МЕРЦЕДАРИИ
Том XLV, С. 13-20
опубликовано: 1 июля 2021г.

МЕРЦЕДАРИИ

Католич. св. Петр Ноласк. Скульптура фасада конвента мерцедариев в Мурсии. XVIII в.Католич. св. Петр Ноласк. Скульптура фасада конвента мерцедариев в Мурсии. XVIII в.

[Мерседарии; лат. mercedarii; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной; лат. Ordo Beatae Mariae Virginis de Mercede, O. de M.], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена. Основатель ордена - католич. св. Петр Ноласк (каталон. Пере Ноласк, испан. Педро Ноласко) (ок. 1180 - 1249 или 1256; канонизирован в 1628 папой Римским Урбаном VIII). О раннем периоде его жизни известно мало; в сочинениях орденских хронистов XV в. П. Сихара и Н. Гавера святой назван сыном купца, однако в составленных в 1588 г. Ф. Сумелем истории ордена и жизнеописаниях его магистров Петр Ноласк представлен выходцем из рыцарского сословия. Несмотря на устоявшуюся орденскую агиографическую традицию, согласно которой святой род. в сел. Мас-Сент-Пюэль (Лангедок, Франция), в XX в. нек-рые испан. исследователи выдвинули гипотезу о его барселонском происхождении (см., напр.: Palma de Mallorca A., de. La verdadera patria de S. Pedro Nolasch // Analecta Sacra Tarraconesia. Barcelona, 1958. Vol. 31. N 1. P. 65-80). Согласно жизнеописанию, составленному Сумелем и легшему в основу Жития Петра Ноласка в издании болландистов «Acta Sanctorum», в период юности святого его семья переехала в Барселону. Узнав о тяготах христиан, попавших в плен к туркам, Петр Ноласк сопереживал пленным и размышлял о способах помочь им. Однажды ему явилась Пресв. Дева Мария, после чего он укрепился в решении основать орден, к-рый бы занимался выкупом христиан из плена. В сочинениях хронистов ордена М. подчеркивалось, что Петр Ноласк в своих начинаниях нашел поддержку кор. Арагона Хайме (Жауме) I Завоевателя (1213-1276) и его духовного наставника доминиканца Раймунда Пеньяфортского, к-рым также явилась Пресв. Дева Мария. 10 авг. 1218 г. в кафедральном соборе Барселоны в присутствии еп. Беренгера де Палоу король объявил о создании ордена Пресв. Девы Марии Милосердной, во главе к-рого был поставлен Петр Ноласк. Епископ вручил главе нового ордена и его сподвижникам белые одеяния, к-рые впосл. станут указывать на принадлежность к М. Однако совр. исследователи ставят под сомнение традиц. хронологию истории ордена: в 1218 г. Хайме было всего 10 лет, а Раймунд Пеньяфортский до нач. 20-х гг. XIII в. преподавал в Болонье и никогда не показывал того, что имел к.-л. отношение к ордену М. (Brodman. 1977; о формировании ранней исторической традиции М. подробнее см.: Taylor. 2000. P. 5-16).

Первое достоверное свидетельство о деятельности Петра Ноласка по выкупу пленных относится к авг. 1230 г.: в своем завещании барселонец Маймо Гомбал оставил ему для этих целей 100 солидов. В этом и в 2 др. подобных ему завещаниях (окт. 1231 и авг. 1232) еще не упоминается о наличии у Петра Ноласка сподвижников. В нек-рых документах его называют братом (frater), но орден, к к-рому он принадлежал, не указан - вероятно, Петр Ноласк не был клириком и оставался мирянином. По предположению Дж. У. Бродмана, первоначально целью святого был выкуп христиан, плененных в ходе завоевания Мальорки (1229), в к-ром Петр Ноласк, возможно, участвовал (Brodman. 1986. P. 19-20).

Церковь Пресв. Девы Марии Милосердной в Барселоне. 1765–1775 гг. Архит. Ж. МасЦерковь Пресв. Девы Марии Милосердной в Барселоне. 1765–1775 гг. Архит. Ж. Мас

К 1232 г. относятся первые земельные пожалования, сделанные М.: 14 июля Гийем де Кабанельес, еп. Жироны (1227-1245), даровал не названному по имени сподвижнику Петра Ноласка усадьбу Албук. 6 авг. того же года богатый торговец Рамон де Плегаманс передал Петру Ноласку участок земли на побережье Барселоны; вскоре там был построен госпиталь для пленных, посвященный св. Евлалии. В это же время появляются и др. центры деятельности М.: в 1234-1235 гг. Жоану де Льяэсу, поверенному Петра Ноласка, были переданы 2 дома в Пальме на о-ве Мальорка; в окт. 1234 г. сам Петр Ноласк унаследовал дом в Жироне. Папа Римский Григорий IX буллой «Devotionis vestrae» (от 17 янв. 1235) одобрил учреждение братства при госпитале св. Евлалии, члены к-рого должны были жить согласно Августина уставу. В 40-х гг. XIII в. появились новые центры ордена: в Тортозе, Таррагоне, Кастельоне, Льейде, Сарагосе, Калатаюде, Перпиньяне и др. местах, в т. ч. в Нарбоне (Юж. Франция) и в отвоеванной в 1238 г. Валенсии, где М. получили поддержку короля. Хайме I передал М. недавно основанный приход Пресв. Девы Марии Милосердной в Пуч-де-Себолья близ Валенсии. В связи с этим к кон. 40-х гг. XIII в. распространяется почитание Пресв. Девы Марии Милосердной как покровительницы братства, к 80-м гг. XIII в. окончательно сменившее почитание св. Евлалии. В апр. 1245 г. папа Римский Иннокентий IV подтвердил владения нового ордена, а папа Александр IV буллой «Si iuxta sententiam sapientis» (4 сент. 1255) существенно расширил его привилегии. Владения и полномочия М. были подтверждены папскими буллами в 1263 и 1268 гг.

