МИРОНОСИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLV, С. 374-378
опубликовано: 5 августа 2021г.

МИРОНОСИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мироносицкий Женский Монастырь (Йошкар-Олинской и Марийской епархии)Мироносицкий Женский Монастырь (Йошкар-Олинской и Марийской епархии)

(Йошкар-Олинской и Марийской епархии), находится в с. Ежове Медведевского р-на Республики Марий Эл. Первоначально мужской. М. м. основан в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Строительство обители связано с обретением чудотворной иконы в с. Ежове Царёвококшайского у. 1 мая 1647 г. житель дер. Дальние Кузнецы А. И. Жолнин с марийцем из Мананской вол. А. Педешевым пахал землю. Внезапно их осиял свет, и они увидели лежащую на земле икону Жен-мироносиц, «резанную на аспиде». Но когда Жолнин решил поднять икону, она исчезла. Вскоре он обнаружил икону стоящей на дереве и взял ее сначала в свой дом, а затем в дом отца. Вечером и ночью от иконы исходил свет. Все селение узнало об обретенной святыне, и в дом Жолнина стали приходить окрестные жители, приводя с собой больных и увечных; совершались исцеления.

Весть о явлении иконы сообщили в г. Царёвококшайск (ныне Йошкар-Ола) воеводе М. Н. Спиридонову, который повелел воздвигнуть на месте обретения святыни часовню. Сам образ был принесен в Царёвококшайск и поставлен в соборном храме Воскресения Христова. Список чудес и описание истории явления иконы были посланы в Москву царю Алексею Михайловичу, к-рый грамотой от 6 июля того же года повелел принести образ в столицу, чтобы лично увидеть его. Тогда с явленной иконы была снята копия и оставлена в Царёвококшайске, а сама святыня в сопровождении нашедших ее и причта собора была отправлена в столицу (АИ. Т. 4. № 20. С. 52-53).

За неск. верст от Москвы царь вместе с духовенством встретил икону, к-рую перенесли в царские палаты. По повелению государя новоявленный образ был украшен бархатной срачицей, жемчугом и в 1649 г. отправлен обратно в Царёвококшайск. В Москве же осталась копия, выполненная по царскому указу (Краткое историческое сказание. 1849. С. 44-48). В грамоте от 11 сент. того же года царь Алексей Михайлович повелевал воеводе Спиридонову встречать образ «за градом, в коем месте пригожь... честно священником и диаконом со образы, и со свещами, и с кадилы, и со звоном, да и сам бы еси со всеми городскими людьми и тот чудотворный образ потомужь встретил, а встретя поставил бы еси тот образ св. жен мироносиц в новой церкви, которую церковь по нашему указу велено поставить на том месте, где явился образ св. жен мироносиц. А буде та церковь по се время не сооружена и не освящена и ты б тот чудотворный образ поставил в Царевококшайском городе в соборной церкви Воскресения Христова, а Протопопа отпустил бы еси к Москве, а как новую церковь св. жен мироносиц сооружат и освятят и ты б тот чудотворный образ поставил в той новой церкви, да о том к Нам отписа» (О начале. 1841).

Собор во имя святых Жен-мироносиц. Ок. 1719 г. Фотография. 2014 г.Собор во имя святых Жен-мироносиц. Ок. 1719 г. Фотография. 2014 г.

Первым настоятелем М. м. считается черный поп Иосиф. В 1649-1652 гг. в М. м. были построены деревянная ц. во имя Жен-мироносиц, кельи, ограда, хозяйственные службы. В нач. XVIII в. при игум. Иоасафе (1712-1723) на месте деревянной церкви был возведен каменный 2-этажный собор (ок. 1719), верхняя, холодная церковь к-рого освящена во имя Жен-мироносиц, нижняя, теплая - в честь Нерукотворного образа Спасителя, с приделом во имя арх. Михаила. По фасаду 1-й и 2-й этажи разделяются каменным пояском в виде поребрика и гирек. К основному кубу храма с востока примыкают алтарные апсиды, украшенные белокаменным узорочьем, а с запада и севера - обширная паперть. Декоративное убранство наружных стен церкви частично сохранилось. Килевидное завершение 3 оконных проемов возвышает храм, делает его необычайно «стройным». В духе традиций церковного зодчества XVII в. решено завершение храма. Три килевидные закомары венчают свод снаружи с 4 сторон. Они несут 4-скатную кровлю с легким стройным барабаном и главой. Внутреннее пространство главного храма перекрыто «коробовым» сплошным сводом. Основную нагрузку свода несут стены без внутренних столпов. Такая конструкция делает интерьер церкви просторным и светлым. Величавость храму придают широкие лопатки по углам четверика.

С юго-зап. стороны к торцу трапезной примыкает 5-ярусная шатровая колокольня, каждый ярус которой отмечен на фасаде кладкой поребрика. Восьмигранник колокольни четко выделен лопатками, что придает ему величественный, фундаментальный вид. Пятый ярус прорезан большими арками, образующими ярус звона, и завершается изящным шатром с маленьким барабаном и главкой. Шатер разрезают 3 ряда «слухов» - небольших окон в нишах для распространения звона. На колокольне, по данным описи имущества монастыря 1921 г., имелось 8 колоколов. Первые 3 - большой, «Полиелейный» и «Вседневный» - весили соответственно 123, 41 и 15 пудов.

К 1739 г. в М. м. находилась также надвратная деревянная ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, после упразднения (1776) которой в 1815 г. на 2-м этаже собора был освящен одноименный придел. В 1829 г. указом Казанской духовной консистории нижний этаж собора был передан служителям Спасского прихода, окормлявшего 17 населенных пунктов. До 1860 г. Мироносицкая ц. была центром прихода. Указом Синода от 9 сент. 1860 г. прихожане монастырского храма были распределены между приходами сел Кильмакова (Кузнецова), Азанова, Акашева.

К северу от собора находился каменный 2-этажный братский корпус (XVIII в.). К кон. XIX в. обитель была обнесена каменной оградой с 3 сторон, а с 4-й, северной - деревянной. Одновременно у зап. стены обители был сооружен деревянный 2-этажный братский корпус (не сохр.). В юж. части М. м. располагались сад и огороды, а в северной - хозяйственные постройки.

Небольшой обретенный образ, вставленный во Владимирскую (?) икону Божией Матери, находился в соборной холодной церкви и именовался как «храмовый явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен мироносиц на каменной апсиде»; вокруг явленного образа «обнизано крупным жемчугом в один ряд, и семь камешков простых зеленых вложены в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками в окладе серебряном чеканном и позлащенном, в ризе сребряной позлащенной резной, в середине и вкруг обнизано жемчугом крупным, средним и мелким... И та доска вложена во доску же простую аршинную, росписанную на красках,- акафист Божией Матери. Сверх же оной доски - риза, кованая серебром и позлащенная; на ней - убрус по голи травчатой, шит белью. Вкруг с трех сторон низан крупным и мелким жемчугом и звездами, и узор с разными камешками и зернами китайскими».

К иконе, украшенной позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом, крепилось множество «привесов». Также «для подвесу» была изготовлена серебряная проволока и «на прутке серебряном подвешена небольшая против воздуха пелена краснаго бархату, на коем вышит серебром и золотом образ святых жен мироносиц с седящим при гробе ангелом, вкруг [пелена] обложена широким золотым газом, снизу нашита сетка золото-сребряная; подбита дволишковою тафтою. А оная доска подбита красным сукном кармазниным; у того образа подвешена вторая пелена ж подобно первой, по красному бархату шита золотом и серебром, образ же святых жен мироносиц, на ней сверху вышит образ Нерукотворенного Спаса с двумя херувимами; вкруг обложена позументом золотым с городками серебряными, подбита китайкою кирпичнаго цвету. Третья пелена большая, алой тафты, по ней шит таковой же образ св. жен мироносиц золотом и серебром; вкруг обложена сеткой серебряной» (Малов. 1896. С. 20-22). Икона неск. раз поновлялась и в мон-ре, и за пределами обители. Так, в 1809 г. она была отправлена в Казань «серебряных и золотых дел мастеру для обложения литым серебряным окладом» (Там же. С. 26-27).

