МИКВА
Том XLV, С. 189-191
опубликовано: 21 июля 2021г.

МИКВА

Содержание
Миква в Масаде. 66–73 гг.Миква в Масаде. 66–73 гг.

[Микве; евр.   - скопление [воды]; ср.: Быт 1. 10], в иудаизме - водный резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты. Согласно священническому кодексу (см. в ст. Пятикнижие), погружение в воду было обязательным во всех случаях, когда иудей оказывался в состоянии ритуальной нечистоты (Лев 14. 9; 15. 5, 7; 16. 4, 24; Числ 19. 7-8 и др.), напр. в результате прикосновения к мертвому телу (Числ 19. 11-13) или к.-л. иному нечистому объекту (Лев 5. 2-3; 11. 24-35), вслед. нечистых телесных выделений (Лев 15). Некоторые типы сосудов очищали погружением в воду (Лев 11. 32), полосканием в ней (Лев 15. 12) или «проведением через воду» (Числ 31. 23).

Миква в КумранеМиква в Кумране

В поздний период Второго храма эти предписания понимали как указания на полное погружение в воду. Их достаточно много в письменных источниках того времени (ср.: Ios. Flav. Antiq. III 263; Мк 7. 3-4; Лк 11. 38). Согласно Дамасскому документу (см. в ст. Кумранская община), вода, используемая для ритуальных омовений, должна быть чистой и ее должно быть достаточно для погружения (CD X 10-12; 4QDe 6 iv 21), но указаний об устройстве резервуара в тексте нет. Самый ранний источник, описывающий подобный резервуар, содержится в Мишне (редакция 1-й четв. III в. по Р. Х.), где он назван «Бет-Тевила» (дом погружения), или в более общем смысле - М. (об омовениях см.: Lawrence. 2006. P. 23-154).

В иудаизме омовение предписывается при переходе в иудаизм, а женщинам - после родов. Однако постепенно, с отменой большинства галахических предписаний, касавшихся ритуальной чистоты (частично было связано с разрушением храма), обязательными остались лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм. Омовение в М. практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности в канун субботы, праздников и постов, особенно в Йом Киппур. Среди каббалистов и хасидов обязательно омовение в М. перед ежедневной молитвой «Шахарит». В М. также омывают посуду, изготовленную неевреями (ср.: Числ 31. 21-23).

Основополагающим правилом, описанным в Мишне и др. раввинистической лит-ре (Микваот. 2. 3-9), является то, что дождевая вода или вода из источника должна быть направлена прямо в М.; вода, налитая в нее иным способом, считалась непригодной для ритуального омовения. Кроме того, резервуар должен содержать объем воды, позволяющий взрослому человеку совершить полное погружение (40 сеа - ок. 500 л; Микваот. 1. 7).

История исследования

.

Первый древний бассейн, идентифицированный как М., был открыт во время археологических работ под рук. И. Ядина в Масаде в 1963-1964 гг. В обмазанный гидравлической штукатуркой резервуар, найденный в юж. казематной стене, вели 4 ступеньки. К бассейну примыкал др. резервуар, также покрытый штукатуркой. Оба они были связаны отверстием в стене. Ядин отметил сходство между устройством этих резервуаров и совр. М., в которых один бассейн со ступенчатым спуском практически всегда связан трубой с др. резервуаром - оцаром; соответствие устройства данных резервуаров требованиям Галахи подтвердили также раввины Д. Мунцберг и Э. Альтер. Это позволило Ядину идентифицировать эти резервуары как М. времени защиты сикариями Масады в 66 и 73 гг.

Систематическое исследование древних ритуальных бассейнов началось в ходе полномасштабных раскопок Старого города Иерусалима в 60-70-х гг. XX в. Десятки ступенчатых водных резервуаров были открыты на Храмовой горе (раскопки Б. Мазара), в Еврейском квартале (работы Н. Авигада). При этом вопрос о том, какие ступенчатые бассейны можно назвать М., по-прежнему остается дискуссионным. Согласно исследованиям Дж. Д. Лоренса и С. Хосс, в настоящее время в Палестине известно более 600 М., датируемых временем от эллинистического до визант. периода (в 2 раза больше, чем было известно Р. Рейху, автору обобщающего исследования, в котором был собран весь известный на тот момент корпус М.- Reich R. Miqwa'ot (Jewish Ritual Immersion Baths) in Eretz-Israel in the Second Temple and the Mishnaic and Talmudic Periods: Diss. Jerus., 1990 (на иврите)). А. Берлин упоминает 300 М. (Berlin. 2005. P. 453; ср.: Lawrence. 2006; Wright. 1997; Hoss. 2005. P. 4-5, 104-119, 179-196). К. Галор принадлежат важные исследования по этимологии и функции М. из Кумрана и Сепфориса (Galor. 2003. P. 291-292, 316-317; Eadem. 2007. P. 201-203). Всего на данный момент в ходе археологических исследований в Израиле было открыто более 850 М. (позднеэллинистического, римского, визант. периодов) (Miller. 2015. P. 20-21).

Устройство

Одна из основных черт древних М.- ступени, к-рые ведут от края резервуара до его дна. В большинстве случаев они были шириной во всю стену М., хотя в нек-рых случаях и образовывали более узкий подъем, к-рый примыкал к стенам резервуара. Посредине лестничного пролета могла проходить разделительная стенка (образуется каменной кладкой или обработанной скальной породой), к-рая создает 2 линии пролетов (в Кумране встречаются М. с 2 и даже 3 разделительными стенками). Она была предназначена для того, чтобы разделять тех, кто спускались в М., и тех, кто из нее поднимались, во избежание случайного соприкосновения пребывавшего еще в ритуальной нечистоте с уже очищенным. Иногда для этой же цели сооружалось 2 отдельных входа. Указания на такое устройство М. в период Второго храма помимо Мишны встречается также в апокрифическом «Евангелии из Оксиринха» (P. Oxy, 840). (О компонентах М. см.: Sanders. 1992. P. 223; Hoss. 2005. P. 114-115.)

Др. особенностью устройства М. является наличие гидравлической штукатурки, к-рая обычно используется в водных резервуарах, таких как цистерны, акведуки, бассейны. Она покрывает ступени, пол, стены и иногда даже потолок М. В случае ремонта поверх пришедшей в негодность штукатурки мог неоднократно наноситься слой поновления.

Ритуальные бассейны обычно врезаны в каменную породу, весь резервуар, включая потолок, мог быть вырезан из скальной породы (как искусственная пещера) или вырезаны только ступени и стены, в то время как все остальные части выложены каменной кладкой. В редких случаях вся конструкция выкладывалась камнями.

Хотя большинство М. имеют трапециевидный или прямоугольный план, некоторые из них круглые, овальные или бесформенные; нет единого объема древних М. (от 500 до 300 тыс. л).

Форма, размер и емкость М. в это время не были стандартизированы (см.: Hoss. 2005. P. 114-115). Не все бассейны соединялись друг с другом трубой, некоторые сообщались с близлежащей цистерной или наполнялись дождевой водой с крыш домов, как в Сепфорисе. Разнообразие форм и внутреннего устройства таких резервуаров позволяют некоторым исследователям утверждать, что они могли использоваться и не для ритуальных целей либо сочетать обе функции, выполняя роль цистерн (к-рые также начали оштукатуривать в то время) или являясь частью промышленных сооружений; строители пытались искать новые архитектурные стили в устройстве М. (ср.: Galor. 2003; напр., спор о характере ступенчатых бассейнов в Сепфорисе (Eshel. 1997; Eshel, Meyers. 2000; Reich. 1993; Zangenberg. 2013. P. 543-544)).

Самые ранние М. относятся ко времени правления Александра Янная, к нач.- сер. I в. до Р. Х., они появились приблизительно на 2 поколения раньше, чем каменные сосуды. Эти данные совпадают со сведениями о первых датируемых палестинских синагогах. Большое количество ступенчатых бассейнов, нек-рые из них, конечно, служили М., известны, напр., в Масаде (Grossberg. 2007), Иерихоне, Кумране (Galor. 2003), Иерусалиме и Сепфорисе (Galor. 2007); дискуссия о ступенчатых бассейнах в Иерихоне и Иерусалиме описана в: Hoss. 2005. P. 179-196 (о бассейнах в Вифсаиде см. в: Gibson. 2005). Дискуссионным остается вопрос и о наличии ступенчатых бассейнов за пределами Палестины (примеры, приведенные Лоренсом (Lawrence. 2006. P. 168-172), оспариваются: евреи диаспоры могли использовать и др. средства для очищения или омовения рук перед входом в синагогу, напр., такие как большие фонтаны в Сардах, Остии (ср.: Zangenberg. 2013. P. 543)).

Хронология и география

Некоторые М. относятся к периоду позднего Второго храма: в Гамле (при здании, примыкающем к синагоге; датируется временем движения зилотов), в Масаде (15 м к северу от синагоги; Э. Нецер идентифицировал резервуар как пруд и датировал его периодом зилотов; несмотря на отличия, резервуар вполне мог быть М., если учитывать подобные в Иерусалиме и Иерихоне; М. в 60 м от синагоги; еще 2 М. найдены в здании IX, одна из них - на расстоянии 75 м от синагоги), в большом перистильном дворе дворца Ирода в Иерихоне (2 М.: одна расположена в термах, рядом с триклиниумом, к-рый был перестроен зилотами в синагогу, 2-я - в перистильном дворе дворца) и в Иерусалиме (согласно надписи, упоминающей синагогу Феодота, в Иерусалиме были гостиница и М.; в неск. метрах от места находки обнаружены водные резервуары, по устройству напоминающие частные М.).

В ранний рим. период (до восстания Бар Кохбы, 132-135 гг.) появилось много новых М.; они найдены в десятках мест в Израиле, от В. Галилеи и Голан на севере до Беэр-Шевской долины на юге и, возможно, в Иордании. Бо́льшая часть М. раннерим. периода (ок. 170) найдена в Иерусалиме.

Сотни М. открыты во мн. сельских поселениях Иудеи, часто даже в самых небольших; их многочисленность свидетельствует о важности ритуального омовения в повседневной жизни иудеев. В Иудее (включая Иерусалим) открыто более 600 М., относящихся к Хасмонейскому и раннерим. периодам, в Галилее - ок. 70. Такая статистика может указывать на различие в степени религиозности населения на севере и юге Израиля или на малую изученность Галилеи по сравнению с южным регионом. Кроме того, в данный период М. встречаются только в евр. поселениях; ни одной не найдено в городах с преимущественно нееврейским населением, напр. в Декаполисе или на средиземноморском побережье.

Несколько меньше количество М., датируемых периодом после восстания Бар Кохбы, они сконцентрированы в Галилее (только в Сепфорисе - 40) и на юж. склонах Хевронских холмов.

Дискуссии об идентификации ряда ритуальных бассейнов как М., к-рые относятся к периоду Мишны и Талмуда (II-VII вв.), не завершены. К ним относятся водные резервуары в Сасе, Хирбет-Шема, Хоразине, Бейт-Шеарим, Маоне и некоторых др. городах.

Расположение М.

Большинство М. строились в жилых кварталах городов или деревнях, обычно - в полу дома или во дворе. Они найдены как в самых скромных жилищах, так и в роскошных домах в Иерусалиме, при дворцовых банях в Иерихоне, Кипросе, Иродионе, Масаде, Махероне. Помимо домашних были и М., оборудованные на периферии поселений, обычно большого размера, к-рые обслуживали, видимо, общины. Общественные М., возможно, строились вблизи синагог. Такое соседство в период Второго храма было частым, в позднерим. и ранневизант. периоды их стали строить независимо друг от друга.

Ряд М. был обнаружен при виноградных и масличных прессах (указания на необходимость иметь такие М. и совершать погружения встречаются в Мишне (Микваот. 7. 3; Тохарот. 10. 3)), возле гончарных горнов, промышленных (напр., в сев. части 3-го дворца Ирода в Иерихоне - Netzer. 2004. P. 39-144) или сельскохозяйственных (Adler. 2008) сооружений. Неск. М. найдено при погребальных пещерах (Idem. 2009), они использовались участниками похорон во время ритуала очищения (ср.: Числ 19. 11-19, 22; Мишна. Охалот. 1. 1) или в первый день 7-дневного очищения после непосредственного контакта с телом или с могилой, что предписывается в одном из текстов Кумрана (QTª XLIX 17-20, L 14-16; 4QRitPu A 2 ii 3-4).

Самаритянские М.

Ок. 30 М. были открыты на местах, к-рые идентифицируются как самаритянские в рим. и визант. периоды. Они представляют собой ступенчатые водные резервуары и идентичны по своей форме иудейским М., сооруженным в то же время. Хотя о практике ритуальных очищений у самаритян из их источников известно мало, раввинистические памятники упоминают об использовании самаритянами М., которые по иудейским стандартам вполне соответствовали всем религиозным нормам (Тосефта. Микваот. 5. 1; Иерусалимский Талмуд. Авода Зара. 5. 3). Ряд ступенчатых бассейнов был открыт в Самарии (Севастии), городе преимущественно языческом, но их датировка и использование самаритянами или иудеями остаются спорными. Самаритянские ступенчатые бассейны напоминают бассейны, найденные на Делосе и в др. средиземноморских поселениях эллинистического периода (см.: Magen. Mount Gerizim. 2008. P. 24; 33; 38). Поэтому есть основания для сомнений, что они служили только целям ритуального очищения. Но если И. Маген прав и эллинистические бассейны на горе Гаризим действительно использовались для ритуального очищения (обнаружены во многих роскошных домах элиты (священников?)), то их можно рассматривать как свидетельство о существовании традиции, параллельной иудейской, на много веков предшествовавшей самым ранним самаритянским галахическим текстам.

В др. самаритянском месте, Кдумим, найдены рядом с винным прессом М. I в. по Р. Х. (Magen. Immersion. 2008.). Это уже однозначное свидетельство о параллельном с традицией палестинских евреев развитии «практической Галахи» у самаритян, позволяющее в целом согласиться с общим выводом Э. П. Сандерса о том, что использование М. в то время было общей практикой для аристократов, священников, богатых и бедняков, кумран. сектантов, фарисеев и саддукеев (Sanders. 1992. P. 223). Галор считает, что в большинстве случаев омовения совершали в естественных, а не в искусственных бассейнах, и, возможно, поэтому М. не находят, напр., в Капернауме (Galor. 2007. P. 211). Берлин в отличие от Сандерса отмечает, что особенности формы М. могут указывать на разнообразие практики и различное понимание акта омовения (Berlin. 2005. P. 452).

В диаспоре

Способы строительства М., установившиеся в Израиле, применялись в евр. диаспоре во все эпохи, вплоть до XXI в. М., сооруженные в ср. века, сохранились во всех странах Европы, где проживали евр. общины (Россия, Германия, Греция, Италия, Испания, Египет и т. д.). Наиболее древние остатки М. в Германии известны в Кёльне (1170), Вормсе, Шпайере. Средневек. М. были обнаружены в Фолькмарсене (1260) и Фридберге (1-я четв. XVI в.).

