[Греч. ᾿Ονησιφόρος κα Πορφύριος] (III-IV вв. (?)), мученики (пам. 9 нояб.; пам. греч. 9 нояб., 16 июля). В своем «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец, видимо основываясь на визант. стишных синаксарях, излагает сказание об О. и о П., согласно к-рому они жили во времена императоров Диоклетиана и Максимиана, воздвигших страшные гонения на христиан в нач. IV в., но в сказании, к-рое приводит Никодим, в качестве года казни мучеников указан 290-й. Как и мн. др. христиане, О. и П. были схвачены за отказ принести жертвы идолам и предстали перед судом язычников. После того как мученики смело исповедали свою веру, их подвергли жестокой пытке: положили на раскаленные решетки, но святые славили Господа, несмотря на обжигающее пламя. Такое мужество привело палачей в ярость. Они привязали О. и П. к диким коням и отпустили их в каменистой и поросшей колючим кустарником местности. Во время этой скачки плоть мучеников была растерзана, а их души вознеслись ко Господу. Благочестивые христиане собрали честные останки, какие удалось найти, и похоронили близ сел. Панкеаны (Παγκεανῶν) (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 69-70).
Это же сказание передает и свт. Димитрий Ростовский, вероятно основываясь на том же источнике, что и прп. Никодим Святогорец, предполагая, что сел. Панкеаны могло находиться во Фракии, у горы Пангея (совр. Пангео, Греция) (ЖСв. Нояб. С. 187).
Однако в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) мученики О. и П. упомянуты под 9 нояб. без сказания. Синаксарное Мученичество одноименной пары святых помещено под 16 июля и содержит совсем др. сведения. Время их жизни относится к I в. Об О. говорится, что он происходил из Иконии, был родственником царицы Трифены и крещен ап. Павлом. Т. о., О. отождествляется со сщмч. Онисифором, ап. от 70 (пам. 7 сент., 8 дек., 4 янв.); П. был его слугой (SynCP. Col. 823).То же сказание включено и в Минологий Василия II под 16 июля (PG. 117. Col. 545). Обстоятельства кончины мучеников, согласно этим источникам, сходятся с текстом из стишного Синаксаря - после пытки на раскаленной решетке они были растерзаны во время конского бега.
Александрийский Синаксарь содержит память О. под 21 марта и приводит апокрифическое сказание, также относящее период жизни мученика к апостольским временам, а его самого отождествляет с учеником ап. Павла (SynAlex. (Forget). Vol. 2. P. 42-43). Апостолом от 70 считают мученика и зап. мартирологи, где память О. помещена под 6 сент. (MartRom. P. 404).
Из визант. стишных синаксарей сказание об О. и о П. как о пострадавших при Диоклетиане попало в слав. стишные Прологи под 9 нояб. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 24) и впосл. в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 143).
Причины, по к-рым произошло раздвоение памяти мучеников О. и П., а также возникло сказание, к-рое относит время их страдания к IV в., вероятно, могут быть установлены при изучении их неизданного Мученичества (BHG, N 2325).
Память О. и П. отмечается в Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., 9 нояб. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 96).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. и П. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции 9 нояб. помещается служба О. и П., состоящая из канона 4-го гласа, цикла стихир-подобнов и седальна (см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 329-333; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 28). Такой же гимнографический состав имеет служба О. и П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 309-310).
В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, память О. и П. также отмечается 9 нояб.: совершается рядовая, будничная служба (Arranz. Typicon. P. 51).
В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович. Типикон. Л. 57а) - 9 нояб. назначается служба с пением на утрене «Аллилуия».
В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. новой гимнографии О. и П. по сравнению с более ранними источниками не отмечено.
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и последующих изданиях, в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ, в день памяти О. и П. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь»; указан отпустительный тропарь 4-го гласа ; также появляются кондак 2-го гласа с икосом и светилен.
Последование О. и П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 254), кондак 2-го гласа Μαρτύρων δυὰς̇ ( ) с икосом, канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θέρεις ὄινησιν σοῖς ἐπαινέταις, μάκαρ. ᾿Ιωσήφ ( ) 4-го гласа, ирмос: ῎[ σωμαί σοι, Κύριε̇ ( ), нач.: Θέρουσα τοῖς πίστει σε εὐφημοῦσιν ὄνησιν ( ), цикл стихир-подобнов, седален, светилен.
