МЕСТНЫЕ РАСПЕВЫ
Том XLV, С. 54-56
опубликовано: 6 июля 2021г.

МЕСТНЫЕ РАСПЕВЫ

Содержание

В рус. церковном пении муз. варианты песнопений, обозначенные по их принадлежности к региональной певч. школе или по месту возникновения (новгородский, московский, усольский, псковский, ярославский, киевский распевы и др.).

Монодия. Кон. XVI - XVII в.

Образованию М. р. способствовали сложившиеся в церковном пении региональные традиции исполнения общих гимнографических текстов (феномен многораспевности) в рамках единых традиц. певческих стилей. В ходе централизации гос-ва и формирования единой культуры репертуар рус. профессиональных церковных хоров все более обогащался этими распевами, что особенно заметно по певч. рукописям.

Одним из крупнейших центров певч. искусства в Московском царстве того периода был Вел. Новгород. Особый новгородский патриотизм, культ местных традиций, стремление к независимости способствовали появлению особого течения в рус. искусстве - новгородской певч. школы. Центром, способным сосредоточить и содержать высокопрофессиональных мастеров пения, стал Софийский архиепископский (с 1589 митрополичий) двор, при к-ром действовал хор певчих дьяков и подьяков. Из произведений, относящихся к новгородской традиции, сохранился, напр., особый «перенос софийский» (т. е. херувимская песнь - РГБ. Ф. 379. № 46. Л. 105, сер. XVII в.). По свидетельству источников (см. изд.: Голубцов. Чиновник. С. 20, 36, 48, 53, 55, 95, 97 и др.), в праздники новгородского происхождения в 20-30-х гг. XVII в. Софийский хор исполнял «Обиход, новгородцкой роспев». В празднование местночтимых чудотворцев, напр. блж. Николая Кочанова, новгородским распевом пели только обедню, причем строчную (см. Строчное пение) (Там же. С. 65).

Рукописи, содержащие эти циклы обиходных песнопений новгородского распева, пока не выявлены. Однако известны отдельные обиходные произведения новгородских мастеров, которые получили бытование в певч. рукописях, напр.: задостойник знаменный «Владычице приими» (РГБ. Ф. 299. № 154. Л. 347), задостойник демественный «Светися, светися, новый Иерусалим» (БАН. Осн. 21.2.3. Л. 46), прокимен «Всяко дыхание» (РНБ. Кир.-Бел. № 638/895. Л. 180). Для Стихираря праздничного новгородцы также создали собственные распевы к славникам «Волсви персидстии» и «Благовествует Гавриило» (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 201-208 об.), славник свт. Николаю Мирликийскому «Доблестей твоихо» (БАН. Осн. 16.7.24. Л. 184-185). В Стихираре Триодном обнаружен новгородский вариант распева 1-го антифона «Князи людестии соберашася» из службы Страстям Христовым (БАН. Осн. 32.16.18. Л. 116).

Завершение формирования московской школы в древнерус. церковнопевч. искусстве происходило позже, чем новгородской. Синонимом местного «московского пения» для теоретиков XVII в. стали распевы Феодора Христианина, ученика новгородского мастера Саввы Рогова (см. в ст. Варлаам (Рогов), митр. Ростовский). Они часто обозначались в рукописях как «Християнинов» или «Крестьянинов московский» (РГАДА. Ф. 188. № 1584-1586; РГБ. Ф. 178. № 766. Л. 339; и др.). Деятельность московских мастеров проходила в тесной связи с главными центрами русской средневек. музыки - с хорами государевых певчих дьяков и патриарших певчих. Круг певч. произведений московской школы был чрезвычайно широк. Но за основной их частью не закрепились ни имена авторов, ни названия мест возникновения. Сохранились редкие рукописные свидетельства в памятниках XVII в. о творчестве царей Иоанна IV Васильевича Грозного (РГБ. Ф. 304. № 428. Л. 98, 100 об., 222 об.; РНБ. Солов. № 690/769. Л. 106 об.; и др.) и Алексея Михайловича (ГИМ. Син. певч. № 52. Л.183 об., 185), сыновей Феодора Христианина Федора и Ивана (РГАДА. Ф. 188. № 1579. Л. 8; № 1591. Л. 1). В Демественнике сер. XVII в. содержится строчный «перевод патриарховых дьяков» песнопения «Избранную во родехо» (РГБ. Ф. 37. № 364. Л. 280 об.- 281). Есть и более общие наименования. Сборники 1-й пол. XVII в. содержат, напр., задостойник «О Тебе радуется», антифон «Князи людестии», вариант попевки в ипакои «Иже наше зраком» с обозначением «московское» (БАН. Осн. 32.16.18. Л. 116).

