МАТФЕЙ ВЛАСТАРЬ
Том XLIV, С. 391-393
опубликовано: 17 мая 2021г.

МАТФЕЙ ВЛАСТАРЬ

Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r)Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r)

[Греч. Ματθαῖος Βλάσταρις] (ок. 1280 - ок. 1350), канонист, богослов, гимнограф; известен прежде всего как автор «Алфавитной Синтагмы» - энциклопедии канонического права. М. В. был иеромонахом в мон-ре Перивлептос («ту кир Исаак») в Фессалонике, в к-ром провел бо́льшую часть жизни и скончался; по-видимому, какое-то время находился на Афоне. О его жизни известно не много; в рукописи ГИМ. Син. греч. № 290(236). Л. 243 автором соч. «О Божественной благодати, или О Божественном свете» назван Матфей, к-рый был «в Солуни монахом и пресвитером, муж благоговейный и образованный, сведущий и в предметах божественных; был учеником чудного оного между монахами кир Исаака, и в его монастыре восприял конец жития своего» (Арсений (Иващенко), архим. Письмо Матфея Властаря, иером. Солунского и писателя XIV в., к принцу Кипрскому Гюи-де-Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия: Сведения о жизни писателя и его произведениях. М., 1891. С. 1; см. также: Владимир (Филантропов). Описание. С. 308).

В результате некорректного прочтения рукописей в некоторых изданиях М. В. назван врачом: издатели читали так первое слово в заголовке стихотворного произведения «О должностях Константинопольского дворца» οἰκτροῦ μοναχοῦ ταυτὶ Ματθαίου θύτου как ἰατροῦ (PG. 157. P. 129, 236). Эта ошибка отмечена и исправлена в изд.: Fabricius J. A. Bibliotheca Graeca. Hamburg, 1721. Vol. 10. P. 493-494. Достоверно подтвердить медицинские занятия М. В. не удается, хотя анализ источников показывает, что он был знаком с медицинской тематикой (Πάσχος. 1978. Σ. 69-72).

М. В. был прекрасно образован, что видно из его сочинений, к-рые не только не сводятся к «Алфавитной Синтагме», но и не ограничиваются сферой права. Он был знаком как со светским (императорским) законодательством, с церковными правилами, святоотеческими творениями, а также с сочинениями античных авторов: М. В. ссылается, в частности, на Гомера, Софокла, Иосифа Флавия. В «Алфавитной Синтагме», составленной в 1355 г., он использует «Номоканон XIV титулов», комментарии Иоанна Зонары и патриарха Феодора IV Вальсамона, «Эклогу», «Исагогу», «Прохирон», новеллы имп. Льва VI Мудрого , «Василики», а также различные юридические сборники, составленные в IX-X вв. или в более поздний период, такие как «Частная эклога Пространной редакции», Большой синопсис «Василик», «Исагога Пространной редакции», «Прохирон Пространной редакции», Ecloga ad Prochiron mutata (Эклога, измененная по Прохирону), Πόνημα νομικόν (Руководство к изучению законов) Михаила Атталиата.

Во введении к «Алфавитной Синтагме» содержится уникальный для византийской юридической традиции текст, в к-ром упоминаются авторы греч. переработок частей Юстинианова Свода (см. ст. Corpus iuris civilis), а именно: Стефан, Кирилл, Дорофей, Фалелей, Феодор Гермополит, Анатолий и Исидор. Значение этого фрагмента для изучения истории визант. права было подвергнуто сомнению. Возможно, М. В. позаимствовал указанный отрывок из некоего историко-правового сочинения XI в. (см.: Schminck A. Ein rechshistorischer «Traktat» im Cod. Mosq. Gr. 445 // FM. 1993. Bd. 9. P. 81-96). В любом случае М. В. скорее всего не располагал сочинениями этих авторов, а знал об их существовании благодаря схолиям к «Василикам» (Mortreuil J. A. B. Histoire du droit byzantine. P., 1843. Vol. 1. P. 123; Scheltema H. J. Das Kommentarverbot Justinians // TRG. 1977. Bd. 45. S. 321). Кроме того, он использовал в качестве источника для предисловия к «Алфавитной Синтагме» прежде всего «предисловие к 60 книгам» («Василикам») и введение к юридическому сочинению (Πόνημα νομικόν) Михаила Атталиата.

В рукописной традиции «Алфавитная Синтагма» имела различные приложения, одни были созданы самим М. В., другие же были им переработаны, как, напр., ответы Никиты Ираклийского, или частично изменены, как, напр., т. н. ответы Иоанна Китриота.

М. В. приписывается авторство следующих работ, к-рые в рукописях обычно приводятся в приложении к «Алфавитной Синтагме»: 1) синопсис Канонического сборника патриарха св. Иоанна IV Постника - краткое систематическое изложение 35 канонов, рассмотрение вопросов исповеди, разрешения различных грехов, налагаемых епитимий (изд.: Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 4. Σ. 432-445); 2) синопсис 13 ответов митр. Ираклийского Никиты на вопросы еп. Памфилийского Константина, переработаны М. В.- вопросы опущены, 8 (из 13) ответов приведены в вольном сокращенном изложении; кроме того, к ним добавлен 9-й ответ, автором к-рого был сам М. В. (см.: Павлов А. С. Канонические ответы Никиты, митр. Ираклийского (XI- XII вв.) в их первоначальном виде и позднейшей переработке Матфея Властаря (XIV в.) // ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 1. С. 160-176; приводится первоначальный текст, сокращенное изложение М. В. в греч. оригинале и слав. переработке); 3) синопсис 37 канонов Никифора, патриарха К-польского; 4) синопсис т. н. ответов Иоанна, епископа Китрского - из 33 вопросоответов, приписываемых Иоанну Китрскому, М. В. изложил только несколько, объединив вопросы и ответы в один текст (который он целиком приписывает самому Иоанну), и дополнил их правилами, взятыми из др. источников (см.: Он же. Кому принадлежат канонические ответы, автором к-рых считался Иоанн, епископ Китрский (XIII в.)? // ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3/4. С. 493-502); 5) описание должностей Великой ц. и имп. двора - 2 стихотворных сочинения, в к-рых указываются соответственно высшие церковные и светские чины К-поля. Первое сочинение содержит 19 стихов (строчек), второе - 69. Оба сочинения неоднократно издавались (см.: Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 4. Σ. 540; PG. 144. Col. 953; 157. Col. 129, 236-239; Πάσχος. 1978. Σ. 126-127); 6) греко-лат. юридический словарь, известный как ἀδνούμιον (от лат. ad nomina - «относящееся к именам»). Этот словарь представляет собой выстроенные по алфавиту 67 схолий. Его источниками послужили словари αὔσηθ (от лат. absit - «пусть не будет») и ἄκτωρ (от лат. actor - «истец»). Возможно, словарь не был включен в приложение к первоначальному тексту «Алфавитной Синтагмы» и был добавлен к ней позднее (Burgmann. 1990. S. 332-337).

М. В. также приписывается сочинение о браке ( Ζητήματα καὶ ὑποθέσεις γαμικαί, «Условия и основания брака»- PG. 119. Col. 1225-1298); в нем рассматриваются вопросы, касающиеся регулирования брачно-семейных отношений как церковными правилами, так и имп. законодательством. Автор сочинения цитирует правила св. апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, св. отцов; ссылается на новеллы императоров Юстиниана, Льва VI, Алексея I Комнина. В сочинении последовательно рассматриваются препятствия к браку (родство кровное и свойство, родство духовное вплоть до 7-й степени, хиротония); институт усыновления; определение брака и условия его совершения; виды недозволенных браков и юридические последствия их заключения; законные основания расторжения брака; исследуется институт обручения. Завершается сочинение «приложением», где говорится о 12-м и 48-м канонах Трулльского Собора о расторжении брака кандидата в епископы; в конце трактата рассматриваются нормы, запрещающие клирикам проживание с посторонними женщинами. Брак мирян и брак клириков рассматриваются в отдельных главах.

М. В. был адресатом письма Григория Акиндина, отправленного из К-поля в 1346 г., и письма Иосифа Калофета, того же года (Πάσχος. 1978. Σ. 65-66). М. В., по-видимому, был сторонником паламитов приблизительно с 1346 г. (Ibid. Σ. 77-83).

К числу богословских сочинений М. В. относят трактаты «О Божественной благодати, или О Божественном свете», «О предложении колива при молитве за умерших»; антилат. сочинения, в т. ч. «Изобличение заблуждения латинян жалким священником Матфеем монахом» (это сочинение стало предметом исследования и было издано в диссертации К. Палеологоса), «Письмо к принцу Кипрскому Ги де Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия» (Арсений (Иващенко), архим. Письмо Матфея Властаря, иером. Солунского и писателя XIV в. М., 1891); «Против иудеев» (или «Пять рассуждений против иудеев»). М. В. приписывается авторство ряда гимнографических произведений и риторических сочинений («Риторика», «Об ораторских фигурах»), а также переработка «Лествицы» с целью упрощения языка (Πάσχος. 1978. Σ. 117-120).

Изд.: PG. 119. Col. 1225-1298; 144. Col. 954-1400; 145. Col. 9-212.
Соч.: Краткое изложение «нечестий Варлаама и Акиндина» и подвигов монахов-исихастов // Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2. С. 821-825.
Лит.: Марков Н. Ф. Властарь Матфей // ПБЭ. 1902. Т. 3. Стб. 631-636; Herman E. Blastarès (Matthieu) // DDC. 1937. T. 2. Col. 920-925; Soloviev A. V. L'œuvre juridique de Matthieu Blastares // SBN. 1939. T. 5. P. 698-707; Πάσχος Π. Β. ῾Ο Ματθαῖος Βλαστάρης καὶ τὸ ὑμνογραφικὸν ἔργο του. Θεσ., 1978; idem. ῞Απαντα τὰ ὑμνογραφικὰ ἔργα τοῦ Ματθαίου Βλαστάρη // Θεολογία. 1980. Τ. 51. Σ. 108-145, 300-332, 462-482, 748-778; 1981. Τ. 52. Σ. 100-140, 255-285, 430-463; Μάτσης Ν. Περὶ τὴν κριτικὴν τοῦ Συγτάγματος τοῦ Ματθαίου Βλαστάρη. ᾿Αθῆναι, 1979; Τρωιάνος Σ. Περί τας νομικάς πηγάς του Ματθαίου Βλάσταρη // ΕΕΒΣ. 1979/1980. Τ. 44. Σ. 305-329; idem. Οι πηγές του Βυζαντινού δικαίου. Αθήναι, 2011. Σ. 400-404; Pitsakis C. G. Du nouveau sur la date du «Syntagma» de Matthieu Blastarès // Byz. 1981. T. 51. P. 638-639; Burgmann L. Das Lexicon αὐσηθ // FM. 1990. Bd. 8. S. 249-357; Kazhdan A. Blastares, Matthew // ODB. 1991. Vol. 1. P. 295; Palaiologos K. A. An Annotated Edition of the Refutation of the Errors of the Latins by Matthaios Blastares: Diss. L., 2011; Hartmann W., Pennington K., ed. The History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500. Wash., 2012. P.185-187.
Е. В. Сильвестрова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛИВИЗАТОС Гамилькар Спиридон (1887-1969), греч. проф. канонического права и пастырского богословия
  • АЛФАВИТНАЯ СИНТАГМА словарь по церковному праву, составленный в 1335 г. греч. иером. Матфеем Властарем
  • ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)
  • НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф
  • АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель
  • АНАСТАСИЙ АЛЛЕГОРИСТ греч. писатель и богослов 2-й пол. IX в.
  • АНАСТАСИЙ ГОРДИОС (1654-1729), мон., богослов
  • АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)
  • АРГИРОПУЛ ИОАНН греческий филолог, богослов, XV в.- см. Иоанн Аргиропул
  • АРИСТИД (II в.), один из первых христианских апологетов, св. (пам. зап. 31 авг.)