(Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720, г. Лубны - 2.06.1809, г. Глухов), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря, обличитель унии. Род. в многодетной казацкой семье, происходившей из знатного рода Значко-Яворских (герба «Костеша» (или «Косцеша»)), связанных с Лубенским полком. Иногда М. и его предки упоминаются в документах как Костеш-Яворские. Отец, Карп Ильич, был есаулом Лубенского полка. У М. было 4 брата, один из к-рых, Аркадий, стал игуменом Богуславского Николаевского муж. мон-ря близ Киева.
В 22-летнем возрасте (в 1738 или 1742) М. окончил Киево-Могилянскую академию, знал лат., греч., нем., евр. и польск. языки, интересовался медициной. Поступил послушником в обветшавший после пожаров и войн Мотронинский мон-рь, спустя 3 года принял монашеский постриг. 8 мая 1753 г. М. был возведен в сан игумена. Вскоре стал сподвижником и единомышленником викария Киевского митрополита правосл. Переяславского и Бориспольского еп. Гервасия (Линцевского), часть епархии к-рого находилась в пределах Речи Посполитой. В период нормализации отношений России и Речи Посполитой, 26 авг. 1761 г., еп. Гервасий назначил М. управляющим правосл. церквами «Украйны и Брацлавщины», «правителем духовных дел польской Украйны». Одновременно в Мотронинском мон-ре было образовано Чигиринское духовное правление, сначала распространявшее юрисдикцию на Чигиринское и Мошенское староства. М. развил активную деятельность по присоединению к Православию униат. приходов, оказывая всестороннюю помощь тем униат. клирикам, к-рые стремились вернуться в Православие. Только в 1761-1762 гг. из унии в Православие перешло не менее 22 приходов Чигиринского староства, открывались новые правосл. храмы вместо обветшавших. В 1762-1764 гг. М. освятил более 10 новых церквей, первая из к-рых открылась в мае 1762 г. в с. Воронове Чигиринского староства. Благодаря познаниям в медицине М. основал аптеку при Мотронинском мон-ре.
В 1761-1765 гг. М. объезжал храмы и мон-ри Юж. Киевщины, беседовал с клиром и паствой. Знатные поляки принимали меры к дискредитации М. Так, беглый мотронинский иеродиак. Аминадав со своим свояком, польск. шляхтичем Болецким, написал донос, в к-ром утверждал, что М. «согласует с гайдамаками» и укрывает их в обители. После этого в нач. 1765 г. в Мотронинский мон-рь ворвался польск. отряд под командованием шляхтича Болецкого. Игумена арестовали, но вскоре отпустили. Противодействуя М., поляки отнимали имущество у тех священников, которых он присоединил к Православию из унии. 15 марта 1765 г. в мон-рь прибыл делегат от униат. Овручской архимандритии Сичинский и объявил, что обитель будет передана униатам. Игумен призвал паству к терпению. 5 мая 1765 г. по благословению еп. Гервасия М. выехал в С.-Петербург и имел кратковременную беседу с имп. Екатериной II во время крестного хода в Александро-Невской в честь Святой Троицы лавре. 3 сент. М. получил именной рескрипт «О благочестивых монастырях и церквах». Также он добился того, что имп. Екатерина II 30 окт. 1765 г. направила российскому послу в Польше кн. Н. В. Репнину грамоту с приказанием вступиться за правосл. жителей. М. вручили охранный паспорт и оказали существенную материальную помощь (15 тыс. р.) для восстановления правосл. храмов. 8 янв. 1766 г. М. прибыл в Варшаву, передал кор. Речи Посполитой Станиславу Августу Понятовскому документы, в к-рых были перечислены все изуверства, совершавшиеся на Правобережной Украине. При содействии Репнина король приказал заместителю канцлера передать униат. митр. Фелициану Филиппу Володковичу требование прекратить насилие над православными и наказать виновных. Также король подтвердил все документы, выданные его предшественниками в пользу правосл. Церкви, 19 февр. 1766 г. издал «Мемориал», а 3 марта 1766 г.- привилей о свободе вероисповедания и прекращении преследования правосл. обывателей.
