МЕЛХИСЕДЕК
Том XLIV, С. 627-628
опубликовано: 14 июня 2021г.

МЕЛХИСЕДЕК

Мелхиседек (Аверченко), еп. Курганский. Фотография. 1933 г.Мелхиседек (Аверченко), еп. Курганский. Фотография. 1933 г.

(Аверченко Михаил Ефимович; 11.01.1875, с. Усохская Буда Гомельского у. Могилёвской губ.- после 1933), еп. Курганский. В 1890 г. поступил в Гомельское ДУ, к-рое окончил в 1897 г. В том же году принял монашеский постриг с именем Мелхиседек в Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. В 1906 г. был переведен в Троицкий Иссык-Кульский мон-рь в Туркестане. 20 июля 1906 г. был рукоположен во диакона, 15 авг. 1907 г.- во иерея. Служил священником в разных храмах неподалеку от мон-ря. В 1918 г. был переведен в Ташкент, одновременно служил и в соседнем пос. Черняево.

Ранее в лит-ре было распространено утверждение, основанное на данных митр. Мануила (Лемешевского), что в сер. 20-х гг. ХХ в. М. присоединился к обновленчеству (Рус. архиереи-обновленцы. С. 819). Однако в наст. время это утверждение опровергается рядом вновь обнаруженных источников. В мае 1923 г. М. сопровождал из Ташкента в Пенджикент свящ. В. Ф. Войно-Ясенецкого (см. свт. Лука (Войно-Ясенецкий)), избранного кандидатом в епископы не признавшим обновленчество Союзом православных приходов Туркестанской епархии. После ареста и высылки Ташкентского еп. свт. Луки М. продолжал активно бороться против обновленчества. Об этом, напр., свидетельствуют доносы на него в ГПУ и НКВД от обновленческого Ташкентского еп. Николая Коблова от 22 июля 1923 г. и 21 янв. 1924 г. Коблов, в частности, писал: «...иеромонах Мелхиседек Аверченко, уволенный от должности священника Черняевского поселка и запрещенный в служении, имея антиминс, продолжает служить в Ташкенте и в Черняевском поселке, причем, около него группируются верующие. Все сообщество пропагандирует тихоновщину, волнуя народ и поддерживая в нем недовольство законной, как церковной, так и советской властью. Особенный вред нанес иеромонах Мелхиседек церковно-обновленческому движению своим торжественным крестным ходом на воду в пос. Черняевском...» (цит. по: Заславский. 2006. С. 120). М. также упоминается в переписке между местными отделами ГПУ и НКВД в связи с подготовкой следственных материалов для его высылки из Туркестанской АССР, как «главаря староцерковников» в пос. Черняево. М. со своей общиной поддерживал связи с епископами Андреем (Ухтомским) и сщмч. Петром (Зверевым), отбывавшими ссылку в Ср. Азии за противодействие обновленчеству.

К сер. 20-х гг. М. упоминается в сане архимандрита. 13 июня 1925 г. состоялась его хиротония во епископа. Об обстоятельствах хиротонии известно из доклада еп. Луки (Войно-Ясенецкого) заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 2 марта 1926 г. Согласно этому донесению, М. был тайно рукоположен во епископа православных общин Туркестанской епархии ссыльными епископами Андреем (Ухтомским) и Львом (Черепановым). Видимо, для этого М. совершил поездку в г. Теджен (Туркмения), где в это время находились оба епископа. Во 2-й пол. 1925 г. в Ташкенте возникли церковные нестроения из-за конфликта между М. и временно управлявшим Ташкентской епархией викарным Семиреченским еп. Сергием (Лавровым), сблизившимся с обновленцами. Еп. Сергий, видимо, либо не знал об архиерейской хиротонии М., либо не признавал ее. За отказ М. признать его своим правящим архиереем, еп. Сергий запретил М. в священнослужении. В дек. 1925 г. еп. Сергий был арестован и впосл. присоединился к обновленческому расколу. В нач. февр. 1926 г. в Ташкент вернулся из ссылки еп. Лука. В докладе в Патриархию свт. Лука высоко оценил способности М.: «Хотя епископ Мелхиседек не имеет даже среднего образования, но знающие его весьма высоко отзываются о его благочестии, верности, смирении и примерной жизни, о высоком похвальном отношении к пастырским обязанностям» (Там же. С. 122). Поскольку тайное рукоположение могло вызвать сомнения в его каноничности, свт. Лука направил М. в Московскую Патриархию для снятия наложенного на него еп. Сергием запрещения, утверждения хиротонии и получения назначения на епископскую кафедру. Свт. Лука просил митр. Сергия назначить М. викарным епископом Туркестанской епархии.

21 мая 1926 г. митр. Сергий издал резолюцию: «Ввиду того что запрещенные епископом Сергием архимандрит Мельхиседек и другие не признавали его не из любоначалия, а по искреннему опасению потерять чистоту православия... признать запрещение наложенным неправильно и потому отменить». В Московской Патриархии М. получил подтверждение своей архиерейской хиротонии и назначение епископом Уразовским, викарием Воронежской епархии. 30 окт. 1926 г. был назначен епископом Пишпекским, викарием Туркестанской епархии. Управлял православными приходами на территории Киргизии. В 1927 г. провел съезд местного духовенства. 6 нояб. 1929 г. решением митр. Сергия и Временного Синода был освобожден от управления Пишпекским викариатством и определен в распоряжение Ташкентского и Туркестанского митр. Никандра (Феноменова). После ареста пребывавшего в Ташкенте на покое еп. Луки (Войно-Ясенецкого) в 1930 г. М. стал инициатором коллективного прошения о его освобождении. 11 авг. 1931 г. назначен управляющим Челябинской епархией. Проживал в г. Троицке (ныне Челябинской обл.). С кон. 1931 г. носил титул епископа Курганского, по-прежнему проживал в Троицке. 19 нояб. 1932 г. был арестован. Сначала ему предъявили обвинение в спекуляции лампадным маслом и свечами, а также в организации нелегальных религ. собраний в связи с появлением в Троицке почитаемой странницы Евдокии Маханьковой. Впосл. обвинения в спекуляции с М. были сняты, но его обвинили в руководстве «организованной контрреволюционной группировкой церковников». По коллективному делу проходила большая группа троицкого духовенства во главе с М. На допросах он не скрывал, что «...вел с верующими частные беседы, убеждал их в том, чтобы они не забывали Бога, ходили в церковь, молились Богу и не слушали атеистов-безбожников, ведущих борьбу с религией и православной церковью. С методами их борьбы я не согласен и рассматриваю эти методы как кощунство и гонение на Православную церковь». 22 апр. 1933 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 5 годам заключения. Был отправлен в Новосибирск для дальнейшего этапирования в Сибирский ИТЛ. 1 июля 1933 г. направлен спецконвоем в г. Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия), 23 окт. того же года переведен в среднеазиат. представительство ОГПУ в Ташкенте. В тот же день Особая тройка Полномочного представительства ОГПУ в Ср. Азии увеличила ему срок заключения до 10 лет ИТЛ. Дальнейшая судьба М. неизвестна.

Арх.: ЦГА Респ. Узбекистан Ф. Р-39. Оп. 1. Д. 659а; Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 38.
Лит.:Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 318; Акты свт. Тихона. С. 980; Цыпин. История РЦ. С. 749; Заславский В. Б. Пострадавшие за веру правосл. в Ташкентской епархии // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2006. Вып. 3(20). С. 111-125; Лобашев А. «Верою побеждали!..»: Книга о духовном подвиге правосл. южноуральцев. Челябинск, 2007. С. 120-129; Озмитель Е. Е. Роль «первого еп. Киргизии» Мелхиседека (Аверченко) в жизни Туркестанской епархии 1920-х гг. // Вестн. Кыргызско-Российского слав. ун-та. Бишкек, 2014. Т. 14. № 11. С. 64-67.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский