(† не ранее 1077/78, после 1088 (?), Киево-Печерский мон-рь), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый. Сведения о М. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», которое помещено в ПВЛ под 6682 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий»), и в Киево-Печерском патерике (в Арсеньевской редакции рассказ о М. опущен). Летописный вариант рассказа является изначальным: сравнение 2 версий показало, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без к.-л. существенных изменений (Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме лит. деятельности прп. Нестора // ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Вместе с посланиями свт. Симона, еп. Владимиро-Суздальского, и киево-печерского инока Поликарпа оно составило основу патерика, к-рый впосл. продолжал пополняться агиографическими и летописными текстами преимущественно печерского происхождения. Есть основания полагать, что краткий рассказ о М. входил в состав не дошедшего до нас древнего Жития прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова Поликарпа, который в рассказе «О блаженем Агапите лечци» (нач. 30-х гг. XIII в.), обращаясь к киево-печерскому архим. прп. Акиндину, пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце» (Древнерус. патерики. 1999. С. 42).
Повествование о старце М., наделенном даром прозорливости, представляет собой описание 3 его чудесных видений. Первое произошло во время богослужения в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра). Старец увидел беса в образе поляка («ляха»), который ходил между монахами и бросал на них цветки; те, к кому цветки приставали, начинали дремать, а затем под каким-нибудь предлогом покидали церковь, уходили в кельи и засыпали; те же, от кого они отпадали, оставались в храме до завершения службы. Данный сюжет не имеет аналогов в христианской агиографии. Схожий мотив испытания духовной чистоты и крепости с помощью цветов содержится в одной из популярных буддийских сутр (Вималакирти нирдеша сутра), первоначально написанной на санскрите в I-II вв. В кит. переводе этой сутры («Веймоцзе со шо цзин») читаем: «И была среди нас Небесная Дева, сыплющая цветы. Она раскидывала их среди святых - и все цветы падали на землю. Когда же она стала бросать их на учеников, то цветы пристали к ним и уже не падали. Небесная Дева сказала тогда: «Земные привязанности, овладевшие вами, еще живут, вот почему цветы к вам пристали. Они не пристают только к тому, у кого привязанности к земле совсем исчезли»» (Пу Сун-Лин (Ляо Чжай, псевд.). Монахи-волшебники: Рассказы о людях необычайных / Пер., коммент.: В. М. Алексеев. М., 1957. С. 537).
Второе видение случилось, когда М. отдыхал после заутрени, сидя под монастырским билом. Его взору предстала идущая от ворот толпа во главе с бесом верхом на свинье. На вопрос старца, куда они идут, бес ответил: «За Михалем Тольбековичем». Поначалу М. не придал особого значения увиденному. Только спустя время он обеспокоился судьбой брата и отправил к нему своего келейника, к-рый узнал, что Михаль после заутрени бежал из обители. Третье видение, как и 1-е, произошло во время утренней службы в монастырском соборе. На месте игумена прп. Никона старец увидел осла и «разуме, яко не встал есть игумен». Отношение к этому рассказу не было однозначным, он не включен в Кассиановские редакции Киево-Печерского патерика (1460 и 1462). Вероятно, по этой причине повествование о М. отсутствует в Арсеньевской редакции памятника. По всей видимости, составители исходили из того, что рассказ о 3-м видении М. оскорбляет память игум. Никона (ср.: в Феодосьевской редакции: «Стоящю ему на заутренеи, возрев, виде беса, на игумене месте стояща…» (Абрамович. С. 97)). Между тем в Житии прп. Феодосия Печерского (кон. XI или нач. XII в.) прп. Нестор называет Никона великим и уподобляет его одному из 3 светил (наряду с Антонием и Феодосием), стоявших у истоков Киево-Печерской обители. В историографии также утвердилось мнение, что рассказ, в котором прп. Никон изображен в виде ленивого и упрямого животного, оскорбляет его память (М. Д. Присёлков, Д. С. Лихачёв, Н. И. Милютенко и др.). Однако образ осла может трактоваться и как символ перехода от жизни земной к жизни вечной (Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле: Из евангельской мифологии // Она же. Миф и лит-ра древности. М., 1978. С. 522). Такая интерпретация образа восходит, вероятно, к древнеинд. почитанию осла как божества смерти (Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и ист.-типологич. анализ праязыка и протокультуры. Тб., 1984. Т. 2. С. 563). Видение можно интерпретировать как знамение скорой кончины настоятеля, о к-рой М. (как и положено прозорливцу) был извещен ранее всех в мон-ре.
Время жизни М. в обители следует относить к сер.- кон. XI в. На это указывают слова летописи о том, что «при сем бо старци (М.- Ю. А.) Феодосии преставися, и бысть Стефан игумен, и по Стефане Никон, сему и еще сущю старцю» (ПВЛ. СПб., 1996. С. 82). Преставление Феодосия датируется 3 мая 1074 г., игуменство прп. Стефана приходится на 1074-1077/78 гг., прп. Никона - на 1077/78-1088 гг. Встречающаяся в литературе датировка успения М. 1085 г. не находит подтверждения в источниках. Если рассматривать 3-е видение как знамение скорого преставления игум. Никона († 1088), то кончину М. можно отнести ко времени после 1088 г.
М. с прозвищем Прозорливый упоминается Афанасием Кальнофойским в «Тератургиме» среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах рядом с мощами прп. Иеремии Прозорливого (К., 1638. Л. 17; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым», где М. прославляется вместе с преподобными Онисифором и Иеремией во 2-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., по которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. был определен день празднования Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.
Описание облика М. содержится в неск. иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике). Почитание святого с домонг. времени и местонахождение его св. мощей в Ближних (Антониевых) пещерах лавры позволили составителю подлинника уподобить его облик облику прп. Антония: «Сед, брада Антониева, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод празелень, правою рукою держит за ризу, левую прижал к сердцу» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 312 - «правая страна», 28-й). В подлиннике из собрания М. П. Погодина в описании М. под 5 окт. дано следующее описание: «Подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 44 об.). В пособии для иконописцев 1910 г., составленном акад. В. Д. Фартусовым, отмечено, что М.- «глубокий старец русскаго типа, прозорливый, с большой, широкой, седой с черноватостью бородой; лицом худощав; во власянице, короткой мантии и круглом клобуке. В руке можно писать хартию с изречением: «Возлюбленне брате, сиди в келлии, воспоминая Бога присно и молися о гресех своих»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 38).
Одно из ранних изображений М. представлено в лицевой рукописи кон. XV в., включающей текст ПВЛ, т. н. Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30). На миниатюре на л. 100 об. проиллюстрирован рассказ о 2-м видении старца, узревшего толпу бесов, один из к-рых восседал верхом на свинье. М. (без нимба) изображен в левой части миниатюры на фоне архитектурной колонки, обозначающей его келью. Перед ним на фоне лещадок фигуры 5 бесов, идущих от архитектурной колонки справа в направлении старца, наделенный крыльями бес показан сидящим на свинье. М. представлен в рост, в 3/4-ном повороте вправо, голова - фронтально, перстом опущенной правой руки повелительно указывает на землю, левая - поднесена к голове (вероятно, защитительный жест). Монашеские одежды святого составляют охристая ряса, коричневая мантия и такого же цвета схима, голова не покрыта; возраст святого определяется как преклонный благодаря седым, слегка вьющимся волосам, оставляющим открытой большую проплешину надо лбом, и короткой клиновидной бороде, разделенной на 3 «космочки». Вторая миниатюра (л. 111) иллюстрирует 3-е видение старца, узревшего осла на месте игумена. Действие показано в храме во время богослужения (монах и певчие), в центре стоит М. с указующим перстом правой руки, перед ним рядом с группой монахов осел.
На выполненной мастером мон. Илией в 1656 г. ксилографии из цикла гравюр для 1-го издания Киево-Печерского патерика единоличное изображение М. с 2 житийными сценами на том же листе предваряет текст Жития святого (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 168 об. (те же доски в изд. 1678 и 1701 гг.; Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. № 1519. С. 763-764). Преподобный изображен в рост, в развороте вправо, правая рука протянута вперед в жесте моления, левая приложена к груди; вверху - небесный сегмент с лучами; на пейзажном фоне с горками и деревом позади М. слева показана пещерная келья святого, за ней виден храм. Внизу в 2 клеймах проиллюстрированы эпизоды видений. В клейме слева - видение шествия бесов: М. сидит у кельи, правой рукой опирается на посох, левая, как на миниатюре в Радзивиловской летописи, поднесена к лицу, мимо в направлении слева направо (от святого) проходят бесы; за холмом видны монастырские строения. Справа - сцена в храме: М. взирает на беса, который стоит посреди церкви и бросает цветы на группу монахов. Во всех случаях М. изображен с нимбом, по сторонам фигуры на центральном изображении надпись: « ». Он одет в рясу, мантию, на голове куколь. На клейме со сценой в храме в состав облачения М. гравер включил епитрахиль, указав т. о. на иерейский сан святого.
Взятая за основу в издании Патерика 1702 г. гравюра мастера мон. Илии была переработана гравером Леонтием Тарасевичем и композиционно, и стилистически в соответствии с требованиями новой эпохи с ее стремлением к «живоподобию» (К., 1702. Л. 180 об.; гравюры с тех же досок - К., 1768. Л. 130 об.). Центральное изображение приобрело характер зарисовки из монастырской жизни: в отдалении на фоне Великой лаврской церкви видны фигурки 2 монахов, слева - поросший кустарником и деревцами холм, в котором за закрытой дверью находится вход в келью святого. М. словно вышел из кельи, опираясь на посох в правой руке, он направляется влево, голова обращена назад. У ног преподобного - пара зайцев. М.- сурового вида старец с длинной клиновидной бородой, в глубоком остроконечном куколе, надвинутом по самые брови, в рясе и мантии, спадающих тяжелыми складками; в правой руке держит четки (надпись слева от головы: « ». Сцены видений расположены в соответствии с очередностью изложения в Житии, слева - видение в храме, справа - ход бесов. Изображение хорошо детализировано особенно в 1-м клейме: показано убранство храма с иконостасом, в котором отчетливо видны иконы местного ряда, резные царские врата, светильники; монашеская братия изображена в момент богослужения - иерей совершает каждение перед солеей; в центре храма стоят 2 группы монахов, нек-рые из них разговаривают, а бес осыпает цветами иноков (надпись: « »). Образ М. угадывается в правой группе монахов только благодаря наличию нимба. Во 2-м клейме наиболее всего сохранена композиция первоначальной гравюры, но при этом акцентировано бесовское шествие, тогда как образ сидящего у своей кельи М. (с нимбом) показан в профиль, словно в тени строения (надпись: « »). Близкий вариант этой гравюры, выполненный Яковом Кончаковским, вошел в следующие издания Патерика (К., 1762. Л. 130 об.- инициалы гравера I. C., рисунок и детали сцен упрощены, напр., из центральной композиции исключены изображения зайцев; то же - К., 1791. Л. 104).
Образ М. включен в ранние композиции Собора Киево-Печерских святых краткого их состава, известного по сказанию «О первых черноризцах Печерских» и Житий Патерика XVII в. Так, в композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» М. представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), а также на ее иконописных повторениях: на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - полуфигура М. изображена в 3/4-ном повороте влево в чаше из листьев лозы, образующей справа границу среднего картуша с композицией «Первые святые земли Русской» (4-й снизу образ); на голове куколь, руки у груди, в правой - закрытый свиток, левая - в молении (надпись: « »). На иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» письма игум. Корнилия (Уланова) (1724, ГВСМЗ; происходит из Ризоположенского мон-ря в Суздале) М. изображен в Соборе вместе с «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в молении Пресв. Богородице Печерской, в левой группе, в «троице» преподобных (3-й снизу ряд), крайним, вместе с Дамианом и Иеремией Прозорливым. У М. длинная с проседью борода, он представлен в коричневой мантии, черной с красными крестами схиме, на голове черный клобук (в нимбе надпись: « »; см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Вариант подобного извода с избранными печерскими святыми в коленопреклоненном молении Богоматери Печерской изображен на иконе 1786 г. (собрание Ф. Р. Комарова) - М. в правой группе святых, 1-й во 2-м ряду (вместе с прп. Евстаратием), голова не покрыта (в нимбе рядом с именем указан эпитет «Прозорливый»).
В полном варианте композиции «Собор Киево-Печерских святых», на к-ром 2 группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, фланкируют изображения в центре Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы и Великой лаврской церкви, образ М. получает свое постоянное место в левой группе чудотворцев Ближних пещер, стоящих за прп. Антонием Киево-Печерским. Он, как правило, изображается 2-м от края в 9-м ряду, вместе с прп. Иеремией Прозорливым (слева) и прп. Дамианом Целебником, память к-рых празднуется в один день (5 окт.), и рядом с прп. Агапитом Целебником (справа), открывает «пятерицу» святых прп. Никон Сухой. Композиция такого извода известна на гравюрах, начиная с произведений Иосифа Гочемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), Василия Белецкого (1751), Мартина Нехорошевского (XVIII в.), Кончаковского (1771, 1774), Герасима Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1505. С. 620; № 1506-1518. С. 623-625; Кн. 4. № 1517. С. 761-763 (на бумаге 1800 г.)). Та же иконографическая схема представлена на иконах 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. С. 33. Кат. № 61); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария); на большом эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) и др. Примеры изображения М. того же извода в печатной графике: раскрашенные гравюры 1-й четв. XIX в. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 63. Кат. № 121) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), цветные литографии мастерской Киево-Печерской лавры 1893 (ГЛМ) и 1894 (РГБ; см.: Там же. С. 64. Кат. № 135) и др.
В Ближних пещерах рядом с окошком у места затвора М. находится икона с его поясным изображением.
Ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. относятся изображения М., выполненные в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя образы М. и прп. Иеремии Прозорливого представлены в ряду 34 Киево-Печерских святых на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85-86). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010; художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий), М. входит в группу святых XI в. В росписи Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. под рук. И. С. Ижакевича учеником лаврской иконописной школы Ф. З. Коновалюком, парные образы М. и Иеремии Прозорливого помещены на откосе одного из окон в зап. части храма.
В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) образ М. показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер.
Киево-Печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (К., 1638. Л. 18) среди мощей святых, почивающих в Ближних пещерах, упоминает имя еще одного М.: также «…чудотворный монах, который имел дар пророчества». На последующих планах Ближних пещер имя этого святого не встречается; его церковное почитание неизвестно. Однако существование 2 преподобных с именем Матфей нашло отражение и утвердилось в иконографии Собора Киево-Печерских святых, известной как минимум c кон. XVII - нач. XVIII в. Каждый из преподобных занял свое неизменное для классической схемы этой иконографии место в соответствующем ряду «пятериц» святых. Немаловажным является то, что в иерархии изображений образу 2-го М. отведено более важное место, нежели первому. Он показан в 4-м снизу ряду, замыкающим «пятерицу» с преподобными Кукшей, Илией Муромцем, Марком Гробокопателем и Григорием Чудотворцем. Как правило, в нимбе указано только имя (« » - напр., на гравюре Белецкого, 1756, РГБ; на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ). Вариант извода - на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР): последним в ряду изображен прп. Лука, перед ним М., образ прп. Григория отсутствует, остальные без изменений. В кон. XIX в. встречаются примеры замены образа М. образом др. святого, напр., на литографии 1893 г. (ГЛМ) вместо М. представлен прп. Савва.