Лит.: Reich R. The Hot Bath-House (balneum), the Miqweh and the Jewish Community in the Second Temple Period // JJS. 1988. Vol. 39. N 1. P. 102-107; idem. The Great Mikveh Debate // BAR. 1993. Vol. 19. N 2. P. 52-53; idem. The Synagogue and the Miqweh in Eretz-Israel in the Second-Temple, Mishnaic and Talmudic Periods // Ancient Synagogues: Hist. Analysis and Archaeol. Discovery. Leiden, 1995. Vol. 1. P. 289-297; idem. They are Ritual Baths: Immerse Yourself in the Ongoing Sepphoris Mikveh Debate // BAR. 2002. Vol. 28. N 2. P. 50-55; Sanders E. P. Judaism: Practice and Belief 63 BCE-66 CE. L., 1992; Wright B. G. Jewish Ritual Baths: Interpreting the Digs and the Texts: Some Issues in the Social History of Second Temple Judaism // The Archaeology of Israel: Constructing the Past, Interpreting the Present / Ed. N. Silberman, D. Small. Sheffield, 1997. P. 190-214; Eshel H. A Note on ‘Miqvaot' at Sepphoris // Archaeology and the Galilee: Texts and Contexts in the Graeco-Roman and Byzantine Periods / Ed. D. R. Edwards, C. T. McCollough. Atlanta, 1997. P. 131-133; Eshel H., Meyers E. M. The Pools of Sepphoris: Ritual Baths or Bathtubs? // BAR. 2000. Vol. 26. N 4. P. 42-49; Porath Y. Hydraulic Plaster in Aqueducts as a Chronological Indicator // The Aqueducts of Israel / Ed. D. Amit, Y. Hirschfeld, J. Patrich. Portsmouth (Rhode Island), 2002. P. 25-36; Galor K. Plastered Pools: A New Perspective // Khirbet Qumrân et (?)lsquo;Aïn Feshkha. Fribourg; Gött., 2003. Vol. 2: Études d'Anthropologie, de Physique et de Chimie: Studies of Anthropology, Physics and Chemistry / E. J. B. Humbert, J. Gunneweg. P. 291-320; eadem. The Stepped Water Installations of the Sepphoris Acropolis // The Archaeology of Difference: Gender, Ethnicity, Class and the «Other» in Antiquity: Studies in Honour of E. M. Meyers / Ed. D. R. Edwards, C. T. McCollough. Boston, 2007. P. 201-213; Poirier J. C. Purity beyond the Temple in the Second Temple Era // JBL. 2003. Vol. 122. N 2. P. 247-265; Netzer E. Hasmonean and Herodian Palaces at Jericho: Final Reports of the 1973-1987 Excavations. Jerus., 2004. Vol. 2: Stratigraphy and Architecture; Berlin A. Jewish Life before the Revolt: The Archaeological Evidence // JSJ. 2005. Vol. 36. Т 4. P. 417-470; Gibson S. The Pool of Bethesda in Jerusalem and Jewish Purification Practices of the Second Temple Period // POChr. 2005. Vol. 55. N 3/4. P. 270-293; Hoss S. Baths and Bathing: The Culture of Bathing and the Baths and Thermae in Palestine from the Hasmoneans to the Moslem Conquest: With an Appendix on Jewish Rituals Baths (Miqva'ot). Oxf., 2005; Adler Y. The Ritual Baths Near the Temple Mount and Extra-Purification before Entering the Temple Courts: A Reply to E. Regev // IEJ. 2006. Vol. 56. N 2. P. 209-215; idem. Second Temple Period Ritual Baths Adjacent to Agricultural Installations: The Archaeol. Evidence in Light of the Halakhic Sources // JJS. 2008. Vol. 59. N 1. P. 62-72; idem. Ritual Baths Adjacent to Tombs: An Analysis of the Archaeological Evidence in Light of the Halakhic Sources // JSJ. 2009. Vol. 40. N 1. P. 55-73; idem. The Myth of the « »in Second Temple-Period Ritual Baths: An Anachronistic Interpretation of a Modern-Era Innovation // JJS. 2014. Vol. 65. N 2. P. 263-283; Lawrence J. D. Washing in Water: Trajectories of Ritual Bathing in the Hebrew Bible and Second Temple Literature. Leiden, 2006; Grossberg A. The «Miqva'ot» (Ritual Baths) at Masada // Masada: The Yigael Yadin Excavations, 1963-1965 / Ed. J. Aviram. Jerus., 2007. Vol. 7. P. 95-126; Regev E. The Temple Mount Ritual Baths and the Temple Cult: A Reply to Y. Adler // New Studies on Jerusalem. 2007. Vol. 13. P. 9-16 (на иврите); Magen Y. Immersion in Ritual Baths and the Maintenance of Purity among the Samaritans // Idem. The Samaritans and the Good Samaritan / Transl. E. Levin. Jerus., 2008. P. 183-195; idem. Mount Gerizim Excavations. Jerus., 2008. Vol. 2: A Temple City; Miller S. S. Stepped Pools, Stone Vessels, and Other Identity Markers of ‘Complex Common Judaism'// JSJ. 2010. Vol. 41. N 2. P. 214-243; idem. At the Intersection of Texts and Material Finds: Stepped Pools, Stone Vessels, and Ritual Purity among the Jews of Roman Galilee. Gött., 2015; Zangenberg J. Pure Stone: Archaeol. Evidence for Jewish Purity Practices in Late Second Temple Judaism (Miqwa'ot and Stone Vessels) // Purity and the Forming of Religious Traditions in the Ancient Mediterranean World and Ancient Judaism. Leiden; Boston, 2013. P. 537-572.
С. В. Тарханова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь
  • ГЕМАРА часть Талмуда
  • ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай
  • ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии