[Греч. Μελιτινή], мц. (пам. греч. 29 окт.; пам. визант. 29, 30 окт.). Место и время мученической кончины неизвестны. Сведения о М. содержатся в визант. Синаксарях семейства М (по классификации И. Делеэ), т. е. в стишных Синаксарях, либо под 29 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523), либо под 30 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Там же). В Синаксарях повествуется, что М., как христианка, была схвачена и приведена к местному правителю. Тот велел бить ее по лицу, а затем сорвать одежды. Неск. часов мученица стояла обнаженной в зале суда, почитая за честь страдать за Христа. М. дерзко обличала идолопоклонство и его приверженцев, и правитель приказал подвергнуть ее пыткам, а затем отсечь голову мечом.
По мнению прп. Никодима Святогорца и иером. Макария Симонопетрита, М. не является одним лицом с мц. Мелитиной из Маркианополя, тогда как Делеэ и Ж. М. Соже склонны к отождествлению этих 2 мучениц.
Из визант. стишных Синаксарей сведения о М. были заимствованы греч. печатной Минеей (Венеция, 1592; SynCP. Col. 177-178) и прп. Никодимом Святогорцем при составлении им «Синаксариста». В ряде агиографических памятников они помещены не под 29, а под 30 окт.: напр., в Минее с синаксарными житиями из Базельского университета A.III.16, XV в., в печатной Минее (Венеция, 1592; SynCP. Col. 179-180), в печатной Минее 1815 г.
Память М. неизвестна по славяно-рус. календарным памятникам, она не вошла в нестишные и стишные Прологи, ВМЧ, Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» и в совр. календарь РПЦ.