МИЛИЦА
Том XLV, С. 220-222
опубликовано: 23 июля 2021г.

МИЛИЦА

Содержание
Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре ЛюбостиняРака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня

(В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей, была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана, старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид, прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря, принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия, впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью.

После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

В 1390/91 г. М. с сыновьями и патриархом Сербским Ефремом перенесла мощи кн. Лазаря из Вознесенского храма в Приштине в мон-рь Раваница. В тот же период (сент. 1390 или 1391) от имени сына она созвала в мон-ре Жича Собор, на к-ром Сербским патриархом был избран Даниил (см. Даниил III). В 1391 г. М. приняла монашеский постриг с именем Евгения. В 1393 г. по благословению патриарха мон. Евгения на соборе официально передала власть сыну Стефану и удалилась в мон-рь Жупаневац, недалеко от Крушевца. Впосл. она поселилась в своей задужбине, мон-ре Любостине, и стала его игуменией.

Источники сообщают о постоянной помощи М., как правило вместе с сыновьями, храмам и монастырям, прежде всего афонским. Между 1392 (?) и 1402 гг. она дала жалованную грамоту мон-рю Хиландар на ц. Введения во храм Пресв. Богородицы и на несколько сел на р. Ибар, между 1394 и 1402 гг.- афонскому приморскому пиргу св. Василия (Хрусия) с. Ливоча на р. Биначка-Морава. В 1394/95 г. освободила от податей неск. сел, принадлежавших Вел. Лавре св. Афанасия, а 1 авг. вернула этому мон-рю земли, к-рые ранее пожаловала (из-за незнания обстоятельств) хиландарскому духовнику мон. Сисою Синаиту (см. в ст. Синаиты сербские). 8 июня 1395 г. одарила несколькими селами афонский монастырь вмч. Пантелеимона (который взял под покровительство еще кн. Лазарь) и подтвердила прежние пожалования этой обители. В 1397 г. восстановила после разграбления мон-рь Высокие Дечаны (см. Дечаны) и 9 июня дала ему хрисовул (грамоту), вписанный на конечных листах т. н. 3-го Дечанского хрисовула в форме книги (Ивић П., Грковић М. Дечанске хрисовуље. Нови Сад, 1976. С. 280-282). Эта грамота М. начинается с развернутой литературной аренги учительного характера, а в заключении содержится ее молитва о детях: «Умилостивись на грехи мои, укрепи детей моих в благоверии и благих делах, чтобы в богобоязненности послужили Тебе, Богу своему».

М. помогала сыну-князю (с 1402 деспот) в гос. делах. В 1398 г. в сопровождении мон. Евфимии она ездила в Серры к султану Баязиду I, чтобы добиться у него прощения для сына Стефана. Серб. вельможи (воеводы) Новак Белоцерквич и Никола Зоич донесли султану о тайных переговорах серб. князя с венграми, надеясь получить за это статус самостоятельных вассалов османов. Баязид обвинил Стефана в поражении османского войска, к-рое оно потерпело в Боснии. Миссия монахинь при поддержке Оливеры завершилась удачно: Баязид не стал наказывать серб. князя; согласно Житию последнего, султан ограничился выговором, подчеркнув ненадежность венгров как военных союзников. Во время той же поездки М. добилась от султана разрешения перенести из г. Видина в Сербию мощи прп. Параскевы (Петки) и положила их в мон-ре Жупаневац, затем в Любостине.

В 1402 г. М. управляла страной, когда Стефан принимал участие в военных действиях османов против эмира Тимура (Тамерлана). В 1403 г. она вновь ездила ходатайствовать за сына перед османским султаном Сулейманом, одним из наследников Баязида. В этот период младший сын М. Вук собирался перейти на сторону османов, поэтому мать поехала в Серры, чтобы «сдаться добровольно» султану, вернуть младшего сына и помирить его со Стефаном. Поездка к османскому двору была весьма опасна из-за возможного гнева султана и разбоев на дорогах. Главной ее целью было снятие обвинений со Стефана в неверности и укрепление его отношений с султаном. Как только ей удалось при османском дворе добиться успеха, туда для продолжения переговоров приехал Стефан. Т. о. она способствовала заключению мирного договора Стефана с Сулейманом и добилась временного примирения Стефана с Вуком (после ее смерти отношения между ними окончательно испортились) и племянниками Джурджем и Лазарем, сыновьями Вука Бранковича (см. в ст. Бранковичи). Ее влияние на гос. политику, общественную и религиозную жизнь гос-ва было весьма значимо и во время присутствия деспота Стефана в стране.

