[Греч. ᾿Εκκλησία τοῦ Μυρελαίου; тур. Бодрум-джами или Месих-паша-джами], визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца в юго-вост. части; единственная постройка, сохранившаяся от комплекса зданий дворца и примыкавшего к нему мон-ря; была посвящена Пресв. Богородице.
Церковь М. изначально была задумана как мавзолей для членов имп. семьи в соответствии с распространенной в Македонскую эпоху практикой. В М. были похоронены по крайней мере 6 представителей имп. семьи, среди них сам имп. Роман I (948), останки к-рого были перенесены с о-ва Проти, где император, будучи монахом, провел последние годы жизни; его супруга Феодора (похоронена в 922/3), сыновья Христофор (931) и Константин (946) с супругой Еленой (940), дочь Елена (961), жена имп. Константина VII Багрянородного. Очевидно, желанием имп. Романа I устроить в М. мавзолей объясняется перенесение в новую постройку 3 саркофагов с останками имп. Маврикия († 602) и его сыновей, находившихся в Маманта святого монастыре, недалеко от ворот Ксилокерк. После пожара (1275) и краткого периода запустения церковь была отреставрирована, в палеологовское время вновь использовалась как мавзолей.
Известия об основании церкви и прилегающего к ней мон-ря содержатся в визант. источниках X-XI вв., в хрониках Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы, в которых говорится, что церковь находилась в ведении императора Романа (Μονή τοῦ βασιλέως ῾Ρωμανοῦ) и стояла во дворце Мирелейон (ἐν τοῖς παλατίοις τοῦ Μυρελαίου). Долгая и связанная с императорскими фамилиями жизнь мон-ря отражена в документах последующих веков; известно, что в 960 г. здесь приняла постриг сестра имп. Романа II Агафия, а в 1059 г. после отречения имп. Исаака I Комнина в мон-рь удалились его жена Екатерина и дочь Мария. Последние свидетельства о визант. постройке восходят к нач. XII в. и затем ко времени турецкого завоевания К-поля.
При Месихе-паше († 1501) церковь М. была переделана в мечеть и получила турецкое название Бодрум-джами (мечеть на основании). Впервые соотнес с М. эту постройку П. Жиль (Gilles. 1561); его версия получила широкое распространение (однако ее не разделяли Г. Милле, К. Вульцингер, Д. Толбот Райс; Райс позднее пересмотрел свою т. зр.). Наблюдения Жиля базировались на знании письменных источников.
Здание церкви имеет 2-ярусную структуру. Верхняя часть представляет собой небольшого размера крестово-купольную церковь (11,22×17,50 м) на 4 опорах, сложенную из кирпича с широкими вставками связующего раствора. Нижняя конструкция превосходит по размерам верхнюю церковь (13,10×24,10 м), выходит за ее пределы и служит для нее основанием. Выступающие части нижней конструкции образуют со всех сторон церкви платформу, более широкую с восточной стороны. Очевидно, церковь была окружена обходной галереей, от которой сохранились следы аркады.
Назначение нижнего этажа до сих пор остается предметом обсуждения исследователей. В нем видели первоначальный древний храм, цистерну, нимфейон, а также погребальную капеллу (Millingen. 1912; Wulzinker. 1925; Striker. 1981). Последняя версия представляется наиболее правдоподобной, по крайней мере на начальной стадии существования этой конструкции. Ее возникновение, вероятно, обусловлено особенностями рельефа места: она потребовалась для того, чтобы поднять церковь на один уровень с дворцом. Фундамент дворца в свою очередь был возведен на остатках позднеантичного здания (датируется V в.), от которого сохранилась внушительных размеров ротонда (внешний диаметр 41,8 м), использовавшаяся впосл. в качестве цистерны. Здание сильно пострадало во время латинского завоевания К-поля (1204) и было восстановлено в палеологовское время, тогда нижняя структура стала использоваться в качестве погребальной капеллы. С т. зр. конструкции и функционального назначения нижняя и верхняя церкви М. представляют 2 самостоятельные, независимые друг от друга постройки. Некоторые исследователи предлагают также разную хронологию для этих структур, предполагая, что нижняя церковь древнее верхней и время ее постройки относится к VII в. В качестве аргумента приводили характер кладки (Rice. 1933). Однако эта гипотеза была отвергнута сначала Й. Кольвицом (1934), а затем С. Л. Страйкером (1941).