При новом главе ордена Гийеме де Басе († ок. 1270; исполнял должность с перерывами), также являвшемся братом-мирянином, М. стали вести свою деятельность в Кастилии (где конкуренцию им составили тринитарии и члены ордена Сантьяго, занимавшиеся аналогичной работой) и в Мурсии. Увеличилось количество представительств (энкомьенд) ордена на юге Франции (в Тулузе с 1258), в Арагоне и Каталонии (в Вике). В Валенсии в 1255-1259 гг. под упр. М. находился мон-рь св. Викентия. Орден получил от короля владения в недавно отвоеванных Севилье (1253) и Кордове (до 1263). Грамотами от 13 июня 1251 г. и от 12 марта 1255 г. М. были дарованы личная протекция кор. Хайме I, самоуправление (guidaticum) и разрешение на покупку или получение в дар королевской собственности (в нач. XIV в. привилегии были подтверждены кор. Хайме II Справедливым (1291-1327)). В Кастилии М. получили меньшую поддержку светской власти, однако и там им были дарованы королевские привилегии: в сохранившейся грамоте, данной в 1289 г. кор. Санчо IV Храбрым (1284-1295), упомянуты милости, оказанные М. кор. Альфонсо X Мудрым (1252-1284). К кон. XIII в. относится рост числа орденских представительств в Кастилии; энкомьенды М. появились в Бургосе, Гвадалахаре, Толедо, Вальядолиде. Кроме того, под патронат М. был передан ряд церквей и часовен. В 1286 г. на Менорке М. получили неск. строений в Сьюдаделе; позднее на острове орденом были построены церковь и часовня. В 1299 г. было основано 1-е представительство М. в Португалии (в Беже); вскоре к нему было добавлено еще 5. В сер. XIV в., во время эпидемии чумы («черная смерть»), энкомьенды опустели, а имущество М. было передано ордену тринитариев (М. удалось восстановить свое присутствие в Португалии лишь в XVII в.). В кон. XIII в. орден приобрел 1-ю энкомьенду в Наварре (в Памплоне).

Весной 1272 г. в Лимузене под рук. нового главы ордена Пере д'Амера (кон. 1271-1301) были составлены орденские конституции, одобренные в мае того же года на общем собрании М. в Барселоне (изд. и текстологические исследования см.: Serratosa Queralt. 1956; Devesa Blanco. 1983). Конституции состояли из 49 глав и определяли систему управления орденом: ежегодно должен был собираться генеральный капитул, к-рый решал вопросы об экспедициях, направлявшихся для выкупа пленных, обсуждал дисциплинарные проблемы. Определялись полномочия главы ордена - магистра: он был братом-мирянином, ему предписывалось ежегодно проводить визитации всех владений ордена. В преамбуле сообщалось, что во время подготовки конституций глава ордена посетил госпитали и энкомьенды М., чтобы узнать о проблемах ордена, познакомиться с образом жизни М. в регионах и обсудить с членами ордена сложившуюся к тому времени практику и действовавшие в общинах М. установления. Хотя руководство орденом было закреплено за братьями-мирянами, в конституциях получил отражение рост числа братьев-клириков, заметный со 2-й пол. XIII в. Братьев-клириков в составе ордена возглавлял приор, к-рый был также старшим помощником магистра. Орденскими конституциями запрещалась продажа имущества ордена без разрешения генерального капитула. В тексте конституций имелось значительное число заимствований из уставов орденов Сантьяго, госпитальеров (см. Мальтийский орден) и тамплиеров, что впосл. сформировало устойчивое представление о средневек. М. как о военном ордене (см., напр.: Mariano Ribera. 1725). Кроме братьев-мирян и братьев-клириков, выполнявших основную работу по сбору средств и организации экспедиций для выкупа пленных христиан, в состав ордена входили братья и сестры, помогавшие в деятельности энкомьенд. Время для сбора милостыни, имена ответственных за проведение таких сборов (redentores), а также маршруты экспедиций для выкупа пленных определял генеральный капитул.

Церковь Бонария в Кальяри. 1924 г.Церковь Бонария в Кальяри. 1924 г.

По примерным оценкам, в XIII - 1-й пол. XIV в. М. выкупили и освободили более 11 тыс. пленных (Orden de Santa Maria. 1997. P. 38). Первоначально основными местами выкупа были Валенсия и Балеарские о-ва, находившиеся под властью мусульман; по мере отвоевания земель в ходе Реконкисты экспедиции М. перемещались все дальше на юг. После освобождения пленные вместе с М. переходили от селения к селению, рассказывая о своем заключении и помогая собирать милостыню на новые экспедиции; затем они получали новую одежду, иногда оружие и средства на дорогу домой. В XIII в. в госпиталях ордена оказывали помощь не только освобожденным узникам, но и нищим, больным и паломникам. На капитуле 1317 г. был составлен список из неск. десятков М., погибших в мусульм. владениях на Пиренейском п-ове и в Африке от рук пиратов и местных жителей; в нем были упомянуты католические святые Рамон (Раймонд) Нонато († 1240), Серапио († 1240), Педро Паскуаль († 1300).

В конституциях 1272 г. нашла отражение ситуация, приведшая к длительному противостоянию в ордене братьев-клириков и братьев-мирян. 29 сент. 1301 г. главой М. был избран Арнау д'Амер; как и его предшественники, он оставался братом-мирянином и пользовался поддержкой кор. Мальорки Хайме III (1324-1343). В июне 1302 г. в ордене произошел раскол: барселонские братья-клирики избрали другого магистра, Рамона Альберта († 1330). Дело было направлено на разбирательство в папскую курию. Папа Римский Климент V (1305-1314) аннулировал результаты выборов: Рамон Альберт стал приором ордена М., а место Арнау д'Амера занял др. брат-мирянин - Арнау Руссиньоль. Однако борьба между братьями-мирянами и братьями-клириками в ордене продолжилась. В 1311 г. решением епископа Барселоны Понса де Гуалбы полномочия приора были расширены: фактически братья-клирики получили автономию внутри ордена. В мае 1317 г., когда скончался магистр Арнау Руссиньоль, на капитуле, собравшемся по этому поводу, благодаря поддержке более многочисленной партии братьев-клириков магистром ордена был избран Рамон Альберт. Братья-миряне не признали решения капитула и избрали своего магистра. Обе партии отправили апелляции в папскую курию. 5 янв. 1318 г. вопреки орденским конституциям 1272 г. папа Иоанн XXII утвердил Рамона Альберта «общим» для братьев-мирян и братьев-клириков главой М. Деятельность Рамона Альберта была направлена на внутреннюю реформу ордена с целью упрочить власть братьев-клириков. В 1327 г. были приняты новые конституции, образцом для к-рых послужил устав ордена доминиканцев (текст и текстологический анализ см.: González Castro. 1983). В эти конституции (52 главы), составленные на каталанском языке, были включены более ранние орденские установления. Впервые регламентации подверглись все стороны жизни М.: была укреплена власть магистра (генеральный капитул отныне собирался раз в 3 года), от руководства орденом отстранялись братья-миряне (хотя среди М. сохранялось значительное их количество), монашеский образ жизни братства стал более строгим (по образцу доминиканцев регламентированы питание М., распорядок дня и т. д.). Сведений о папском подтверждении конституций 1327 г. нет, но этот документ оставался основой жизни М. до XVI в., несмотря на то что время от времени поднимался вопрос о возвращении к первоначальным установлениям М. (напр., на генеральном капитуле 1365 г.).

В 1-й пол. XIV в. сформировались провинции ордена (Каталония, Арагон-Наварра, Валенсия-Мурсия, Прованс-Мальорка, Кастилия-Португалия); во главе провинции стоял избиравшийся на генеральном капитуле и утверждавшийся магистром старший командор (позднее чаще назывался провинциалом). Такая структура сохранялась до кон. XVI в. В 1317 г. орден насчитывал ок. 300 членов (Brodman. 1986. P. 61-62). После реформ Рамона Альберта расширилась область деятельности М.: в XIV в. они стали активно участвовать в университетской жизни. К XV в. относятся сообщения о собственных учебных заведениях (studia) М. (Vázquez Núñez. 1931).

В 1305 г. буллой папы Римского Климента V все имущество, завещанное на освобождение пленных, но без особых указаний, передавалось М., а в 1373 г. члены ордена были освобождены от уплаты десятины. В 1320 г. М. были подчинены епископу Барселоны (выведены из епископской юрисдикции в 1399), а в 1341 г. папа Римский Бенедикт XII провозгласил свое право назначать главу ордена (впервые это произошло в 1345; данная практика прекратилась к 1401). Т. о., фактически орден был принят в непосредственную юрисдикцию Папского престола.

В 1335 г. важным центром М. стала ц. Бонария в Кальяри (Сардиния). Орден понес существенные потери как во время эпидемии «черной смерти» (сер. XIV в.), так и в ходе кастильско-арагонской войны (1356-1369), когда перестали действовать мн. представительства М. на Пиренейском п-ове. Стараниями магистра ордена Понсьо де Барейи (1348-1365) было восстановлено покровительство арагонского королевского дома: подтверждались особые права М. при сборе пожертвований на выкуп пленных, М. получали привилегии, подобные тем, которые имели нищенствующие ордены, и многочисленные дарения (в частности, в 1400 г. им была подарена королевская придворная капелла св. Агаты в Барселоне, остававшаяся во владении М. до XIX в.). В свою очередь члены ордена не только занимались выкупом пленных, но и осуществляли дипломатические миссии по поручению арагонских монархов. В то же время восстановление королевского патроната и более активное участие светской власти в жизни ордена привели к ослаблению централизованной власти магистров.

C нач. XV в. обострились противоречия между Арагонской и Кастильской провинциями ордена. В это время увеличилось количество владений М. в Кастилии; важнейшим деянием стало учреждение орденской коллегии Вера-Крус в Саламанке (ок. 1411). В мае 1441 г. Роберто де Мойя, еп. Осмы, утвердил новым магистром М. кастильца Роберто де Уэту. Несмотря на папское одобрение, новый глава не получил поддержки арагонской части ордена, и в янв. 1442 г. в Барселоне был выбран свой магистр - приор Надал Гавер († 1474). Хотя после смерти Уэты в 1452 г. Гавер стал единоличным главой ордена, напряжение между кастильцами, недовольными своим малым представительством в генеральном капитуле, и арагонцами не уменьшилось: власть Гавера была признана только после расширения автономии Кастильской пров. Тем не менее старший командор этой провинции Масиас де Монтеррей (1452-1464), воспользовавшись ослаблением центральной власти, снял тех кастильских командоров, которые поддерживали арагонского ставленника Гавера, а не Уэту. Это привело к тому, что в 1460 г. Гавер издал распоряжение об отстранении Монтеррея, но реальной власти для осуществления этого решения он уже не имел. В 1465 г. Гавер назначил старшим командором Кастильской пров. Диего де Муроса († 1492), но уже в 1467 г. на генеральном капитуле в Гвадалахаре магистр был вынужден предоставить Кастильской пров. полную автономию и даровать право самостоятельно выбирать старшего командора. Фактически орден разделился на 2 независимые корпорации. К этому периоду относится 1-я история ордена, составленная Гавером, включавшая хронику деятельности М., агиографические тексты, орденские привилегии и конституции (Speculum fratrum Ordinis Beatissime Dei genitricis Marie de Mercede Redempcionis Captivorum, 1445).

Церковь во имя католич. св. Петра Ноласка в г. Молинос, Аргентина. XX в.Церковь во имя католич. св. Петра Ноласка в г. Молинос, Аргентина. XX в.

В сер.- 2-й пол. XV в., несмотря на внутренние трудности, продолжалось расширение деятельности ордена на территории Арагонской короны: в 1442 г. М. получили владения в Неаполе, ок. 1463 г.- в Палермо. Конвенты М. были основаны во Франции: в Марселе (1418), Каоре (Кагоре) (1429), Авиньоне (1434). К сер. XV в. в ордене состояло ок. 650 чел. (Orden de Santa Maria. 1997. P. 85). В 1448 г. буллой «Nuper siquidem» папы Римского Николая V М. были окончательно выведены из-под власти местных епископов-ординариев. По примерным оценкам, с 1302 по 1489 г. М. совершили 133 экспедиции, освободив более 18 тыс. чел. (Gari y Siumell. 1873. P. 204). Активная деятельность ордена не прекращалась и после конфликта между Арагонской и Кастильской провинциями, несмотря на раздельную организацию экспедиций. В 1477 г., в условиях внутренней нестабильности, М. удалось освободить из мусульм. плена не менее 180 узников (Molina. 1973. Vol. 1. P. 412). Важным центром ордена стал мон-рь Санта-Мария-де-Коншо близ Сантьяго-де-Компостела. Продолжалась и деятельность М., не связанная с выкупом пленных: в 1409 г. в Валенсии был основан госпиталь для неимущих умалишенных, главой к-рого стал Жоан Жилаберто Жолфре (1350-1417). К нач. XV в. постоянный характер приобретает практика отправления групп М. для обучения в ун-тах Парижа, Саламанки и др. Так, среди 78 членов ордена М., собравшихся в 1477 г. на генеральный капитул в Гвадалахаре, было 8 магистров богословия, 12 докторов, 13 бакалавров (1 из них был бакалавром медицины). Нек-рые М. стали заметными в ученых кругах академическими деятелями: магистр ордена Антонио Морель (1480-1492) был деканом и профессором Тулузского ун-та, Хуан Солис († 1500) составил грамматику еврейского языка, к ордену принадлежали богослов Жеронимо Перес (ок. 1485-1549), наваррский философ и богослов Доминик де Сен-Жан-Пье-де-Пор (ок. 1494-1540), один из основателей саламанкской школы номиналистской логики. В 1518 г. коллегия М.- Консепсьон - появилась в ун-те Алькала (ныне Алькала-де-Энарес).

С падением Гранадского эмирата (1492) пресеклась деятельность ордена по выкупу пленных непосредственно на Пиренейском п-ове. Кастильские М. начали активно участвовать в миссионерской работе в Нов. Свете. По крайней мере один член ордена принимал участие во 2-м путешествии Х. Колумба (1493-1496). Достоверные сведения о постоянной деятельности М. в Америке относятся к 1514 г., когда Франсиско де Бобадилья († 1538) основал конвент в Санто-Доминго. В 1522 г. его стараниями появилась обитель М. в Панаме, в 1527 г.- в Санта-Марте (совр. Колумбия). В 1526 г. капелланами во мн. экспедициях конкистадоров были М. Так, член ордена Бартоломе де Ольмедо († 1524) был капелланом и советником Э. Кортеса во время экспедиции 1519-1521 гг. Согласно его сообщению, он крестил более 2,5 тыс. местных жителей. М. стали первыми миссионерами на территории совр. Гватемалы и Сальвадора (1535-1537), где были основаны конвенты ордена. Также М. проповедовали на территории Коста-Рики (с 1560). В 1534 г. при начале строительства г. Кито Эрнандо де Гранада основал обитель, ставшую важнейшим центром изучения языка индейской южноамер. этнической группы кечуа для проповедников всех католич. орденов. В дальнейшем М. основали конвенты во всех частях испан. Нов. Света: ок. 1537 г.- в Асунсьоне (совр. Парагвай), в 1535-1541 гг.- в Трухильо, Уаманге (ныне Аякучо), Арекипе и Чачапоясе (совр. Перу), в 1541-1557 гг.- в Чукисаке (ныне Сукре), Ла-Пасе, Потоси, Санта-Крус-де-ла-Сьерра (совр. Боливия), в 1548-1578 гг.- в Сантьяго, Консепсьоне, Ла-Империале (ныне Карауэ), Вильяррике, Вальдивии, Ла-Серене, Мендосе, Анголе, Осорно (совр. Чили), в 1557-1568 гг.- в Буэнос-Айресе, Сантьяго-дель-Эстеро, Тукумане (ныне Сан-Мигель-де-Тукуман), Талавера-дель-Эстеко (совр. Аргентина), в 1594-1597 гг.- в Мехико, Антекере и Пуэбло-де-лос-Анхелес (совр. Мексика; в 1533 М. было запрещено основывать конвенты в Мехико, вероятно, из-за противодействия др. орденов), в 1642 г.- в Каракасе (совр. Венесуэла). В большинстве обителей М. велись занятия по катехизации новообращенных христиан и действовали школы для обучения буд. миссионеров. Были открыты учебные заведения М. в Лиме (ок. 1580) и в Мехико (1594). Активная деятельность М. способствовала распространению в Лат. Америке почитания Пресв. Девы Марии Милосердной. Распоряжение имп. Карла V о приоритете старшего командора Кастильской пров. в управлении обителями М. в Нов. Свете (1526) вызвало сопротивление магистра и М. из Арагонской пров. ордена; в 1530 г. тяжба рассматривалась в папской курии. В нояб. 1556 г. в Куско (совр. Перу) состоялось 1-е совещание командоров и проповедников ордена в Нов. Свете, был избран глава новой провинции - Хуан де Варгас, командор Куско. В дек. 1560 г. это избрание было одобрено папским бреве, а в 13 янв. 1563 г. старший командор Кастильской пров. ордена Гаспар де Торрес окончательно закрепил автономию М. в Нов. Свете, утвердив образование 4 провинций: Гватемалы, Куско, Лимы и Чили. Как и Кастильская, эти провинции получили автономию от власти магистра. Кастильская пров. получала от новых провинций средства для выкупа пленных (к нач. XVII в. амер. пожертвования стали основой финансов ордена) и имела право на осуществление визитаций.

Продолжалась деятельность М. и в Ст. Свете. В 1509 г. была основана обитель М. в Оране (совр. Алжир), находившаяся под управлением магистра. Был основан ряд конвентов в Италии: в частности, в 1569 г. М. стала принадлежать ц. св. Руфины в Риме. Во Франции большинство обителей М. были разрушены в ходе религ. войн (в Монпелье - в 1561, в Безье - в 1562, в Мальвиле - в 1563); многие из них были восстановлены в нач. XVII в. Несмотря на разграбления, не прекращал свою деятельность конвент М. в Тулузе. В 1561-1562 гг. удалось организовать совместную экспедицию арагонских и кастильских М. в Алжир, в результате к-рой было выкуплено 427 пленников. В 1499-1573 гг. М., по примерным оценкам, совершили 41 экспедицию и освободили ок. 7 тыс. чел. (Taylor. 2000. P. 102).

К нач. XVI в. оформились женские монашеские общины (beaterios) М. в Гвадалахаре (1509), Лорке в Мурсии (1514), Бильбао (ок. 1514), Беррисе (1542), Маркине (1548), Севилье (1567). Члены общин жен. ветви ордена (2-й орден М.), приняв обеты, продолжали активно трудиться в миру. Также сохранялась орденская ветвь братьев и сестер - помощников (3-й орден М.; см. Терциарии).

С кон. XV в. М. прикладывал усилия к проведению внутренних реформ в ордене. В 1493 г. было запрещено пожизненное командорство. Магистр Бенито Сафон (1522-1535) предписал членам ордена получать теологическую и философскую подготовку, чтобы вести диспуты с мусульм. и иудейскими богословами. В 1536 г. на капитуле в Сарагосе магистр Пере Сорель (1535-1546) принял меры по централизации и систематизации орденских финансовых сборов. Однако, несмотря на проведенные реформы, совр. исследователи отмечают для данного периода спад как интеллектуальной, так и церковной активности в Арагонской пров. ордена (Taylor. 2000. P. 96-97). В Кастильской пров. реформу возглавил Гаспар де Торрес (ок. 1510-1584), магистр богословия в ун-те Саламанки, исполнявший обязанности провинциала в 1559-1565 гг. Он внес в конституции М. ряд дополнений, учитывавших постановления Тридентского Собора (1545-1563). Под влиянием соборных постановлений магистр Мигель Пуйг (1546-1567) в 1561 г. унифицировал текст орденского бревиария. Исследователи отмечают, что к сер. XVI в. в условиях королевского патроната (patronato real) М. оставались достаточно независимыми от власти монарха; кроме того, сохранялась их тесная связь с органами самоуправления в Испании. В нач. 60-х гг. XVI в. испан. кор. Филипп II (1556-1598) провел реформу, направленную на уменьшение автономии религ. орденов (обзор историографии см.: Ibid. P. 109-113).

Первые документы, связанные с королевской реформой М., относятся к 1563 г.; в 1567 г. программа реформ широко обсуждалась с руководителями М. и др. церковными иерархами. Представители короля, осуществлявшие визитации провинций М. и выявлявшие нарушения дисциплины, встретили активное сопротивление со стороны членов ордена. После смерти в 1568 г. магистра Матиаса Папиоля генеральный капитул для выборов нового главы ордена был отложен до конца работы проверяющих комиссий и состоялся лишь в 1574 г. в Гвадалахаре. Капитул одобрил программу реформ, предложенную Филиппом II: аннулировалась автономия Кастильской пров.; магистр стал единоличным главой всего ордена М., включая провинции Нов. Света (сбором денег с пров. Куско продолжал заниматься старший командор Кастильской пров., остальные провинции отправляли их магистру); должность магистра перестала быть пожизненной: отныне он избирался на 6 лет; старшие командоры орденских провинций избирались местными капитулами на 3 года; командоры должны были назначаться главой провинции не более чем на 3 года (лишь барселонский приор избирался членами конвента). Строже стали требования к образу жизни М., также на все провинции были распространены каталонские порядки, касавшиеся обязательного наличия школ. Реформа вызвала протест М. В 1575 г. в Барселоне собрался провинциальный капитул, избравший своего магистра. Однако папа Римский Григорий XIII (1572-1595) одобрил постановления генерального капитула М. в Гвадалахаре, хотя лишь к кон. 80-х гг. XVI в. удалось претворить в жизнь бо́льшую часть его решений. В 1588 г. были изданы обновленные конституции ордена, включавшие комментарии, в к-рых учитывались проведенные реформы. Тогда же Сумель составил историю основания ордена и жизнеописания магистров, включенные в издание конституций (Regula et constitutiones fratrum sacri ordinis beatae Mariae de mercede redemptionis captivorum. Salmanticae, 1588).

В 1587 г. Андалусия была выделена в орденскую провинцию; в 1603 г. от Арагонской пров. отделились Валенсийская и Итальянская провинции; в 1672 г. основана парижская конгрегация М., по статусу равная орденской провинции. В 1587 г. было реализовано постановление 1574 г. о создании должности генерального викария Вест-Индии, которому подчинялись М. на территории Перу и Мексики (должность существовала до 1769). Появились новые провинции ордена в Нов. Свете: Тукуман (1593), Санто-Доминго (1607), Мексика (1616), Кито (1616).

В 1576 г. по королевскому распоряжению была проведена частичная централизация приходивших из Нов. Света пожертвований на выкуп пленных, бо́льшая часть денег сначала должна была поступать в Палату соглашений (Casa de Contratación) в Севилье; также была налажена система поступления средств от европейских конвентов. В том же году орден отказался от ряда богослужебных особенностей. В соответствии с решениями Тридентского Собора жен. обители были преобразованы в закрытые мон-ри. К уже существовавшим коллегиям М. в ун-тах в Париже, Саламанке и Алькала-де-Энарес добавились новые: в 1589 г. пров. Андалусия основала коллегию Сан-Лауреано в Севилье, у Арагонской пров. появились коллегии в Барселоне, Таррагоне, Валенсии и Сарагосе, в 1565 г. было одобрено создание коллегии Сан-Педро-Ноласко в Лиме, примерно в то время начала работу коллегия в Куско. В этих учебных заведениях изучали свободные искусства и богословие. В 1654 г. в Мехико М. основали коллегию Сан-Рамон, специализировавшуюся на юриспруденции. В 1740 г. были опубликованы статуты, регулировавшие деятельность орденских коллегий и семинарий. Открылись новые конвенты М.: в Лиссабоне (1605), на р. Меарин в Бразилии (1669).

Под влиянием монашеской реформы кармелитов и оформления конгрегации босых кармелитов в ордене М. была создана конгрегация босых М., более строгий устав к-рой получил одобрение магистра в 1602 г. Инициатором образования конгрегации босых М. был капеллан Хуан Баутиста Гонсалес Алькасар (принял имя Хуан Баутиста Святейшей Троицы, † 1616). В 1617 г. был основан 1-й жен. мон-рь босых М. (Лора-дель-Рио, Севилья). Босые М. активно создавали мон-ри в Испании и Италии; к кон. XVIII в. число их обителей приблизилось к 50.

В XVII в. заметно увеличилось число братьев-мирян, как правило входивших в сообщества т. н. рабов милосердия; кроме того, миряне могли входить в 3-й орден М. (терциарии): в 1624 г. они получили свой устав, а в 1728 г. папа Римский Бенедикт XIII предоставил им те же привилегии, что и терциариям ордена францисканцев.

Благодаря М. большое распространение получил орденский культ Пресв. Девы Марии Милосердной: с 1680 г. праздник в Ее честь по распоряжению папы Римского Иннокентия XI (1676-1689) отмечался по всей Испанской империи; в 1690 г. франц. кор. Людовик XIV (1643-1715) ввел его во Франции.

Римско-католической Церковью почитается чилийский проповедник-мерцедарий Педро де Уррака (1583-1657; в 1682 начался процесс его беатификации; в 1981 папой Римским Иоанном Павлом II провозглашен слугой Божиим). Орденом почитается проповедник Алонсо Гомес де Энсинас († 1624), к-рый принял мученическую кончину во время набега пиратов на о-ве Пуна (Эквадор). Неск. представителей ордена М. были известными католич. богословами: Ф. Сумель (1540-1615), А. Мачин де Акена (1580-1640), С. де Сааведра († 1642 или 1643). К ордену принадлежали работавший в Мексике астроном и математик Д. Родригес (ок. 1596-1668), драматург А. Ремон (1571-1632), скульптор и архитектор К. Кабальеро (1631-1702), художник А. Леонардо де Архенсола (ок. 1580-1641), а также Г. Тельес (1579-1648), известный под псевдонимом Тирсо де Молина, автор не только многих пьес (самые популярные - «Севильский обольститель», «Дон Хиль Зеленые штаны» и «Благочестивая Марта»), но и офиц. истории ордена М. (1637).

В 1686 г. на генеральном капитуле в Уэрте было принято решение о необходимости ввести новые конституции ордена (до этого времени действовали установления 1327 г.). В 1691 г. новый документ, подготовленный под рук. магистра Хосе Линаса, получил папское одобрение и в 1692 г. вступил в силу. В новых конституциях были систематизированы правила поведения и обязанности всех членов ордена, подробно регламентировалась орденская литургическая практика.

8 июля 1725 г. буллой «Aeternus aeterni Patris» папа Римский Бенедикт XIII провозгласил орден М. нищенствующим орденом, сохранив за ним статус конгрегации, занимающейся освобождением пленных. В XVIII в. расширение поля деятельности и рост числа членов ордена продолжались; к 1770 г. орден насчитывал ок. 4,5 тыс. чел., подвизавшихся в 229 конвентах (Orden de Santa Maria. 1997. P. 174).

Мерцедарий. Ок. 1633 г. Худож. Ф. Сурбаран (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид)Мерцедарий. Ок. 1633 г. Худож. Ф. Сурбаран (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид)

Как и др. католические монашеские ордены, М. пострадали от антиклерикального законодательства, принятого в европ. гос-вах во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. В нач. 70-х гг. XVIII в. во Франции в условиях ужесточения гос. регулирования деятельности монашеских орденов комиссия, организованная кор. Людовиком XV (1715-1774), приступила к закрытию обителей М. и тринитариев: часть из них была ликвидирована, в другие было запрещено принимать новых членов. К 1788 г. в стране осталось лишь 6 обителей М. из 19. В 1792 г., в ходе Французской революции (1789-1799), орден М., как и др. монашеские ордены, был распущен. К нач. XIX в. в Итальянской пров. и автономной Сардинской конгрегации насчитывалось 8 конвентов М., число братьев сократилось. К 1842 г. действовали 6 конвентов, а после декретов 1866 и 1875 гг. были закрыты все обители, кроме мон-ря св. Адриана в Риме. В Испании 18 авг. 1809 г. декретом Жозефа Бонапарта были распущены все религ. об-ва и закрыты среди прочих все конвенты М., здания многих из них были разрушены, а после изгнания франц. войск и отмены в 1814 г. декрета не восстановлены. Ряд мон-рей был закрыт в период т. н. либерального трехлетия (1820-1823), когда правительством проводилась антиклерикальная политика. В период правления регентши Марии Кристины (1833-1840) антимонашескими декретами 1834-1836 гг. все конвенты М. были закрыты. Кроме того, 17 июля 1834 г. вооруженная толпа ворвалась в обитель М. в Мадриде, погибли 8 членов ордена; 5 июля 1835 г. был сожжен конвент М. в Сарагосе, 4 монаха убиты. Многим М. пришлось уехать (гл. обр. в Италию).

В Лат. Америке в 1775 г. в 8 провинциях ордена (Мексика, Гватемала, Санто-Доминго, Кито, Лима, Куско, Чили, Тукуман) насчитывалось 111 конвентов. Многие члены ордена принимали участие в войнах за независимость. В образовавшихся гос-вах судьба М. была различной. В 1829 г. все религиозные сообщества, включая орден М., были изгнаны из Гватемалы. Хотя в 1844 г. орденская пров. Гватемала была формально восстановлена, большинство конвентов вернуть не удалось. После передачи части территории Санто-Доминго Франции было ликвидировано неск. мон-рей, число М. значительно сократилось. В результате к 1848 г. в провинции действовала 1 обитель в Пуэрто-Принсипе (франц. Порт-о-Пренс), после смерти 7 монахов она была расформирована. В Перу в результате раздела территории в 1822-1824 гг. сохранились лишь конвенты, находившиеся на землях, подчиненных королю. Впосл. в ходе либеральных реформ 30-х гг. XIX в. был закрыт ряд малочисленных конвентов, введены ограничения в приеме новых членов в орден. В Чили также сократилась численность ордена, кроме того, было прервано общение монахов с магистром ордена. В аргентинской пров. Тукуман в 20-х гг. XIX в. были приняты меры по ограничению автономии М., что привело к значительному сокращению числа членов ордена. В Мексике после принятия конституции 1857 г. и религ. законов 1859 г. начались массовое закрытие мон-рей и конфискация имущества католич. орденов. В 1861 г. М. лишились зданий церквей и большинства конвентов. Эквадорские М. избежали преследований.

Деятельность по выкупу пленных и обращенных в рабство постепенно сокращалась: последними ее прекратили сардинские М. в 20-х гг. XIX в. Впосл. в связи с обнищанием ордена М. были вынуждены обращаться к Папскому престолу с просьбой оставлять собранную милостыню на собственные нужды. К XX в. обеты, связанные с изначальным предназначением М., осмыслялись максимально широко: помощь должна была оказываться всем нуждающимся. Основными занятиями М. становятся проповедь, образовательная деятельность, работа в приютах, помощь больным и нуждающимся, а также заключенным; эти направления деятельности утверждены на неск. провинциальных капитулах. С подобными целями в рамках ордена основываются новые конгрегации: барселонские М.-миссионеры (1860), сестры Пресв. Девы Марии Милосердной (1864), М.- сестры милосердия (1878).

В 1-й пол. XIX в. магистр М. назначался непосредственно папой Римским, что объяснялось невозможностью собрать генеральный капитул ордена в условиях войн и гонений. Впервые после долгого перерыва капитул собрался в Риме в 1880 г., на нем был избран новый глава ордена - Педро Арменголь Валенсуэла (1843-1922, магистр до 1911). Он провел ряд реформ в ордене. Резиденция магистра была окончательно перенесена в конвент св. Адриана в Риме. При этом магистре М. удалось восстановить закрытые ранее орденские обители в Испании (Льейда в 1886, Сан-Рамон в 1897), в 1901 г. была освящена принадлежащая М. ц. св. Марты в Барселоне. В Италии ряд зданий был выкуплен и передан новым конвентам (напр., в Орвието, 1889). Открылись обитель и церковь М. в Монтевидео (Уругвай, 1896). В 1895 г. были приняты новые конституции М., в к-рых нашли отражение изменения в жизни ордена (в частности, в них практически не упоминалось о выкупе пленных); изданы новые редакции гимнов (1883), ритуала (1893), уставы сестер-терциариев (1883) и монахинь (1897). В рамках адм. реформы в 1893 г. были сформированы независимая конгрегация в Боливии (ликвидирована в 1912) и вице-пров. Консепсьон в Чили (ликвидирована в 1911, восстановлена в 1922, ликвидирована вместе со всеми вице-провинциями в 1953). В 1903-1907 гг. была предпринята попытка восстановить работу ордена в Мексике, однако прибывшие туда в 1915 г. итал. М. были высланы в США.

В XX в. М. вели активную работу гл. обр. в странах Лат. Америки: в 20-х гг. был восстановлен новициат в Мексике, в 1955 г. возобновило работу представительство М. в Венесуэле, в 1962 г.- в Гватемале. Миссионерская деятельность М. привела к появлению новых конгрегаций (напр., в 1938 Папским престолом было одобрено создание конгрегации браз. миссионерок - сестер М.). 37 членов ордена погибли во время гражданской войны в Испании (1936-1939). В 1968-1969 гг. прошел специальный генеральный капитул ордена, посвященный решениям Ватиканского II Собора (1962-1965), в соответствии с которыми проводились дальнейшие преобразования в ордене. В 1970 г. были изданы «Конституции и нормы» М., на их основе в 1986 г. приняты новые орденские конституции, действующие до наст. времени. В 1970 г. был утвержден устав монахинь ордена. В 1973 г. подготовлен новый литургический календарь ордена, в 1976-1977 гг. опубликованы установления, касающиеся богослужебной практики М.

В наст. время М. ведут работу в 22 странах мира. Орден разделен на 9 провинций: 3 - в Европе (Кастилия, Арагон, Римская пров.), 6 - в Лат. Америке (Перу, Чили, Аргентина, Эквадор, Мексика (включает представительство в США), Бразилия). Действуют вик-ства Пуэрто-Рико, Венесуэлы, Центр. Америки, Карибских о-вов, США, представительства в Мозамбике, Камеруне, Анголе, Боливии, Колумбии, Гондурасе, Индии. В ордене Пресв. Девы Марии Милосердной насчитываются 691 мужчина и 91 женщина, подвизающиеся в 163 обителях (An. Pont. 2014. P. 1424, 1482). С 10 мая 2016 г. магистром ордена является Хуан Карлос Сааведра Лучо, ранее провинциал Перу. Орден босых М. (Ordo Patrum Excalceatorum Beatae Mariae Virginis de Mercede), восстановленный в 1887 г., насчитывает 45 монахов и 68 монахинь в 15 монастырях (Ibidem). Также наименование М. носит ряд женских религ. конгрегаций, в разное время выделившихся из главного ордена (см.: Ibid. P. 1578-1579).