В XIX в. в М. м. хранился и список с иконы Божией Матери с женами-мироносицами. В 1836 г. строитель иером. Никанор сообщал в докладе архиеп. Казанскому и Свияжскому свт. Филарету (Амфитеатрову), что «список с чудотворной иконы... с средником 6-ти вершковым и другим 5-ти четвертным, обложенныя местами серебром, фольгою, и китайским жемчугом... от долговремянности столько обветшал, что безобразит благолепие храма Господня». Иером. Никанор писал, что монахи считают нужным «сию ветхость исправить, есть ли на сие последует архипастырское благоволение», а также просил архиепископа «повелеть изображения на списке передника переписать живописью в греческом вкусе и оную живопись по приличию украсить серебром». Вскоре по указу консистории от 7 апр. 1836 г. насельники получили разрешение на обновление списка (Головина. 1992. С. 39).

В 1677 г. был установлен ежегодный крестный ход с иконой в Чебоксары, Цивильск, Царёвококшайск, Козьмодемьянск. Впосл. крестный ход стал совершаться по всей Казанской губ., и не только по окрестным рус. селам, но и по селениям «новокрещеных». В определении архиеп. Казанского и Свияжского Филарета (Амфитеатрова), направленном в консисторию 20 марта 1836 г., сказано: «...как Царевококшайская Мироносицкая пустынь есть самая ближайшая к жительству новокрещенских приходов Царевококшайского уезда и новокрещена имеют понятие о чудотворной иконе... то по сему дозволяется продолжать производить ход с иконою жен-мироносиц по новокрещенским домам Царевококшайскаго уезда по примеру, как делается сие по старорусским селениям». В кон. XIX в. в М. м. совершались многолюдные торжества в честь иконы Жен-мироносиц 1 мая, в Неделю жен-мироносиц, а также 23 июня, в день празднования Владимирской иконе Божией Матери (Богословский. 1900. С. 603-604).

Грамотой царя Алексея Михайловича 1652 г. за М. м. закреплялось право на владение землей, и во 2-й пол. XVII в. обитель имела в своем распоряжении более 110 дес. земли. Известен факт приобретения земли у крестьянина Шумилы Алферова, проживавшего в дер. Юшково. Пустыни принадлежали Подмонастырская слобода, с. Ежово, 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одна на р. Кокшаге. В 1744 г. обитель владела 158 крестьянами.

Мироносицкий крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери. Фотография. 2015 г.Мироносицкий крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери. Фотография. 2015 г.

М. м. подвергался нападениям местных жителей, имевших к братии территориальные претензии и считавших монастырские земли своими. В 1675 г. игум. Савватий написал царю челобитную, в которой просил, чтобы государь пожаловал мон-рю для пропитания братии пахотную землю и принял меры по защите обители от нападений. В 1749 г. игум. Герасим в челобитной, направленной в Царёвококшайскую воеводскую канцелярию, сообщил о бунте монастырских крестьян. 6 июня 1749 г. они ворвались в М. м. и заявили, что не будут работать на монастырских полях и платить подать обители. В челобитной говорилось о том, что «оные монастырские крестьяне живут ныне в своей воли, а не под нашим ведением».

В 1764 г. в числе др. 7 муж. мон-рей Казанской епархии М. м. был определен как заштатная общежительная пустынь. С кон. XVIII в. в с. Ежове проводилась ежегодная ярмарка. В 1797 г. имп. Павел I Петрович пожаловал братии М. м. рыбные ловли на р. Волге и озерах Козьмодемьянского у. (в совместное владение с чебоксарским во имя Святой Троицы мужским монастырем и с чебоксарской Геронтиевой в честь Владимирской иконы Божией Матери пуст.). К 1904 г. М. м. владел 147 дес. земли в 2 верстах от мон-ря (в т. ч. 100 дес. пахотной земли), мельницей близ дер. Якимова, рыбными ловлями в Козьмодемьянском у., лесным участком (102 дес.) в 12 верстах от обители.

В 1844 г. в с. Ежове была основана церковноприходская школа. В марте 1910 г. по благословению архиеп. Казанского и Свияжского Никанора (Каменского) при М. м. был открыт миссионерский приют, деятельность которого рассматривалась как одна из существенных мер в деле просвещения местного населения. Воспитанникам было отведено помещение в мон-ре, они обеспечивались всем необходимым.

В 1894-1898 гг. настоятелем М. м. являлся игум. Филарет (Алыбин; 1828-1901), в 1898-1904 гг.- игум. Пантелеимон (Рожновский; впосл. митрополит Минский и Белорусский). С 1904 г., при игум. Серафиме (Бакланове), в пустыни проживали 9 монахов (Магистриан, Ксенофонт, Иларий, Исаакий, Сергий, Алексий, Савватий, Африкан, Зосима) и 29 послушников. В 1912 г. игум. Серафим был удостоен звания почетного миссионера Царёвококшайского у. После его кончины 30 окт. 1916 г. настоятелем М. м. был назначен иером. Сергий (Мытиков; 1872-1945), 14 июня 1917 г. возведенный в сан игумена.

В 1917 г. по инициативе земельного комитета Вараксинской вол. местные крестьяне пытались отобрать у насельников луга, а демобилизованные солдаты - пожертвованный верующими скот. В дек. того же года крестьяне деревень Б. Кердешева, Пайгашева, Кельмикеева захватили дачу обители в дер. Алексеевка Петриковской вол., изгнав под угрозой смерти сторожей. В февр. 1918 г. крестьяне дер. Якимова конфисковали у мон-ря мельницу на р. Кокшаге, в мае того же года жители дер. Юшково отобрали у обители 147 дес. 384 кв. саж. земли и ок. 40 дес. лесов и лугов. При этом волостной и уездный советы крестьянских депутатов, куда обращался за защитой игум. Сергий, в помощи братии отказали. 28 июня 1918 г. М. м. был разграблен красноармейцами. 16 янв. 1919 г. постановлением исполкома Царёвококшайского уездного совета все постройки, инвентарь, скот, земельные угодья были национализированы и переданы в распоряжение уездного отдела земледелия Царёвококшайского уездного совета. Во владение братии были оставлены лишь каменный корпус, настоятельский дом и храм со всей утварью. 1 апр. того же года на верхнем этаже настоятельского корпуса был устроен народный дом, а на нижнем - комнаты для учащихся. Ок. 1921-1924 гг. при М. м. существовала трудовая артель по пошиву одежды, в которой трудились 6 из 26 монастырских насельников.

В февр. 1919 г. игум. Сергий был арестован, обязанности настоятеля исполняли иеромонахи Симон (Ефремов; † 1931), Варсонофий (Никитин), Маврикий (Петров). После 1919 г. иером. Симон (Ефремов) служил в Троицком храме с. Шойбулак, а затем в Никольском храме дер. Аргамач. В 1918-1919 гг. были арестованы иеромонахи Гавриил (Бурцев), Варнава (Максаев), послушники Михаил Петров и Николай Юричев.

23 янв. 1920 г. иером. Варсонофий (Никитин) в отчете епархиальному начальству сообщал: «Хозяйство монастыря, состоявшее из полевых, луговых, лесных угодий, нарушено, скот реквизирован, пасека с пчелами отобрана, и единственным пособием на существование братии за последнее время является жертва православных христиан… и доход от служения молебнов пред чудотворным образом Свв. жен-мироносиц и Владимирской Божией Матери» (цит. по: Журавский А. В. Секуляризация монастырских хозяйств в национальных республиках Поволжья в 1917-1919 гг. // Христианское просвещение и русская культура: Мат-лы 3-й науч.-богословской конф. Йошкар-Ола, 2001. С. 51). В 1922 г. насельники пожертвовали в пользу голодающих церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников, а также 5 золотников 25 долей золота. 21 июля 1923 г. были арестованы архим. Варсонофий (Никитин), иеродиаконы Рафаил (Вечкилев), Иннокентий (Куледин), послушник Кирилл Юферев и др. насельники. В дек. 1923 г. в пустыни проживали 16 насельников, старшим из которых был игум. Сергий (Мытиков).

В 1924 г. М. м. был закрыт, на его территории устроен Ежовский детский дом. Позже 2-этажное здание мон-ря было передано Краснококшайскому исправительному трудовому дому. Последними насельниками пустыни были 12 монахов.

После 1924 г. игум. Сергий проживал в с. Ежове, затем в Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола), с 1926 г. служил во Входо-Иерусалимской ц. После опубликования «Декларации» 1927 г. отказался служить в храмах, подчинявшихся заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому). С 1928 г. о. Сергий проживал в окрестностях города, в 1932 г. поселился в небольшом домике в Йошкар-Оле, устроил в бане домашнюю церковь, где тайно совершал богослужения, 31 авг. 1945 г. был арестован. В постановлении на арест от 23 авг. утверждалось, что он являлся одним из организаторов и идейным руководителем «антисоветского церковного формирования». 27-31 окт. того же года на закрытом судебном заседании Вятского областного суда приговорен к 10 годам лагерей, скончался во внутренней тюрьме.

В мае-июне 1924 г. собор М. м. был захвачен обновленческой общиной, в 1939 г. закрыт. Местонахождение обретенной иконы после сер. 20-х гг. XX в. неизвестно.

В 1994 г. мон-рь был открыт как женский (ЖМП. 1994. № 7/8. С. 4). 1 нояб. того же года по указу патриарха Московского и всея Руси Алексия II в М. м. прибыли монахини Варнава и Ардалиона, бывш. насельницы Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря. 19 сент. 2002 г. в М. м. состоялось прославление новомучеников сщмч. Леонида (Антощенко), еп. Марийского, прот. Адриана Александровича Троицкого и свящ. Михаила Александровича Березина, пострадавших в Марийском крае.

На территории М. м. расположены отреставрированный собор (29 авг. 1996 освящен престол в честь Нерукотворного образа Спасителя, 14 мая 1997 - престол во имя Жен-мироносиц, 11 сент. 1998 - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи), колокольня, сестринский корпус с домовой ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (освящена 4 дек. 1993). Мон-рь обнесен кирпичной стеной. Среди святынь обители - один из списков Мироносицкой иконы. В монастырских храмах имеются частицы мощей святителей Николая Чудотворца, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, Луки (Войно-Ясенецкого), прп. Сергия Радонежского, Оптинских старцев и других подвижников. Рядом с М. м. располагается источник, освященный во имя Жен-мироносиц. С сент. 1999 г. возобновились крестные ходы с иконой в г. Йошкар-Олу и окрестности.

К кон. 2016 г. в обители проживали ок. 20 насельниц; игумения - Варнава (Колчина).

Лит.: О начале Мироносицкой пустыни. Каз., 1841; Краткое ист. сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. М., 1849; Мат-лы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. СПб., 1861. Т. 8: Казанская губ. / Сост.: М. Лаптев. С. 466; Троицкий П. Сказание о начале Мироносицкой пуст. // Тр. Казанского губ. стат. комитета. Каз., 1869. Вып. 2. С. 60-66; Малов Е. А., прот. Мироносицкая пуст. Казанской епархии: История пустыни и современное ее состояние. Каз., 1896; Богословский Г. К., свящ. Справ. книга для Казанской епархии. Каз., 1900. С. 535-537, 603-604; Головина С. И. История Ежово-Мироносицкого мон-ря (1647-1790-е гг.). Йошкар-Ола, 1992; Иванов А. Г. «Офицерские описи» Спасо-Юнгинского мон-ря и Мироносицкой пуст. 1764 г. // Марийский археогр. вестн. Йошкар-Ола, 1995. Вып. 5. С. 140-162; Иванов А. Г., Пегенеева И. А. Приходно-расходные книги Мироносицкой пуст. Царевококшайского у. 1712 г. // Там же. Вып. 9. С. 159-169; они же. Приходно-расходные книги Мироносицкой пуст. Царевококшайского у. 1713-1723 гг. // Там же. 2000. Вып. 10. С. 159-201; Гнутова С. Царевококшайская (Мироносицкая) чудотворная икона Божией Матери и Мироносицкая обитель // ЖМП. 2001. № 3. С. 87-96; Пегенеева И. А. Монастырское хозяйство в Марийском крае в XVIII в.: (По данным приходно-расходных книг Мироносицкой пуст. Царевококшайского у.) // Марийский археогр. вестн. Йошкар-Ола, 2001. Вып. 11. С. 15-26; Левенштейн О. Г., Стариков С. В. Мироносицкий жен. мон-рь с. Ежово // Рус. мон-ри: Поволжье. М.; Новомосковск, 2003. С. 492-503; Мироносицкий жен. мон-рь, 1649-2003. Йошкар-Ола, 2003; Мироносицкая пуст.: История и современность // «Навсегда у меня в сердце ты...»: 425 лет г. Йошкар-Оле. Йошкар-Ола, 2009. С. 31-35; Энциклопедия республики Марий Эл / Отв. ред.: Н. И. Сараева. Йошкар-Ола, 2009. С. 543-544.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также