По рукописям известны песнопения О. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Игнатием, патриархом К-польским, без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τὴν Μωσέως ᾠδὴν̇ ( ), нач.: Θέρεις ὄινησιν θείαν, θαυμαστὲ ᾿Ονησιφόρε (Подаешь помощь божественную, чудный Онисифор) (Ταμεῖον. Σ. 88); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седальны (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ᾿ΕΘ. Τ. 38. Σ. 305).
Наиболее раннее изображение О. и П. является их совместным портретом как орантов, пребывающих в Небесном граде,- на мозаике купола ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике (кон. IV - 3-я четв. V в.). Судя по подписи, оба святых были прославлены в авг.; О. происходил из сословия воинов (стратилатов). Они молодые, безбородые, похожи на вмч. Георгия Победоносца или вмч. Димитрия Солунского, но не с кудрявыми волосами, а с короткими прямыми прядками. Одежды отличаются: О. в светлой, богато расшитой тунике и плаще такого же цвета с пурпурной вставкой (тавлионом) - знаком высокого происхождения; П. в светлой тунике, длинные рукава и открытый ворот к-рой видны из-под напоминающего фелонь светло-лилового одеяния с вырезом-горловиной посреди, драпирующего полностью плечи и руки; подобные облачения в том же ансамбле - у мч. Филимона, «распорядителя церемоний»,- возможно, создатели мозаик знали о придворном статусе П. Столь же похожими ликом и одеждами святые изображены на маргинальной миниатюре в рукописи Евангелия с Минологием посл. четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266r) - О. в красном хитоне и синем плаще с золотым тавлионом, П. в синем хитоне и красном плаще с тавлионом, у обоих в руках кресты. В паре как юноши они изображены на одной из миниатюр Минология, принадлежавшего деспоту Фессалоники Димитрию Палеологу (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340), в минейных росписях ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (1371-1381), в росписях ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718). О молодом возрасте О. «с показавшеюся бородою» упоминает мон. Дионисий Фурноаграфиот в чине св. мучеников (Ерминия ДФ. § 10. С. 164).
Изображения мучений святых встречаются в минейных циклах в храмовых росписях. На фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) на аркаде юж. нефа в минее июля (под 16-м днем) - святые в античных одеждах; О. средовек в светлом гиматии, П. ближе к старческому возрасту; их избивают палками 2 палача. В минейном цикле в нартексе Вознесенской ц. мон-ря Вел. Дечаны (1348-1350) святые представлены под 9 нояб. рядом с прп. Матроной Пергийской/К-польской. О. безбородый, он указывает на стоящего рядом средовека П. Все 3 святых показаны рядом под 9 нояб. на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Их фигуры включены в роспись ц. Спасителя в Цаленджихе (1384-1396, мастер Мануил Евгеник), однако здесь О. представлен средовеком, в пурпурных тунике и плаще, как воин он держит вложенный в ножны меч, а П. молод, безбород, в белой тунике и пурпурном плаще. Редкий вариант изображения О.- как средовека с недлинной бородкой сохранился в июльском минологии (под 16-м днем) на фреске ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре Вел. Новгорода (1467).
Образ О. включен в программу росписи ряда афонских храмов. В кафоликоне (у сев. входа) мон-ря Ставроникита (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) он написан как мирянин в шитых золотом античных одеждах, с крестом, у него длинные седые волосы и средней длины борода. Очевидно, к этому изображению восходит образ О. в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869): средней длины борода с раздвоением на конце, длинное платье, короткая туника поверх длинного хитона и плащ, застегнутый по центру, плат в опущенной правой руке. Мученичество святых есть и в росписях трапезной Великой Лавры, в сев.-вост. пастофории (2-я четв. XVI в., мастер Феофанис Критский (Стрелицас-Бафас)). У мастера Дзордзиса Фукаса в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат (1547) О. облачен в богатые одежды с шитьем и узорочьем, помимо плаща и длинного хитона на нем короткая белая туника с вышивкой, он молод; в притворе-лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, у входа в парекклисион Акафиста Пресв. Богородицы) и в мон-ре Дохиар (1567/68, на юго-вост. крестовом своде лити) мучение святых показано как казнь через волочение лошадьми (они привязаны к конским хвостам).
В сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) оба святых описаны как молодые: О.- «аки Дмитрий» (т. е. вмч. Димитрий Солунский), П.- «аки Флор». В подлиннике С. Т. Большакова под 9 нояб. названы оба мученика, а в лицевой части П. представлен вместе с прп. Матроной под 10 нояб. как молодой безбородый мученик. В руководстве В. Д. Фартусова (1910) О. рекомендовано изображать молодым, а П.- с небольшой бородкой.