Ист.: San Cecilio P., de. Annales del Orden de Descalzos, de Nuestra Señora de la Merced... Barcelona, 1669; Bullarium coelestis, ac regalis ordinis B. Mariae virginis de Mercede redemptionis captiuorum… Barcelona, 1696; Monumenta ad historiam Ordinis de Mercede / Ed. G. Vázquez Núñez. Toledo, 1928; La Merced a mediados de los siglos XV y XVI: Documentos inéditos y observaciones / Ed. G. Vázquez Núñez. R., 1931; Zumel F. De initio ac fundatione sacri Ordinis B. Mariae de Mercede redemptionis captivorum, atque De vitis patrum et magistrorum generalium brevis historia / Ed. G. Vázquez Núñez. R., 1932; Molina T., de. Historia general de la Orden de Nuestra Señora de las Mercedes / Еd. M. Penedo Rey. Madrid, 1973-1974. 2 vol.
Библиогр.: Placer López G. Bibliografía mercedaria. Madrid, 1968. Vol. 1-2; 1983. Vol. 3.
Лит.: Mariano Ribera M. Centuria Primera de la Real, y Militar Instituto de la ínclita Religión de Nuestra Señora de la Merced, Redempción de cautivos christianos. Barcelona, 1726; Gari y Siumell J. A. La Órden redentora de la merced... ó sea Historia de las redenciones de cautivos cristianos... desde su fundacion hasta nuestros dias… Barcelona, 1873; Eubel C. Die avignonische Obedienz der Mendikanten-Orden: Sowie der Orden der Mercedarier und Trinitarier zur Zeit des grossen Schismas. Paderborn, 1900; Vázquez Núñez G. Los grados académicos entre los Mercedarios // Boletín de la Orden de la Merced. R., 1931. Vol. 19. P. 283-287; idem. Manual de historia de la Orden de Nuestra Señora de la Merced. Toledo, 1931. T. 1; Madrid, 1936. T. 2; Serratosa Queralt R. Las constituciones primitivas de la Merced comparadas con la legislación militar religiosa: Estudio crítico, histórico y canónico // Estudios: Rev. publicada por los padres de la Orden de la Merced. Madrid, 1956. Vol. 12. N 35/36. P. 413-583; Pérez Rodriguez P. N. Historia de las misiones mercedarias en América. Madrid, 1966; Brodman J. W. The Origins of the Mercedarian Order: A Reassessment // StMon. 1977. Vol. 19. P. 353-360; idem. The Mercedarian Order: The Problem of Royal Patronage during the Reign of James I // Jaime I y su época: X Congreso de História de la Corona de Aragón. Zaragoza, 1982. Vol. 2. P. 71-76; idem. Ransoming Captives in Crusader Spain: The Order of Merced on the Christian-Islamic Frontier. Phil., 1986; Devesa Blanco J. Las primitivas constituciones de la Orden de la Merced o «Constituciones Amerianas»: Códice del P. Nadal Gaver // Analecta Mercedaria. R., 1983. Vol. 2. P. 5-119; González Castro E. Las constituciones del P. Raimundo Albert, Segundo texto constitucional de la Orden de la Merced: Persentación y análisis // Ibid. P. 121-208; Vázquez Fernández A. La formación en las diversas constituciones de la Orden // Ibid. P. 317-362; Gazulla Galve F. D. La Orden de Nuestra Señora de la Merced: Estudios historicocríticos (1218-1317). Valencia, 1985. 2 t.; Morales Ramírez A. La Orden de Merced en la evangelización de América, siglos XVI-XVII. Bogotá, 1986; Ignelzi V. Pietro Nolasco // BiblSS. Vol. 10. Col. 844-852; Salrach J. M. Els orígens de l'Orde de la Mercè i el rescat de captius: Les Croades i l'exercici de la caritat a l'edat mitjana // Acta historica et archaeologica medievalia. Barcelona, 1988. Vol. 9. P. 189-201; Presencia de la Merced en América / Ed. L. Vázquez Fernández. Madrid, 1991. 2 vol.; Orden de Santa Maria de la Merced (1218-1992): Síntesis histórica. R., 1997; García Oro J., Portela Silva M. J. Felipe II y la Reforma de las Ordenes Redentoras // Estudios. 1998. Vol. 44. N 200/201. P. 5-155; Taylor B. Structures of Reform: The Mercedarian Order in the Spanish Golden Age. Leiden; Boston; Köln, 2000; Rubino A. I Mercedari in Italia. R., 2003. 2 vol.; León Cázares M. del C. Reforma o extinción: Un siglo de adaptaciones de la Orden de Nuestra Señora de la Merced en Nueva España. México, 2004; Ruiz Barrera M. T. Redención de cautivos: Una especial obra de misericordia de la Orden de la Merced // La Iglesia española y las instituciones de caridad / Coord. Fr. J. Campos y F. de Sevilla. Madrid, 2006. P. 841-862; Cocard H. L'ordre de la Merci en France, 1574-1792: Un ordre voué à la libération des captifs. P., 2007; Rodriguez J. Captives and Their Saviors in the Medieval Crown of Aragon. Wash., 2007; Jaspert N. Gefangenenloskauf in der Krone Aragón und die Anfänge des Mercedarierordens: Institutionelle Diversität, religiöse Kontexte, mediterrane Verflechtungen // Gefangenenloskauf im Mittelmeerraum: Ein interreligiöser Vergleich / Hrsg. H. Grieser, N. Priesching. Hildesheim, 2015. S. 99-121; Keller M. Expansion und Aktivitäten des Mercedarier-Ordens im Andenraum des 16. Jh.: Diss. Hdlb., 2015; Mora González E. Fe, libertad, frontera: Los rescates de la Merced en la España de Felipe II: Redenciones de 1575, 1579 y 1583. R., 2015.
А. В. Русанов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
  • АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников
  • АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы
  • АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина