МИРЫ ЛИКИЙСКИЕ
Том XLV, С. 390-394
опубликовано: 6 августа 2021г.

МИРЫ ЛИКИЙСКИЕ

Содержание
Западный некрополь в Мирах ЛикийскихЗападный некрополь в Мирах Ликийских

[Мира; греч. Μῦρα, pl. neutr., реже sing. fem.], город на юге М. Азии (ныне Демре (Кале), Турция), у устья р. Мир (Мирос), ок. 3 км от морского побережья; столица рим. пров. Ликия, древняя христианская митрополия, важнейший центр паломничества в Юж. Анатолии в визант. эпоху и почитания Мирликийского свт. Николая.

История

Название «Миры Ликийские» происходит, вероятно, от ликийского Muri, связанного с названием р. Мир. Уже в античности М. Л. принадлежали к основным городам провинции и были наиболее важным городом Центр. Ликии. В эллинистическую эпоху М. Л. были в числе 6 главных городов Ликийского союза (сер. II - сер. I в. до Р. Х.) и обладали 3 голосами. В М. Л. проводились спортивные состязания союза. Наряду с городами Телмесс, Тлос, Ксанф, Патара и Лимира М. Л. носили титул «митрополия». Город состоял в симполитии с Требендами, ему принадлежали гавань Андриака и оракул в Суре. В позднеэллинистическое время его территория расширяется до юж. края долины Касабы. Основные пути в М. Л. вели по морю, но была также рим. дорога по ущелью р. Мир.

В 68 г. по Р. Х. от землетрясения пострадали М. Л. и Патара. После нового землетрясения 141 г. Опромоас из Родиаполя пожертвовал городу на восстановление более 100 тыс. динариев. В 152 г. Опромоас (вместе с Иасоном из Кианей) снова дал 56 тыс. динариев на реконструкцию театра, к-рый причислялся к 7 чудесам света (возможно, из-за того, что это был крупнейший крытый театр), и для храма Артемиды Элевтеры, самого красивого здания в Ликии; он возобновил праздник в честь этой богини. С III в. Артемида Элевтера со своим священным деревом кипарисом (согласно Житию св. Николая Сионского) изображается на монетах М. Л., которые чеканились при имп.Гордиане III (238-244) и имп. Валериане (253-260). Со II в. в М. Л. известна таможня. В нач. III в. в надписи упомянуты местные иудеи.

Римский театр в Мирах ЛикийскихРимский театр в Мирах Ликийских

При св. равноап. Константине I Великом (правил на Востоке в 324-337) единая провинция Ликия и Памфилия была разделена на 2 части. С созданием новой провинции Ликия Миры, вероятно, стали ее столицей, но точно засвидетельствовано это только в период правления имп. Феодосия II (408-450). Флавий Немесий Олимпий, «светлейший муж» (vir clarissimus), поставил в М. Л. памятник имп. Констанцию II (337-361). Ок. 430 г. в М. Л. род. известный софист и ритор Николай. К сер. V в. город приходит в упадок. При имп. Маркиане (450-457) по указанию префекта претория Востока Палладия (450-455) и наместника провинции Артимеона в М. Л. были построены новые здания, площади, стены и город вновь был расширен до прежних размеров. После сильного землетрясения 529 г. М. Л. были отстроены имп. Юстинианом I. В нач. 542 г. М. Л. в течение 40 дней страдали от принесенной по морю бубонной чумы. Крестьяне из окрестных сел не заходили в город, и, как следствие, в М. Л. прекратились поставки зерна, муки, вина и дров. Возложив вину за это на игумена мон-ря Св. Сиона Николая, архиеп. Филипп просил наместника Ликии и первых горожан арестовать Николая, но тот избежал ареста. Ок. 550 г. Филипп поставил в М. Л. во епископа Пинары св. Николая Сионского, к-рый с того времени ежегодно 6 дек. устраивал паломничество в М. Л. на праздник свт. Николая Чудотворца, называемый Росалии, и посещал его мартирий. К празднику были приурочены проведение регулярного синода епископов Ликии, а также проведение местной ярмарки.

Во 2-й пол. VII-IX в. М. Л. пострадали от араб. нападений с моря, наибольшим разрушениям подвергся храм свт. Николая, расположенный за стенами старого города. В сент. 807 г. арабский флотоводец Хумайд ибн Маюф взял город: арабы по ошибке вскрыли вместо гробницы свт. Николая соседнюю (Theoph. Chron. P. 483), сильный шторм уничтожил часть араб. флота. Византийцы приписывали спасение мощей святого и гибель арабов вмешательству в ход событий свт. Николая. В 824 г. митрополит М. Л. Никита, сторонник иконоборчества, упоминается как участник посольства от визант. имп. Михаила II Травла к франк. имп. Людовику Благочестивому и папе Римскому Евгению II. В IX-X вв. в М. Л. известны сборщики налогов (диикиты) и хорреарий (заведующий гранарием в Андриаке). Св. Константин Синадский из иудеев в эпоху правления имп. Василия I Македонянина (867-886) совершил паломничество из Вифинии к гробнице свт. Николая в М. Л., откуда ему пришлось отправиться в Атталию, чтобы отплыть на Кипр. В IX-X вв. городу угрожали критские арабы. Так, священник из Митилины Христофор, ежегодно посещавший М. Л. как паломник, ок. 830 г. попал в плен к арабам и был увезен на о-в Крит. В одной из повестей о чудесах свт. Николая («О Василии, Агриковом сыне») рассказывается о ночном нападении на храм святого в его праздник: всех христиан, схваченных там, увезли на Крит, крестьянский сын Василий стал виночерпием критского эмира. Из венецианского рассказа (1116 г.) о перенесении мощей свт. Николая в 1100 г. следует, что византийский имп. Василий (неясно, I или II) после тщетных попыток перенести в К-поль саркофаг с мощами святителя так спрятал его мощи, что никто не мог их найти. Имп. Константин VII Багрянородный (сер. X в.) называет М. Л. «городом мироточивым и триблаженным» (Const. Porphyr. De them. 78).

В 1034 г. город сильно пострадал во время нападения североафрикан. арабов. В последующие годы (до 1042) имп. диикит Иоанн Орфанотроф организовывал восстановление городских стен. Проведение этих работ подтверждается строительной надписью на большом мраморном блоке из М. Л. 1042/43 г. имп. Константина IX Мономаха и его жены августы Зои. В то же время Иоанн Орфанотроф, получив исцеление от болезни у гробницы святого, пожертвовал в его храм масло и др. ценные дары (Scyl. Hist. 397). Действия имп. Константина IX являлись, вероятно, частью его широкой программы церковного строительства по всей Византийской империи (мон-ри Неа-Мони на Хиосе, св. Георгия в Манганах в К-поле, Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме).

9 мая 1087 г. купцы из Бари (Юж. Италия), приплывшие в М. Л., открыли мощи свт. Николая и увезли на свою родину, несмотря на протесты находившихся у его гробницы монахов. Согласно барийскому описанию перенесения мощей, жители М. Л. убежали из-за страха перед нападением мусульман на городской акрополь, находившийся в 2 км к северу от храма. В 1100 г., в период 1-го крестового похода, венецианцы, отправлявшиеся морем в Иерусалим, похитили из храма остатки мощей святых из гробницы свт. Николая и из 3 др. гробниц. Захваченные ими мощи венецианцы приписали свт. Николаю, св. Николаю Дяде (упом. в Житии Николая Сионского) и некоему св. Феодору Исповеднику. В венецианском рассказе о перенесении мощей, к-рый написан в 1116 г., отмечено, что к этому времени М. Л. были разрушены «неверными», жители остались только в акрополе и спускались в город по делам лишь раз в 4 недели. Высадившись в М. Л., венецианцы узнали, что недалеко от города кочевало более 5 сотен турок, собиравших дань со мн. окрестных поселений. После завоевания центральной части М. Азии в 70 - нач. 80-х гг. XI в. группы тюрок-сельджуков стали совершать набеги на полуостров, что вместе с внутренним кризисом в Византии и последствиями 1-го крестового похода могло привести к временной потере византийцами прибрежных районов Ликии на рубеже XI и XII вв.

В XII в., несмотря на утрату мощей свт. Николая, М. Л. продолжали посещать паломники, прибывавшие теперь через порт Андриаку. Распространилось видоизмененное название М. Л.- Стамира. В 1102 г. здесь побывал Зевульф, в 1106/07 г.- игум. Даниил, в 1146 г.- исландец аббат Никулас из Тверау, в 1191 г.- франц. кор. Филипп II Август, а также крестоносцы, многие из к-рых погибли после взятия М. Л. сельджуками в 1113 г. Продолжал действовать храм свт. Николая: в 1118 г. в его дворе была устроена гробница с аркосолием хартулария Константина и его сына хартофилакса. В 1178/79 г. Евстафий Фессалоникийский был избран митрополитом М. Л. в К-поле, но вскоре был переведен в Фессалонику, вероятно потому, что приехать в М. Л. не мог из-за сохранявшейся тюрк. угрозы городу.