В апр. 1766 г. М. вернулся в свою обитель. Вскоре униатский официал свящ. Григорий Мокрицкий вызвал его на суд якобы по причине оскорбления униатов. Ввиду неявки подсудимого 3 мая того же года униат. Радомысльская митрополичья консистория издала декрет, которым признавала М. виновным в оскорблении униат. священноначалия, в подстрекательстве к мятежу местных жителей и в незаконном приведении к присяге тех, кто уже принимали присягу на верность униатской церкви. В июле 1766 г. М. был арестован, 30 авг. осужден прокурором Радомысльской униат. консистории Иосифом Скульским, в сент. того же года переведен в митрополичий замок в с. Грудек (ныне Городок Ровненской обл.), затем в василианский Дерманский мон-рь. Из Дермани М. бежал, по различным данным, либо при содействии российских властей, либо при поддержке местной правосл. паствы, приехавшей ему на выручку и подкупившей тюремную стражу. В нач. сент. того же года прибыл в переяславский Вознесенский муж. мон-рь Полтавской губ., где долгое время находился на лечении. К нач. 1767 г. в темнице при замке Радомысльской митрополичьей униат. консистории находились неск. арестованных монахов Мошногорского Вознесенского мон-ря Киевской губ., которых расстригали, избивали и заставляли принять унию. 12 янв. того же года М. направил на имя императрицы челобитную, в к-рой писал об аресте своем и мошногорских монахов и просил о «защите и удовлетворении».
После вступления в Польшу рус. войск в мае 1767 г. случаи перехода униатов в Православие участились. В нач. 1768 г. М. прибыл в Варшаву на сейм, где передал королю ряд документов о преследовании православных, в частности «Манифест», написанный от имени братии Мотронинского, Мошногорского и Виноградского Ирдынского мон-рей, а также подведомственного ему духовенства Чигиринского, Черкасского, Корсунского, Богуславского, Звенигородского, Белоцерковского староств, Жаботинской, Мошенской, Смелянской и Лысянской волостей. В нач. мая того же года на территории Чигиринского староства вспыхнуло восстание гайдамаков под предводительством М. Железняка (Зализняка) и И. Гонты. В восстании приняли участие десятки тысяч жителей Подолья и Юж. Киевщины. Одним из очагов восстания стал Мотронинский мон-рь, где в отсутствие М. наместником был иером. Гавриил. В нач. мая 1768 г. в кельях этой обители собралась 1-я группа восставших - запорожские казаки под рук. атамана И. Шелеста. Здесь проводились тайные совещания, служились молебны, и именно из Мотронинского мон-ря выступил в поход 1-й крупный гайдамацкий отряд под командованием Железняка. Отсюда, очевидно, и происходит легенда о якобы имевшем место в обители «освящении ножей» для гайдамаков, тиражировавшаяся нек-рыми укр. литераторами.
М., отсутствовавший в этот период в мон-ре, негативно отреагировал на начавшееся восстание. В частности, в мае 1768 г. он обратился с посланием к мотронинской братии: «Пусть весь свет знает, что вы не гайдамаки, не злодеи, не разбойники и чужой крови не проливаете». С призывом не поддерживать гайдамацкое восстание М. обратился и к жителям Черкасс и Смелы: «Ховайтесь [прячьтесь], утекайте, ежели кто вас гонит или хощет взяти, а до гайдамаков помянутых не приставайте [присоединяйтесь]».
В 1768 г. М. и еп. Гервасий были обвинены в содействии народному восстанию гайдамаков на Правобережной Украине. Так, М. подозревался в авторстве подлога с т. н. Золотой грамотой, датированной 9/20 июня 1768 г. Грамота призывала от имени имп. Екатерины II православных Правобережья Днепра к восстанию против польск. господства. При этом ген.-губернатор Малороссии гр. П. А. Румянцев был уверен в непричастности М. к событиям, связанным с восстанием: «Но игумен мотронинский объявляет, как он еще в прошедшем 1767 году, в мае месяце, выехал из монастыря своего, находясь всегда вне оного, не только об обращениях гайдамаков, но и монастыре своем никакого известия не имеет». Тем не менее игумен был подвергнут суду. Подозрения в поддержке гайдамаков не подтвердились, но М. был уволен с должности настоятеля Мотронинского мон-ря и назначен настоятелем переяславского Михайловского мон-ря. В 1771-1776 гг. М. был наместником Киево-Софийского кафедрального мужского мон-ря, в 1776-1781 гг. - настоятелем киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря, в июне-июле 1781 г.- настоятелем Мгарского Лубенского муж. мон-ря, одним из жертвователей к-рого был его отец и др. родственники. Но из-за острых конфликтов с местными землевладельцами был переведен в Глухов. В 1781 г. он вторично стал настоятелем Киево-Софийского монастыря, в 1786 г. определен в Глуховский Петропавловский мон-рь.