Несмотря на относительно небольшой размер, план и пространственное решение интерьера верхней церкви М. отражают стилистические и функциональные новшества в архитектуре К-поля в X в., впервые проявившиеся в знаменитой ц. Неа-Экклесия (876-881) имп. Василия I. За 15 лет до возведения М. та же модель была воспроизведена в сев. церкви Липса Константина монастыре в Константинополе (907/8).
Поверхность внешних стен церкви отличается большим разнообразием, достигающимся за счет игры выступающих (полуколонны на сев., юж. и зап. стенах, многогранные апсиды, мраморные карнизы) и плоских элементов стены. Наличие арочных и круглых окон, а также люнетов призвано усилить впечатление от решений, использованных в плане здания, и т. о. выразить во внешней структуре стены внутреннее устройство храма.
Внутреннее пространство М. вертикально организовано и увенчано куполом, опирающимся на 4 столба, заменившие первоначальные колонны с капителями. Вост. часть церкви по сравнению с западной более развита. Глубокий центральный алтарь соединен узкими проходами с жертвенником и диаконником, которые представляют собой в плане триконхи, что дополнительно подчеркнуто за счет мраморного карниза, проходящего в верхней части апсидиолей. Аналогичное решение использовано в ц. Богоматери Панахранты монастыря Липса. Зап. сторона церкви завершена просторным 3-частным нартексом с куполом над центральной ячейкой и крестовыми сводами над боковыми; короткие стороны нартекса имеют полукруглое завершение.
После превращения византийской церкви М. в мечеть в интерьере верхнего храма появилась михрабная ниша, колонны были заменены на столбы, расширены окна в центральной апсиде, к юго-западному углу церкви пристроен минарет. Несмотря на многочисленные пожары, здание функционировало до 1911 г., затем превратилось в руины и было заброшено; археологические раскопки начались в 30-х гг. XX в. Многочисленные фотографии 1-й пол. XX в. свидетельствуют о плачевном состоянии здания, лишенного окон и дверей (Mathews. 1976).
Первоначальная декорация церкви М. не сохранилась, и не только в связи с ее переделкой в мечеть, но прежде всего из-за многочисленных разрушительных пожаров. Во время последней реставрации, проходившей в 90-х гг. XX в., стены храма были покрыты современными тур. росписями. Карнизы, которые проходят на 3 уровнях, лишены декора и побелены. Только в нижнем храме на своем месте сохранились 4 первоначальные колонны - 2 восточные из розового гранита и 2 западные из проконесского мрамора - и 4 мраморные коринфские капители с мраморными импостами. В этом же, нижнем, пространстве была раскрыта фресковая композиция, сильно пострадавшая от влаги и расположенная в виме; в ней можно распознать фигуры Божией Матери и донатора (Striker. 1981. P. 31); роспись относится к палеологовскому времени.
Раннему периоду украшения церкви принадлежат некоторые фрагменты керамики; они обнаружены в наосе храма, отнесены Толботом Райсом к X в. (в наст. время в Археологическом музее Стамбула) и представляют собой фрагменты настенного декора. Расцвет данного типа керамического декора в К-поле пришелся именно на X столетие (Gerstel, Lauffenburger. 2001). Эти керамические пластины вытянутой прямоугольной формы иногда имеют скругленный профиль; вероятно, они служили для разгранки стены либо рамой для фресковых и мозаичных композиций; украшали мраморные и стукковые колонки (Manson, Mundell Mango. 1995. P. 321). Керамические элементы декорированы повторяющимися геометрическими, растительными и абстрактными орнаментами. Многочисленные детали керамического декора стен, обнаруженные в нижней церкви, относятся ко времени тур. владычества (Striker. 1981).
Из комплекса М. происходят следующие скульптурные фрагменты: более 70 колонн с капителями, найденных во время раскопок ротонды, служившей фундаментом дворца, а также женский бюст в медальоне рим. периода и капители, к-рые могут быть отнесены к V в. (в наст. время в Археологическом музее Стамбула) (Niewöhner. 2010).