Перед смертью она приняла вел. схиму с именем Евфросиния и была похоронена в нартексе собора монастыря Любостиня. Хотя сведений о ее офиц. прославлении не сохранилось, почитание М. широко распространилось в Сербии и тесно связано с почитанием кн. Лазаря: ее имя неоднократно упоминается во мн. богослужебных и четьих текстах, посвященных мужу. В них рассказывается о ее происхождении, жизни с князем, о горе после его гибели и заботах о судьбах детей и Сербии. В похвальное «Слово о св. кн. Лазаре» Антоний Рафаил Эпактит включил т. н. Плач кнг. Милицы, который считается вершиной средневек. серб. поэзии (Трифуновић Ђ. Слово о св. кн. Лазару Андониjа Рафаила // Зб. историjе књижевности. Београд, 1976. Бр. 10. С. 147-149). В анонимном «Историческом» (повесном) слове о кн. Лазаре надгробный плач М. над телом мужа «достигает возвышенности классических библейских плачей пророков Иеремии и Давида» (Богдановић Д. Историjа старе српске књижевности. Београд, 1980. С. 195). В отношении авторства этого слова серб. исследователи долго колебались между М. и ее старшим сыном, но в итоге остановились на 2-м варианте (Там же. С. 193). В «Троношском родослове» XVIII в. сообщается о чудесах, к-рые происходили от мощей М.,- истечении св. мира и многочисленных исцелениях. В серб. фольклоре М. (в соответствии с поздним фольклорным титулом кн. Лазаря) устойчиво именуется царицей. В 1942 г. была составлена отдельная служба М. как преподобной.

На Руси почитание М. не засвидетельствовано, но она стала здесь известна как жена кн. Лазаря благодаря Житию их сына деспота Стефана, принесенному в Москву с Афона в нач. XVI в. и получившему в Московской Руси широкое распространение. Известия о ней попали в Русский Хронограф (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 396, 411; Ч. 2. С. 182, 192), Никоновскую летопись (Там же. Т. 10. С. 148) и Лицевой летописный свод.

Иконография

Прижизненные изображения М. сохранились в стенописи в ктиторских композициях ряда храмов, где она представлена с мужем и сыновьями,- в Раванице (1382-1385), на зап. стене ц. свт. Николая Чудотворца в с. Рамача близ г. Крагуевац (ок. 1395; изображена в пурпурном облачении и зубчатой, расширяющейся кверху короне; от фигур Лазаря и Стефана сохр. фрагменты) и в нартексе собора в Любостине (написана иером. Макарием из Прилепа между 1402 и 1406; изображена в парадном одеянии, с нимбом). В росписи собора в Любостине М. изображена еще раз в молении (XIX в.?). Иногда образ М. включали в состав композиции «Лоза Неманичей» (напр., в Добруне, Ораховице и в Соборной церкви в Белграде).

Лит.: Марковић В. Православно монаштво и манастири у средњовек. Србиjи. Сремски Карловци, 1920; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 202; Бабић Г. О портретима у Рамаћи и jедном виду инвеституре владара // ЗЛУ. 1979. Књ. 15. С. 151-176; Историjа српског народа. Београд, 1982. Књ. 2: Доба борби за очување и обнову државе (1371-1379) / Сост.: Д. Богдановић, Р. Михаљчић, П. Ивић и др. С. 47, 50, 58, 62-63, 66-70, 79, 98, 103, 109-112, 114-115, 124, 130-131, 140, 147, 156, 160, 174-175, 180, 186; Србљак. Београд, 1986. С. 460-468; Михаљчић Р. Лазар Хребељановић - историjа, култ, предање. Београд, 1989; он же. Jунаци Косовске легенде. Београд, 2001; Марjановић-Душанић С. Владарске инсигниjе и државна симболика у Србиjе од XII до XV в. Београд, 1994. С. 65-66; Jустин (Поповић), jeром. Житиjа светих за jули. Ваљево; Београд, 1996. С. 475-487; Средоjевић А., прот. Православна српска историjска читанка Правосљавље у Србиjи (1247-1531). Рукумиjа, 2001. С. 40-95; Ћоровић В. Историjа Срба. Београд, 2004. C. 224, 228, 232, 233, 255; Младеновић А. Повеље и писма деспота Стефана. Београд, 2007; Томин С. Мужаствене жене српског средњег века. Нови Сад, 2011. С. 129-131; Балабан О. Маjке хришћанке. Превлака, 2013. С. 97-109.
И. Войводич, И. И. Стойичевич, А. А. Турилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)