[Греч. Μένανδρος], мч. (пам. греч. 31, 30, 28 марта). Память М. и посвященное ему двустишие содержатся в визант. стишных Синаксарях. Из стиха известно, что мученик скончался, влачимый обнаженным по камням. То же двустишие приводится под 31 марта и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца. О времени и месте мученичества ничего не сообщается.
В нек-рых греч. Синаксарях память М. объединяется с памятью мч. Савина (отдельная пам. 13, 16 марта) и др. мучеников (см. в ст. Мученики, 38); вся дружина названа мучениками Гермопольскими (Египетскими), пострадавшими при имп. Диоклетиане (284-305), вероятно в нач. IV в. В афонской рукописи Ath. Laur. I 70 есть краткое сказание, из к-рого следует, что вышеупомянутые христиане скрывались от преследований за городом. Однако нечестивый император узнал об их местонахождении и отправил за ними отряд воинов. Представ перед гонителем, мученики ответили на его вопрос, содержащий угрозу казнью: «Что может быть ужаснее пролития крови?» - вопросом: «Что может быть желаннее, чем страдания за Христа?» Разгневанный император приказал обезглавить всех арестованных.
Остается неясным, принадлежали ли М. и Савин к этой дружине. Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, склоняется к положительному ответу и предполагает, что М., принявший мученическую смерть во время влачения по камням,- другое лицо, или что М. сначала влачили по камням, а затем обезглавили. Однако и Савин, имеющий отдельную память, тоже погиб не от усекновения мечом, а будучи брошен в реку. Возможно, М., Савин и 38 мучеников Гермопольских пострадали при разных обстоятельствах, а объединяет их лишь совместное упоминание в некоторых Синаксарях.
В календаре РПЦ память М. отсутствует.
Одно из ранних изображений М. представлено на маргинальной миниатюре из месяцеслова Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 282v, кон. XI в.). Святой показан под 31 марта в паре с мч. Неофитом, фронтально, в рост, на нем поверх серо-синего с желтым подолом хитона надет синий плащ, закрепленный фибулой на правом плече, в правой руке держит крест, левая скрыта под гиматием; он изображен средовеком с вьющимися недлинными волосами и короткой клиновидной бородой. Предположительно М., Савин и мученики Гермопольские (подписи отсутствуют) представлены на миниатюре в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 33v, 1322-1340 гг.) - в правом нижнем клейме 4-частной листовой миниатюры (под 31 марта), на переднем плане изображены поколенно фигуры обращенных друг к другу 4 мучеников (за ними - нимбы еще 3 святых), крайний справа, возможно М., он в красном гиматии, единственный держит в руке крест.
В настенном минологии на фреске в экзонартексе ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), под 31 марта М. изображен в сцене мучения: его обнаженное тело волочат по камням; над нимбом на греч. языке написаны имя святого и текст в 2 строки: «Нагим влекомого по камням Менандра Христос облачил одеждой спасения».