(Ян Цзи (Цзи Чун)); 10.12.1855, Пекин - 23.06.1900, там же), сщмч. Китайский (пам. 10 июня), иерей. В детстве лишился отца, воспитывался попечением бабушки Екатерины и матери Марины, к-рая работала учительницей в женской школе Пекинской духовной миссии. Начальник миссии архим. Палладий (Кафаров; † 1878) поручил преподавателю Лун Юаню относиться к М. с особым вниманием, чтобы приготовить того к принятию священства. По свидетельству современников, М. отличался смирением, молчаливостью и миролюбием. Незадолго до своего 20-летия он был назначен на должность катехизатора Пекинской миссии.
Согласно «Сказанию о мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 г.», М. отказывался от принятия священного сана, называл себя «малоспособным и малодобродетельным человеком». Однако по настоянию начальника миссии архим. Флавиана (Городецкого) М. дал согласие на рукоположение, возможно предвидя мученическую кончину. В 1882 г. в Токио еп. Ревельским, викарием Рижской епархии равноап. Николаем (Касаткиным) он был рукоположен во иерея, стал 1-м правосл. священником кит. происхождения.
При архим. Флавиане М. помимо священнослужения помогал переводить богослужебные книги на китайский язык и их редактировал. В течение 15 лет неутомимо служил, согласно Житию, «терпя и от своих, и от внешних много обид и оскорблений». В конце жизни, страдая от серьезных нервных расстройств, М. оставил переводческую деятельность и более 3 лет жил вне ограды миссии, получая половину прежнего жалованья. Семья М. состояла из его супруги, Татианы Ли, и 3 сыновей: Исаии, Сергия (впосл. протоиерей) и Иоанна. Житие священномученика отмечает нестяжательность М. и его скромность.
11-14 июня (н. ст.) 1900 г. здания Пекинской миссии были сожжены участниками восстания ихэтуаней (см. Китайские мученики). В доме М. собрались многие правосл. китайцы, укрывавшиеся от опасности. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели М., к-рым он также дал приют. При этом священномученик укреплял их в вере, говоря, что наступило время неизбежных бедствий. Сам он ежедневно по неск. раз ходил к сожженным храмам миссии и молился на пепелище. 23 июня (н. ст.) того же года ок. 10 часов вечера дом М. был окружен восставшими ихэтуанями. В доме находилось до 70 православных христиан; наиболее сильные убежали, а М. и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались в доме и приняли мученическую кончину, отказавшись отречься от Христа.
Во дворе дома М. ихэтуани «искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом». Соседи перенесли тело убиенного к развалинам миссионерской богадельни. Позднее член миссии архим. Авраамий (Часовников) подобрал тело священномученика. В 1903 г., при первом праздновании в честь мучеников в Пекине, останки М., а также др. убиенных были положены под алтарем храма Всех мучеников (1903), построенного на территории Русской духовной миссии. Мученическую кончину приняли также жена М. диаконисса Татиана Ли и его старший сын Исаия. В том же году на месте, где был замучен М., был поставлен крест, к к-рому в день памяти святых совершался крестный ход.
Определением Синода от 17 февр. 1997 г. установлено почитание Китайских мучеников как местночтимых с 2-дневным празднованием - 23 и 24 июня (н. ст.). Как местночтимый святой с датой памяти 24 июня М. был прославлен РПЦЗ. В 2016 г. Архиерейский Собор РПЦ установил общецерковное поминание М. в лике Китайских мучеников память отмечается в день его кончины - 23 июня (н. ст.). Мощи священномученика при закрытии Пекинской миссии вместе с др. останками были перенесены на правосл. кладбище Пекина за Аньдинмэньскими воротами города. В годы т. н. культурной революции кладбище было разорено и позднее преобразовано в парк Цинняньху («Озеро Молодежи»), где, предположительно под спудом, покоятся мощи священномученика.