На северо-востоке страны в усольских (Усолье Вычегодское, ныне Сольвычегодск) владениях именитых людей Строгановых примерно в 70-х гг. XVI в. возник еще один крупный центр древнерус. певч. искусства - усольская школа («усольское мастеропение»). Значительное количество распевов усольских мастеров сохранилось без имен их составителей. Они широко бытуют в рукописях с обозначениями «роспев усольской», «перевод усольской», «усольское». Иногда источники содержат и распевы видных представителей этой школы: Исаии (Лукошкова Ивана; † 1621 г.; РГБ. Ф. 304. № 429. Л. 195; БАН. Осн. 32.16.18. Л. 205 об.; РГАДА. Ф. 188. № 1589. Л. 1), Фаддея Никитина Субботина († 1685; ГИМ. Увар. № 741. Л. 218-220). Можно встретить одно и то же произведение в 2 вариантах - авторском «Лукошковом» и безымянном усольском, напр., песнопение «Да молчит всяка плоть» (РГБ. Ф. 304. № 429. Л. 195; РНБ. Соф. № 498. Л. 505-507 об.).

Безымянные распевы мастеров др. областей страны также переписывались из сборника в сборник. Рукописи 1-й пол. XVII в. содержат песнопения с обозначениями М. р., напр.: «Трисвятое» владимирского распева (РГАДА. Ф. 188. № 1696. Л. 33), «Да исполнятся уста моя» ярославского распева (РНБ. Кир.-Бел. № 642/889. Л. 87), «Светися, светися...» псковского распева (РГБ. Ф. 354. № 144. Л. 564 об.), «Духовные мои братие» путевого казанского распева (РГБ. Ф. 379. № 29. Л. 134 об.) и др. В рукописи сер. XVII в. в одном из песнопений развод лица дан ярославским и псковским вариантами (РГБ. Ф. 379. № 59. Л. 233 об.).

Очень редко рукописи сохраняли имена местных распевщиков. Так, сборник нач. XVII в. содержит славник «Августу единовластельствующу», обозначенный как «роспев Лвов» (РНБ. Осн. 32.16.18. Л. 205), созданный известным в то время мастером Львом Зубом, упомянутым в «Сказании о зарембах». В сборнике 2-й четв. XVII в. найдено песнопение «Придите ублажимо Иосифа» путевого распева известного нижегородца Семена Баскакова (БАН. Тек. пост. № 280. Л. 289-291). В Стихираре минейном сер. XVII в. среди песнопений на принесение Ризы Господней в Москву (1625) есть 3 стихиры («Риза честная», «Держава непобедима», «Храмо твои») распева Постника Агеева, диакона Толчковской ц. в Ярославле (РГБ. Ф. 379. № 65. Л. 130 об.-131). Обиход того же времени содержит распев «Аллилуия» Петра Агеева (РГБ. Ф. 199. № 167. Л. 31) (см. также в ст. Авторские распевы). Т. о., нек-рые из мастеров получили известность, имена же большинства местных распевщиков не сохранились.

Лит.: Парфентьев Н. П. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Рос. гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII вв.: Избр. науч. ст. / Вступ. ст.: Н. В. Парфентьева. Челябинск, 2005; он же. Ростовский митр. Варлаам (Василий) Рогов как выдающийся деятель рус. муз. культуры XVI в. // Наука Юж.-Уральского гос. ун-та: Мат-лы 67-й науч. конф. секции соц.-гуманит. наук. Челябинск, 2015. C. 569-577; idem (Parfentiev N. P.) The Professional Musical Art in the Russian Medieval City (16th - 17th Cent.) // Вестн. Юж.-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. Челябинск, 2015. Т. 15. № 4. С. 67-82; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в рус. музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997.
Н. В. Парфентьева

Многоголосие Кон. XVII - сер. XVIII в.

М. р. появляются в партесных певч. рукописях с кон. XVII в., становясь основой многоголосных обработок на 4 голоса (реже на 6 и более голосов). Использование М. р. можно рассматривать как одно из проявлений многораспевности, типологического свойства древнерус. певч. искусства, раскрывающееся «в возможности существования каждого певческого текста в нескольких (во многих) музыкальных интерпретациях» (Фролов. 1983. С. 12). Одним из памятников, включающих в себя большое количество М. р., является Обиход новгородского Знаменского собора 1-й трети XVIII в. (ГИМ. Син. певч. № 657). В его составе среди 48 гармонизаций херувимской песни есть 2 ярославские («ерославская» - № 13, 14) и 1 смоленская, среди причастных стихов помещены «Хвалите Господа с небес» «вилинская» (№ 4) и «В память вечную» «ревелский» (№ 19), а также партитура «Исполла» демественная новгородская. Херувимские ростовская, ярославская (на 6 голосов) содержатся в рукописи ГИМ. Син. певч. № 248 (а-е). Музыкальные особенности М. р., их связь с основными монодийными распевами того времени (знаменным, киевским, греческим, болгарским) еще предстоит выяснить. Требует изучения и вопрос о влиянии на М. р. народной песенной культуры различных регионов России.

В нек-рых названиях М. р. прослеживается связь с основным корпусом распевов (напр., в ркп. ГИМ. Син. певч. № 657 «цареградская» херувимская (№ 23) является вариантом греческого распева), с певч. традициями монастырей (там же херувимские «киевопечерская болшая» (№ 6), «варсуновъевская» (№ 16), «анзерская», или «анзерка» (№ 26), «симоновская» (№ 27)); напр., в названии «невская» отражается связь с традицией Александро-Невской лавры («Возбранной воеводе» в ркп. ГИМ. Син. певч. № 1311, сер. XVIII в. (четырехголосие), херувимская в ркп. ГИМ. Син. певч. № 355, 2-я треть XVIII в. (двенадцатиголосие)).

В сборнике ГИМ. Епарх. № 860 помещены не только отдельные песнопения (причастные стихи «Чашу спасения» «Петербургской» (№ 11), «Радуйтеся праведнии» «Новгородской» (№ 13), «Хвалите Господа с небес» «Ярославской» (№ 19)), но и целые литургические циклы: литургии «московская», «псковская», «изборская». Характер многоголосия этих циклов пока неясен, т. к. сохранилась только партия альта.

Лит.: Фролов С. В. Многораспевность как типологическое свойство древнерус. певч. искусства // Проблемы рус. муз. текстологии: (По памятникам рус. хоровой лит-ры ХII-ХVIII вв.) / Сост., отв. ред.: А. С. Белоненко. Л., 1983. С. 12-47; Герасимова И. В. «Виленские напевы» в рукописях Киевской митрополии и Московского патриархата посл. трети XVII - нач. XVIII вв.: Проблемы трансмиссии и адаптации // Latopisy Akademii Supraskiej. Białystok, 2013. T. 4. S. 187-204; Плотникова Н. Ю. Рус. партесное многоголосие кон. XVII - сер. XVIII в. (Источниковедение, история, теория). М., 2015.
Н. Ю. Плотникова

Кон. XIX-XX в.

С кон. XVIII до посл. трети XIX в. М. р., как правило, не печатались в церковнопевч. сборниках, монополией на издание к-рых обладала Придворная певческая капелла. Идея «уравнения» церковного пения по всей России, довольно жестко реализованная директором капеллы А. Ф. Львовым, негативно сказалась на сохранности местных традиций (в творчестве самого Львова есть единственное песнопение такого рода - «Милость мира» ярославского напева). Местная специфика, вероятно, сохранялась, но офиц. запреты не способствовали ее развитию и формированию новых распевов. С кон. 70-х гг. XIX в., после утраты капеллой монополии на церковно-певч. издания, М. р. стали активно публиковаться, велась работа по их записи и исполнению в обиходе. В числе первых изданий, осуществленных Об-вом любителей церковного пения в Москве: «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1881-1915. 4 ч.), «Собрание церковных песнопений напева Большого Успенского собора» (М., 1882). При подготовке этих сборников были использованы не только нотные материалы, но и живое пение, записанное с голоса его знатоков. Затем был выпущен «Сборник церковных песнопений разных напевов, употребляемых во Владимирской епархии» (Владимир, 1885. 3 кн.; редактор - диак. Ф. Соколов), а впосл.- «Сборник церковных песнопений разных напевов, употребляемых в Астраханской епархии» (Астрахань, 1904; составитель - В. Севастьянов), «Воскресное всенощное бдение по напеву Ярославского архиерейского хора» (Ярославль, 1908; редактор - свящ. В. Зиновьев). Результатом собирания и изучения М. р. Холмщины стали «Песнопения Богогласника Холмского народного церковного распева» в гармонизации Е. М. Витошинского (Б. м., 1910; см.: Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2007. С. 199-203, 293).

Композиторы Нового направления в рус. духовной музыке ввели новые М. р. в свои многоголосные обработки. Первыми опубликованными сочинениями А. Д. Кастальского стали «Милость мира» и «Достойно есть» сербского распева, позже появились его «Херувимская» (№ 30) и «Единородный Сыне» (№ 66) того же распева. В наследии главы московской школы есть херувимские напевы московского Успенского собора (№ 19) и «Владимирская», а также «Тебе поем» груз. распева. Интерес к «экзотическому» груз. распеву появился в кон. XIX в., когда цикл Н. С. Кленовского «Песнопения на Литургии св. Иоанна Златоустого» груз. (кахетинского) распева (1899; М., 1902) вызвал в прессе полемику, связанную с проблемой адекватного отражения в многоголосии специфики цитируемого распева (см. об этом: Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в. М., 2007. С. 146-150).

