Эфесский [мирское имя Мелетий; греч. Ματθαῖος Βατοπεδινός, ᾿Εφέσιος] (1774-1849), иером., греч. мелург. Муз. подготовку получил в мон-ре Ватопед у иером. Иоанникия, которого в рукописях часто называет своим учителем. Иоанникий обучил его пению по старой системе (особенно в аналитической нотации протопсалта Петра Византийского, учеником к-рого, вероятно, был Иоанникий). М. В. изучал и новую систему пения (см. в ст. Греция (разд. Церковное пение), Новый метод), а позднее стал ее активным сторонником, рассматривая новую систему нотации как «самую лучшую, точную и доступную» (καλλίστην καὶ σαφεστάτην καὶ εὔκολην). В свою очередь М. В. имел много учеников как из Ватопеда, так и из др. мест (так, его ученик Спиридон Ватопедский часто надписывал песнопения учителя: «Матфея Ватопедского, нового учителя [Ватопедского] монастыря»). М. В. принадлежит видная роль в процессе проникновения муз. нововведений на Афон в 1-й пол. XIX в. Всю свою муз. деятельность - создание, «экзегезис» и переписывание песнопений - М. В. подчинил этой основной цели, трудясь почти исключительно «ради потребностей» и «по просьбам» учеников - как из мон-рей и скитов Афона, так и извне.
Деятельность М. В. по копированию и первичной записи песнопений была столь же продуктивной, как и его муз. творчество и «экзегезис». Он был не только одним из ведущих греч. писцов муз. кодексов 1-й пол. XIX в., но и последним крупным представителем традиции афонского муз. книгописания XVII-XVIII вв. Профессиональные качества переписчика, к-рые М. В. постоянно совершенствовал на протяжении полувека, отражены в созданных им многочисленных муз. рукописях (найдено не менее 55, включая отдельные тетради и листы; большинство из них подписано и датировано). Наиболее интересными из них являются самый ранний датированный автограф М. В.- «Новая Анфология» в старой нотации (Ath. Vatop. 1289, 1802 г.), содержащая «новые матимы новых учителей» и переписанная с автографа Петра Византийского, и тетрадь с матимами М. В. (к-рым сопутствуют интересные примечания), выполненная за год до его смерти (Ath. Stauronik. 246, 1848 г.).
Не менее важен вклад М. В. в «экзегезис» песнопений (как и работа др. афонских «экзегетов» того времени). Эта его деятельность делится на 2 периода: 1-й включает в себя «экзегезисы» матим в аналитической системе Петра Византийского (непосредственно предшествовавшей изобретению Нового метода), подписанные именем Мелетий. К ним относятся некоторые матимы протопсалта Даниила († 1789), по замечанию М. В., «изъясненные согласно его преданию с помощью самых изысканных мелодических линий (т. е. в аналитической записи.- Ред.) и проверенные моим музыкальнейшим учителем господином Иоанникием», икос «О, Всепетая Мати» на 4-й плагальный (8-й) глас Петра Берекета и матима «Зело возвеселила еси» (Λίαν εὔφρανας; тропарь вмц. Евфимии Всехвальной) на 3-й глас Петра Пелопоннесского (все в недатированном автографе Ath. Vatop. 1365). Это также нек-рые калофонические ирмосы Петра Берекета, по замечанию М. В., «вновь истолкованные согласно преданию протопсалта кир Петра Византийского, как от этого протопсалта передал мой учитель [Иоанникий]» («истолкованные в лето 1811»), «На Синайской горе» на 3-й глас иером. Дамиана Ватопедского, «истолкованный согласно преданию», «Ужасеся земля» (῎Εφριξε γῆ) на 1-й (плагальный) глас «фторальный и искусный» Панайотиса Халацоглу и 15-сложник «Помяни, Владычице, и меня» (Μνήσθητι δέσποινα κἀμοῦ) на 2-й плагальный (6-й) глас Даниила, «истолкованный так же согласно преданию» (автограф Ath. Karakal. 228, Калофонический Ирмологий, после 1811 г.).
Второй период включает в себя все транскрипции М. В. в Новом методе (1814). К ним относятся прежде всего матимы Стихираря, особенно стихиры на литии «как поется на священных бдениях благочестивых монастырей и досточтимых скитов Святоименной Горы во весь год в господские же и богородичные праздники и в [дни памяти] празднуемых святых» «по выбору славнейших учителей, старых же и новых», собранные в автографах под названием «Новый музыкальный Матиматарий» (Μαθηματάριον Νέον τῆς μουσικῆς) (Ath. Vatop. 1683, 1834 г.; Ath. Gregor. 18, 1843 г.; Ath. Vatop. 1424, б. д.). Это смешанный тип Матиматария, в к-ром соседствуют «экзегезисы» матим Германа, митр. Нов. Патр, Баласиса и Хрисафа Нового (некоторые с указанием: «изъяснено же и украшено мной»), а также оригинальные произведения М. В. Стиль «экзегезисов» прямо не указан, но можно предположить, что они следуют афонской традиции. С этой т. зр. их значение сопоставимо со значением произведений др. святогорских «экзегетов» того времени - Феофана Пантократорского, Николая Дохиарита и Иоасафа Дионисиата. Интересны также «экзегезисы» (все они сохранились в автографах) песнопений кн. Пападики (большинство которых отсутствует в числе транскрипций к-польских учителей хартофилакса Хурмузия и протопсалта Григория): Большой исон прп. Иоанна Кукузеля (Ath. Pantel. 1206, 1838 г.), троичен полиелея Анастасия Рапсаниота, великие славословия его же и Ставриноса Лазоса, стихи «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия Мануила Газиса, асматикон (песненное Трисвятое) Мануила Гуты, «На реках Вавилонских» на 4-й плагальный глас «некоего ученика» Петра Пелопоннесского («изъяснено и исправлено мной»), причастны «Вкусите и видите» на 1-й глас Κε Иоанна Клады (сокращенного мелоса), «В память» на 3-й глас Мануила Хрисафа, «Радуйтеся, праведнии» на 1-й плагальный (5-й) глас и «Во всю землю» на 4-й плагальный глас Петра Пелопоннесского, «Δύναμις. Елицы во Христа» и «Ангел предстатель» на 4-й глас его учителя Иоанникия, а также нек-рые другие (большинство их содержится в автографах: Ath. Vatop. 47, 1822 г.; 1400, 1825 г.).
Собственные произведения М. В., мелос большинства к-рых (почти всех) относится к стихирарическому типу, соответствуют по составу праздников афонской богослужебной традиции. Многие его славники принадлежат к специфически афонским памятям (прп. Феодосия Великого (Киновиарха), прмч. Стефана Нового, «отцев, на Святоименной горе просиявших», Положения пояса Богородицы (в т. ч. осмогласник «Богоначальным мановением»), прп. Афанасия Афонского и др.). К славникам близки по стилю матимы Стихираря, в частности поющиеся на литии на всенощных всего года (собраны гл. обр. в «Новом музыкальном Матиматарии (Ath. Vatop. 1683), в котором также содержатся мн. «экзегезисы» и «украшенные» версии М. В.). Из них следует особо отметить часто встречающуюся матиму великомученикам Димитрию Солунскому и Георгию «Воина светлаго» (Τὸν στρατιώτην τὸν λαμπρόν) на 4-й глас. Наиболее значительные из его авторских произведений вошли в состав «Собрания самогласнов, подобнов, стихир, седальнов, отпустительных и некоторых других [песнопений]» (автограф: Ath. Vatop. 1601, 1845 г.), 1-я часть которого издана Ватопедским монастырем в 1997 г. Ценность этого сборника в том, что он отражает гл. обр. местную муз. традицию, по определению М. В., «согласно тому способу, как поется пространным стилем (ἀργῶς) на Святоименной горе Афон». К его авторским произведениям относятся также некоторые песнопения пападического типа (содержащиеся во многих автографах), бо́льшая часть которых имеет сугубо богослужебный характер. Наиболее значимые из этих песнопений М. В.: «Блажен муж» на глас βαρύς (написанное «по побуждению всемудрейшего в учителях господина Иосифа Ватопедского»); полиелей «Раби Господа» на глас λέγετος «краткий и приятный» (с троичном Анастасия Рапсаниота, «истолкованным» М. В., и с его же богородичном); 3 великих славословия (на «чистый» 2-й глас, 2-й плагальный глас «аналитическое и радостное» ( παρρησιαστικὴ καὶ χαρμόσυνος) и на 4-й плагальный глас с указанием «распето мной на Кипре в год 1818») и песненные версии Трисвятого (᾿Ασματικά) для славословий др. мелургов (Анастасия Рапсаниота, Даниила, Петра Византийского); воскресная херувимская на глас βαρύς «краткая, аналитическая и прекрасная» (σύντομον, παρρησιαστικὸν καὶ ὡραῖον)»; цикл седмичных причастнов (распетых «по просьбе моих учеников») и нек-рые причастны годового круга (святым, на праздники Богородицы, «на обновление нового храма и 13 сентября», на Литургии Преждеосвященных Даров в 2 вариантах - на 2-й плагальный глас и 1-й глас τετράφωνος, «сочиненные для нужд (δι᾿ εὐκολίαν) начинающих учеников»); краткие евлогитарии (тропари по непорочнах; «как поется в священном нашем монастыре Ватопед») и самогласны в воскресенья Великой четыредесятницы и нек-рые другие (пасапноарий Евангелия, Δύναμις Трисвятого, или 9-я песнь вместо «Достойно есть», «О Тебе радуется» на 4-й плагальный глас «для нужд учеников» и катавасия Рождества Христова «аналитическая... поющаяся нами... медленно по древнему чину старых учителей Святой горы, как слышал мой учитель», с указанием М. В.: «это последнее в моей жизни» (Ath. Stauronik. 246, 1848 г.)). Особо следует отметить нек-рые калофонические ирмосы (в ркп. Ath. Vatop. 1586), богородичны, распетые «в стиле калофонического ирмоса», и тропарь «Преобразился еси на горе», согласно местному обычаю распетый «на мелос «Богородице Дево»», т. е. на 2 хора и на 8 гласов (последнее песнопение - в автографе Ath. Stauronik. 246). Нужно упомянуть (как редко встречающиеся) и «начала» (αἱ ἀρχαί) - краткие импровизационные апихимы (см. в ст. Интонационные формулы), добавленные (очевидно, согласно афонской традиции) к кратким седмичным херувимским Петра Пелопоннесского (в автографе Athen. Bibl. Nat. O. et M. Merlier. 11, 1832 г.). Эти песнопения пападического мелоса (разрозненно встречающиеся в автографах с нотацией Нового метода) относятся не только к сфере муз. творчества, но и к дидактической и профессиональной писцовой деятельности этого многостороннего афонского музыканта.
Деятельность М. В. по созданию, «экзегезису», переписыванию и записи песнопений, а также по обучению пению характеризует его как одного из самых деятельных афонских музыкантов 1-й пол. XIX в., внесшего большой вклад в продвижение Нового метода и всей церковной музыки на Афоне.