В кон. XIII - нач. XIV в., судя по находкам монет (ранее считалось, что в кон. XII в.), М. Л. претерпели страшную экологическую катастрофу: в результате сошедшего с гор селя р. Мир затопила город вместе с храмом свт. Николая. Храм и часть городских кварталов оказались погребены под слоем ила в неск. метров толщиной. Оборонительные стены не смогли остановить селевой поток, и М. Л. как город перестал существовать, но паломники все же посещали его развалины, напр., анонимный англ. паломник в 1344 г., Никколо де Мартони в 1395 г. М. Л. часто упоминаются на портуланах позднесредневек. эпохи. Также продолжал функционировать акрополь М. Л., занятый тюрками. В 1362 г. акрополь разрушил Жан де Сюр, кипрский наместник Атталии, он увез оттуда чтимую местными христианами икону свт. Николая. В 1401 г. М. Л. еще подчинялись сельджукам, а с 1423 г. город перешел во владение Османской державы. С кон. XIV в. путешественники описывают М. Л. как руины.

Митрополия М. Л.

Интерьер ц. свт. Николая в Демре, ТурцияИнтерьер ц. свт. Николая в Демре, Турция

Во время своего путешествия в Рим св. ап. Павел в 59 г. высадился в М. Л., где, согласно апокрифическим «Деяниям Павла», встретил св. Феклу. Древнейший известный епископ М. Л. Никандр - был поставлен св. ап. Титом на Крите и позднее принял мученическую смерть вместе с пресвитером Ермеем. В сер. III в. еп. Фемистокл пострадал во время гонения имп. Деция и проконсула Асклепия, как и мученики Диоскорид, Крискент и Никокл. Недалеко от М. Л. был брошен в море св. Лев. При имп. Константине в нач. IV в. епископом М. Л. был свт. Николай Чудотворец, к-рому визант. Житие IX в. приписывает разрушение храма Артемиды Элевтеры, а Синаксарь К-польской Церкви (кон. X в.) - участие в I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. В период после завершения становления иерархии К-польской Церкви (с сер. V-VI в. и до кон. XIV в.) М. Л. занимали 19-е место среди ее 38 митрополий.

Епископ М. Л. Татиан с пресвитерами Полемоном и Макарием участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. В 375 г. он упоминается в письмах свт. Василия Великого как сторонник никейского Православия. В соборных актах имя Татиана стоит на 1-м месте среди епископов Ликии. Известны (с титулами) также архиепископы Роман (сер. V в.) Николай (1-я пол. VI в.), Модест (VI в.) и Филипп (ок. 542-553), епископы Анастасий и Феодор (VII в.), митрополиты Михаил (1030), Лев (1054), Константин (после 1079?; одновременно патриарший синкелл), Василий (2-я пол. ХI в.), Христофор (1166-1170), Лука (1274-1283, † 1310; низложен как сторонник Лионской унии с Римом), Макарий (с 1283), Арсений (1353/54), Дионисий (1364), Матфей (1381-1393) и Матфей (в 1454-1460 игумен мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе и проэдр о-вов Карпатоса и Наксоса). После гибели города в кон. XII в. титулярная митрополия М. Л. сохраняется в структуре иерархии К-польской Церкви. В 1316 и 1385-1389 гг. на право распоряжаться ее доходами с городков Финик, Ватис Потамос, Ариканд и Стена покушался митрополит Атталии. В 90-х гг. XIV в. митрополиту М. Л. передавались в управление Родос, Кос, Киклады, Карпатос и даже Памфилия.

В 1601 г. последний митрополит М. Л. Иаков умер на Патмосе. Но в 1646 г. митрополия М. Л. была восстановлена. В это время ей подчинялись епископские кафедры Атталии, Кастелоризо (Мейисти), Аланьи и Левисса. В 1651 г. митрополия М. Л. (с епархиями Атталия и Сиде) была объединена с митрополией Писидии (Созополь).

С 1786 г. М. Л. становятся самостоятельной митрополией с суффраганами Левиссом, Кастелоризо и мон-рем свт. Николая. В 1922 г. греки покинули М. Л. и последние храмы города, кроме церкви свт. Николая, были разрушены.

Памятники

Античные М. Л. располагались на горе. Основу города составлял укрепленный стеной акрополь. У его подножия находился городской посад, также окруженный стеной, к-рая была построена в эллинистическую эпоху. Часть жилищ и 2 некрополя были высечены в скале, использовались до ранневизант. времени. В римскую эпоху город расширил свою территорию, но равнинная его часть новой стеной обнесена не была. Театр перестраивался после землетрясений, а в IV в. был преобразован в арену. Рядом с театром находились агора и термы. По надписям известны другие термы, гимнасий и храм Артемиды Элевтеры. В М. Л. был проведен водопровод из района Маставры (ныне Дереагзы). В Суре находился храм Аполлона, а на дороге в Андриаку был оборудован рим. некрополь.

Деисус. Роспись ц. свт. Николая в Демре, Турция. XII в.Деисус. Роспись ц. свт. Николая в Демре, Турция. XII в.

При имп. Маркиане в сер. V в. упоминается новая городская стена, которая с этого времени окружала и город, и загородный район вокруг храма свт. Николая, возникшего на месте рим. некрополя на юж. окраине города. В средневизант. эпоху многократно ремонтировался акрополь, где были построены зальный храм с нартексом и 2 приделами и еще 2 маленьких зальных храма. Об облике М. Л. визант. эпохи известно мало, т. к. город и храм свт. Николая были погребены в кон. XIII в. под селем.

Первый древнейший храм свт. Николая Чудотворца был разрушен, вероятно, во время землетрясения 529 г. После этого (возможно, в VIII в.) он был перестроен в виде 3-нефной базилики на столпах, которая была разрушена землетрясением в нач. IX в. Сохранились только 2 юго-вост. парекклисиона.

Существующий ныне храм был построен в нач. IX в. в виде укороченной купольной базилики с хорами, высоким синтроном и амвоном. Для строительства использовали преимущественно сполии - камень, кирпич и декоративные детали. Храм был отремонтирован в нач. XI в. и ок. 1042 г. украшен наборными мраморными полами и фресками (сохр. их фрагменты, сцены Причащения апостолов и Вселенских Соборов, неудачно реставрированные в нач. XXI в.). К храму был пристроен юж. парекклисион, расписанный фресками в кон. XII в. с изображениями различных сцен из Жития свт. Николая. В храмовый комплекс входили также многочисленные служебные помещения. В 1783 г. над одним из парекклисионов была построена маленькая греч. церковь. Разрушенные селем своды были восстановлены (без купола) в 1862 г. под рук. В. Зальценберга на средства, выделенные рус. имп. Александром II Николаевичем. Место подлинной гробницы свт. Николая в храме точно не определено; по этому вопросу исследователями выдвигались различные версии (Niewohner. 2003). Вероятнее всего, она находилась в юго-вост. парекклисионе храма. После 2000 г. в М. Л. и Андриаке ведутся активные археологические раскопки (Э. Акюрек, Н. Чевик), в т. ч. исследование и реставрация храма свт. Николая (С. Й. Отюкен, С. Доган).

Кафедральный собор М. Л. был посвящен св. Ирине. На территории между Андриакой и М. Л. известны мартирии св. Льва и святых Крискента и Диоскорида. Недалеко от некрополя сохранились руины средневизант. храма типа вписанного креста с остатками фресок и алтарной преграды (Akyurek. 2013). В Суре в ранневизант. время были построены базилики в нижнем (на столпах и с парекклисионом) и верхнем городе, последняя перестроена в средневизант. время в крестовокупольный храм. В Андриаке на обоих берегах гавани известны 4 ранневизант. базилики, к-рые неоднократно перестраивались, а также синагога. В храме найдено большое количество паломнических ампул (в т. ч. св. Мины), что указывает на включенность М. в паломнические маршруты Вост. Средиземноморья.

Ист.: Hicks E. L. Inscriptions from Casara, Lydae, Patara, Myra // JHS. 1889. Vol. 10. P. 40-85; Anrich G. Hagios Nikolaos: Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche. Lpz.; B., 1913-1917. 2 Bde; Engelmann H. Die Zollinschrift von Myra // ZfPE. 1985. Bd. 59. S. 113-119.
Лит.: Peschlow U. Fragmente eines Heiligensarkophages in Myra // IstMitt. 1973/1974. Bd. 23/24. S. 225-231; idem. Die Kirche des hl. Nikolaos in Myra // Antike Welt. 1975. Jg. 5. H. 4. S. 15-28; idem. Materialien zur Kirche des H. Nikolaos in Myra im Mittelalter // IstMitt. 1990. Bd. 40. S. 207-256; idem. Die Burg von Myra // Fremde Zeiten: FS f. J. Borchhardt. W., 1996. Bd. 1. S. 209-226; idem. Myra // RBK. 2002. Bd. 6. Sp. 806-839; Borchhardt J. Myra: Eine lykische Metropole in antiker und byzant. Zeit. B., 1975; Kirsten E. Artemis von Ephesos und Eleuthera von Myra: Mit Seitenblicken auf St. Nicolaus und auf Kommagene // Studien zur Religion und Kultur Kleinasiens: FS f. F. K. Dorner zum 65. Geburtstag. Leiden, 1978. Bd. 2. S. 457-488; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 225-226; Işik F. Der Hl. Nikolaos von Patara und sein Grab in Myra // Belleten. Ankara, 1993. Т. 57. N 219. S. 401-411; Ötüken Y. Ergebnisse der Grabungen in der Kirche des Hl. Nikolaos in Myra // Fremde Zeiten. W., 1996. Bd. 1. S. 227-237; idem. Yl Aziz Nikolaos Kilisesi Kazs ve Duvar Resimlerini Koruma-Onarm-Belgeleme Çalşmalar // 30. Kaz sonuçlar toplants. 4 cilt. Ankara, 2008. S. 159-176; Alparslan S. Demre'deki H. Nikolaos Kilisesi Liturjik Mekanlar // Hacettepe Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Dergisi. Ankara, 1998. Т. 15. N 1. S. 159-173; Niewöhner P. Neues zum Grab des Hl. Nikolaus von Myra // JAC. 2003. Bd. 46. S. 119-133; idem. Andriake in byzantinischer Zeit // 40 Jahre Grabung Limyra: Akten des intern. Symposions. Wien, 3.-5. Dez. 2009 / Hrsg. M. Seyer. W., 2012. S. 223-240; Hellenkemper H., Hild F. Lykien und Pamphylien. W., 2004. Bd. 1. S. 342-359. (TIB; 8); Brandt H., Kolb F. Lycia et Pamphylia, eine römische Provinz im Südwesten Kleinasiens. Mainz, 2005; Çevik N. Myrrh-Breathing Myra: Andriake, Metropolis of Lycia, Lost City of Saint Nicholas // Actual Archaeology. 2013. Vol. 7. P. 48-65; Arkeolojisinden dogasna Myra / Demre ve çevresi / Ed. N. Çevik. Antalya, 2010; Çevik N. e. a. A Unique Discovery in Lycia: The Ancient Synagogue at Andriake, Port of Myra // Adalya. Antalya, 2010. Vol. 13. P. 335-366; Виноградов А. Ю. Св. Николай: Между агиографией и археологией // Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире. М., 2011. С. 36-51; Brandt H. Pamphylien (Lykien, Pisidien) // RAC. Bd. 26. Sp. 872-899; Akyürek E. A Recently Discovered XIIIth Cent. Church at Myra // Proc. of the 17th Symposium on Mediterranean Archaeology: SOMA 2013. Moscow, 25-27 April 2013 / Ed. S. Fazlullin, M. M. Antika. Oxf., 2015. P. 14-23; idem. Myra: The City of St. Nicolas // De l'Orient a l'Occident: Le culte de St. Nicolas en Europe, du Xe au XXe s. / Ed. C. Guyon, C. Vincent, V. Gazeau. P., 2015. P. 21-37; idem. Andriake: The Port of Myra in Late Antiquity // Trade in Byzantium: Papers From The 3rd Intern. Sevgi Gönül Byzantine Studies Symposium / Ed. P. Magdalino, N. Neçipoglu. Istanbul, 2016. P. 465-486; Bennett J. Christianity in Lycia: From its beginnings to the «Triumph of Orthodoxy» // Adalya. 2015. Vol. 18. P. 259-287.
А. Ю. Виноградов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
  • АМИС город на юж. побережье Чёрного моря, возник в VII в.
  • АНКИРА (Ангора, совр. Анкара), г. в центр. части Анатолийского плоскогорья (совр. Турция)
  • АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии
  • ВИЗИЯ (совр. Визе, Турция), г. во Фракии
  • ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви
  • ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви
  • ЛИКАОНИЯ историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии; древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии
  • ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви
  • МЕЛИТИНА [Мелитена], ныне Малатья (Юго-Вост. Турция); древний и средневек. город в М. Азии, на границе Каппадокии и Армении, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви