитого филейского старца иеросхимонаха Стефана - иеромонах отец Матфей - учил меня читать книги аскетического характера, обличал в неимении страха Божия, рассказывал о своем тернистом шествии от мира к монастырю» (Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. Серг. П., 1999. С. 49). Согласно воспоминаниям знавших его людей, М. стремился к уединению, был молчалив, пустых разговоров не вел, избегал шуток и смеха, праздного времяпрепровождения. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. Но за этой внешней суровостью, неприветливостью скрывались ум мудреца, по-детски доброе сердце и душа праведника.
Обстановка его кельи отличалась строгой простотой. М. вставал очень рано, одним из первых среди братии. Затем шел в храм и служил чаще один. От торжественных богослужений, соборных служений и поздних литургий старался уклониться. Избегал ходить и на общую трапезу. В употреблении пищи соблюдал крайнее воздержание. Утешение и поддержку своим силам М. находил в молитве. Молва о М. распространилась до Казанской и Нижегородской губерний. Он неохотно принимал посетителей, поскольку они отвлекали его от молитвы, в основном отсылая их к настоятелю («Идите к батюшке, он рассудит лучше меня»). Подходивших к нему благословлял как бы нехотя, внешне совершенно не интересуясь, откуда человек прибыл. Говорил старец мало и то только в случае необходимости. Немногих он удостаивал беседы, давал им наставления. Богатый духовный и жизненный опыт позволял ему знать мысли приходящего к нему человека, и часто бывало, что М. давал ответ на еще не заданный ему вопрос. Уже тогда людская молва утверждала, что старец не только может исцелять душевные скорби, но и врачевать болезни. Исцелившиеся считали, что произошло это по молитвам старца. Известны также нек-рые факты его прозорливости. Напр., он предсказал иером. священноисп. Пахомию (Кедрову; впосл. архиепископ) получение святительского сана и то, что он пострадает за веру.
М. был награжден набедренником (18 дек. 1902) и грамотой Синода (6 марта 1912).
В февр. 1919 г. яранский Анно-Пророчицкий мон-рь был первый раз закрыт советскими властями, а официально упразднен в 1921 г. Часть монашеской общины смогла остаться при монастырском храме, однако М. с неск. членами братии еще ранее удалился на бывш. монастырскую пасеку около с. Б. Рудка Яранского у., в 25 верстах от мон-ря. Незадолго до революции на пасеке начали возводить скит, но достроить его не успели. В этих постройках и поселились монахи. М. жил в келье, отделенной от общего корпуса; посещал церковь в с. Б. Рудка. Вскоре местные власти разорили скит и изгнали монахов. Тогда М. поселился близ дер. Ершово. Ранее там была дача Анно-Пророчицкого монастыря, куда старец иногда удалялся для молитвенного уединения. Теперь жители Ершова построили для М. избушку, в которой он провел оставшиеся годы жизни. На службы М. ходил в церковь в с. Беляево. Старец стоял всю службу за печкой и молился в уединении. Приходил он всегда первый, а уходил последний. Кроме храма в Беляеве М. ходил в церковь с. Соболи и в Анно-Пророчицкий мон-рь. Есть свидетельства, что он также посещал Яранск, заходил в церкви, где говорил проповеди. М. много сделал для поражения обновленчества на Яранской земле. Обновленцы отмечали, что их неудачи были предопределены работой, к-рую вел «многочисленный сонм иноков и инокинь монастырей вроде о. Арсения, о. Матфея, о. Афанасия, о. Геннадия, Дарьюшек, Марьюшек, Дуняшек», ходивших по приходам и деревням (цит. по: Низов В. В. Светильник веры // Выбор: Газ. Киров, 1993. № 42-44, 46).
Страждущие шли к нему нескончаемым потоком, в последние годы М. старался принять всех. Его посетил и еп. Нектарий (Трезвинский) во время короткого служения на Яранской кафедре. На допросе в ОГПУ 8 мая 1925 г. еп. Нектарий рассказал: «…Перед отъездом из г. Яранска я пешком ходил в починок Ерши, который находится в расстоянии 35 верст от города. Там проживает иеромонах старец Матвей, ходил к нему я просто для того, чтобы посмотреть, как он живет, и отдать свой визит. К нему я пришел полчаса 12 ночи и пробыл до 10 утра, а затем отправился обратно в Яранск» (ГАСПИКО. Ф. Р-6799. Оп. 3. Д. СУ-3930. Т. 1. Л. 25 об.). Согласно преданию, М. предсказал еп. Нектарию предстоящие ему тяжкие испытания и мученическую кончину. Сохранились документальные свидетельства о жизни М. в эти годы. Один из местных советских служащих так описывал М. в воспоминаниях: «Последний раз я встретил Матвея недалеко до его смерти летом 1925 г. Работал я тогда в Яранском лесхозе и при отводе лесосечного фонда переходил с лесниками в другой квартал через хутор Ершово, где была бывшая летняя дача Пророческого монастыря. Матвей сидел на бревнах и вел проповедь перед собравшимся народом, стараясь внушить людям недоверие к новому строю, который он сам глубоко ненавидел. Здесь же тайно от советской власти Матвей совершал церковные обряды. Живя в лесу на границе двух районов, за счет приношения мирян, он чувствовал себя свободно, ведя проповедническую деятельность» (Уланов И. Правда о «святом» Матвее // Сельские огни: Газ. Кикнур, 1973. 13 нояб.).
К кон. 1926 г. М. стал все чаще болеть, с трудом передвигался по келье, но продолжал принимать всех страждущих. С нач. 1927 г. он уже не вставал с постели. После мирной кончины старца в Ершово прибыло множество верующих из ближних и дальних мест, чтобы проводить праведника в последний путь. Похороны М. превратились в многолюдный крестный ход. До Яранска гроб с телом несли на руках под пение молитв. 1 июня растянувшаяся почти на версту похоронная процессия прибыла в Анно-Пророчицкий мон-рь, где еще оставалась часть братии. При стечении народа после заупокойной литии и отпевания в ставшей приходской монастырской церкви процессия с гробом М. направилась в Яранск. Навстречу вышло городское духовенство с иконами и хоругвями. Панихида и всенародное прощание прошли в Троицком соборе, откуда похоронная процессия направилась на городское кладбище, где в Вознесенской ц. была совершена последняя панихида. М., согласно устному завещанию, был погребен в ограде купцов-благотворителей Анны и Василия Беляевых, в 50 м юго-восточнее кладбищенской церкви. Избегавший всю жизнь славы и известности М. завещал написать на надгробии: «Здесь похоронен Матфей-кочегар», что и было исполнено.
Могила почиталась верующими, многие приходили сюда в надежде получить исцеление от недугов. Верующие брали землю с могилы, и ее приходилось обновлять. Паломники были из числа как признававших канонические церковные власти, так и находившихся в викторианском разделении (см. в ст. Виктор (Островидов)). Немало сил к увековечению памяти М. приложил назначенный на Яранскую кафедру в 1936 г. еп. Вячеслав (Шкурко). При нем на могиле старца была устроена небольшая часовня, в ней были иконостас и неугасимая лампада, возле бессменно дежурили верующие. Установлено было совершать там торжественное моление в день кончины М. По воспоминаниям очевидцев, могила была всегда усыпана цветами и обставлена иконами. Среди верующих распространялись фотопортреты М. По благословению еп. Вячеслава (Шкурко) было составлено по устным воспоминаниям 1-е Житие преподобного, разошедшееся во множестве рукописных списков. Еп. Вячеслав всегда посещал могилу праведника и усердно молился здесь, когда шел в кладбищенскую церковь. Власти были обеспокоены массовым почитанием М. В одном из партийных отчетов за 1937 г. говорилось: «Церковники г. Яранска для поднятия «престижа» церкви, увеличения своих доходов, а главное для привлечения в церковь массы верующих и оказания на них тлетворного влияния пытались открыть «мощи» бывшего иеромонаха авантюриста Матвея. Прославил его «святость» приехавший в Яранск архиерей Шкурко... Развертывалось паломничество к могиле «святого», приходили религиозные фанатики, проживавшие от г. Яранска за 60 км» (ГАСПИКО. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 173. Л. 19-20). 30 сент. 1937 г. еп. Вячеслав был арестован и вскоре казнен; среди предъявленных ему обвинений было совершение панихид на могиле М.
Могила старца находилась близ действовавшей кладбищенской Вознесенской ц. Власти пытались остановить паломничество к могиле М., закрыв в 1940 г. кладбищенский храм. К 1948 г. Вознесенская ц. уже не имела крестов, ограды и сторожки. Верующие неоднократно направляли прошения в Московскую Патриархию и в органы власти вернуть им храм, обосновывая это тем, что возле него покоится «богоугодный старец священноиеромонах Матвей, к которому как к молитвеннику и ходатаю пред Престолом Господа славы еженедельно издалека тянутся сотни паломников, причем отмечено, что некоторые из почитателей старца по молитвам его получали благодать, между тем, могила, где погребен старец, находится в пренебрежении. Итак все взятое вместе побуждает нас, христиан, восстановить забытый Яранский кладбищенский храм» (ГА Кировской обл. Ф. Р-2169. Оп. 44. Д. 516. Л. 56-57 об.). Власти отказались открыть Вознесенскую ц., в 1955 г. она была разрушена.
Несмотря на это, паломничество на могилу М. стало одним из самых массовых в Кировской обл.; его можно было сравнить только с Великорецким крестным ходом. Согласно отчетам уполномоченного Совета по делам РПЦ по Кировской обл. и обл. управления КГБ, в сер. 50-х гг. ХХ в. в Яранске ежегодно в кон. мая на могилу М. приходило до 1 тыс. верующих. Среди паломников были верующие из Яранского, Тужинского, Кикнурского, Санчурского, Салобелякского, Шарангского и Пижанского районов Кировской обл., а также из Марийской АССР и Горьковской обл. В связи с развернутой в стране с кон. 50-х гг. массовой антирелиг. кампанией руководство Кировской обл. и Яранского р-на предпринимали активные действия по ликвидации паломничества к почитаемой могиле М. 5 мая 1959 г. распоряжением обл. администрации она была включена в список ««святых мест», подлежащих закрытию и прекращению к ним паломничества», соответствующее решение было принято и Яранским райисполкомом. С 1961 г. «религиозные собрания» у могилы М. были официально запрещены под угрозой крупного штрафа или 1 месяца принудительных работ.
Однако адм. запреты не давали результата. Согласно обл. партийным отчетам за 1964 г., паломничество продолжалось, изменилось только то, что верующие стали ходить к могиле М. маленькими группами. Из отчета за 1970 г. следовало, что число паломников, приезжавших в Яранск в годовщину смерти М., доходило до 400-500 чел. Местные власти убрали памятник и оградку, снесли могильный холм; могила М. и несколько соседних были забетонированы, через них сделали въезд на кладбище, тут же был выставлен милицейский пост, но, как сообщалось в отчете, «ощутимых результатов эти меры не дали, лишь озлобили верующих». Ради прекращения паломничества местные власти готовы были пойти на «кардинальную меру» - «вскрытие могилы «святого» Матвея и разоблачение основного источника его «святости» для верующих - нетленности его мощей, широкое отражение этого мероприятия средствами массовой информации», но, видимо, не получили от высшего руководства одобрения на подобную акцию в духе первых лет советской власти. В дальнейшем активность властей по предотвращению паломничества к могиле М. снизилась, хотя до сер. 80-х гг. к могиле по-прежнему высылались наряды милиции и дружинники и проводились адм. аресты за «организацию религиозных церемоний».
С кон. 80-х гг. XX в. почитание М. стало открытым. В 1991 г. был совершен чин освящения восстановленной часовни над его могилой. 23 нояб. 1997 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вятский и Слободской архиеп. Хрисанф (Чепиль; впосл. митрополит) совершил чин прославления М. в лике местночтимых святых Вятской епархии. 21 авг. 2015 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Яранске были обретены мощи подвижника, которые после освидетельствования были перенесены в Троицкий храм города.