С развитием нотоиздательского дела в кон. XIX в. увеличилось число публикуемых анонимных обработок М. р. Прежде всего это песнопения Обихода - ектении, херувимские, «Милость мира», причастны и др. Наибольшая доля приходилась на московский распев, под которым могли понимать мелодические версии, распространенные в Москве и епархии, поэтому вопрос о его происхождении в каждом случае должен рассматриваться отдельно. Московский распев представлен ектениями (Церковно-певческий сб. СПб., 1911. Т. 2. Ч. 2. № 111; Ектении / Ред.-сост.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. II (сугубые) № 7, 8, 15), песнопениями литургии (напр.: «Во царствии Твоем», «О Тебе радуется», «Тело Христово» // Сб. духовно-муз. песнопений / Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1914. Вып. 8: На литургии. № 9, 84, 160), всенощной («От юности моея» // Там же. 1914. Вып. 9: Всенощное бдение. № 27), венчания (Там же. 1916. Вып. 21: Венчание. № 8, 21), Постной Триоди (Трипеснцы Страстной седмицы // Там же. СПб., 1912. Вып. 2: Из Постной Триоди. № 5) и др. («С нами Бог», «Тело Христово», «Радуйся Невесто неневестная», «Во царствии Твоем», «Не отврати лица Твоего», «Дал еси достояние» // Сб. церк. песнопений / Сост.: В. М. Орлов. М., 1897. № 1, 3, 4, 9-11).

Из напевов Центр. России публиковались владимирский (херувимская песнь в изд.: Круг церк. песнопений обычного напева Моск. епархии. М., 1915. Ч. 4. № 19ж; «Иже херувимы»: Песнопения Божественной литургии / Ред.: Е. Б. Резниченко. М., 1992. № 11 (ред. А. Д. Кастальского)), ростовский («Милость мира и «Тебе поем»» // Избр. песнопения Правосл. Церкви / Сост.: В. М. Орлов. СПб., 1897. № 23), ярославский («Милость мира» // Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения. СПб., 1893. Вып. 1. № 11; То же // «Милость мира»: Сб. литург. песнопений / Ред.: Е. Б. Резниченко. 1991. № 9; То же // Сб. духовно-муз. песнопений / Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1914. Вып. 8. № 64; То же / Перелож.: А. Ф. Львов; То же (на 3 голоса) // Церковно-певч. сб. СПб., 19113. Т. 2. Ч. 2. № 17, 22).

По-видимому, с северной столицей связан исаакиевский распев (Ектения // Сб. духовно-муз. песнопений / Изд.: П. М. Киреев. СПб., 1916. Вып. 21. № 9). Сев.-зап. традиции представлены также виленским распевом - как одноголосным, так и в гармонизации (Херувимская: Противу «Хвалите Господа с небес» // Обиход нотного пения: [Монодия]. М., 1909. Ч. 2. № 10; Ектении. М., 1991. III (просительные). № 6-8).

Известен также уральский распев («Господи, помилуй» // Избр. песнопения Правосл. Церкви / Сост.: В. М. Орлов. СПб., 1897. № 12; То же // Сб. церк. песнопений / Сост.: В. М. Орлов. М., 1897. № 12; Ектении. М., 1991. III (просительные). № 3, 4).

Украинская певч. традиция помимо киевского распева представлена напевом Киево-Софийского собора («Воскресни, Боже», «Кто Бог велий», «Бог наш на небеси» // Сб. духовно-муз. произведений / Ред.: П. О. Гопцус. К., 1917. № 9, 10), галицким народным напевом (Сугубая ектения, «Достойно есть», Тропарь Пасхи / Перелож.: свящ. М. М. Вербицкий // Там же. № 3, 6, 11), одесским напевом («Хвалите имя Господне» // Сб. духовно-муз. песнопений / Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1914. Вып. 9. № 21). Из Белоруссии происходит мотольский распев (Херувимская / Перелож.: прот. Г. Я. Извеков // Там же. 1916. Вып. 14: На литургии. № 12).

Вероятно, с традицией рус. церковного пения на Святой земле связан иерусалимский распев (Ектении. М., 1991. II (сугубые). № 14; «Милость мира». 1991. № 8).

Н. Ю. Плотникова, Э. П. М.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
  • АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
  • АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии